Самый первый советский по-настоящему новогодний фильм, полностью посвященный празднику, - это "Чук и Гек", снятый в 1953 году по рассказу Аркадия Гайдара, который первоначально в 1939 году назывался "Телеграмма" и был вообще-то написан в традициях русского святочного рассказа.
Если вдруг все еще есть люди, которые не читали рассказ и не смотрели фильм, то сюжет там следующий.
В канун Нового года в московскую квартиру, где проживает молодая женщина с двумя сыновьями (6 и 7 лет), приходит письмо. Отец -геолог, посланный начальником экспедиции в Сибирь, зовёт жену с детьми к себе на Новый год. Спустя некоторое время дети, в отсутствие матери, получают телеграмму, но в результате ссоры теряют её и скрывают это. Приехав на место, мать с детьми не застают в посёлке никого, кроме сторожа, потому что вся геологическая партия отправилась в тайгу на две недели (об этом и сообщалось в утерянной телеграмме). Сторож оставляет семью у себя и отправляется (под предлогом охоты) на лыжах к геологам, затем приносит и передаёт матери мальчиков ключ от комнаты и письмо от главы семьи. Вскоре возвращаются геологи и все вместе встречают Новый год.
В связи с этим можно вспомнить предыдущий пост о фильме 1940 года "Сибиряки" и том, как в 1935 году решением партии и правительства Новый год было решено сделать официальным советским праздником, в том числе детским, конечно. Приказано - сделано. И писатели вскоре начали по госзаказу писать новогодние рассказы, а кинематографисты снимать новогодние сцены в фильмах.
Так как события в рассказе развиваются в 1939 году, там, безусловно, реалии этого самого 1939 года и описаны. Новый год еще относительно новый праздник, традиции уже зарождаются, но еще полностью не утвердились, что-то приходит из старых традиций Рождества и Святок, что-то привносится новой идеологией.
Тем интересней, как Новый год в 1939 году изобразили в 1953, сняв по рассказу фильм.
Картинки я взяла из раскрашенной версии фильма, которая в цветном разнообразии хоть и не особо красочна, но тем не менее с моем личном понимании слегка праздничней черно-белой.
Как и в фильме "Сибиряки", начнем с ёлки и игрушек
Если срубить ёлку в тайге проблем вообще никаких не представляет, то вот с тем, как ее нарядить, наоборот. В таежной сторожке и лагере геологов новогодние игрушки не нужны, а магазина, их продающего, поблизости нет и быть не может. Поэтому все украшения делаются мамой, а Чук с Геком ей помогают.
Игрушки и гирлянды изготавливаются из бумаги, картона, тряпочек , ваты и прочих подсобных материалов.
Мама шьет зайчиков и котиков, дети делают домики с крышами из ваты.
В какой-то момент перед камерой на нитке проплывает череда всех этих самодельных игрушек
Каким-то удивительным образом маме удается изготовить даже игрушечного деда Мороза, видимо, она какая-то очень талантливая рукодельница и мастерица. Ну и кто-то ее когда-то в детстве научил городским традициям Рождества с украшением ёлки, поэтому она знает, что надо делать.
Несколько раз показывают близко ёлку и игрушки/украшения на ней можно подробно рассмотреть.
На этой картинке почему-то видны игрушки. Я думаю, что это ошибка. Hа самом деле первоначально это были луковицы и шишки в фантиках/какой-то цветной бумаге. Мама в фильме же прямым текстом говорит, что игрушек нет и игрушки они будут делать сами. А нечто в фольге и цветной бумаге использовалoсь в России как типичные елочные украшения еще до революции.
Ну и самое последнее - уже в сам праздник на ёлке зажигают свечи. Электричества в тайге в 1939 году точно не было и быть не могло, поэтому в жизни для освещения использовались пожароопасные технологии - печка, свечки и керосиновые лампы.
Переходим ко второй части - подаркам. Здесь, в отличие от фильма "Сибиряки", происходит не награждение всяких отличников и победителей, здесь именно новогодние подарки, не как награда, а как именно подарок, причем подарков всего три.
Папа (геолог Серегин) дарит детям какие-то сладости. Может шоколадки, может вафли или печенье такое. И я думаю, что это уже устоявшаяся традиция 1953 года, когда стало обычным, нормальным и чуть ли не обязательным дарить детям на Новый год всякие угощения - конфеты и мандарины, например. Которые дети, конечно, должны были заслужить, рассказав стишок или спев песенку, что мы тоже в фильме наблюдаем. В 1939 году вряд ли такое еще было.
Тем не менее, уже в 1939 годy зарождалась традиция поднимать шампанское и прочие напитки под бой московских курантов, что мы и видим в фильме - бой курантов транслируется по радио.
Сторож Петрович приносит детям в подарок живую белку
А Чук и Гек дарят папе очень особенную вещь - положенную в особый футляр и повешенную на ёлку письменную клятву, что они больше не будут скрывать и обманывать, если потеряют телеграмму или еще что-то неправильное сделают.
То есть этот фильм закладывает детям определенные модели поведения и ценности, в которых скрывать правду от родителей - это плохо.
Показан сибирский таежный праздничный стол - чем богаты, тем и рады...
Ну и, наконец, одежда.
Мода здесь, безусловно, 1950-х годов, а не 1930-х, это даже видно по модному для советских 50-х платью мамы Чука и Гека.
Тем не менее, быстрой моды в те времена еще не существовало, тренды каждые полгода не менялись и определенные предпочтения в одежде сохранялись десятилетиями, особенно хорошо это видно на мужчинах и в местах не столичных. Тем не менее некоторые отличия тоже видны, сравнить можно с теми же "Сибиряками"
Никаких рубашек-косовороток мы уже не видим, даже на стороже Петровиче, одетом в какой-то необыкновенно старомодный костюм. У всех геологов в загашнике оказались костюмы, а у некоторых даже галстуки. Видимо, возвращаясь из экспедиции домой, они в том же поезде переодеваются, дабы иметь "городской" профессиональный вид, а не выглядеть как не пойми кто из леса...
Тем не менее мы видим один общий с "Сибиряками" предмет одежды - нечто вязаное, свитер или жилет.
У мамы Чука и Гека есть красивый свитер с растительным рисунком.
Мужчины часто носят вязаный жилет на рубашку под пиджаком вместо традиционного городского жилета. Так и удобней, и теплее.
А еще у геологов есть фартук для кухни и они умеют сами готовить. Маму как единственную женщину отправили танцевать, а сами мужчины накрывают на стол
Старомодный костюм сторожа Петровича
А на этой фотографии у гармониста видны унты вместо сапог, ботинок или валенок. Этнический вариант местной обуви
Платье мамы было описано в посте
Советская новогодняя мода в фильмах 1950-х Кстати, очень жаль, просто необыкновенно жаль, что фильм так неярко раскрасили. Вроде и цветным сделали, а красок не видно, все полусерое какое-то.
Может нейросеть в будущем научат красиво старые черно-белые фильмы раскрашивать, чтобы было ярко и празднично - как в жизни было?