Мангистау 2019 - Кендерли

Nov 21, 2019 20:52



Навигация:   << Карын-Жарык  |   Кокусем - южный спуск - часть 1 >>
Через 20 километров движения на север сор имеет горлышко, разделяющее открытую воду на две неравные части - южное "море" по площади меньше северного. Здесь находится очередное скопление островных гор, и даже некое подобие хребтов, будто бы отколовшихся от обрыва и отлетевших в котловину сора. Интересно, что здесь на пути к обрыву мы наткнулись на сеть расщелин, заросших довольно сочным ковром травы и цветов. На спусках, где рассекаются верхние водоносные слои, всякое может встретиться.



Зелёные расщелины



Цветы


Прокрутка панорамы. Пролив между двумя частями сора. Местность внизу оживлена зелёными промоинами.



Горный полуостров с довольно узким пляжем


Прокрутка панорамы

Здесь было бы хорошо спуститься пешком на самое дно, чтобы пройтись по довольно узким "пляжам" вдоль вдающихся в воду возвышенностей, а заодно и по зеленым оврагам. К сожалению, мы не располагали временем для этого: миновал полдень, вниз-вверх мы могли не успеть обернуться до заката. Насчет этого места до сих пор остаётся некое сожаление, в прочем это ощущение возникало еще не раз за поездку - всего не успеть. Мы продолжили двигаться на север. Вскоре открылись инопланетные виды на северное "море" сора, некоторые склоны были с вкраплениями кремовых красок.



Берег северного "моря" сора



Берег северного "моря"


Прокрутка панорамы


Прокрутка панорамы

Миновав еще 30 километров, мы достигли места поворота обрыва чётко на восток. Здесь сор заканчивается, т.е. дальше воды не будет, но сама котловина никуда не исчезает. Через 10-15 километров на восток в котловину впадает большой овраг с солоноватой речкой Кендерли, как ее впоследствии называли егеря. На этой речке располагался следующий кордон заповедника, на котором имелось в баке некое количество пресной воды - так заверил нас Владимир. Само русло речки в районе кордона сухое, вода появляется ниже. Но до этого повествование еще дойдёт.



От розовато-белых гор в сторону сора (налево) уходит опускающийся "клин". Основной обрыв повернет в другую сторону, направо. Вдали этот же обрыв, повернувший опять налево - до него от точки съемки более 40 километров.



Панорама с того же места. Подо мной обращенный на север склон, чуть менее нагреваемый солнцем, и сохранивший больше влаги - здесь нашли приют заросли акации.



Вид вниз туда же. Здесь кажется что довольно зелено.



Это уже после проезда поворота обрыва, вид в сторону "клина".



Вид на восток, в сторону Кендерли. Видно, что здесь легко спуститься вниз.

Сор внизу закончился, теперь вдоль нас простирается овражистое днище котловины, покрытое редкими зелеными кустиками. Вдалеке виднеются столбы недостроенной ЛЭП, которая по оврагу Кендерли выходит в котловину, и далее пересекает сор. Вдоль столбов также идёт и дорога. Вдоль Кендерли по этой дороге можно доехать от кордона до самого сора, но расстояние приличное, более 20 километров в один конец - так что этот план я хранил в уме лишь на самый нереальный случай.



Низина и недостроенная ЛЭП. Вдали виден белый обрыв другой стороны котловины, перед ним - тёмные холмы хребта Карамая



Кордона на Кендерли мы достигли в аккурат на закате, когда солнце скрылось в пригоризонтной облачности. Наша полевая дорога вошла в другую более накатанную, вдоль которой в овраг речки уходили столбы ЛЭП. Там внизу стояло здание кордона, а неподалёку от него - метеостанция. И то и другое оказалось пустым. Пресную воду в баке возле кордона мы посмотрели, она действительно там была, но набирать не стали - наших запасов с "переливом" хватало до следующей точки, колодца Кокусем, в котором вода обещала быть более питьевого качества. С собой мы возили на каждом велосипеде по 10 литров воды на передней вилке, и еще столько же сзади в рюкзаке. Если речь идёт о велопоходе, то траты воды в здешней пустыне в начале мая составляют 4л в сутки на человека, основной объем уходит банально на питьё включая вечерний и утренний чай, и совсем крохи расходуются на приготовление пищи. Запас воды даёт свободу и некую беззаботность, и напротив, если воды не хватит, здесь в пустыне можно плохо кончить. На фотографиях выглядит свежо, но по правде днём уже довольно жарко, а сухой воздух быстро забирает воду через лёгкие.

Мы встали прямо на грядах сухого русла речки, поросших акацией и многочисленными цветами. Судя по рельефу, который сформировала вода, здесь не всегда сухо. Да и под поверхностью земли видимо река течёт и сейчас - больно уж живенькая здесь растительность, прямо заросли. Пришлось произвести изыскательные работы, чтобы протащить между кустами велосипеды. Изгиб долины обеспечил нам естественную защиту от ветра.



Жук-скарабей, которого я поймал вечером, но сфоторгафировал лишь утром, когда вышло солнце



Скарабей



Разрушенные постройки в долине Кендерли



Маки

Как было ожидаемо по данным космической разведки, вниз по Кендерли шла дорога - та самая, что достигает сора через более чем 20км. Карты говорили, что с севера в Кендерли впадают родники, и мне хотелось попробовать к ним проехать. Мы поехали. Дорога оказалась не такой уж быстрой. Под обрывом сочились солоноватые грунтовые воды, и на протяженных участках дороги в колее стояло болото. Местами приходилось идти пешком. Болото потом закончилось, но стало ясно, что масштабы долин велики, и родники обойдутся нам неоправданно дорого по времени. Так что сняли долину Кендерли в самом живописно месте, и двинули назад.



Долина Кендерли, цветущие саксаулы



Долина Кендерли, солончак



Долина Кендерли и русло реки в камышах (фото Андрея)

От Кендерли до Кокусема дорога шла напрямую через плато Устюрт, срезая гигантский изгиб обрыва. Срезаемый участок обрыва, думаю, являлся самым малопосещаемым местом заповедника, хотя там было что посмотреть. Мы тоже срезали - и время хотели сэкономить, да и сквозной дороги вдоль обрыва не существовало. Хотя уже когда писал этот текст, нашел на карте возможность проехать насквозь, если 4 километра катить велосипеды пешком по целине, и в конце закатывать на гору - там наверху начинается дорога - причем путь по целине лежит как раз через родники, на которые мне этим утром хотелось попасть. Ну а напрямую дорога шла быстрая, насколько это возможно со встречным ветром, но прозаичная. Когда находишься в глубине плато, ничего не говорит об обрывистых пейзажах рядом. Всё выглядит как простая, почти однородная степь. Лишь изредка встречаются отлогие овраги и области наносов в застойных понижениях местности, идеально горизонтальные и заросшие более зеленой травой.



Овраг с акацией примерно на середине плато



Созревающие коробочки, пока что мягкие и живые



Коробочки



Гигантские лопухи, видимо с очень глубоким корнем



Ящерка



На последних подходах дорога пошла параллельно обрыву, но на значительном расстоянии от него. Причем имелась и другая дорога, идущая параллельно в километре-полутора, ближе к видам, но съездов на нее не имелось. Так что нам пришлось в месте наибольшего сближения двух дорог срезать через целину. И вот наконец мы выбрались!



Вид на хребет Карамая, растущий из дна впадины. Этот хребет древнее, чем море, образовавшее отложения, срез которых мы видим на обрыве.



Вид с обрыва на север, в сторону местности Кокусем. Красноватые породы - визитная карточка Кокусема.



Обрыв и на дальнем плане хребет Карамая

Продолжение следует.

Навигация:   << Карын-Жарык  |   Кокусем - южный спуск - часть 1 >>
Previous post Next post
Up