Идея поснимать Териберку - поселок, где происходили съемки Левиафана, - обернулась целой эпопеей, в результате которой я 2 раза за неделю побывал в Мурманске и намотал больше 4 000 км на машине.
Сперва я отправился на Кольский полуостров на машине, второй раз - самолетом. Первая попытка окончилась неудачей - проехав 2000 километров, мы застряли в адских сугробах не доезжая 18 километров до Териберки и вынуждены были повернуть назад. Второй раз оказался более удачным и я все таки смог своими глазами увидеть этот поселок и понять правда ли он на столько ужасен, как пишут сейчас многие, или, в погоне за трендом, его показывают однобоко, оставляя за кадром все хорошее.
В этом посте я расскажу о том, как добраться до Териберки и что вы увидите по пути...
P.S. Все блеклые и некрасивые фотографии в начале поста сделаны на
Димин Canon, а все красивые и яркие на мой Nikon.
Трасса Р-21 или федеральная автодорога "Кола" проходит от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск. В общем и целом дорогая неплохая.
Я ехал следующим образом:
От Москвы выехал в сторону Питера по Ленинградке и за Великим Новгородом, после Чудово, повернул на Кириши. Срезочкат эта, конечно, так себе - дорога узкая и петлявая, но экономит больше 100 километров, так что можно потерпеть.
Я туда заехал уже затемно, плюс шел густой снег крупными хлопьями. Дорога не освещена и ехать было нереально сложно затруднительно. Было ощущение, что я попал в фильм Звездные войны и включил гипердрайв в межгалактическом пространстве. Пришлось выключить дальний свет, так как его отражение от снежинок меня слепило, и ехать на ближнем и противотуманках. При этом машин там мало, а дорога быстро покрывалась снежным покрывалом. Скорость упала до 40км/ч, так как просто не было видно, где дорога.
Выскочил на Р-21 после Волхова в районе Старой Ладоги. Дорога стала прямее и оживленнее. По следам от впереди идущих машин стало видно, где моя полоса, а где встречная.
Изначальный план был доехать в первый день до Петрозаводска (900 км), а к вечеру второго дня добраться до Мурманска (еще 900 км). Однако, срезка и плохая погода так меня вымотали, что мы остановились на ночлег в городе со странным названием Лодейное Поле.
Следующим утром стартовали в сторону Петрозаводска. От Лодейного Поля до него идет нормальная и пустынная дорога. Первые километров 250 после Петрозаводска в сторону Мурманска трасса широкая, прямая и двухполосная. Ехать одно удовольствие. Позже она начинает петлять по холмам. Легковушки пропадают и попадаются в основном одни фуры.
Первый крупный город - Мончегорск, находится не доезжая где-то 100 км до Мурманска, так что перегон длинный и остановиться по пути особо негде - только на редких заправках.
От Мончегорска до Мурманска трасса опять становится двухполосной в каждую сторону и невероятно красивой (парочка фотографий с красотами под катом):
Чтобы попасть в Териберку, надо свернуть на восток километров за 10 до Мурманска, проехать 100 км в сторону Туманного, а потом свернуть на север. Вам останется 42 километра до Териберки, но, если вы решите ехать зимой, они будут самыми сложными на всем вашем маршруте. О нашей борьбе с непогодой на этом участке смотрите подробный рассказ с картинками под катом.
А вот обратно от Мончегорска до Москвы я добрался за 23 часа. 1800 километров за раз в один руль - это мой новый рекорд.
В предыдущий день умотались, безуспешно пробиваясь в Териберку и легли спать в 6 вечера. Проснулся без будильника в четыре утра и в половину пятого выехали, чтобы не толкаться с фурами на дороге.
Первоначальная задача была доехать до Петрозаводска, но мы там были уже в час дня. Не останавливаться же! Так что поехали дальше, до Лодейного Поля. Там были в 4 дня. Тоже рано для ночевки. Двинули на Новгород, куда доехали в 9 вечера.
И тут я подумал, что осталось всего 6 часов до Москвы по понятной Ленинградке, где я уже названия всех деревень наизусть знаю. И я поехал дальше. Хотелось сделать сюрприз для детей. Представляете, они утром просыпаются, а папа уже дома!
Оба дня пути в Мурманск был сильный снегопад. Дорогу не везде успевали расчистить:
3.
