Гардероб Свирида Петровича Голохвостого/ "За двумя зайцами" (1961)

Aug 13, 2024 23:30



Есть фильмы хорошие, а есть бессмертные. И жанр тут ни при чем. В каждом жанре - свои шедевры. Вот, скажем, фильм 1961 г. "За двумя зайцами" по одноименной пьесе Михаила Старицкого. Пересматривать эту комедию можно бесконечно. Нисколько не надоедает. И не только потому что прекрасно показан российский колорит конца позапрошлого века. И не только потому что актеры превосходные, а сюжет интересный. Но и потому, что типажи там выведены самые что ни на есть вневременные.
Взять хотя бы главного героя - незадачливого цирюльника-банкрота Свирида Петровича Голохвостого. Чем нe герой нашего времени?

Ведь это же первейший франт! Ну то есть он пытается таким казаться... И, знаете, по меркам тех кругов, к которым он принадлежит, а именно - между "с галстухом" и "без галстуха" - он действительно щёголь.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)  Художник по костюмам - Лидия Байкова

Да, в кричащем костюме, да, в "образованных" кругах его бы никто за своего не принял, но тем не менее! И костюму он уделяет ну очень пристальное внимание.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Время действия фильма - условный рубеж XIX и XX. Мужчины в большинстве своём одеваются довольно скучно... Но только не наш Свирид Петрович!



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)  Художник по костюмам - Лидия Байкова
Первый раз, когда мы видим "паликмахтера" Галахвастого (ладно уж, будем выражаться, как культурные люди, не будем пока дразнить его "цырульником" Голохвостым), он уже предстаёт во всей красе. "...Бо у них один я шикарный сын". Пиджак (ух, как хочется писать "спинжак" или "пинджак", вы бы знали!) из тёмной ткани, но со светлым кантом. Из-под него мелькает узорчатый жилет - в красные цветочки. Кирпично-коричневые полосатые брючки. Умрите все!



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)  Художник по костюмам - Лидия Байкова

Чуть позднее нам дадут возможность рассмотреть этот жилет подробнее. Каков узорчик, а? И давайте сразу обратим внимание на цепочку от часов, пропущенную по жилету. Там даже, кажется, печатка свисает. Словом, настоящая антикварная штучка. Хотя конкретно этой, возможно, "всего-то" лет пятьдесят на момент съёмок. А ещё предлагаю приглядеться к разнице между жёсткими манжетами и воротником, накрахмаленными и наглаженными так, что аж блестят, и остальной сорочкой. Весьма исторично, да!
Затем мы видим Свиридов Петровича за работой. Только в подобной ситуации, да ещё в домашней обстановке, можно было обойтись без верхнего слоя одежды и остаться в одной рубашке и жилетке. Обратите внимание на клетчатые манжеты - нет, обычно они были того же цвета, что и рубашка, но в случае с парикмахером, подумалось мне, это неплохой выбор - когда запачкаются, это будет не так бросаться в глаза. Жилет тоже скромный.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

А галстук? Он же не просто серовато-зелёный (хотя на самом деле оттенок довольно сложный, так что всё не так просто), а на кораллово-красной подкладке! В зеркале, кстати, видна застёжка сзади. То есть галстук готовый, с бантом. Отличный вариант для тех, кто не готов вывязывать сам, и хотел бы сэкономить. Хотя настоящие великосветские щёголи таких, конечно, избегали. Как и ярких цветов в костюме!



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова
Когда Свирид Петрович идёт за новым векселем, и мысленно готовится завоевать невесту с богатым приданым, он уже принарядился. Тот же пиджак и брючки, но... Великая сила аксессуаров! Роскошный шёлковый голубой галстух, на этот раз уже пышно завязанный. Серо-голубая шляпа, перчатки с зеленоватым отливом. (ближе видно на самой верхней каринке)  "Ну кому ж я не пондравлюсь?!" - искренне уверенный в собственной неотразимости, восклицает он.


Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

А помните эпизод, где его окружают местные парни и почтительно-язвительно расспрашивают о костюме? А он, расфуфыренный петушок, даже и слыша эти насмешки, всё равно расцветает и небрежно бросает в ответ на вопрос о стоимости костюма: "Сто". Да по меркам той эпохи это у некоторых жалованье за полгода! Не могу не вспомнить анекдот: "Так он говорит... - И вы говорите!"



