![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6504/154712240.27/0_91b50_14617cd0_L.jpg)
Вечерело, но вечер обещал быть долгим - хотя летнее солнцестояние минуло уже месяц назад, длина дня была внушительной. И есть такая закономерность, что быстрее всего солнце опускается в 19:30 вечера, а после скорость его захода замедляется - в связи с этим летний вечер длится долго. И закатный свет в данной ситуации - вовсе не повод думать о скорой ночевке. Лето стоит любить хотя бы за "бесконечный" закат.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6607/154712240.26/0_91b30_bc9040bb_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6505/154712240.26/0_91b31_16d65719_XXL.jpg)
Пройдя через глухой болотистый лес, путь вновь вышел на песчаные боровые почвы. Боры - основной ландшафт на перегонах этой узкоколейки, но не единственный конечно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6408/154712240.26/0_91b32_369ecfee_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6606/154712240.26/0_91b33_67a0ce9_XXL.jpg)
На фото выше - очередной переезд, рядом с которым прямо из обочины дороги рос подсолнух. Сеть полевых и лесных дорог здесь очень густая, как и плотность поселков в округе. И УЖД не является препятствием для сельскохозяйственной логистики именно благодаря тому, что переезды сделаны на каждой дороге. Местность здесь уже с давней историей - люди живут здесь тысячелениями, а узкоколейка существует ориентировочно с 1895 года. За более чем век дорожная сеть успела устаканиться в максимально комфортном для себя состоянии. Узкоколейка эта исторически несколько раз меняла свое назначение и административную принадлежность. Изначально она была построена для вывоза леса, но уже в 80-е годы использовалась исключительно промышленными предприятиями. Более подробную историческую справку можно почитать
здесь.
Скоро мы въехали на участок, идущий по некому подобию косогора - путь шел под песчаным боровым склоном, а с другой стороны вниз уходила долина, где рос уже лиственный лес. О существовании таких мест на УЖД я знал еще до поездки, но вот мы и до них добрались - а между прочим, сюда от Антоновки уже далековато, пешком не дойдешь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6409/154712240.26/0_91b34_3fea3331_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6504/154712240.26/0_91b35_bcd7b635_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6508/154712240.26/0_91b36_65ea2df2_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6406/154712240.26/0_91b37_96d3776a_XXL.jpg)
Скоро завиднелась еще одна песчаная горка, на этот раз одинокая. Довольно симпатичная кривая перед ней. Путь выверен идеально, сравните например с
этим, или пусть даже с
этим. Не удивительно, что поезда здесь летают быстро. Хочу обратить внимание читателя на телеграфную линию, постоянно присутствующую вдоль УЖД - это тоже свидетельство бурного прошлого. Не знаю даже, действует ли сейчас эта линия. Если действует, то используется скорее всего не по назначению.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6607/154712240.27/0_91b38_a01a4db2_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6508/154712240.27/0_91b39_7d3a0697_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6508/154712240.27/0_91b3a_21202dca_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6406/154712240.27/0_91b3b_a8fbef8e_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6606/154712240.27/0_91b3c_982a1cd2_XXL.jpg)
На последнем фото видно, как меняется марка рельс. Рельсы клали, какие были. Есть разные марки, но в основном уложен дореволюционный аналог рельс Р24, начиная от 1896 года производства. Хозяйство здесь традиционное, мало что изменилось за века - потому получилось хорошее сочетание с природой. Хоть и места здесь населенные, и леса не дикие, мало что режет глаз. На фотографии ниже видно, как отец ставит на место выпавшую палку-распорку после перетаскивания дрезины через переезд. Конструируя дрезину, я немного не рассчитал с посадкой переднего колеса, и оно в итоге чиркало по рельсе. Справлялись мы тем, что подкладывали палки между посадочной опорой и передним колесом, таком образом колесо приподнималось выше.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6508/154712240.27/0_91b3d_9c13b6d8_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6508/154712240.27/0_91b3e_e22d9cbc_XXL.jpg)
Путевой пост с кучей знаков для снегоочистителя, и свободно стоящим прицепом от дрезины. У нас здесь была возможность поменять транспорт. Знаков снегоочистителю здесь нужно много, потому что переездов здесь много - над каждым переездом надо поднимать плуг.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6609/154712240.27/0_91b3f_780e075c_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6507/154712240.27/0_91b40_d1044636_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6609/154712240.27/0_91b41_4ef3527a_XXL.jpg)
Приехали в Хиночи. Очень давно, в 60-х годах, Хиночи были станцией - здесь имелась развилка в виде треугольника, ответвлялась 30-километровая ветка на Дубровицу. Остатки стрелки видны до сих пор, и благодаря им можно понять, насколько давно здесь не меняли шпалы. Путь на Дубровицу был главным, это видно. За бывшей стрелкой идет очень резкий поворот на приблизительно 70 градусов, на котором находится платформа. А за платформой примыкает вторая ветвь треугольника, так же в виде насыпи и остатков стрелки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6607/154712240.27/0_91b42_91b910b0_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6504/154712240.27/0_91b43_b2d35c34_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6606/154712240.27/0_91b44_a261e559_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6506/154712240.27/0_91b45_272b78b0_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6605/154712240.27/0_91b46_d21795ff_XXL.jpg)
