Ленская труба 2016 - Заброска на Кенгдей

Sep 29, 2016 00:21




Навигация: << В Тикси |  Река Кенгдей и протока Тас-Ары-Тебюлеге >> << К оглавлению
Старт нашего байдарочного сплава планировался от поселка Кюсюр. Это второй по размеру поселок Булунского улуса после Тикси, располагается он на правом берегу Лены примерно за 210 километров до начала дельты (то есть до острова Столб). Именно от данного поселка начинается вход Лены в створ Ленской трубы. Из Тикси в Кюсюр летает вертолет «Полярных Авиалиний», но расписания четкого нет - вертолет летит по погоде, и когда накопится критическая масса заявок. Стоимость полета на удивление бюджетная, но к сожалению (а может и к счастью) под наши даты рейс ни в какую не образовывался. Я звонил в местное отделение авиакомпании вплоть до последнего дня - дело в том, что рейс обычно утверждается непосредственно в день вылета, или в лучшем случае за день. На такой безнадежный случай Петр Борисович придумал для нас альтернативный план заброски, как было озвучено, «более реальный». На самом деле этот план был вовсе не альтернативным, а с точки зрения Петра Борисовича как раз самым основным, отличаясь от других вариантов своей надежностью. План состоял из трех частей. Сначала нас должны были забросить по тундре на вездеходе до реки Кенгдей, небольшого притока Лены, текущего по широкой низменности между хребтами Хараулах и Туора-Сис. Далее нам предстояло самостоятельно сплавиться по Кенгдею, а потом продолжить путь по обмелевшей протоке Тас-Ары-Тебюлеге (это как на карте, а местные называют просто «Тас-Ары») до самой Лены. На Лене нас забирали на катере, байдарку для этого предстояло снова разобрать - до Кюсюра нужно было подниматься примерно 135 километров вверх по течению Лены.


Схема нашей заброски в Кюсюр.
  • Красный - вездеходная заброска. Вездеходная дорога летом проходит там же, где зимой идёт автозимник, выходящий на Лену
  • Зеленый - этап байдарочного сплава. Река Кенгдей, далее протока Тас-Ары - пока не достигнем главного русла Лены
  • Синий - подъем на катере вверх по реке до Кюсюра (этот поселок далеко за кадром)


К вечеру по вездеходу время определилось - стартуют с нами не раньше 11 часов утра. Всю ночь в окно нашей комнаты лепило солнце, первое впечатление от полярного дня было пробирающим, в хорошем смысле этого слова. В нашей комнате третьим человеком был Евгений, ботаник по профессии, ожидавший утром отправление в экспедицию. Мы договорились синхронизироваться по сборам, чтобы не мешать друг другу спать - в 7 утра был подъем, благо при непрерывном свете встается легко. В квартире было жарко, отопление в Тикси работает круглый год за исключением нескольких дней летней профилактики.

С утренним стартом у нас немного задержалось. Вместе с нами квартиру покидали и остальные - сегодня и сотрудники заповедника, и квартировавшие группы отправлялись "в поля". У подъезда на скамейке сидели мужики без определенного рода занятия. Среди них обнаружился маргинальный тип, который начал к нам приставать с вопросами, куда мы едем. "На Самойловский?! Куда! Я вас спрашиваю!", и так далее. Тип производил впечатление обычного алкаша, потому мы его игнорировали, а он тем временем продолжал ходить у нас по пятам и задавать одни и те же вопросы. За это время мы узнали, что звали его Николай Николаевич. Николай Николаич был на понтах, и когда всё у него в голове улеглось, посоветовал нам обращаться к Толику из Кюсюра, чтобы кюсюрские пацаны нас не трогали. Кстати, об острове Самойловский - это место пожалуй самое посещаемое в заповеднике, там находится одноименная современная научно-исследовательская станция.

В 12 нас забрали вездеходчики. Мы подъехали к гаражам на окраине города, где уже увидели, какой вездеход у нас будет. Изначально у меня были предположения о легкой технике на шинах низкого давления, но выяснилось, что повезут нас на классическом, если не сказать легендарном вездеходе ГТС.


На этой технике мы поедем. Вездеход весит 3 тонны и является амфибией, хотя хозяин говорит, что все щели не заделать.
Внутренний интерьер и автор данного рассказа. Фото снято, еще когда мы стояли. Чем-то похоже на интерьер купе - по бокам полки, где можно и лежать, и сидеть, а в конце столик (в данный момент поднят, деревяшка справа). Справа вверху виден люк, через который можно попасть на крышу.

Водителя звали Витя, но в дорогу он собрался вместе со сменщиком, видимо для подстраховки. Где-то час ушел на снаряжение этой машины, после чего мы выдвинулись в путь. Первое время вездеход скреб гусеницами по гравийным дорогам, но вскоре мы вышли на тундровые грязевые колеи, и всё стало как надо. Вездеходная дорога до Кенгдея хорошо видна на спутниковой карте. В снежное время тем же маршрутом проходит зимник, по которому уже менее проходимые машины могут достичь Лены, и дальше по ее льду добраться своим ходом в Кюсюр, или хоть даже в Якутск. Отъехав от города, экипаж сделал небольшую остановку на перекур. Где-то там я осознал, что при перегрузке вещей в вездеход мы забыли про пенки, незаметно притаившиеся в дальнем углу микроавтобуса - к слову, они до сих пор находятся где-то в Тикси. Успокаивало, что опыт похожего провала у нас уже был - вскоре у меня в голове уже родились конкретные варианты, как из такого положения выкрутиться. Отныне вместо пенок мы будем использовать комбинацию из спасжилета, рюкзака и гермомешка - всех этих вещей у нас было как раз по паре.


