Оглавление:
(
На Саратов ) ( Приволжская возвышенность и нижняя Волга ) (
Немного Ставрополья ) (
Архыз часть 1 ) (
Архыз часть 2 ) (
Черное море )
После Саратова мой путь пролегал в сторону Волгограда, по южной степной части Приволжской возвышенности. Из-за близости Волги возвышенность изрезана множеством впадающих в нее долин и оврагов, потому рельеф здесь сильно холмистый, перепады высот достигают 300 метров. По течению Волги, начиная примерно от Самары, левый берег становится низким, равнинным, почти однородно степным, и о нём мы говорить не будем. Правый же берег, на котором возле Самары находятся Жигулёвские горы, продолжает быть гористым и далее на юг, вплоть до самого Волгограда. От Самары до Саратова склоны правого берега исторически были сплошь покрыты широколиственным лесом, а кое-где крупные лесные массивы дожили до наших дней, не будучи превращенными в пашню. Южнее же Саратова правый берег начинает становиться степным, но благодаря крутому рельефу велики и перепады ландшафта: по оврагам и верховым западинам продолжаются на юг так называемые байрачные леса, а на пригорках уже властвует степь. Чем южнее - тем меньше леса, и ближе к Волгограду леса как такового не остаётся, лишь галерейный кустарник местами по оврагам. Особо ландшафтно примечателен район между Саратовым и Камышиным, и сейчас я тут как раз поеду.
Каждое утро и каждый вечер я смотрел прогноз погоды по windguru, чтобы прикинуть, на каком участке пути стоит свернуть к достопримечательностям. На случай своенравной погоды я наметил множество точек, порою почти эквивалентных по пейзажу, чтобы был выбор по суточному времени их посещения. Что касалось сегодняшнего дня, то ночь обещали относительно погожую, а уже часов с 5 утра прочили дождь на весь день. Положение почти везвыходное, с учетом, что рассвет наступал лишь к 7 утра. Но всё же прогноз есть прогноз, и я решил попытать счастье самым ранним утром в надежде, что дождь запоздает. Проснувшись как водится в 3 часа, я застал действительно довольно погожую ночь: машина заиндевела полностью. Готовку завтрака я отложил на потом, т.к. в дождливый день покушать время найдётся. Самые южные байрачные леса находились в районе сёл Меловое и Нижняя Банновка, там же были другие интересности - и я туда в аккурат успел к заре, что пришлось даже потом немного ждать освещения.
На высоком берегу Волгоградского водохранилища
По полевым дорогам я выехал месту впадения в Волгу крупного мелового оврага, заросшего лесом. Не будучи уверенным в погоде, я пошел фотографировать сразу, но когда позже выяснилось, что дождь задерживается, сбегал переснять всё заново по лучшему свету. Между попытками съемки у меня как раз сготовился завтрак: заварил кашу я еще пока ждал рассвет, после чего она настаивалась.
Деревья в ответвлении оврага
Лиман в конце оврага - следствие того, что овраг частично подтоплен водохранилищем
Прокрутка панорамы. Коса в окончании оврага заросла тополями, ивами, и немного акацией.
Прокрутка панорамы. Впадение оврага в Волгу. Лиман отгорожен косой, которая образовалась уже в последние десятилетия.
Выше по склонам - самые южные верховые леса, не зависящие от грунтовых вод.
Коса. Берег Волги здесь был высоким всегда, еще до подтопления. Кое-где даже скалистым.
Из лимана в Волгу через косу переливается речка, она же течёт выше по оврагу. На берегу растут тополя, ивы, южная акация.
Овраг и его приток, с юга надвигается фронт дождя
Интересно будет посмотреть на эти южные края в апреле и мае - на цветение степи и плодовых деревьев. Но и осень здесь хороша, особенно если бы погода не подвела. Когда начался дождь, я бегом добежал до машины, после чего спешить стало уже некуда - дождь этот на весь день, но как минимум на несколько часов, если надеяться на то, что вследствие моего движения на юг я быстрее преодолею непогоду, которая как раз движется на север. Доделав дела, покушав то есть, я поехал, и обнаружил, что полевые дороги вследствие дождя стали скользкими - таково видимо свойство меловой породы. При малейшем уклоне машину сносило вбок, неприятнее всего - когда дорога выходила на бровки оврагов. Чтобы не ускользить вниз в таких местах, приходилось порою ехать чуток бочком, как делают самолёты при боковом ветре. Самым опасным местом было пересечение оврага перед селом Меловое, где и по сухой то земле я проползал, боясь чихнуть - спуски в овраг очень крутые, вдобавок посередине брод. В селе на том берегу стоял трактор, что несколько успокаивало. На случай срыва в скольжение главным было не допустить вращения машины, иначе на таком уклоне можно и закувыркаться, если развернет боком. Но как показала практика, машина не отпустила дорогу, на первый раз мне повезло, и я преодолел все уклоны благополучно. Из Мелового шел уже капитальный асфальт. Дорога проходила через байрачный лес, один из самых южных верховых лесов, но ливень не позволил тут нормально походить - только одно фото я сделал.
Байрачный лес в районе Мелового, здесь он похож на лес средней полосы
Дальше меня ждала непрерывная дорога. Трасса Саратов - Волгоград оживлённая, но покрытие гладкое, и на всех подъемах есть полоса обгона. А подъемов и спусков здесь много, почти вся дорога такая. Ветер дул западный боковой более 15 метров в секунду, потому ливень с грузовиков сдувало влево, со встречки на меня вообще ничего не улетало - видимость в общем была на ура, дорога одно наслаждение, да и заодно машина отмылась. Так я и пёр, и к сожалению к Камышину дождь всё еще не прекратился. Но потом всё-таки начало распогоживаться, и подвернулись кое-какие виды.
Овраг в степи, по склонам растёт дуб
По дну растут ивы, тополя, дикие плодовые деревья
Плодовое дерево в западине
Прокрутка панорамы. Овраг. Степь здесь похоже целинная.
Погода продолжилась переменчивая, ливень чередовался с редкими прояснениями. В моменты прояснений иногда мне удачно попадались лесополосы, весьма нестандартные в этих местах. Деревья угнетены ветрами, сухостью и вредителями, но не сдаются.
Волгоград я проехал без остановки. Дальше мне был нужен левый берег Волги, а значит я был вынужден задеть маршрутом город, чтобы выехать на плотину водохранилища. Дорога шла через захолустные окраины, где частный сектор чередовался с мелкими промышленными объектами. Серое небо, пыльные обочины, довольно плотный поток - приятного мало. Перед выездом к плотине - крайне неприятный перекресток оживлённых ул. Героев Тулы и ул. Николая Отрады, лишенный разметки и светофоров, где выезжать приходилось с островка безопасности (так все делали, иначе не видно). Но всё плохое когда-нибудь заканчивается, так оно вышло и с окраинами Волгограда, и через час я уже миновал Волжский, и ехал по почти пустой дороге на Астрахань. Дорога скромного вида, асфальт слегка потресканный и кое-где вспученный от здешней летней жары, но скорость позволяет почти любую, ехать приятно, за исключением пары мест, где рабочие срезали квадраты покрытия без предупреждающих знаков. Заночевать я планировал между сёлами Удачное и Верблюжий, где слева от дороги есть небольшое соленое озерко. Но увидев в той стороне фонарь, съехал в другую сторону, на жидкую полевую дорогу, всю как стиральная доска от борозд былой пашни. Колея постепенно таяла, и вывела меня в небольшую западину, благодаря которой я перестал быть виден с шоссе. Погода была сухая, как и земля - в этих местах дождь не проливался. Ночь прошла спокойно. Утром я поехал фотографировать Волгу, для этого заприметил дорогу местного значения на село Заволжское, которая углубляется в Волго-Ахтубинскую пойму. К рукавам Волги я выехал возле хутора Крещёный. Отмечу, что дорога на Заволжское неприлично разбита, объезжать выбоины это был целый ребус. Крещёный - популярное место у рыбаков, как оказалось. Что говорить, не так уж много капитальных дорог пересекает пойму. В безлюдные места надо ехать по полевым дорогам, но на это у меня ушло бы непозволительно много времени. В прочем, природа есть и здесь. Южнее Волгограда в эти даты деревья еще почти зеленые, осень только начинается. Повально яркие краски наступят здесь лишь где-то через неделю.
Протока Митинка по утреннему свету. На саму Волгу я не выезжал.
Деревья в старом ерике
В поймах крупных рек часты огромного обхвата ивы
Ерик зарос бурьяном с колючими семенами, всюду тропы каких-то животных. Дебри.
Поехал дальше на Астрахань. Заметил местечко между посёлками Хошеутово и Лапас, где пустыня соприкасается с рощей тополей. Вдоль нижней Волги вдали от реки простирается полупустыня и пустыня - местами есть барханы, солёные озёра, но ландшафт этим не ограничивается - сюда стоит попасть отдельно, чтобы всё посмотреть.
У Астрахани нет объездной дороги, пришлось ехать через город. Пользуясь случаем, я взял в магазине кое-каких припасов. От тамошних городских дорог я тоже оказался не в восторге, особенно одна развязка запомнилась, где из-за отсутствия разметки некоторые водители ехали по однополосным съездам против движения. Я рисковать не стал, съехал в другом направлении, где было всё понятно, потом развернулся. Дальнейший мой путь лежал через Калмыкию на Ставрополье, поначалу я ехал мимо многочисленных посёлков дельты Волги, которые стояли на ериках и ильменях. Погода была хорошая, а мне к слову захотелось немного привести себя в порядок, потому я очень обрадовался, когда подыскал съезд к воде между пос. Троицкий и Сергиевка. Дорогу специально перекопали, чтобы никто не ездил, но я с помощью такой-то матери бочком прошел. Быехав на берег, я понял, что нахожусь не на ильмене, а на реке - это был рукав Бахтемир. К моему удивлению, вода оказалась тёплая, и я смог даже искупаться. В это время года здесь благодать. Несмотря на то что все берега были засоленные, вода была пресной - возле берега казалось что рукав почти стоячий, но когда зайдешь на глубину полметра, начинается течение. Дно покрыто ракушечником - в древности здесь было Каспийское море, нынче оно отступило.
Рукав Бахтемир, вдали пос. Троицкий
Коровы на солонцах, там же
Дальше у меня случился небольшой казус. Проскочить Калмыкию я намеревался глухой дорогой через посёлок Прикумский, для чего нужно было сперва попасть в Улан-Хол. А дорога туда шла кривая, кучей крюков - через Лагань. Но на развязке я увидел, что есть возможность срезать по свежепостроенной трассе, ведущей в Дагестан - дорога великолепная. Я подумал, что спутниковая карта могла и устареть - указатели внушали доверие, и будто звали поехать вперёд. Практика же показала, что на границе Астраханской области и Калмыкии трасса внезапно закончилась - далее продолжился грейдер, причём довольно агрессивный. Я принял решение чуток вернуться, проехав по более качественному грейдеру на Джалыково, и тем самым выбравшись к дороге на Лагань.
Между Джалыково и Лаганью. Здесь находятся последние на юг ильмени, оставшиеся от древней дельты Волги, когда Волга еще текла через Сарпинские озёра.
От Лагани путь уже был прямой. Темнота застала меня в калмыцком посёлке Улан-Хол, там я остановился прогрузить карту, т.к. меня терзали сомнения, проеду ли я через Прикумское. На спутнике дорога выглядела странно, при укрупнении карты было видно, что это не всюду грейдер, а на приличном участке просто колея, переметённая песком. К счастью тут ко мне подкатил полицейский патруль на длинной "ниве" - видимо, заметили в посёлке незнакомую машину, и видимо не всё здесь спокойно, раз такие патрули здесь назначаются. Они то мне и сказали, что я через Прикумское проеду свободно, дорога приемлемая. А так бы наверное я струсил и поехал бы через Кочубей (Дагестан). Но раз такое дело, то я поехал искать место для ночёвки. Свернул на полевую дорогу, ведущую к какому-то хутору. Полевые дороги здесь, в пустыне, очень глубоко врыты в землю - едешь как в желобе. Это из-за того, что машины, проезжая, поднимают пыль, которая уносится ветром в сторону - так раз за разом дорога углубляется. Но в одном местечке я всё же смог из этого желоба выехать, и поставил машину на целине. Уже залёг спать, как по полевой дороге затарахтела легковая машина. Оказалось, местные калмыки ехали к себе на хутор. Долго мне пришлось отказываться от приглашения в гости, и может интересно было бы, но я решил поэкономить сон - общаться было уже некогда. Утром, как водится, я поехал дальше. Покушать я сварил еще под покровом ночи, а на рассвете уже начался дождь. Этот дождь сломал мои планы посмотреть солёные озёра в районе Прикумского, ради которых я и полез в эту дыру изначально.
Граница районов в Калмыкии
Незакреплённые пески. Но дорога действительно укатанная и вполне хорошая.
Сам грейдер отсыпан, но покрытие не завершено - потому основной накат идёт сбоку
Чограйский канал
Встречные водители тоже были под впечатлением, спрашивали меня, как там дальше дорога.
Вновь начался нормальный грейдер. На бетонных блоках - троллинг.
Левокумская ветвь Кумо-Манычского канала
Посёлок Кочубей (другой), начало ставропольского сельскохозяйственного края
Вскоре я выехал к пос. Величаевское, оттуда вновь начался асфальт. За Величаевским начинаются возделанные земли, пустынная целина сменяется квадратами полей и лесополосами. Продолжение следует.
Оглавление:
(
На Саратов ) ( Приволжская возвышенность и нижняя Волга ) (
Немного Ставрополья ) (
Архыз часть 1 ) (
Архыз часть 2 ) (
Черное море )