Половина дорожных знаков была залеплена снегом и оставалось только догадываться об их смысле и предназначении. Особенно это осложняло движение ночью, когда итак ничего не видно, что там впереди:
4.
Периодически возникали очаги дорожных работ. Самый крупный был километрах в семидесяти за Кемью. Там он растянулся на 20 километров и движение сильно замедлилось из-за "взорванного" тяжелыми грузовиками дорожного покрытия.
По дороге туда и обратно видели только одну аварию. На горке в Зеленоборском фура сошла в кювет, а две другие замерли на подъеме, перекрыв все движение по федеральной трассе. К счастью, их довольно быстро утащили наверх трактором:
6.
Лодейное Поле - небольшой городок на северо-востоке Ленобласти, на левом берегу реки Свирь. Лучшая гостиница - отель Петровский (около 2000 руб. за ночь с лица). Блок отеля граничит с цехом неустановленного производства и следственным отделом, расположенным на первом этаже здания. Впрочем, наличие таких "соседей" не помешало компании под окном моего номера пить полночи водку и орать на всю округу:
7.
Петрозаводск куда более продвинут нежели Лодейное поле, и, если вы соберетесь на авто в Мурманск из Москвы, постарайтесь спланировать свой маршрут так, чтобы заночевать в нем:
8.
9.
В Петрозаводске самый роскошный KFC в России. Из Дома Культуры его что-ли переделали?
10.
Центр города приятен и ухожен (снято на Canon):
11.
А на окраине все как обычно: деревянные двухэтажки, промышленные зоны, оптовые базы и частный сектор:
12.
13.
Рядом с Петрозаводском снегоуборочная машина чистила снег, забрасывая потоки снежной грязи в огороды вдоль дорог:
14.
Практически по границе Карелии и Мурманской области проходит полярный круг, о чем сообщает незаметная стела. Начиная с этого места (и далее на север) можно наблюдать полярный день или полярную ночь - не садящееся или не встающее солнце. У стелы ни парковки, ни дорожки к ней. Диме пришлось лезть через сугробы, чтобы сделать селфи со стелой:
15.
До Мурманска от Лодейного Поля за день не доехали. Опять весь день шел снег и ехали не быстро. Ездил я вместе с Димой Марковым, который не умеет рулить. Вообще, Дима, с точки зрения автомобильного путешествия, человек абсолютно бесполезный. Он молчун и всю дорогу либо спит, либо втыкает в телефон. Так что можно сказать, что я был все время в машине в одиночестве. В итоге, решили остановиться переночевать в Кировске (150 км до Мурманска). О нем я уже
подробно рассказывал здесь:
16.
В этом городе тоже снимали часть фильма Левиафан, так что утром мы покатались по городу, а потом поехали в Апатиты и Мончегорск:
17.
К слову говоря, вся дорога от Кировска до Мурманска - одна сплошная красота. Я даже сделаю отдельный пост с этой красотой, а пока пара снимков для затравки:
18.
19.
Ну и с погодой нам повезло. Представьте, что у вас режимный свет в течение пары часов:
20.
Летом дорога на Териберку от Мурманска сильно загружена грибниками. Говорят, даже машину невозможно припарковать вдоль обочины, а зимой тут никого. Машины проезжают раз в час:
21.
Первые 100 км дорога чистая, даже если есть ветер, а вот дальше начинаются заносы, которые чистят шнеком. Правда едет он очень медленно:
22.
В сильную метель, пока дорогу не закроют, териберчане выстраиваются в колонну на выезде из деревни и ждут шнек. Если отстанешь от него метров на 50, то дорогу уже заносит и машина застревает. Все начинают сигналить и шнек возвращается и выдергивет попавший в снежный плен автомобиль:
23.
За шнеком в дороге остается прогрызенная полоса:
24.
Снежный бортик доходит почти до стекла высокого Land Rover Discovery:
25.
Не доезжая 18 км до Териберки мы вначале увидели странную скульптурную экспозицию:
26.
Это местные предупреждают о самом сложном месте на дороге:
27.
В низинке за этой малой архитектурной формой всегда гуляет сильный ветер и дорогу заносит снегом буквально на глазах:
28.
