УЕЗЖАЮ В КАРАБАХ

May 23, 2014 18:41


Дорогие друзья-(по)читатели! Спешу похвастаться: 25 мая я отправляюсь в Карабах. Еду спустя 11 лет после предыдущего посещения этой непризнанной республики, де-факто - второго армянского государства, а если совсем без обиняков - восточной окраины Республики Армения. (Не желаю никого обидеть или, наоборот, выгородить, но такое положение сохраняется уже почти 20 лет, и эти мои утверждения - просто констатация факта.)

Идея поездки зародилась в феврале при нетривиальных обстоятельствах - на собственной лекции о непризнанных государствах, которую организовывали ребята из "Миров", "Кавказ Explorer’а" и Ассоциации свободных гидов. Шли недели и месяцы, замысел рос и матерел, но окончательно окреп только вчера - за три дня до вылета у меня появились билеты на самолёт до Еревана. ))

Маршрут, если вкратце, проляжет через города Степанакерт и Шуша с селом Каринтак и ущельем реки Унот,
гору Дизапайт (она же Зиярат) с самым высокогорным в Карабахе монастырём,
Азохскую пещеру,
село Тох Гадрутского района с монастырём Гтич в окрестностях,
а также музей в воссозданной крепости Тигранакерт
и Худаферинские мосты через Аракс на границе бывшего СССР с Ираном. (Увидеть последние, скорее всего, будет проще не с "советской", а с иранской стороны. Виза для этого участка пути была приобретена в московском посольстве Исламской Республики за две тыщи рублей и четыре-пять дней ожидания.)

За всё про всё - 12 дней. Уже сейчас понимаю, что придётся много ездить и очень мало пить спать. ))

Верю и надеюсь, что по итогам путешествия получится как минимум серия публикаций в этом блоге. Как максимум надеюсь устроить ещё и фотовыставку о Нагорном Карабахе - о его старине и современной жизни, его рукоделиях и природе. Не исключено, что будут и новые лекции в содружестве с неравнодушными единомышленниками. ;-)

А перед тем как уехать, напомню, что у меня получилось по результатам "экспедиции"-2003.


Карабах (от турецкого "kara" - "чёрный" и персидского "bagh" - "сад"), или Арцах (от армянского "Лесистые горы"), - миниатюрная страна в Юго-Восточном Закавказье с населением около 145 тысяч человек. Под названием Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в наше время известна как одно из четырёх непризнанных государств (наряду с Приднестровьем в бывшей Советской Молдавии и Абхазией и Южной Осетией, входивших в состав Советской Грузии), которые появились в начале 1990-х гг. на руинах СССР. Международное сообщество считает Карабах частью Азербайджана, в который Карабах входил всё советское время.

История и политика
НКР возникла в 1991 г. из Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), Шаумянского района и Геташенского подрайона Ханларского района Азербайджанской ССР в итоге движения местных армян за cамоопределение. По итогам карабахского референдума от 2 сентября 1991 г. в состав НКР вошли 6 районов (с севера на юг): Шаумянский, Мардакертский, Аскеранский, Шуши́нский, Мартунинский и Гадрутский, - а также, естественно, столица бывшей НКАО город Степанакерт. Таким образом, общая площадь непризнанной республики составила до 5 тысяч км² (меньше Абхазии, но больше Приднестровья и Южной Осетии).

Однако в ответ в Баку признали незаконным референдум о независимости НК и специальным указом упразднили автономию Карабаха (26.11.1991). Потом началась кровопролитная война (конец 1991 - 5 мая 1994), в ходе которой Азербайджан стремился удержать Карабах силой, а армянские силы самообороны отстаивали независимость края при поддержке "матери-Армении" и спюрка - армянской диаспоры со всего мира.

1.


Так Карабах выглядит на армянской карте...

2.


...А так - на азербайджанской.

Сегодня НКР имеет практически всё необходимое для любого государства: дееспособное правительство, конституцию, хорошо развитые вооружённые силы и государственную символику. В обращении используется армянский драм (по международному обозначению - AMD), ибо отношения Армении и Карабаха, как мы увидим дальше, гораздо более тесны и близки, чем, скажем, России и Белоруссии. (Свои, карабахские драмы - купюры в 2 и 10 драмов образца 2005 года - были выпущены скорее в пропагандистских, чем в насущных целях.)

