Поволжье-Кавказ 2019 - На Саратов

Apr 20, 2020 21:37



Оглавление:
( На Саратов ) ( Приволжская возвышенность и нижняя Волга ) ( Немного Ставрополья ) ( Архыз часть 1 ) ( Архыз часть 2 ) ( Черное море )

На октябрь 2019 года у меня был забит недельный отпуск под выезд с семьей. Это была пятая неделя за год, так что отпуск я уже брал за свой счёт. Изначально думали поездом поехать в Пятигорск, но чем ближе к датам, тем планы становились всё более шаткими, и я сдал билеты, сделав запасную ставку на поездку на машине. К октябрю у меня был водительский стаж 3 месяца, причем большую часть этого времени машина стояла в гараже, и я успел наездить от силы 500 километров - даже не разобрался, как музыку включать, всё не до этого было. Стоило ли кататься всей семьей при таком раскладе, у меня были сомнения, но вопрос решился сам собой - ранее появившиеся обстоятельства подтвердились, и семья осталась дома по третьим причинам. Ездить в одно лицо на машине - дело жутко расточительное, как раз смысл машины - чтобы кататься всем вместе. Но в этот раз я решил сделать исключение, т.к. путешествие на машине было мне в новинку, и это был хороший стимул добрать опыта вождения, не вляпавшись в неприятности всей семьей. Я переработал маршрут, накидав план-максимум и план-минимум, и всё-таки немного полазил по машине, чтобы понять, что там к чему. Как минимум, прикупил автокомпрессор и ключ для замены запаски, подготовил салон к ночёвкам в машине, и посмотрел, куда втыкать плеер с музыкой. Ну и конечно взял всё необходимое для туристических целей, так как не машиной единой, существо я лесное, и цель поездки была осмотреть новые ландшафты.

Ближе к делу был шанс, что я объединюсь со своим походным товарищем Андреем, и мы поедем на его машине, но этот вариант до последнего был под сомнением, и отпал за неделю перед самой поездкой. Своё авто я готовил к выезду как резервный вариант. Когда я понял, что все-таки еду один, сомнений в голову налетело много, но какие-то они все были не конструктивные, так что через силу я готовился к безотлагательному выезду. В последний момент мне решил составить компанию друг Володя, но только до Рязани. Володя - опытный транспортный путешественник и штурман, потому с ним было не только весело, но и как-то поспокойнее. Володю я забрал на Рязанском проспекте около 5 утра, а вообще сам проснулся сегодня в 2 часа «утра», потому настроение вследствие сбитого ритма было тревожно-депрессивное. Вообще в первый день поездки у меня произошло много неприятных косяков, к счастью это был единственный такой странный день. Из мелочей - проскочили нужную развязку и потеряли время. Более досадно - я чуть было не проскочил красный светофор т.к. явно еще не дорос до ведения бесед за рулём. Но до Рязани худо-бедно доскреблись. По пути Володя мне успел дать полезных советов по автомобильному этикету, и поправить ряд мелких косяков. Когда я остался в машине один, тревожность, вызванная недосыпом, стала меня одолевать. Но стоило пересилить это состояние, тем более что я знал его чисто физиологическую причину. Завтра-то буду уже выспанный, а за сегодня нужно было какую-то запланированную дистанцию покрыть.

Первый логический шаг путешествия - это достигнуть окрестностей Волги в районе Саратова. От Саратова планировалось уже повернуть на юг и чесать вдоль Волги, но не буду сильно забегать вперёд. Вдоль пути на Саратов я накидал интересных точек, на которые было бы неплохо посмотреть. И самое первое место, куда я даже решил сделать хороший крюк - это пойма Оки в районе Спасска-Рязанского. Ока за многие тысячи лет сформировала особый ландшафт на огромной площади своей долины, то и дело по Оке разбросаны заповедники и заказники. Течение Оки всюду быстрое. Взглянув на карту, сразу понимаешь, что река эта необузданная и сильная по своему нраву. И заодно, так как воды Оки текут с юга, вдоль ее течения распространились южные типы лесов, в основном дубравы. Хотя, точечно Окой принесены и другие южные деревья, и изредка вдоль стариц встречаются полосы деревьев других видов. Я ехал на удачу, присмотрев со спутника пару полевых дорог, уходящих в пойму. Дорога на Спасск-Рязанский пересекает Оку по понтонному мосту с крутыми подходами. Вскоре мне предстояло свернуть в поле. Два последних дня шли дожди, в том числе и сегодня во время пути пролило. Но пройдясь пешком сотню метров по полевой дороге, я пришел к выводу, что машина не утонет.