Кривая в Хиночах - единственная малого радиуса на всем участке УЖД от Антоновки до Островска (на бывшем перегоне Островск - Заречное, являвшимся последним и самым дальним, кривые малого радиуса повсеместны). Рядом с платформой росли густые заросли ежевики, местами уже спелой. Там мы ей подкрепились немного. Ежевика росла и прямо на путях (для самых голодных). Хиночи были приятным местом. По старым насыпям уходили тропки в одноименную деревню.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6509/154712240.27/0_91b47_c214e5aa_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6606/154712240.27/0_91b48_eb05d8a8_XL.jpg)
Поехали дальше. Через метров 300 был переезд с мощёной дорогой, такие дороги по всей западной Украине не редкость - остались они еще с 19 века, во вполне пригодном состоянии.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6507/154712240.27/0_91b49_ece79082_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6407/154712240.27/0_91b4a_10ce61dd_XXL.jpg)
Дальше железная дорога вновь пошла по косогору, зажатая между песчаными склонами и болотистой низиной - по краю долины реки Стубла. Место это - одна из изюминок, на мой взгляд.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6506/154712240.27/0_91b4b_af97ea3_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6605/154712240.27/0_91b4c_dc3086d8_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6508/154712240.27/0_91b4d_5febadc2_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6607/154712240.27/0_91b4e_d4830379_XXL.jpg)
Деревянный мост через речку Стублу, самый крупный из пока что нам попавшихся - 25 метров. Железная дорога вышла на открытое пространство луговой низменности. Местность здесь претерпела большие преобразования, русло Стублы спрямлено, и по ее долине прорыто множество каналов. От старого русла и старого природного сообщества долины не осталось практически и следа. До спрямления реки здесь наверняка было болотисто, непроходимо.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6504/154712240.27/0_91b4f_91d5bc73_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6504/154712240.27/0_91b50_14617cd0_XXL.jpg)
После моста через Стублу был поворот на 70 градусов, компенсировавший излом УЖД в Хиночах.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6604/154712240.27/0_91b51_c450a072_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6406/154712240.27/0_91b52_baad5520_XXL.jpg)
Пока мы ехали голышом, почему-то именно к вечеру нас стали сильно донимать слепни. Комаров из-за жары почти не было, да и не сели бы они на нас на такой скорости, а вот слепни - постоянные спутники жарких летних дней, и их почему-то становилось тем больше, чем быстрее мы ехали. А когда мы останавливались, они рано или поздно то ли заканчивались, то ли успокаивались. Причем чем дальше в вечер, тем больше становилось слепней. Наконец я приметил, что слепни оказывается сидели на рельсах - грелись, потому что вечером солнце уже не так пекло, а вот рельсы оставались теплыми. И мы своей же дрезиной сгоняли их оттуда, после чего они, учуяв плоть, пускались за нами в погоню. Но к тому моменту привычка к слепням у нас какая-то уже выработалась, например я привык держаться за руль одной рукой, а второй постоянно хлопать себя то по ноге, то по спине, то по шее - естественно не без разбора, а уже почувствовав хороший такой укус.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6406/154712240.27/0_91b53_fbdef04c_XXL.jpg)
Правда количество слепней к вечеру росло, потому что их всё больше слеталось на рельсы и оставалось там сидеть. Потому возле очередного путевого поста, который на фото выше, мы решили одеться обратно. И как-то в следующие дни нам уже не хотелось повторять голые заезды. А путевой пост опять же аккуратный, с рельсами для выкатывания дрезины, деревянно-черепичной крышей и кучей знаков для снегоочистителя. Что касалось переездов, я их снимал все, потому что это тоже объекты истории, и каждый из них по-своему уникален. Представить только - мы уже столько проехали пути, а ведь поезд проезжает в каждом месте очень быстро, путь практически и не видит этого поезда. Жизнь узкоколейки висит на волоске, когда всю дорогу держат ради одного поезда - потому нужно ценить моменты, и не пожалеть времени съездить сюда - кто знает, какой раз последний. Но лучше пожелаем долгих лет этой дороге.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6608/154712240.27/0_91b55_f080480b_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6407/154712240.27/0_91b56_591da070_XXL.jpg)
Остановка Луко примечательна своим магазином. По поездке в Антоновку, совершенной через год, я знаю, что пассажиры поезда иногда выбегают к нему за ништяками, рискуя остаться в Луко на ночевку. Рядом с Луко (и одноименным поселком) находится одноименное озеро. В здешнем краю, который именуется Ровенское Полесье, большая концентрация интересных природных объектов, а сочетание ландшафтов вы сами видите, весьма приятное.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6408/154712240.27/0_91b57_533d9c32_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6507/154712240.27/0_91b58_48488e1b_XXL.jpg)
Вечерние тени уже изрядно подлиннели, а мы были уже одеты в рубашки, и слепни были нам же не страшны. Уже очень скоро мы должны были достичь станции Белая. Трудно поверить, а ведь мы выехали из Антоновки в середине дня!