Идея поучаствовать в ралли
Плимут-Дакар вызревала уже давно.
Если мне не изменяет память,
gevor рассказал мне об этом еще лет пять тому назад. Но каждый год что-то не получалось - то у кого-то из нас не оставалось отпуска, то паспортов не было, то еще что-то. Наконец, летом этого года ситуация прояснилась, у всех всё вроде бы складывалось, я взял отпуск на три с половиной недели вместе с праздниками, мы пару раз встретились за пивом, обсудили варианты маршрута и даты выезда, и заплатили организаторам. Отступать было некуда.
Дальше начались поиски машины. Нам нужно было что-нибудь полноприводное, возрастом 20±5 лет, не дороже 1000 фунтов, в идеале - с истекающим техосмотром, и неприятными, но некритичными проблемами, из-за которых текущий владелец пытался бы от машины максимально быстро избавиться.
Поскольку для нашего варианта маршрута с окончанием в Гамбии требовалась исключительно леворульная машина, найти что-нибудь подходящее в UK было нереально. Оставалась континентальная Европа. Испания и Португалия отпали из-за сложностей с оформлением документов для нерезидентов, Францию никто серьезно не рассматривал из-за языковых вопросов, в Бельгии и Голландии вариантов было исчезающе мало, а цены оказались запредельно высокими, и только Германия выглядела более-менее сносно. Ну и я туда периодически летал по работе.
В середине ноября, когда я как раз был в очередной командировке на северо-западе Германии,
gevor порылся на немецких автосайтах и подобрал где-то десяток вариантов между Дюссельдорфом и Франкфуртом. Я выделил под это дело выходные 15-16 ноября и взял прокатную машину, чтобы объехать все точки. Но из найденных вариантов фактически получилось посмотреть только два - четырехлитровый Jeep Cherokee начала 90-х с АККП и двухлитровый Opel Frontera с «механикой». Остальные или уже ушли, или по указанным контактам никто не отвечал.
У Чероки как раз протух техосмотр, а без него получить экспортные номера нельзя. Продававший его турок сразу же предложил за 200 евро решить вопрос через знакомого механика и получить нужную бумагу, при условии что машина тут же покинет территорию Германии. Но это был откровенно стремный вариант, да и машина явно не стоила полутора килоевро.
На фоне этого зеленый Опель-Фронтера Sport с 160 тыс км пробега выглядел практически идеально. У него протекал топливный насос и не работали тормозные огни (из-за чего собственно владелец и решил его продать за полтора месяца до истечения техосмотра), но этого я на радостях не заметил. У нас фактически была машина!!! Владелец хотел исключительно наличные, которые в субботу вечером получить было нереально, поэтому в понедельник 17 ноября пришлось переться к нему в деревню еще раз.
По сравнению с тем, как безболезненно происходит покупка-продажа машины в UK (все вопросы решаются по почте, онлайн или по телефону), в Германии этот процесс забюрократизирован и чудовищно неэффективен.
Если вкратце, то предыдущий владелец должен снять машину с учета (при этом она остается без номеров), а новый владелец должен получить специальные экспортные номера (Zollkennzeichen), которые действительны 1 месяц. Обе операции требуют личного посещения Zulasungsstelle (это некий местный аналог МРЭО).
Так как в день продажи я не смог отпроситься с работы, мы договорились, что немец снимается с учета сам, а машина пока постоит без номеров на парковке у его дома еще пару недель. Как потом оказалось, он был не в курсе экспортных процедур, и ввел меня в заблуждение, пообещав что встать на учет можно в любом отделении без самой машины.
Так как я еще не был уверен насчет расписания на работе, мы решили, что первого декабря прилетит
gevor и поставит машину на учет сам. Но я все-таки оказался в командировке возле Франкфурта в эти дни и пошел сдаваться. В лучших традициях госорганизаций, Zulasungsstelle обычно работает с 8:00 до 12:00. Во франкфуртском отделении меня сразу послали, мотивировав отказ тем, что регистрация должна происходить по месту жительства или покупателя или продавца (по крайней мере, насколько я смог понять со своим примитивным немецким).
Ладно, поехал в Heppenheim - это городок в часе электричкой от Франкфурта, ближайшее отделение от местонахождения нашего Опеля. Там мне сразу сказали, что для «красных» экспортных номеров (Zollkennzeichen) нужно обязательно сверить c документами номер шасси, а так как машина сейчас без номеров вообще и ездить так нельзя, придется сначал оформить краткосрочные «желтые» (Kurzzeitkennzeichen), которые можно получить без машины. Это дополнительные расходы (страховка + всякие платежи), но что поделать. На это ушла первая половина понедельника. Вечером прилетел
gevor, во вторник рано утром мы поехали с временными номерами к машине, прикрутили их как смогли, и к восьми часам поехали сдаваться опять.
Регистрировавшая нас девушка тщетно пыталась найти под многосантиметровым слоем грязи и ржавчины номер шасси выбитый где-то в районе арки колеса, потом махнула рукой и сказала что хватит того, что под капотом. У меня потребовали данные банковского счета - мол, для того, чтобы автоматически списать оттуда экспортный налог. Почему не наличными, как все остальные платежи? Загадка. Как и ожидалось, это не сработало, и через месяц я получил на свой лондонский адрес письмо из немецкой налоговой о задолженности в 12 евро.
Еще полтора часа разных очередей, и мы получили новый пакет документов и экспортные номера сроком действия до конца декабря. Успеть покинуть Европу - а в Африке уже все равно:
Дальше
gevor подбросил меня в офис, перегнал машину в Нюрнберг к знакомому механику, закупившись по пути нужным барахлом, и улетел в Лондон. До старта оставалось 25 дней.