Навигация:
<< Немного о Якутске |
Заброска на Кенгдей >> << К оглавлениюДальнейшая часть нашей поездки совершилась во многом благодаря помощи сотрудников Усть-Ленского заповедника. В Тикси есть необходимые транспортные ресурсы, но чтобы до их заполучить, надо как говорится «знать места». А точнее, знать нужных людей в городе и в целом в Булунском улусе. Кто и как сможет добросить страждущих, через сколько дней это случится, и на каких условиях - дело удачи, конкретного случая. В разное время доступны разные люди. Потому о конкретном сценарии заброски мы договорились уже ближе к делу, непосредственно перед поездкой. Естественно, сами мы не местные, нам жизненно важна была помощь знающих людей. Чтобы не сбивать читателя с толку, уточню: формально Тикси - не город, а поселок, но его жители в разных контекстах могут сказать и так, и так. Одно могу сказать - урбанизация в Тикси составляет 100%, это местный центр притяжения, и просто так вынести Тикси за скобки или замазать его на карте не получится.
На первичном этапе планирования я был еще оптимистом. В плане забросок я надеялся на счастливые случаи, которые по моему мнению обязаны нам были подвернуться. Вот прилетим в Тикси, а там уже пойдет попутный сухогруз, или вертолет на Кюсюр, или как-нибудь о катере удастся договориться. С заповедником я видел смысл связаться, чтобы урегулировать вопрос с той частью нашего маршрута, которая затрагивала заповедный участок берега в районе Тит-Ары. Эту часть работы я «повесил» на Антона по его же инициативе, зная о его вежливости и коммуникабельности. Но в процессе переписки очень скоро стало ясно, что на том конце находятся отнюдь не бюрократы, а вникающие в суть вопроса люди, не обделенные к тому же любопытством по отношению к нашему начинанию. Директор заповедника Юрий Иванович Есаулов был тогда в отпуске, но каким-то чудом нашел наше письмо, и передал его Ирине Александровне, которая в тот период управляла делами на месте. Ирина Александровна первое время не могла определиться, стоило ли воспринимать нас всерьез, потому дальнейшую коммуникацию я взял в свои руки, чтобы передать всю суть дела, и попытаться развеять недопонимание. К счастью, авиабилеты и пропуска в погранзону у нас уже были на руках - а раз люди неминуемо прилетят, что-то же с ними надо делать. Выяснилось, что добраться из Тикси в Кюсюр что на сухогрузе, что на вертолете весьма проблематично - основная волна навигации по реке уже закончилась, а количество вертолетных рейсов летом сокращают в связи с включением в работу теплохода «Механик Кулибин», курсирующего в прочем раз в 3 недели. Авиакомпания «Полярные Авиалинии», в тиксинский филиал которой я звонил чем ближе к поездке, тем чаще, не имела плана полетов дальше чем на сегодняшнее утро, и в итоге вертолет так и не полетел. С моторной лодкой вариант тоже оказался сложным и не надежным, потому что залив Неелова, поднимись там шторм, был способен перекрыть проход к устью Лены на несколько дней подряд. По расходу топлива это тоже выходило дороговато, да и по риску - в протоке Быковской места опасные, плыть надо не меньше чем двумя моторками. После ряда попыток поиска вариантов для нас, Ирина Александровна дала нам контакт зама по охране территории, Петра Борисовича, который имел идею, как нас забросить, исходя из реальных возможностей.
Данную часть рассказа я неспроста назвал "В Тикси", имея ввиду еще и полёт в этот город. На протяжении двух часов самолет непрерывно летит почти строго на север. Это при том, что пункт отправления, Якутск, уже сам по себе является северным городом - иногда его даже балуют полярные сияния.
Летим над Верхоянским хребтом. Река Улахан-Саккырыр и ее притоки. Где-то ниже по течению - поселок Батагай-Алыта. Типичный пейзаж гор северо-востока Сибири - голые каменистые вершины, многорукавые реки с обилием наледей, по низам лес.
Озеро Большой Сыалах (951 метр над уровнем моря) всё еще во льду, лето здесь еще лишь начинается
Верховья р. Мейчан, бассейн Лены
Р. Нюосу впадает в р. Хара-Улах, это уже река бассейна моря Лаптевых
Р. Буянка (снизу по центру) впадает в р. Хараулах. По обращенным на юг склонам еще есть клочки леса, но близость к Ледовитому океану скоро сделает своё. Высоты в долинах составляют 150-200м над уровнем моря, но местность уже почти голая.