По сути (как прямо говорят простые люди) и негласно (о чём молчат «официальные лица») Карабах стал частью Армении.
Ради чего ехать?
- Чтобы хоть ненадолго слиться с неиспорченной кавказской природой с её бурными речками и стремительными водопадами, зелёными горами и долинами;

- Почувствовать дыхание земли, очень щедрой в своём плодородии;

- Пообщаться с открытыми и гостеприимными людьми, которых не сломили удары истории;

- Увидеть христианские и иные древности, приобщиться к богатой истории со всеми её гордиевыми узлами.

3.


Село Кейбалу в Шушинском районе.

Оперативную информацию о положении в тех краях путешественнику на маршруте можно получить последовательно в трёх местах: во-первых, постпредстве НКР в Ереване, во-вторых, в туристическом центре "ARMENIA Information" в Ереване и, в-третьих, в консульском отделе МИД НКР в Степанакерте.

Хотите загрузиться ещё до поездки? Нет ничего проще - читайте дальше эту статью либо звоните в постпредство НКР в Москве, или в Париже, или в Бейруте, или в Вашингтоне, или - серьёзно! - в Австралии. Проверено на себе: люди из московского постпредства привечают интересующихся туристов и даже иногда одаривают их довольно редкой литературой о своей стране!

Визы

Гражданам России виза для посещения Карабаха не нужна. Гражданам других стран СНГ, придётся её получать. Конкретно -в консульском отделе постпредства НКР в Ереване или в МИД НКР в Степанакерте за $25 (на две недели) плюс примерно $1,5 некоего консульского сбора. О том, что и как нужно сделать для продления визы, лучше узнать сразу в тех же кабинетах.

4.


МИД Нагорного Карабаха.

Если в ближайшем будущем вы соберётесь в Азербайджан с тем же паспортом, попросите выдать карабахскую визу на отдельном листочке. В противном случае документальное свидетельство вашего пребывания в Карабахе испортит настроение азербайджанским пограничникам и они вас не впустят.

По прибытии в НКР нужно зарегистрироваться в МИДе - получить бесплатную аккредитационную карточку. В ней указываются сроки пребывания и планируемые места пребывания. Проверяют ли карточки на выезде, автору неизвестно.
Обстановочка
Жизнью доказано, что именно в России, а не в Армении и Карабахе, люди гораздо больше напуганы террористами, боевиками, атипичной пневмонией и прочей гадостью. Карабахцы же спокойно поднимают свою страну из разрухи, растят детей и запросто, особенно на селе, зовут путешественников в гости.

Спору нет, прошедшая война всё ещё напоминает о себе. Когда-то богатый 50-тысячный город на плодороднейшей равнине, а теперь город-призрак Агдам - её след. Мёртвые кварталы Шуши на фоне умопомрачительно красивых гор и дырявая от пуль жестяная коробка автобусной остановки на безымянном повороте - тоже. Портреты погибших в каждой семье и угроза живущим - боезаряды в земле, которые ещё предстоит обезвредить, - явления того же порядка.

5.


В селе Дрмбон Мардакертского района.

Но за неполные 10 лет перемирия здесь успело подрасти поколение, которое не знает, что такое холодный пот и смертельный страх при обстреле "Градами", но чрезвычайно общительно, жизнерадостно и дружелюбно. Чумазые и дерзко-жизнерадостные пацаны от трёх лет до двенадцати побросают тележки с дровами и побегут за вами через всю деревню только затем, чтобы сказать "Барэв дзэс!" (так по-армянски будет "Здравствуй!") или сфотографироваться на память. Встреча с экзотической заморской птицей в вашем лице станет темой для их разговоров на целую неделю!

Что молодёжь, что старшее поколение - все будут общаться с вами с искренним интересом. Впрочем, русский язык в Карабахе распространён, пожалуй, не меньше армянского. Его знают практически все горожане и помнят сельчане старше 30 лет. Азербайджанский язык помнят многие взрослые в Шуши и в Гадрутском районе, но на нём не говорят.

В НК не стоит пугаться "человека с ружьём", хотя сейчас на Кавказе таковых больше, чем "человеков с рюкзаками". Те, кто вооружён, в Карабахе принадлежат к военной касте (солдаты, милиционеры, пограничники и т. п.) и для нас, коллеги, совершенно безвредны.