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

А уж как смачно он это делает....
- Платье ведь первое дело... по платью ж встречают. Вот, примером, бруки. Как труба стоять! Не так поставь и шо?
- Шо?
- Физиономии уже й нету. Или вот жилётка. Это ж хитрая штука. Не тот цвет и уже проиграл. Симпатии нету.
- Што-што?
- Ну, не тот парад на лице.
- А-а...
- Пинжак - это главная хворма. Хвормы нету, и... человека нету.
- А пуууговицы какие...
- Пуговицы немецкие.
- А материя...
- Материя шотландская.
- А может, шарлатанская?
- А, что с вами говорить... Невежство!


Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Костюм у Свирида Петровича яркий. Мужчины рубежа веков разве что в области жилетов и галстуков позволяли себе вольности, то есть расцветку поярче - и тo отнюдь не все и не всегда. А тут брюки в полосочку (внимание на штрипки!), жилет с цветочным узором, клетчатый пиджак... И цилиндр, вечерний головной убор, с утра пораньше.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Ух! Да, вульгарно. Но для тех, кто в этом разбирается. А на Пронь подобное действует безотказно. В таком виде он и отправится нашёптывать о любви и стррррасти.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова
А вот к Гале он пристаёт в куда более элегантном облике. "Ну разве я поганый?" Ой, непоганый..


Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

"Бруки" те же, в полоску, но пиджак куда более сдержанного светло-серого цвета. И если присмотреться, то видно, что он тоже в узкую-узкую полоску, почти незаметную. А как блестит жилет в крупных стилизованных "огурцах"! Атласный, скорее всего. И галстук похож по оттенку, может быть, из этой же самой ткани.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Когда Свирид Петрович распахивает жилет, то видно, что цепочка проходит от одного кармашка к другому, а в центре пропущена через пуговичную петлю. Очень популярный вариант ношения цепочки, т.н. "двойной Альбер" (в честь принца Альберта, супруга королевы Виктории - хотя, думаю, наш герой об этом не знал). Такие цепочки и делались из двух частей, соединяясь в центре.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Но вот когда он пытается убежать от Лимерихи... Гениальный ход! Оказывается, рубашки на нём нет. А только манишка под жилетом. "А я не паныч, я простой мещанин, это только сверху на мне образование!" Да-да, только сверху.  И обратите внимание на петельку внизу манишки - изнутри к брюкам пристёгивали, чтобы на задиралась. У приличных-то людей она, правда, поверх рубашки всё равно, а не на голое тело...



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова


Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова


Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова


Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Когда же Свирид Петрович является свататься к Проне Прокоповне, но разряжен просто в пух и прах. Костюм мы этот уже видели. Но детали...



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Розовый шёлковый галстук в горошек! Цепочка для часов вся усажена подвесками!



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)  Художник по костюмам - Лидия Байкова

И когда он двигается, они болтаются и блестят. Как бы ещё и не побрякивали.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

И перстень на пальце.
Ну а туфли здесь можно рассмотреть почти крупным планом. Ах, какие!.. На пуговках!!


Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

К Лимерихе на именины он тоже приходит в уже виденном нами костюме, но опять-таки важны детали.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Сменил галстук - на тёмный с геометрическим узором.
А в разгар праздника так раздухарился, что снял пиджак и остался в одном жилете. Хорошо хоть рубашка была!



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Ну а на свадьбе Голохвостый во фраке

Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)  Художник по костюмам - Лидия Байкова

С утра, правда - когда фрак уже исключительно вечерний вариант.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)  Художник по костюмам - Лидия Байкова

Зато в светлом жилете, как и положено. Но с тёмными пуговицами.



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)  Художник по костюмам - Лидия Байкова

И - очень эффектная деталь - с белыми гамашами поверх чёрных туфель. Чёрно-белый павлин!



Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961) Художник по костюмам - Лидия Байкова

Кто ж, интересно знать, после скандала польстится на нашего щёголя, а?

Между прочим, фильм "За двумя зайцами" задумывался как сатира на метросексуалов того времени - на стиляг. Говорят, что образ, манеру поведения и даже внешность Голохвостого режиссер Виктор Иванов подсмотрел у товарища своего сына: модника и франта с тонкими усиками.

Отсюда Отсюда Отсюда

Ранее по теме Свадебное платье Прони Прокоповны: "За двумя зайцами" (1961)

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up