Озёра Дянди, около впадения в р. Нянгылбыя одноименного с озерами притока. Здесь леса уже нет, и более его не будет.
Озеро Мантырыкан-Кюеле. К Ледовитому океану, который действительно со льдом, утекает река Хопто-Юряге. Рисунок тундры с неявными потоками красив, но это сверху, а вот когда вы увязнете там ногами, ощущения будут уже иными.
Безымянные озера у слияния рек Унгуохтах и Сого. Самолет значительно снизился, и стало видно, что рельеф довольно выпуклый. Тикси уже близко, 17 километров от города до этого вытянутого озера.
Текущая инфраструктура Тиксинского аэропорта была построена, видимо, в 70-е годы, и с тех пор аэропорт дожил до наших дней практически в неизменном виде, если не считать ремонта полосы. От самолета нас встретил автобус ЛиАЗ-677 (изюминка этого аэропорта), и провезя сотню метров по щебенке, забрался на гору к одноэтажному деревянно-бетонному зданию. Ирина Александровна поспособствовала тому, чтобы нас встретили с рейса. Получив багаж и пройдя пограничные формальности, мы поехали на УАЗе-буханке в основной город Тикси-1, до которого по сильно пылящей щебеночной дороге около 7 километров. Непосредственно же около аэропорта находится сравнимый по размерам военно-служебный городок Тикси-3. В Тикси-1 мы сразу же прибыли к администрации заповедника, где уладили все формальности, после чего нас разместили в квартире в соседнем доме. В Тикси мы теперь были не сами по себе, а имели крышу над головой. В 3-комнатной квартире временно размещаются посетители заповедника в виде приезжих отечественных и иностранных исследовательских групп. Быт в этой квартире чем-то напоминает хостел. После заселения и небольшого совместного чаепития, Ирина Александровна провела нам экспресс-экскурсию по продуктовым магазинам, которые интересовали нас более других городских объектов. Магазины в Тикси заканчивают работу в 19 часов - с такими делами был риск остаться без продуктов, если не поторопиться. Самолет наш сел вечером, при этом до последнего момента мы не знали, во сколько у нас завтра выезд, в теории он мог быть рано утром. Так что закупились всем, чем смогли, мы с вечера. Магазинов в Тикси, к слову, на удивление много, а продукты стоят вполне приемлемо, но иногда может наблюдаться дефицит некоторых товаров - например мы не смогли купить газовые баллоны, т.к. к нашему приезду последняя их поставка была распродана всеми магазинами. Не в тему наших нужд, но на тот момент неожиданно дефицитным продуктом оказался и бензин. Наученные жизнью владельцы автомобилей хранят запасы топлива, но все в городе экономят. Благо, вся жизненно важная служебная техника работает на солярке, ее проблема отсутствия бензина не касается.
В плане осмотра города торопиться было некуда - погода стояла с нашего прилета абсолютно ясная, а солнце заходило не скоро - недели через две, ведь в Тикси стоял полярный день. В городе улицы в основном без покрытия, лишь пара главных дорог на некотором промежутке устлана бетонными плитами. Дома плиточные, на открытых сваях. Есть еще старые двухэтажные бараки, они полностью выселены. Вокруг всего города - нечто вроде промзоны - гаражи, склады, какие-то нагромождения - в основном заброшенные или недострой, но где-то и живенько.
Прокрутка панорамы. Типичный Тиксинский пейзаж.
Практически в любую сторону от сердцевины города такой вид. Не понятно, что можно доламывать, а что нет. Зато детишкам точно есть где полазить. Кстати, те корабли в заливе - тоже затонувшие.
Если хочется выехать за город летом, без вездехода не обойтись. В городе можно встретить поровну как серийные модели, так и различные поделки, например такое детище. В целом в Тикси нет избытка вездеходной техники.
Таких двухэтажек в городе много, все они выселены. В связи с оттоком населения квартир гораздо больше, чем жителей, потому жилищный вопрос остро не стоит.