И тут случилась еще одна мелкая неприятность, и смех и грех. В начале дороги была впадина с лужами, где надо было притормозить. Вдруг при нажатии на тормоз раздался странный хруст, а сама машина затормозила с большим трудом. Я на тот момент не знал, что именно так работает ABS, и потому не на шутку заморочился. Хруст, отдающийся в педаль, походил на то, как будто колодки слетели с диска, и шкрябали по каким-то частям колеса. Проблемы с тормозами были бы несовместимы с дальнейшей поездкой. Но на пойменный лес я все-таки решил доехать, т.к. до цели оставалось всего несколько километров, а на грязной полевой дороге другие участники движения отсутствовали. К тому же мне хотелось спать, а в тихом местечке подремать было бы самое оно - как раз погода на небе вновь подпортилась, нужно было попытаться дождаться просветов в тучах. Пойменные дороги после дождя покрыты грязевой смазкой, машина словно не едет, а плывёт как лодка, болтаясь и мотаясь в склизкой колее. Тормоза всё это время хрустели, а потом на панели еще и загорелся индикатор неисправности ABS. При наборе скорости на грязи рандомно заносило. Чтобы не попасть в неприятности, я решил не спешить, и поехать на 2-й..3-й передаче без газа (на duster «повседневные» передачи начинаются со 2-й, в частности она используется для старта, а 1-я передача является пониженной, и используется в особых внедорожных случаях). Так я дотянул до первых полосок леса, уходя за которые дорога становилась менее проезжей - дальше схожу пешком, так безопаснее. Я перекусил бутербродами с термосом, откинул полностью переднее кресло, и лёг дремать.

Я уже чувствовал внутри спокойствие - пусть даже машина и накрылась, но то место, куда я приехал, для точки финиша было вполне достойным. Можно было перестать спешить. Погода пока шептала не самые успокаивающие слова. В двери задували порывы ветра, низкими тучами двигалось небо, воздух был холодным и мокрым от напитавшейся дождём травы. В сумме я пролежал так пару часов, и мне удалось пару раз немного провалиться в дрёму. Потом к моему везению погода ненадолго посветлела, и меня начали через лобовое будить солнечные просветы. Я выбрался на долгожданную разведку.

До самой Оки я так и не дошел, так как вскоре погода вновь сдала. Но пока хоть изредка выходило солнце, я смог увидеть во всей красе пойменные пейзажи. На широких полянах располагались сенокосы, зато в более замкнутых местах - дикая девственная луговина древних ериков. Здесь кроме дуба никаких широколиственных деревьев не росло, но то скорее норма чем неудача.



Отдельно стоящий дуб



Корявая ива у дороги



Луговина на древнем ерике



Подъем на "берег" былого русла, на "берегу" растут дубы



Некошеная луговина, таковые могут постепенно переходить в болотца и старицы



Стволы дубов покрыты зелеными одноклеточными водорослями, видимо из-за туманов в пойме



Осень



Осень



Естественный ландшафт: густая луговина, опушка кустов - дебри одном словом



Граница леса и ерика (заливного луга)



Старица Оки, на берегу которой я дремал в машине

Выбравшись из леса, я сел в машину уже около 17 часов вечера. Стоял октябрь, скоро закат. Интернет здесь ловил, и по индикатору и другим признакам я догадался, что причина хруста - это ABS, а не какая-то критичная поломка. Тем паче, что при выезде обратно на асфальт хруст в педали тормоза ожидаемо прекратился. Хотя, индикатор неисправности ABS так и горел до первого ливня, который видимо смысл с датчиков грязь. Я немного сбил сон, и хотя был немного словно с бодуна, депресняк ушел. Присутствовали еще некоторые сомнения, не стоит ли мне повернуть назад, и не переоценил ли я свои умения для такой поездки, но этот вопрос я решил оставить до завтра, т.к. сегодня всё равно уже далеко вперед не уехал бы - закат случится через 1.5 часа. К ночной езде согласно стажу вождения я был еще не готов, а потому, как наступит вечер - на горшок, и спать. На Саратов я планировал ехать через Ртищево (а не по М5 через Пензу), так как более южная дорога проходит через черноземье, и пересекает такие интересные реки бассейна Дона, как Ворона и Хопёр. В общем, мне нужно было вылезти на другое шоссе, не то, по которому я попал в Спасск-Рязанский. Наудачу вскоре по поему пути была заправка, потому проблема с топливом была решена. Предыдущий хозяин машины заправлялся на Газпромнефти, и я соответственно не искал приключений, и тоже искал эти заправки. Но забегая вперёд оказалось, что для дальних путешествий такой выбор не подходит: Газпромнефть представлена лишь вокруг Москвы, и потому за Рязанской областью я столкнулся с проблемой, куда податься. Вопрос был решен в пользу Лукойла, так как их заправки распространены повсеместно.