Вообще собственно в Нагорном Карабахе и колонизируемых им землях Кельбаджарского и Лачинского районов ("прослойке" между бывшей НКАО и Арменией) не опаснее, чем в любой глубинке: больших городов нет, преступности - практически тоже, время течёт густым и медленным потоком…

Отдельная история - "зоны безопасности НКР". По своей площади - около 7 тысяч км² - они даже больше, чем сама НКР. Это территории Лачинского, Кельбаджарского, Кубатлинского, Зангеланского и частично Джебраильского, Физулинского и Агдамского районов бвшей Азербайжанской ССР, в том числе 120-километровый участок когда-то советской границы с Ираном по Араксу. (Там стоят карабахские пограничники, но перехода в Иран там не оборудовано и, скорее всего, не будет.)

На отвоёванных у азербайджанцев землях к востоку от НК населения почти нет. По сути, это одновременно пастбище, сад-огород и полигон: жители соседних районов НК пасут там скот и выращивают овощи-фрукты, а карабахская армия проводит учения. Журналистов местные власти без особого разрешения (аккредитационной карты, бесплатно выдаваемой в консульском отделе карабахского МИД) туда стараются не пущать.

В свою очередь, части Мардакертского, Мартунинского районов бывшей НКАО сейчас подконтрольны Азербайджану. Шаумянский район, который армяне считают частью НКР и называют "Северный Арцах", в настоящее время тоже занят азербайджанскими войсками, а старинные армянские сёла обживают азербайджанские колонисты. Селения Кармираван, Левонарх, Ленинаван, Марага, Сейсулан, Хасангая, Чайлу и Яремджа на востоке Мардакертского района по итогам войны остались опять же за Азербайджаном, который контролирует ещё и восточную часть Мартунинского района за селом Куропаткино. Понятное дело, из Карабаха туда путь закрыт.

Чего опасаться

Держитесь подальше от мин и неразорвавшихся боеприпасов. Они могут быть на полях, холмах и глухих горных тропах. Естественно, не повсюду - карабахские спасатели совместно с британскими сапёрами из гуманитарной организации "Хэйло траст" (The HАLO Trust) несколько последних лет последовательно разминируют всю территорию НК кроме приграничной зоны. Если кто-то из местных обнаруживает мину, об этом немедленно оповещают саперов, и те сразу выезжают на обезвреживание. Однако на всякий пожарный обращайте внимание на наличие плакатиков с текстом "Стоп. Мины!" и портретом "весёлого Роджера", а также на предостережения местных жителей.

6.


Офис HALO Trust в Степанакерте.

Во-вторых, это линия соприкосновения армяно-карабахских и азербайджанских войск. 250 километров колючей проволоки, минных полей, окопов и рвов с бетонированным дном. Та самая front line, про которую вскользь упоминается в аккредитационной карточке. Начинается она на границе Мардакертского и Шаумянского районов чуть южнее знаменитого села Гюлистан. (В 1813 году там заключили мирный договор Россия и Персия, по которому последняя признавала переход к России Дагестана, Картли, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и ряда закавказских ханств.) Затем линия идёт через холмистый северо-восток Мардакертского района, потом по линии Гюллюджа - Джавагирли - Аразбары равнинного Агдамского района - восточная часть Мартунинского района - линии Ашагы Сейдахмедли - Шукюрбейли - Казахлар Физулинского района. Все перечисленные сёла (или то, что от них осталось после обстрелов и разграблений) находятся в пределах "зон безопасности" НК.

Не посещайте Линию и тем более не пытайтесь пройти через неё на противоположную сторону! Время от времени на некоторых её участках случаются перестрелки.

Как добраться

Попасть в НК возможно через Армению, и никак иначе. Большинство ездит по маршруту Ереван - Ерасх - Ехегнадзор - Горис - Лачин - Степанакерт. Эти города соединяет асфальтированная 360-километровая трасса, более известная по названию последнего её участка - "Лачинский коридор". Это единственная магистраль, что связывает Карабах с внешним миром. Автостоп на ней лёгок в любое бесснежное время года. Единственное исключение в этом приятном правиле - иранские дальнобойщики, чьи караваны ползут в Ереван, растягиваясь по всей Армении. Голосующих в чужой стране им подбирать запрещено.

