Слева саккос митрополита Симона. Справа вышитое изображение митрополита Симона на Пелене Елены Волошанки
Саккос митрополита Симона (1496-1511) крайне интересен тем, что относится к византийскому типу позднего времени, когда Константинополь был уже захвачен турками. Напомню, что это случилось в 1453 году.
Сам же митрополит Симон интересен тем, что жил во времена Ивана III (правил 1462 -1505) и Василия III (правил 1505-1533). Симон известен тем, что сумел противостоять планам великого князя Ивана III о секуляризации церковных земель (обращения церковной и монастырской собственности в пользу государства) и окончательно подавил и осудил ересь жидовствующих, о которой мы помним из сериала "София" (София Палеолог - жена Ивана III).
Напомню, что ересь жидовствующих зародилась в Новгороде Великом и была связана с попытками некоторых новгородцев перейти под власть литовского митрополита и литовского "латинства". Основателем секты был некий ученый иудей Схария (или Захария Скара), прибывший из Киева в свите князя Михаила Олельковича, поставленного польским королём Казимиром князем на Новгород еще в 1470 году.
Эта ересь была прямым образом связана с борьбой за власть при дворе Ивана III между Еленой Волошанкой, представлявшей интересы своего сына Дмитрия (с 1498 по 1502 год Дмитрий - формальный соправитель деда), и Софией Палеолог, продвигавшей на престол своего сына Василия. Елена Волошанка была видным деятелем кружка еретиков во главе с Фёдором Курицыным и в этой борьбе проиграла. Сторонники Елены были казнены, а сама она была заключена в тюрьму вместе с Дмитрием, где очень удобно и скончалась в 1505 году, когда умер Иван III
Кроме того, в 1505 году митрополит Симон венчал Василия Ивановича с его первой женой Соломонией Сабуровой.
Слева саккос митрополита Симона. Справа Св. Симон, митрополит Московский во время казни жидовствующих в Москве. Миниатюра Лицевого летописного свода (ок. 1568-1576 гг.)
Вернемся к саккосу.
Саккос митрополита Симона сшит из узорного золотного атласа. По темно-вишневому, почти фиолетовому шелковому фону золотными нитями и голубым шелком по контуру вытканы крупные восьмиконечные кресты, чередующиеся с небольшими четырехконечными крестами в затканных красным шелком сердцевидных клеймах, проработанных стилизованным восточным растительным орнаментом "ислими", выполненным серебряными нитями.
Слева узор на саккосе митрополита Симона (1496 год). В центре и справа примеры узора ислими, в том числе знаменитые в России "огурцы"
В исламском орнаменте выделяют два типа: геометрический - гирих и растительный - ислими, в которых заложен глубинный смысл ислама. Гирих выражает совершенство геометрической красоты и является символом божественного начала. Ислими же отсылает к живому и символизирует человеческое начало.
Я уже упомянула, что ткань саккоса относится к византийскому типу позднего времени, когда Константинополь был уже захвачен турками. Таким образом, мы видим интересное взаимодействие христианской и исламской культур
Оплечье саккоса митрополита Симона
На узкое оплечье саккоса из темно-коричневой камки нашиты удлиненные фигурные гладкие серебряные дробницы, скомпонованные по четыре и обнизанные мелким жемчугом в две нити. Вместо креста на саккос нашит овальный кусок ткани с вытканным по красному фону золотным крестом с буквами IС ХС NIКА.
Золотые дробницы русской работы с саккоса митрополита Симона
На зарукавьях из такой же ткани расположены по семь крупных киотообразных серебряных золоченых дробниц с чеканными в высоком рельефе изображениями пятифигурного Деисуса - Христа Вседержителя, Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Дробницы обнизаны двумя нитями мелкого жемчуга, выложенного над дробницами узором четырехконечных крестов. На посторонники и подольник нашита тканная узором ромбов тесьма двух видов.
Слева саккос митополита Симона (1496г). Справа саккос митрополита Алексия (1364 г) и Большой саккос митрополита Фотия (1414-1417 гг)
И еще одна интересная деталь.
Если сравнить саккос митрополита с Большим саккосом митpополита Фотия и саккосом митрополита Алексия, то у Симона примечательны длинные рукава, которые с этого времени стали характерны для данной части архиерейского облачения последующих митрополитов и патриархов Русской Церкви.
При этом у саккоса митрополита Петра (1322 г) и у Малого саккоса митрополита Фотия тоже длинные рукава, но эти саккосы позже перешивались и рукава у них не те, что были в оригинале
Византийские ткани и традиции узоров на Руси Саккос митрополита Петра 1322 год Саккос митрополита Алексия 1364 год Большой саккос митрополита Фотия 1414-1417 гг Малый саккос митрополита Фотия Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год Саккос патриарха Иосифа 1648 г Саккос "Спас на престоле" патриарха Иосифа 1642-1652 гг