Заправившись на последней Газпромнефти, я по местной дороге перебрался требуемое на шоссе, ведущее в направлении Тамбова. К тому моменту наступила уже вторая половина сумерек, когда вот-вот сумерки перейдут в ночь. Пока я еще мог различать очертания местности, я приметил съезд в лесополосу вдали от посёлков, и свернул на полевую дорогу. В поиске подходящих лесополос мне помогала спутниковая карта, заранее гарантируя беспроигрышный выбор. По полевой дороге я неспеша проехал около 10 минут, и забурился в расширение лесных насаждений, где не мог быть обнаружен. Шоссе шумело сильно вдалеке. Я подготовил машину ко сну, разложив пенку и спальник, и приготовил ужин на газовой горелке. Горелку я впредь как правило зажигал прямо на полу багажника, ставя ее на туристическую сидушку, чтобы защититься от пролитой еды. Причём когда готовишь, поднятая пятая дверь служит крышей от дождя. Когда горелка зажжена внутри машины, лучше прикрыть остальные двери, чтобы не было сквозняка. В общем всё вышло вполне удачно. На ночь я закрывал машину, но оставлял небольшой сквознячок через приопущенные стёкла задних дверей. На будущее я также учёл момент, что на неровностях надо ставить машину так, чтобы салон не был завален вбок (чтобы не скатываться во сне), и чтобы не спать вниз головой, в зависимости от того головой куда вы спите (у меня твёрдое место сзади, потому я спал головой к багажнику). Будильник я завёл на 3 часа ночи, рассчитывая, что неспеша всё соберу, позавтракаю, и где-то в 5 утра выдвинусь в дорогу - а там и рассвет скоро.



Машина на ночном приколе, готовлю ужин

Но к 3 часам ночи в планы вмешалась погода. Я проснулся с неприятным открытием, что через оставленные щели сквозняк затягивает в салон брызги от сильного дождя. Подмочило мне чуток спальник и пенку. Ливень барабанил по железной крыше с такой интенсивностью, что не было слышно даже отдельных капель. В прочем пришлось выходить в туалет, прячась под навесом пятой двери, и тогда я окончательно убедился, что готовить завтрак так же, как я делал это вечером - не лучшая идея. В машине стоял дубак, и наперед скажу, не знаю у кого какая машина, но в моей машине надышать, как в палатке, нельзя: просыпаешься всегда в натуральном морозильнике. Сегодня утром, благодаря ливню, было всё же чуть выше нуля. В этом году лето не задержалось, осень шла на неделю раньше обычного, и во вторую неделю октября деревья уже активно облетали. Я принял решение позавтракать припасёнными большими сникерсами и чаем из термоса, пока ещё тёплым. Завтракал я, включив движок ради обдува запотевшего лобового стекла. Запотело оно так, что я успел не только спокойно перекусить, но и подключить к магнитоле плеер, пока вентилятор нагонял воздух на максимальном режиме. И даже разобрался во всех режимах дворников, и в том, как включить дальний свет, так как ранее приходилось включать лишь ближний. Когда стекло в паре мест начало отходить от конденсата, я на нижней передаче без газа повёл машину по полевой дороге. Выбрался на залитое водой пустое шоссе. Про аквапланирование я был наслышан, да и вообще по ночам еще так не катал, потому по шоссе поехал на предпоследней передаче в районе 60кмч. Шоссе было пустым, встречные машины в это время попадались не чаще, чем посёлки, которых за Рязанью уже не так много. Так что ехать можно было почти всегда с дальним светом. Вообще, ехать под музыку по пустому шоссе под ливнем - довольно весело. Тем более, что через Тамбов и Ртищево дорога на Саратов латанная-перелатанная, на такой не заскучаешь. Дождь продолжался и после рассвета.

