У нас оставалось три дня дарового времени. На самом деле, времени было еще больше, но из-за очень неудобных пересадок выбираться из Антоновки нам предстояло долго, пришлось зарезервировать лишний день на дорогу. Еще вчера вечером у меня родился план съездить поездом на Заречное - затея это не очень долгая, потому что от Островска до Заречного поезд идет всего час, а стоит в Заречном поезд два часа, что тоже немного. Заречное располагается на реке Стырь, купаясь в которой, можно скоротать время. После моей поездки в Заречное мы решили сразу же выезжать на дрезине в сторону Антоновки. Отец был явно не против остаться на озере, я так думаю. А я двинулся на велосипеде в Островск - все же 4 километра хода, если не больше. Ехал вдоль пути, сняв упущенные в прошлый раз места - крутую кривую в черте поселка и переезд.
Ехал я к поезду впритык, пришел он с опозданием в минут 15. Пассажиры в основном вышли, оказалось, на Заречное мало кто ехал. А я уж беспокоился, как я буду умещаться с велосипедом в заполненном людьми вагоне. День был воскресный, потому вагона целых 4. Узкоколейные вагоны довольно-таки вместительны, можно встать в полный рост, да и поперек можно лечь.
Контролер в поезде действительно есть, цена билета конечно смешная, чисто формальная. После Островска поезд некоторое время шел медленно, несмотря на опоздание - видимо, есть ограничение, хотя я уж не знаю, почему - наверное, бюрократия. Но выйдя из поселка, поезд набрал свою крейсерскую скорость. Как я и говорил, здесь помешательства на правилах нет, потому в частности никто не ругает за то, что открываешь дверь на ходу, и так далее. Может потому и пусто в вагонах, что все пассажиры сидят на подножках. Хотя я ни в коем случае не поддерживаю злостных нарушителей, которые могут создать прецеденты, не остабщиеся без огласки. Помню, когда был здесь в другой раз, на фестивале "Янтарный путь", видел, как девушка перелезает на ходу снаружи из вагона в вагон. А так конечно подножка - хорошее место для съемки.
Click to view
Из открытой переходной двери заднего вагона тоже можно было хорошо поснимать. По сути, таким образом можно было бы отснять всю УЖД - ракурс почти как с дрезины, но без возможности выбора альтернативы. Снимать я решил начать за Морочным, чтобы, если мы чего-то там не увидели, это было сфотографировано. Но кроме нескольких переездов никаких объектов обнаружено не было. Остановок тоже не было, хотя раньше на участке существовал о.п. Парская (упразднен видимо из-за лютой глуши здешних мест). За Морочным шел сплошной лес.
Поезд на этом участке, видимо, решил нагнать немного опоздания, и разогнался наверное километров почти до 50-ти в час. Не знаю, почему именно здесь такая скорость. Позади состава вздымался в воздух песок. Решил снять видео движения - на узкой колее редко такое увидишь. На пионерках-то мужики еще не так гоняют, а вот чтобы тяжелый состав так шел - это только на Антоновской УЖД. Некогда магистраль, эта узкоколейка еще не потеряла многих своих качеств.
Click to view
Перед Заречным была прямая на 5.5 километров, ну или почти прямая. На этой прямой поезд продолжает идти быстро. На подходе к станции был переезд с мощеной дорогой, за ним - опять знаки приближения в виде щитов, такие же, какие были на Белой. Но таких знаков не было в Антоновке и Владимирце.
Поезд прибывает на Заречное всегда на боковой путь, к платформе. Стрелка переведена, потому что после каждого ухода поезда она в таком положении и остается. Обратите внимание, что боковой путь после поворота продолжается в виде шпал - здесь раньше был либо улавливающий тупик, либо какой-то протяженный подъездной путь. После прибытия машинисты сразу производят маневры, после чего идут отдыхать. Потому надо спешить. Мне помог в этом велосипед, заранее собранный. Я успел догнать тепловоз в тупиковой горловине, а потом поехал за ним вдогонку на выходную горловину. Персонала на станции нет, всё делают машинисты.
В конце я даже залез на столб, чтобы снять получше. Заречненский семафор попал в кадр. Прицепив локомотив с другой стороны состава, машинисты пошли отдыхать. Сейчас самый полдень, время жаркое. Причем, что интересно, когда поезд прибывает на Заречное, то он получается по солнцу. Но и когда уходит с Заречного, он опять же получается по солнцу, потому что солнце успевает переместиться. Станция Заречное ориентирована в широтном направлении, а время как раз полуденное. Вообще говоря, к разговору об ориентации, узкоколейка в широком географическом масштабе имеет форму вопросительного знака - есть участки, идущие в широтном направлении, а есть, идущие в меридианальном. Спешить уже было некуда, поезд застыл в ожидании, и я сходил поснимать станцию. В тупиковой горловине был интересный подъезд для дрезины, под углом. Сам же тупик, по моим предположениям после рассматривания спутниковой карты, раньше продолжался дальше в виде подъездного пути (сейчас это направление перегорожено забором). На станции Заречное, как вы уже обратили внимание, три пути. Третий путь всегда ржавый, и выглядит он не особо бодро. Рельсы у него потоньше, чем на других путях, и также раньше была стрелка близ горловины, либо же улавливающий тупик. Путь, видимо, используется в зимнее время, чтобы оставить снегоочиститель и пропустить поезд - или же его оставляют для какого-то стратегического резерва.
[
Газета об узкоколейке, висевшая на стекле зала ожидания в Заречном ]
Я сел на велосипед и пошел кататься по Заречному - съездил сначала вперед по дороге, до магазина, и закупившись мороженным, поехал назад, чтобы выехать к речке Стырь. Между речкой и поселком шла полоска луга и кустов, там отдыхало много людей. Нашел я место и для себя. Вода была хорошая, летали стрекозы. Нашлось даже место, где у самого берега была глубина в полный рост - хорошо подмыла вода. Когда я вернулся, отдохнувший и освежившийся, солнце уже перешло на другую сторону, осветив морду тепловоза. Машинисты уже осматривали состав, готовились в путь. Вагоны здесь имеют не меньший пробег, чем тепловоз. Каждый день поезд проходит 212 километров пути, за год набегает почти 80 тысяч километров.
Вот мы и тронулись. Опять я сзади, смотрю из двери и снимаю станцию Заречное. Справа виден сарайчик, только сейчас его заметил на фото, а вообще должен же был снять по-нормальному.
Заречненский семафор, как и сама станция, неминуемо удалялись, и кто знает, побываю ли я здесь еще раз. Можно было только помахать им рукой. По пути я снял и те места, где мы уже проехали на дрезине, но чуть с других ракурсов и по другому свету. Заодно на Локнице снял переезд.
Вот и Островск, состав уже проехал мимо озер, где меня ждал отец. В самом Островске, прямо в поселке, тоже есть озеро. От остановки до него всего лишь метров 150. Озеро чистое, мелководное, и довольно большое - почти 2 километра по длинной стороне.
Вот и завершилась моя поездка в Заречное - не спеша я покрутил в сторону озер. Стоило пообедать, а потом - двинуться назад на дрезине, и искать счастье на проеханных километрах.