В прошлой части мы закончили на мосту через реку Вирок. Так вот, мы пошли на разгон, к концу моста выйдя на крейсерские 15-20кмч. И тут под нами ломается нижняя алюминиевая тяга, зацепившись за какой-то гвоздь! Лязг металла по рельсам, дрезина скукоживается пополам внутрь колеи, нас немного несет по инерции, но остановки долго ждать не приходится. Хорошо еще, что остановились плавно, и не зацепило никакие наши торчащие части за шпалы и другие предметы. Первая мысль у меня была - ну вот, закончилось наше путешествие, остаемся здесь ждать обратного поезда - и как мы теперь будет таскать с собой эту кучу металла? Отец тоже молчал, в общем хорошо дрезину покурочило, ничего не скажешь. Костыль-виновник происшествия торчал из бруска, на котором сходились контррельсы моста. Тяга, которая зацепилась за этот костыль, располагалась ниже всех, и нам повезло, что поломало только ее, хотя к тому моменту я все равно еще не видел выхода из ситуации. Мы проковыляли немного вперед, за кривую, чтобы уйти в более скрытное место - напротив моста через Вирок был мост автодороги, а лишних зевак в такой ситуации нам не хотелось. Тяга была переломлена, но держалась за какую-то "жилу". Когда я попробовал ее разогнуть, она сломалась совсем - алюминий, чего тут ожидать. Но при виде двух концов сломанной тяги, состыкованных нос к носу по прямой линии, ко мне пришло озарение - нам нужно выпилить бревно определенной длины, и установить его как в виде распорки между половинами дрезины, так и в виде выпрямляющего "гипса" для сломанной тяги. Цепная пила у нас была, оставалось лишь более-менее точно ее применить. Бревно мы в итоге выпилили, и прикрутили его к тяге резинкой натуго. Бревно было довольно толстое, и торчало немного вверх, распирая стороны дрезины. Также оно торчало и вниз, уменьшая наш "дорожный просвет", но это было не фатально - просто теперь нужно было быть повнимательнее. Чтобы бревно не опускалось ниже, чуть позже мы его примотали и к другим упорам. Точность конструкции была конечно уже не та, как когда я вымерял каждую дырочку с точностью до десятой доли миллиметра, но дрезина стояла надежно в колее - а это главное.
Время в exif-е фотографий показывает, что вынужденная остановка заняла у нас чуть менее 50 минут - таким образом мы еще оставались примерно в графике, и не пропустили утро. Но до Заречного мы теперь уже кажется не успевали на все 100%. Утром у меня все-таки была надежда успеть проехать всю УЖД, и сейчас я знаю, что мы успели бы, если бы не эта поломка. Но в любом случае, мы снова ехали, и перед нами появлялись новые пейзажи, пока что сельской направленности.
Наконец, речной и сельский край закончился, и мы вновь въехали в сухие леса. По пути была платформа Перекалье, имевшая даже табличку с названием. Поселок Перекалье находится довольно-таки далеко отсюда, и это скорее правило для остановок на данной УЖД.
Потихоньку начиналась духота. Не помню уже, по какому поводу мы останавливались здесь, в теньке. На последнем фото хорошо видно расположение упорных роликов для задних колес велосипедов и для удержания дрезины в колее. На боковинах шин задних колес уже видно, как "почистилась" резина.
Встретились еще с одним работником пути, который прочищал борозды на переезде. К тому времени мы уже не сильно беспокоились - знали, что здесь народ правилами не зомбирован. Отношение было доброжелательным. За кривой линия устремлялась параллельно дороге, которую за лесом не было видно.
Места пошли песчаные. Заваленная шишками, в сени сосен, остановка Тиховиж-1, или Тиховир-1 - кто как называет, мне нравится больше первый вариант. Здесь и травы нет на путях - больно сухо, тенисто и не плодородно. Стоит заметить, что здесь, в Ровенской области конец июля похож на нашу середину августа - здесь лето начинается раньше, потому к июлю трава успевает отцветать и отсыхать.
Через километра 4 - остановка Тиховиж-2 (Тиховир-2). Рядом с переездом, как и полагается. Дорога ведет в деревню. Здесь отец уже не выдержал, и соорудил головной убор. Утро, очевидно, закончилось - каким бы долгим оно не было (хотя по часам было всего 9:30 утра). От реки Стырь мы проехали около 15 километров.
Вот и Островск. Всего 1.5 года прошло, а уже трудно различить след снятого второго пути (его линия читается слева). На втором фото вдали видны шпалы, оставшиеся от стрелки. Островск - это ранее граничная станция, от которой начиналось основное грузовое движение. Здесь был сушильный завод (все так говорят, а я до сих пор не знаю, что там сушили). Соответственно, "класс" пути до Островска и после Островска отличался. На участке Островск - Заречное кривые гораздо более крутые, и малые радиусы начинаются с самого раздельного пункта - станция (а ныне остановка) Островск находится на очень крутом повороте.
[
Станция Островск в 2009 году. Тепловоза на фотографии уже нет в живых ]
Туда, где проходил второй путь, уже вкопан знак "Зупинка локомотива" и километровый столбик 75. Знаки остановки на УЖД стояли трех видов - помимо такого, как в Островске, встречались "Остановка локомотива" и "Зупинка потяга". Местное население здесь говорит на смеси русского и украинского, ближе к украинскому. А станцию конечно жалко - от того, что ее ликвидировали, ничего не выиграли. За переездом находился очередной резкий поворот, уже в другую сторону. На этом повороте находился путевой склад, напротив которого два года назад стоял семафор. Семафоры из Островска пропали в неизвестном направлении - якобы в музей, но на самом деле никто их не видел. Хорошо хоть сарайчик оставили. На рельсовых плетях с другой стороны от него паслись куры и петухи.
[
Семафор в Островске в 2010 году ]
Варварское и совершенно бессмысленное решение об уничтожении станции, к сожалению, не имеет обратной силы. Не думаю, что хоть что-то утерянное вернется назад. Но что ж, нет ничего вечного - и мы когда-нибудь помрем, а вместе с нами и наше отношение к произошедшему в Островске. За поселком находилась группа Островских озер, и железная дорога огибала их на некотором расстоянии. Время складывалось так, что мы могли доехать до этих озер, там искупаться и размонтировать дрезину, после чего вернуться на велосипедах на станцию и уехать обратным поездом в Антоновку. С тем фактом, что в Заречное мы не успеваем, пришлось как-то мириться. Мы могли бы съездить в Заречное поездом, но я предпочел его снять на перегоне - уже скоро он должен был пройти. Если бы до нас никто не бывал в Заречном, я бы конечно поступил по-другому - но к моменту нашей поездки снимков оттуда было полно, потому я решил, что это не так критично дублировать подвиги других фотографов. Путь от Островска к озерам составлял около 4.5 километров.
Выемка - то место, где я хотел сфотографировать поезд. Беседка за выемкой находится на дороге, ведущей к озерам. Это не единственная дорога к ним, и даже, я бы сказал, второстепенная - потому что озера мы уже проехали, и теперь будем подходить к ним с дальней стороны.
Поворот в выемке был резкий, в стиле этого участка УЖД. За выемкой был очередной деревянный мостик. Поезд оставалось ждать около 40 минут, и он пришел по графику. Несмотря на крутой поворот, поезд прошел быстро и довольно естественно - пришлось заранее планировать щелчки кадров. Сегодня поехал ТУ2-062 - все-таки я его снял.
За несколько секунд поезд прошел, и скрылся за поворотом. Это был финальный этап нашего путешествия, дальше уже только назад, и довольно поспешно. Несмотря на тенистое место, жара установилась лютая. Мы разъединили дрезину и велосипеды, и направились к озеру, где у нас был час, чтобы искупаться, после чего нам необходимо было выезжать в Островск. Поезд в Заречном стоял всего два часа, то есть скоро уже должен был идти обратно. Но кто из нас двоих мог сейчас догадываться, что наша дальнейшая судьба сложится совершенно неожиданным образом..