Что же касается другой дороги, через Севан - Мартуни-Севанский - Варденис - Зод - Мардакерт... Это горная перевальная грунтовка с бесчисленными серпантинами на подъёмах-спусках; на большинстве автодорожных карт её просто нет. Движение по этой трассе редкое, и то лишь с оказией (в основном военные, которые, к счастью, не отказываются подбирать попутчиков). Зато виды вокруг!..

7.


Зодский перевал.

Некоторые армянские карты показывают ещё одну локальную дорожку, которая напрямую связывает Армению и Карабах через Варденис и Кельбаджар. Однако в каком она состоянии, а также кто и как часто по ней ездит, для автора так и осталось загадкой.

Основные внутренние трассы Ереван - Лачин - Степанакерт - Агдам (преимущественно горная) и перпендикулярная ей Мардакерт - Агдам - Мартуни (целиком равнинная) проходят фактически через территорию Азербайджана, хотя тот с 1993-94 гг. не контролирует эти земли. Передвижение по этим дорогам вполне безопасно и даже относительно комфортно. Автобусы, маршрутки и прочий транспорт ездят там спокойно, без военного сопровождения.

Наибольший поток наблюдается на направлении Лачин - Степанакерт. На Аскеран от "Степана" движение чуть послабее. Неплохо ездится и на дорогах местного значения Степанакерт - Красный Базар (Кармир Шука) - Физули - Гадрут и Мардакерт - Агдам - Мартуни.

Дорога "Север - Юг" длиной 170 километров должна быть готова к 2005-2006 гг. Новая трасса соединит Мардакерт с Гадрутом через Степанакерт, она будет целиком внутрикарабахской. Прежняя, ещё советского времени дорога проходит через оккупированную зону Азербайджана, и по пути, скажем, из Степанакерта в Гадрут приходится делает крюк через Агдам - Физули. Новая трасса существенно сократила время в пути между всеми райцентрами НК.

8.


Строительство магистрали "Север - Юг" в Шушинском районе. Май 2003 года.

На сельских дорогах автостоп и сейчас для всех такая же неотъемлемая сторона человеческой жизни, как гостеприимство и дружеское общение. В городах примерно то же самое, только иногда попадаются милые ненавязчивые деньгопросы.

Карабахские машины ездят под "самостийными" номерами советского формата "р 1234 НК" или "5678 НКА". В последние годы не редкость и новые общеармянские номера с кодом "90" (например, "ам 90 LS 151"), с которыми без проблем можно выезжать за границу.

Эпизодическое вертолётное сообщение с Карабахом существует из ереванского аэропорта "Эребуни". Перелёт организуется по заказу любой группы, которая сможет набрать $2300-2400 за рейс в Степанакерт и обратно на Ми-8. (Примерно по $100 с носа в оба конца.) Что касается регулярности этих рейсов, а также авиасообщения с Карабахом из других городов Армении, то сие пока неизвестно.

Переименования
Армяно-азербайджанская борьба за Карабах нашла отражение и в его топонимике. В частности, наиболее доступные для россиян атласы автодорог московского и минского изданий часто приводят сразу два названия для одного и того же населённого пункта - и бытовавшее при СССР, и недавно присланное из Баку по запросу издательства. Между тем новые, "бакинские" наименования для путешествующего по Карабаху не актуальны - они появились на картах, когда Азербайджан уже потерял эти земли.

Таким образом, азербайджанские названия городов, такие, как Ханкенди, Ходжавенд и Агдере, - существуют лишь на картах. "В реале" (то есть среди местных жителей) это Степанакерт, Мартуни и Мардакерт соответственно - так же, как в советские времена.

Переименования другой стороны - армянские - (Бердзор вместо Лачин, Вардана вместо Физули, Карвачар вместо Кельбаджар и Ново-Шаумянский район вместо Кельбаджарский) употребляются только в Армении. А карабахские армяне вообще помнят и употребляют оба названия - и родное, и "турецкое" (то есть азербайджанское).

Пусть, как говорят сами карабахцы, этот путеводитель давно стал историческим источником, но разве это плохо? Тем интереснее будет сравнивать "было" и "стало" и писать о том, что вижу сейчас!

(Чувствую, без продолжения не обойдётся.)

Путеводители, Кавказ и Закавказье, Нагорный Карабах, Непризнанные государства

Previous post Next post
Up