Еще одна проблема - это плохая освещенность. Мы туда приехали в сумерки, когда света фар уже не было видно, а солнечного еще не хватало. Представьте, что перед вами белая пелена без какой-либо фактуры. То есть вы совершенно не видите, где пробита колея, где глубокий снег и, вообще, почищена дорога или нет. Вы ориентируетесь только по вешкам и стараетесь ехать посередине между ними.
В итоге, я даже не видел, что впереди большие сугробы. Мы просто ехали вперед. В какой-то момент я почувствовал, что машина пошла тяжелее. Остановились. Включил понижайку, поднял подвеску, сдал чуть назад. Тоже встал, попытался раскачать машину взад вперед - бесполезно. Ветер так быстро надувал снег под и вокруг машины, что мы повисли на брюхе:
29.
Как все правильные московские пацаны, мы поехали на Север без лопаты и теплых перчаток. А ветер был, я вам скажу, не детский. Начали откапывать машину скребком для снега. Маленьким таким, похожим на детскую лопатку из песочницы.
Через полчаса со стороны Мурманска подъехали ребята на Ниве. Остановились на чистой дороге и пошли к нам, посмотреть, что случилось:
30.
Пока сходили до нас, поболтали, вернулись, их машину уже занесло снегом так, что они тоже "застряли" и не могли двигаться. Хорошо, что у них была настоящая лопата. Мы начали с их помощью откапывать вначале нашу машину более энергично. Дело это все равно было неблагодарное - пока откапываешь задний мост, передний опять заносит снегом:
31.
Еще через часик со стороны Териберки подъехал Лексус. Мы уже осознали бесполезность попыток откапаться. Нам оставалось метров 30 до чистой дороги. Джиперское прошлое научило меня, что много тросов не бывает и я достал из багажника 4 динамических стопы, связал их вместе и этого хватило до Лексуса. Нас выдернули!
После того, как мы снова были на ходу, мы пошли откапывать ребят на Ниве. Впятером мы ее буквально вынесли на руках на чистую дорогу. Правда назад, в сторону Мурманска. Как раз в это время к ним подъехал инкассаторский УАЗик Патриот. Мы замахали руками, УАЗик остановился и немного приопустил окно. Мы: "Там не проедешь". УАЗик: "Мне по...фиг! У меня лебедка!" и сразу поехал. Видимо, боялся, что это засада и мы его будем грабить. Ну-ну. Естественно сел:
32.
Водитель УАЗика, осторожно вышел из машины. Огляделся. Поправил кобуру на поясе и пошел в мою сторону. Попросил разрешения за меня залебедиться. Я не возражал. Пока он разматывал лебедку к нам подъехал новый участник - Буханка из Териберки. Она возвращала врача в город и не особенно спешила. Водитель рассказал, что он в этом месте утром уже сидел и что пока не приедет шнек, никто никуда не поедет:
33.
Инкассаторский УАЗик Патриот зацепился за УАЗик Буханку и стал лебедиться:
34.
Это ему не помогло. Он просто подтаскивал Буханку к себе, вместо того, чтобы самому выбираться из снега:
35.
Как бы ему не хотелось этого признавать, но и он вынужден был остыть и дожидаться шнека:
36.
Через три с половиной часа после того, как мы первыми застряли в этой низинке, на перевале показались фары шнека. Он, как старый бык из анекдота, неспешно спустился с горы, подъехал к УАЗику, легко выдернул его назад и расчистил для всех дорогу:
37.
Световой день уже подходил к концу. У нас был вариант доехать до Териберки за шнеком, но это означало бы, что мы застрянем там до пятницы, так как по прогнозу погода ухудшалась и мы были бы заперты на берегу Баренцевого моря, либо повернуть назад, и, пока дорогу еще не занесло, уехать обратно в Мурманск.
В пятницу мне надо было кровь из носа быть в Москве на открытии фестиваля природы "
Первозданная Россия", так что я принял решение развернуться и поехать обратно в Москву:
38.
Но я не сдался. В понедельник я сел на самолет и прилетел в Мурманск, где вместе с
evgeny-velichko доехал таки до Териберки, увидел все своими глазами и составил свое мнение об этом знаменитом поселке. Читайте об этом в ближайшее время, а пока еще несколько фотографий дороги, сделанные во время второй поездки (снято на Nikon):
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Города, где снимали Левиафан
Москва-Териберка-Москва
Красота. Кольский полуостров
Подписаться на обновления этого блога Я в других социальных сетях: