А. А. Зализняк: «Истина существует, и целью науки является ее поиск»

Dec 30, 2017 00:08


"Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно ( Read more... )

наука, общество

Leave a comment

Comments 346

mynine December 29 2017, 21:20:11 UTC
Очень жаль что такой выдающийся ученый и человек умер :(
----
Кмк, у вас тут не очень корректно сформулированы принципы науки (хотя это очень тяжело сделать точно).

> Есть реальное положение вещей, мы тестируемые разные гипотезы и приближаемся к правильным ответам. Но только если мы отбираем те гипотезы, которые лучше соответствуют имеющимся данным.

Видимо, "тестируемые" это опечатка, но все-таки ученые сперва придумывают гипотезы и потом их тестируют.
И второе, "имеющиеся данные" слишком общее выражение - сюда можно приписать слишком многое. Гипотезы должны лучше соответствовать объективным фактам реального мира. Естественно, настолько насколько эти факты нам известны, если появляются новые факты мы вынуждены отказаться от гипотезы и придумывать новые.

Reply

scinquisitor December 29 2017, 21:29:09 UTC
поправил немного, спасибо. Да, опечатка

Reply

user_ami December 29 2017, 22:36:41 UTC
Я б сказала, не "отказываться", а уточнять. Что б там ни открыл Эйнштейн, при скоростях, далёких от световых, мы по-прежнему просто их складываем. Земля круглая, но площадь участка в несколько соток мы вычисляем в рамках планиметрии, а не сферической геометрии.

Reply

mynine December 29 2017, 23:24:35 UTC
Нет, как раз отказываться. Теория Ньютона неверна и это непреложный факт.

Просто есть существенное различие между физической теорией, описывающей реальность и практическим использованием её математического аппарата.

Поскольку мы знаем, что при скоростях намного меньших c, формулы Эйнштейна дают точно такой же результат (в пределах допустимой погрешности), что и намного более простые формулы Ньютона, то в таких случаях нет никакой необходимости усложнять себе жизнь - считаем "по Ньютону", осознавая что сама теория неверна и ее формулы дают лишь приближенный результат в отличие от.

Reply


e_1_off December 29 2017, 21:22:22 UTC

Мне больше нравится, как это сформулирлвал Давид Гилберт: Wir müssen wissen, wir wurden wissen.

Reply

klausnick December 30 2017, 07:01:54 UTC
Wir müssen wissen, wir werden wissen.

Reply


thrasymedes December 29 2017, 21:23:32 UTC
"...бывают случаи, когда непрофессионал оказывается прав, а все профессионалы заблуждаются..."
Интересно, а много ли известно таких случаев ?
Если ограничиться, например, 20 веком.
Мне припоминается только 1 : вроде бы какой-то крупный физик уверял, что полет аппарата тяжелее воздуха невозможен.
Но даже тут не "все профессионалы"

Reply

backins December 29 2017, 23:36:36 UTC
< Интересно, а много ли известно таких случаев ? >

Канонический пример - история Земмельвайса.
Правда, он не был непрофессионалом.

Reply

jr0 December 30 2017, 01:46:09 UTC
Крупный физик, который утверждает чепуху - обычное дело. Тем более что фантазия у них недюжинная. Обсуждается обратное - дилетант, поправляющий профессионалов.

Обычно приводят Вегенера - метеоролога, который вдруг оказался геофизиком открывателем.

Reply

bbzhukov December 30 2017, 02:18:20 UTC
Ну, Вегенера тут уже назвали. Могу добавить Хайрема Максима - да-да, того самого, который человек-и-пулемет. Он, кроме пулемета, много чего более мирного напридумывал, в частности, эхолот. И вот эта его конструкция навела его - самоучку, у которого даже физического или инженерного образования не было, не то что биологического - на мысль, что именно таким образом летучие мыши в темноте и ориентируются ( ... )

Reply


myhand December 29 2017, 21:46:31 UTC
> А нынешние средства массовой информации, увы, оказываются первыми союзниками в распространении подобной дилетантской чепухи

Походу, уже тяжелой поступью шагают "визионеры в мире образования", считающие что детишки должны "учиться", тыркаясь по сайтам в интернетах.

"Около двух лет назад я был в Лондоне, где мы в рамках ССО обсуждали сложный вопрос из геологии с девятилетними детьми. У них возникали разные сложности, но в итоге они давали блестящие ответы. Когда я спросил их, что было для них трудно, они сказали, что сложность была в том, что на разных сайтах информация отличается. На вопрос, как они решили эту трудность, они ответили, что придумали правило - если на сайте о чем-то говорится, они находят еще один сайт, и если информация там отличается, находят третий, чтобы понять, с каким из двух он совпадает, и на всякий случай проверяли на четвертом. А потом они все вместе обсуждали, почему именно этот, а не тот, ведь на трех говорится одно и только на одном - другое. Я тогда подумал, что это чудесный ответ."

Вот так. Больше ( ... )

Reply

is4umielofon December 29 2017, 22:38:02 UTC
считающие что детишки должны "учиться", тыркаясь по сайтам в интернетах.
С тем, что "индустриальные" методики неадекватны я тоже согласен.
Но такой дикой интерпретации проблемного обучения я еще не встречал, спасибо за сцыль.

Reply

prikhoganin December 30 2017, 08:35:05 UTC
Ну, правильно!
Существует несколько теорий образования нефти, например.
Нет, понятно, что популяризаторы - хотят всех постричь под одну гребёнку, и дать на все вопросы один ответ. Но жизнь устроена сложнее.

Reply

myhand December 30 2017, 09:07:05 UTC
> Ну, правильно!

Ну еще-б вы не одобрили такой метод абразавания.

> Существует несколько теорий образования нефти, например.

Дело не в том, что могут существовать несколько теорий. (Кстати, в этом случае детишкам надо бы рассказать о всех, а не устраивать голосование.) Полагаю, про такое популяризаторы вкурсе. Проблема в принципе "выбора" знаний в буйны головушки.

Reply


scholarpunk December 29 2017, 21:47:37 UTC
> Истина существует, и целью науки является ее поиск.

Это только на том уровне, который достаточен для оппонирования этим вот разновсяким. Хотя пайому их лучше дустомъ, а не убеждением...

А если же спускаться к самым корням, то... Что, уже придумали как за пределы аксиоматического аппарата выйти?

> все, что мы узнаем - упал он восточней или западней, северней или южнее монетки. Чем больше мы
> сделаем бросков, тем точнее сможем определить местоположение монетки.

Во, вот с этого и надо было начинать!.. А то "истина", "истина"...

ЗЫ. А у Вас тут, по последним оперативным данным, уже деструктивный научно-популяризаторский КУЛЬТЪ!

Вон, щас аколиты, роняя пену с клыков, кидаццо начнут... Особенно ежели про Маркова с Дробышевским штонебуть непочтительное скажу, ога.

Reply

shilo_namylin December 29 2017, 22:21:43 UTC
> Во, вот с этого и надо было начинать!.. А то "истина", "истина"...

А что не так?
Поиск истины не может осуществляться методом последовательных приближений?

Reply

scholarpunk December 29 2017, 22:25:48 UTC
Ну да, вот и будет в пределах статистической достоверности (P=чему-то)...

Reply

shilo_namylin December 29 2017, 22:30:29 UTC
А нужно или все, или ничего?

Reply


Leave a comment

Up