Еще со вчерашнего вечера, в купу к косякам первого дня поездки, у меня выяснились проблемы с зарядкой телефона. От телефона и интернета у современного водителя зависит многое, так вот, телефончик у меня старый и не сильно мощный, и яндекс-навигатор его так разряжал, что заряд потихоньку падал даже несмотря на прикуриватель. В итоге утром я обнаружил, что осталось 4% заряда, и он не растёт. Я решил временно выключить телефон, чтобы заряжать его в таком виде. Далее, опытным путём я обнаружил, что во-первых от навигатора мне придётся полностью отказаться (и ехать просто по яндекс-картам), во-вторых нужно прогружать карту заранее, и при езде ставить телефон в автономный режим (оставлять только пассивный GPS). В-третьих, нужно периодически останавливать лишние службы, а иногда и перезагружать телефон, чтобы обнулить список исполняющихся программ. С тех пор с зарядкой телефона я проблем не имел, и тем самым последняя крупная проблема осталась позади. Разве что страхи пока еще оставались, в основном конечно беспокоился за технику, так как машина была не новая, с пробегом почти 150тыс, и не зная её толком, я ожидал всего чего угодно. Я понимал, что теперь отдаляюсь от дома на значительное расстояние, а значит трудности придётся решать на месте. Определённый резерв денег "на решение трудностей" я с собой захватил. Но по факту чтобы ехать, никаких усилий не требуется - давишь педальку, и дорога несёт сама собой - потому как ехалось, так я и уезжал всё вперёд и вперёд.



Сделал небольшую остановку после моста через р. Ворона, это было уже за Тамбовом



Река Ворона

Дождь закончился незадолго до объездной Тамбова. Объехать Тамбов по расстоянию выходит в 2.5 раза больше, чем ехать через город напрямую. Вскоре начало сказываться то, что я не завтракал, и я стал присматривать на карте место обеденной остановки. Встал в лесополосе на берегу пруда в районе посёлка Умёт. Там очень кстати обнаружились стол и навес - готовка переместилась туда.



Незатейливый уют. В начале текста размещено фото оттуда же.



По дорогам пытался обойти дебри и пробраться к воде

За Тамбовом пейзаж имел явный оттенок юга. Издревле здесь всё было покрыто широколиственным лесом, но до наших времён дошел уже преобразованный ландшафт полей и лесополос. Лесополосы высажены искусственно, и в них по осени встречаются такие краски, каких не встретишь в коренном местном лесу.



Овраг и хутора вдали, на пригорке за долиной желтеет небольшой кусок коренного леса.



Еще один овраг. Вдали течет речка, вдоль которой вытянулся посёлок.



Лесополоса. Между ней и дорогой землю тоже чем-то засевают, какие-то озимые.



Причём каждый раз этот засев разный. Куда идёт этот придорожный урожай, можно лишь гадать - видимо, технические культуры.



Река Хопёр. Ряска по берегам - последствия обширных пашен. Земля, смываемая в реку, заболачивает её. Хопёр окружен плотным девственным лесом, который выступает фильтром, но не спасает реку на 100%.



Поля и овраги



Там же



Подсолнухи между дорогой и лесополосой



Малодеятельная ЖД-линия Аткарск - Калининск, вид с путепровода



Царь-стог



На самом закате я достиг объездной Саратова. Там я заправился на Лукойле, и уже по темноте съехал в лесополосу, примеченную по карте. Место казалось уже не столь безмятежным - где-то не так далеко светились огни то ли хутора, то ли технических строений. С другой стороны шумела саратовская окружная. Но конкретно в мои дебри редко кто-то ездил, это было видно по состоянию дороги. Полчаса назад вновь прошел дождь - ну что за погода! Но всё-таки тучи дали мне передышку, и позволили приготовить ужин.

Оглавление:
( На Саратов ) ( Приволжская возвышенность и нижняя Волга ) ( Немного Ставрополья ) ( Архыз часть 1 ) ( Архыз часть 2 ) ( Черное море )
Previous post Next post
Up