На дальнем плане стоят сопки. Наша квартира была как раз на окраине жилой части города, и в окне, над какафонией промзоны, маячила одна из ближайших к городу сопок с выложенной отработанными бочками надписью «Слава октябрю». Прежде чем гулять по окрестностям города, лучше навести справки, где ходить можно, а где не стоит - вокруг раскидано довольно много военных объектов, располагаются они точечно, но все же. Сопки используются военными для установки локаторов и тому подобного, и «Слава октябрю» была не исключением - наверху располагается пеленгатор «Круг». К самим ржавым бочкам правда подходить можно, в связи с чем после закрытия магазинов мы двинулись на гору. С горы открывался хороший вид на город, хоть и в связи со временем суток не совсем по солнцу (утром мы повторили вылазку, и сняли лучше). Вдали, между сопками, дымила городская свалка. Мусор из этих северных краев никуда не вывозят, и чтобы ветер не разносил, его сжигают, когда намечается благоприятная роза ветров. Помимо нас по горе прогуливались и другие местные жители, кто-то даже с детьми. Лето здесь короткое, к тому же в городе нет ни одного дерева и даже кустика.
Вечерний вид с сопки на море Лаптевых. Вода спокойная, местами полный штиль - такое не часто можно наблюдать на Ледовитом океане.
Ветер сегодня был северный, а значит с океана, разумеется холодный. Здесь не Мурманск, и океан действительно ледовитый. К нашему прилету вода у города расчистилась, но на подлете из иллюминатора мы видели забитую льдом губу Буор-Хая. Когда дует южный ветер, в городе тепло. А иногда бывает ветер косой - то с моря, то с суши, и тогда температура на улицах резко скачет, как было в день нашего отъезда обратно в Якутск. Спустились с горы мы уже сразу к берегу моря, природа у берега выглядела сравнительно не покорёженной. Поразило огромное количество разнообразных цветов.
По местным меркам здесь еще весна, хотя на отдельных участках цветение началось еще месяц назад. Насекомых-опылителей холодным вечером было немного, замечена лишь пара крупных шмелей - шмели, как известно, имеют активную терморегуляцию, и тем самым приспособлены к низким температурам.
Под цветами и обрывом, у самой воды, лежал грязноватый усевший снег, на вид в данный момент не тающий. Еще на обрыве висел многочисленный плавник, в основном крупные бревна, в том числе вмороженные в снег. Стоял практически штиль, вода, на вид безжизненная, омывала такие же безжизненные черно-серые камни.
Вода в океане пока еще около нуля, рядом с такой водой снег чувствует себя комфортно
Периодически по углам из-под берега валил дым - народ рыбачил, мужики жгли костры - судя по запаху не только из плавника, но еще и «с применением специальных средств». Над морем природа светилась - солнце, зелень, цветы, над которыми изредка пролетают довольно крупные шмели - но в то же время сквозь штаны к ногам проникает холод, студеный и совсем не летний. Солнце хоть и не заходит, но к вечеру опускается довольно низко, и перестает греть. В этот условно ночной период земля отдает тепло в космос.
Снято следующим утром с упоминавшейся сопки. Вдали виден аэродром, куда мы прилетели, и служебный район Тикси-3. На самом переднем плане и справа - полуразрушенная промзона во всей красе.
Прокрутка панорамы. От города на некоторый радиус расходятся капитальные дороги к различным военным городкам и объектам. Примерно 2/3 объектов заброшены или не достроены, а дороги служат до сих пор.
Вечером в квартире не утихали страсти. Когда мы с Антоном вернулись, на кухне заседала группа геологов, которые судя по содержанию их беседы уже вернулись из экспедиции. Во весь стол была разложена разноцветная геологическая карта, распечатанная в формате А1, и шло бурное обсуждение по части ее актуализации. По карте я понял, что группа исследовала долину реки Хараулах. В основном там были молодые люди, но среди них один пожилой профессор (будем так его называть), очень требовательный, и принимавший все выводы с показным хладнокровием и изредка даже скептицизмом. Наверное, студенческая практика. Несмотря на занятость кухни, чайку мы себе тоже заварили. Геологи были так увлечены обсуждением, что мне кажется нас даже не заметили.
Навигация:
<< Немного о Якутске |
Заброска на Кенгдей >> << К оглавлению