Перекур. Колеса уже не такие чистые, как при выезде из гаража. Комары застали экипаж врасплох. В самом Тикси комаров почти нет из-за холода, люди отвыкают.

Дальнейшую дорогу мы провели на крыше вездехода. Еще примерно 15 километров мы видели позади тиксинские радары на сопке, но потом уже прошли пологий перевал, и виды стали уже вперед, показались верхушки голых гор Туора-Сис, перед которыми течет Кенгдей. В окрестностях перевала мы пересекли несколько талых речек, не отмеченных даже кустиками. Мерзлота здесь залегает слишком близко к поверхности. Приблизившись к долине Кенгдея, дорога провернула косо, теперь уже больше забирая на север, чем приближаясь к реке. В районе излома дороги находился известный для местных ориентир - «красная скала». Действительно красноватая, небольшая скала торчала из покатого холма рядом с очередной пересекаемой дорогой речкой.


"Красная скала". И вид на равнину, по которой петляет Кенгдей. За равниной - горы Туора-Сис. Горы идут в несколько хребтов. За горами течет река Лена и есть лес. Вездеходная дорога похожа на пашню - вездеход никогда не идет по старой колее, чтобы не сесть на брюхо, а прокладывает путь всегда с каким-то смещением в сторону.

image Click to view

Снято чуть ранее, пересекаем одну из речек. Гусеничная техника хорошо справляется с ямами и резкими переломами профиля - никаких толчков, движение равномерно, одним словом полный комфорт.

Здесь речки шли уже с ивовыми кустами вдоль русла. По мере удаления от океана и дальнейшего спуска в низину природные условия становились всё более благоприятными. Тем не менее, этой благоприятности был предел - лес в районе реки Кенгдей не встречался нигде. Были противоречивые сведения о том, что лес начинался внизу реки, однако эта информация днем позже не подтвердилась. В районе красной скалы также ответвлялась вездеходная дорога на Бедер, сейчас почти не использующаяся. Эта дорога уходила строго параллельно Кенгдею, следуя под предгорьями Хараулаха, с видом на долину реки. Главная же дорога под пологим углом пошла на сближение с рекой. В этом районе мы заметили бегущего по тундре оленя. А уже в конце пути на противоположном берегу мы заметили стадо - возможно, овцебыков. Горы Туора-Сис теперь не были ничем загорожены. Абсолютно голые, с беловатыми покатыми вершинами, эти горы отдавали чем-то мистическим и священным. Уходя на север, горная цепь постепенно падала в тундру. Настроения придавало и сегодняшнее спокойствие природы. Видимые как на ладони, эти горы никем не хожены, и обыкновенно воспринимаются как пейзаж далекого плана, к которому нельзя прикоснуться. Дорога пересекла еще несколько речек с ивовыми долинами, и выйдя на пойму, более круто повернула к реке. Кенгдейская пойма была болотистой и плоской, вся испещрена озерами.



Озера в низине. Река уже где-то близко. На заднем плане - горы Туора-Сис.

Пару раз начинал моросить дождик, и нам пришлось на ходу пролезать через люк вездехода в салон. Через пять часов езды мы были на финише. Вездеходная дорога коснулась обратной излучины реки, а потом прошла еще около полукилометра до того, как мы уперлись в реку снова. Сходу форсировав по камушкам неглубокий водный поток, мы выехали на пологую каменистую косу, где остановились. Почему-то была детская надежда, что мы поедем еще дальше по руслу - мы привыкли к дороге, проведя в пути более 5 часов, и уже не верилось, что этот этап поездки подошел к концу. Да, был вечер, около 19 часов. Тихо и безмятежно. Пока мы собирали байдарку на косе, экипаж пригласил нас на чай с бутербродами - к слову говоря, эти бутерброды были для нас не первыми, на одном из перекуров мы уже успели перекусить в кают-компании. Вездеход стоял еще долго - в итоге мы отплыли от места первыми.



Приехали. Место для сборки байдарки на самом деле отличное. Хозяин вездехода любит свою технику, для него гаражное дело - что-то вроде увлечения.

Изначально было указание везти нас выше по течению, но, словам экипажа, Кенгдей обмелел, и они привезли нас на следующее место, где воды в реке уже побольше. Глубина на середине реки здесь составляла сантиметров 30, и хоть здесь был перекат, я был тоже удивлен маловодностью. Для нас это впрочем было вполне приемлемо, осадка у байдарки составляла менее 15 сантиметров. Так и вышло - до самого устья Кенгдея мы не присели на мель ни разу. Плыть по Кенгдею и далее по Тасарынской протоке нам предстояло прилично - 25 и 10 километров соответственно. Нас должны были встретить на моторке завтрашним вечером, а это означало, что по Кенгдею придется идти в темпе, не жалея живота своего.

Навигация: << В Тикси |  Река Кенгдей и протока Тас-Ары-Тебюлеге >> << К оглавлению
Previous post Next post
Up