Саккос митрополита Алексия 1364 год

Jun 23, 2023 23:30



Облачение митрополита Киевского и всея Руси Алексия (1354-1378), одного из первых и особо почитаемых русских святителей, является единственным дошедшим до нашего времени крестчатым саккосом русской работы XIV века. Митрополит Алексий, с именем которого связана история возвышения Москвы, был наставником юного Дмитрия Донского и многие годы являлся фактическим правителем Московской Руси. Святитель был погребен в основанном им Чудовом монастыре, а через полвека после своей смерти канонизирован.





Саккос митрополита Алексия Москва, 1364 г.  Дробницы - Русь, XIII-XV вв.; камка - Италия, конец XV в.; поновления - конец XV - XIX в. Камка, шелковая ткань, крашенина, золотные и шелковые нити, жемчуг, серебро, сапфиры, альмандины, бирюза, стекла; ткачество, шитье, низание, чеканка, басма, золочение, чернь, эмаль. Реставрация 1984-1987 гг. Реставраторы Т.В. Усачева (ткань), Н.И. Долгов, Ю.А. Осипов (металл). Экспонируется на завершающей стадии реставрации, начатой в 2003 г. Реставраторы И.М. Качанова (ткань), В.А. Вычужанин, В.Г. Яковлев (металл).

Саккос митрополита Алексия (1354-1378) относится к тому же типу крещатых облачений, как и саккос метрополита Петра, который мы рассматривали ранее. Следует, однако, отметить, что он выделяется главным образом высоким искусством вышивки в виде крестов и углов, сделанной руками русских мастериц, и дробниц - украшений из перегородчатой эмали. Ткани в данном случае служат лишь фоном.
История саккоса загадочна и полна удивительных легенд. Согласно одному из преданий, он был поднесен в дар митрополиту Алексию женой ордынского хана Тайдулой, исцеленной им от слепоты. Увидев во сне митрополита в подобном одеянии, она повелела изготовить к приезду Алексия в Орду драгоценное облачение.

В легенде, сохранявшейся в стенах Чудова монастыря, содержится другое предание, повествующее о том, что митрополит Алексий был погребен в этом саккосе, а после чудесного обретения нетленных мощей святителя оказалось, что облачение его также не пострадало от тлена.
В течение нескольких столетий саккос бережно хранился в Патриаршей ризнице Московского Кремля и в 1805 году по ходатайству митрополита Московского Платона (Левшина) был передан в Чудов монастырь. В 1918 г. памятник отправили в музейный фонд, и долгое время он украшал экспозицию древних тканей и шитья в Оружейной палате.



Саккос митрополита Алексия - комплексный и многогранный памятник. Это и шедевр древнерусского искусства, поражающий удивительной техникой исполнения дробниц и шитья, и памятник истории русской церкви, атрибут церковной иерархии, принадлежавший одному из особо почитаемых русских святителей.

Одно из первых достаточно полных упоминаний о саккосе митрополита Алексия мы находим в "Указателе Патриаршей ризницы" второй половины XIX в.:
"В лето 1364 года сделан был сей саккос на память святого мученика Димитрия, повелением митрополита Московского и Всея Руси Чудотворца Алексия, шит по таусиной камке, кресты и углы с золотом, меж их дробницы серебряные чеканные, позолоченные, оплечье и зарукавье и подольник низан жемчугом мелким, а на сторонах вышиты слова летописи, подложен тафтою зеленою, восемь пуговиц серебряных" .


Оплечье. Деталь саккоса митрополита Алексея. Россия. 1364 год

На передней стороне оплечья - семь круглых дробниц с изображением поясного Деисуса и две эллипсовидные дробницы на плече с изображением восьмиконечного голгофского креста с орудиями страстей. Все эти дробницы выполнены в технике тиснения по серебряной пластине с последующей гравировкой, чернением и золочением. Все дробницы оплечья окружены двойной жемчужной обнизью.



Дробницы из перегородчатой эмали и жемчуга с саккоса митрополита Алексия. Россия. 1364 год

Историк Н.П. Кондаков(1844 - 1925), изучая эмалевые дробницы на саккосе и поручах митрополита Алексея, сделал предположение об их раннем происхождении (XI-XII вв.): "...весь убор, видимо, снят с ризы или облачения очень древнего, исполненного еще в Византии", отметив при этом, что "мы не вправе отрицать для всего Востока и Запада в течение XI-XII вв. существование одной школы эмалевого производства и притом, очевидно, греческой..." .

Б.А. Рыбаков  (1908-2001) в ряде работ разных лет доказывал, что комплексный памятник, каким является саккос, включает в себя оплечье и эмалевые дробницы, представляющие собой часть более древних боярских или епископских одежд XII в. Эти одежды, по-видимому, сохранялись в роду боярина Федора Бяконта, отца будущего митрополита Алексея, и привезены им из разоренного Чернигова в Москву при князе Юрии Даниловиче - "иначе трудно объяснить, почему у предшественника Алексея, митрополита Петра, был менее парадный саккос, без золота и без эмали...". В подтверждение идеи о домонгольском южнорусском происхождении малых эмалевых и тисненых бляшек приводится ссылка на аналогичные бляшки, обычные в кладах XII-XIII вв..

Другой исследователь эмалей саккоса, археолог Т.И. Макарова (1930 - 2009), подтвердила предположение Б.А. Рыбакова о домонгольском происхождении перегородчатых эмалей "на золоте и серебре", стилистически связанных с южнорусскими, но представляющих, по ее мнению, их огрубленный вариант. Она тем не менее отметила, что дробницы с изображениями птиц у древа, сиринов, геральдических птиц с оплечья несходны с киевскими эмалями: "...длинноногие птицы даже отдаленно не напоминают птиц с киевских колтов... Круглые же мелкие бляшки с идущей птицей близки большим бляшкам киевских кладов".
                                    Таким образом, все еще остается загадкой, где, кем и когда были изготовлены дробницы, которыми украшен саккос митрополита Алексия. Понятно только, что они более древние, чем сам саккос

Ну и в заключение о том, в каком состоянии саккос реставрировали. Слева мы видим его состояние до реставрации, справа - после

Византийские ткани и традиции узоров на Руси

Саккос митрополита Петра 1322 год

Большой саккос митрополита Фотия 1414-1417 гг

Малый саккос митрополита Фотия

Саккос митрополита Симона 1496 год

Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год

Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год

Саккос патриарха Иосифа 1648 г

Саккос "Спас на престоле" патриарха Иосифа 1642-1652 гг

история, Россия, одежда

Previous post Next post
Up