Недавно до моего дома добралось оптоволокно, и я тут же бросился осваивать торренты. И первым делом я скачал и посмотрел «Северную стену» - фильм про попытку восхождения на Эйгер четырьмя альпинистами в 1936 году. Говорить о спойлерах в этой истории смешно, тем не менее, они там есть, и я спрячу текст и скриншоты под кат.
Первое ощущение: я не очень понимаю, как такой фильм вообще появился. По многим причинам. Во-1, нет хэппи-энда; во-2, два героя (правда, не самых главных), которым со всей силы сочувствуешь - идейные члены НСДАП; в-3, нет торжества идей… никаких идей, собственно говоря. И, наконец, в-4, один из не самых приятных героев даже не пристаёт к главной героине и не получает за это по морде.
Привези мне хорошую историю, малышка!
Итак, Германия, 1936 год, Рейху и главному редактору одной из берлинских газет срочно понадобились герои. Герои должны залезть на знаменитый Эйгернордванд - северную стену Эйгера, прославить арийский дух и получить олимпийские медали. Но с героями как-то не очень, прошлогодняя гибель двух молодых баварцев несколько охладила пыл восходителей, на стену никто не собирается. Героев помогает найти секретарша - она с детства знает двух молодых отморозков - Тони Курца и Энди (вообще-то он Андреас или Андерл) Хинтерштойссера, которые уже сделали несколько первопроходов на грани возможного и сейчас служат в горноегерской части. Секретарша фройлян Фелнер, получив фотокамеру и наказ: «Привези мне хороший материал, детка», отправляется в Бехтерсгаден, для неё эта командировка - шанс продвинуться по служебной лестнице.
Хинтерштойссер! Ты - тяжёлый ублюдок!
А два будущих героя рейха в этот момент драят сортир в казарме. Наказание получено, разумеется, из-за опоздания из увольнительной, во время которой друзья пролезали очередной головоломный маршрут. Увы, сенсации не получится: друзья на Нордванд не собираются. Хинтерштойссер и рад бы, он горит всей душой и считает, что маршрут им по силам, но вот Курц сомневается, «Эйгер - это не альпинизм, это лотерея.» В лотерею со смертью Тони играть не хочет. Альпинизм, он считает, не для того, чтобы кому-то что-то доказывать.
Но для газеты и фройлян Фелнер не всё потеряно. Для газеты потому что два австрийца уже разбили лагерь в Кляйне Шайддег и ждут погоды. Что немаловажно - оба члены партии. Для фройлян Фелнер - потому, что боссу понравились фотографии, которые она сделал во время командировки, и он берёт её с собой под Стену.
Тем временем Курц сдаёт свои позиции, и два баварца, выпросив у сержанта отпуск для женитьбы, на велосипедах отправляются в Швейцарию. Битва за Эйгер начинается.
Пока в основном я варю кофе для редактора
- Как долго ты будешь на меня злиться?
- как долго ты будешь слишком труслив, чтобы попробовать?
Фильм без преувеличения потрясающий. Отсутствие клюквы, отличная игра актёров, музыка. Настоящая, без дураков, драма. Даже отлично зная, чем всё кончится, за героев переживаешь по-настоящему. В последнее время я, видя в кино титр «снято по реальным событиям», внутренне напрягаюсь - а сколько там оставил режиссёр от этих самых несчастных реальных событий? «Северная стен» действительно снята по реальным событиям. Добавление некоторых эпизодов, и в первую очередь некоего романтического сюжета, ничуть не мешает, наоборот выделяет саму драму, впрочем, без перебора. С чувством меры здесь у режиссёра оказалось всё хорошо. Чередование сцен на Стене и сцен в гостинице, сделанное, видимо, для контраста, своей цели достигает. Появляется возможность почувствовать, о чём читал в книжках: люди гибнут на стене, а снизу за ними наблюдают праздные отдыхающие. Режиссёр сделал ровно столько, сколько надо, чтобы художественный фильм не воспринимался как простая реконструкция.
Теперь нам нужен ещё десяток ледовых крючьев
По съёмкам и реквизиту: я не нашёл анахронизмов и откровенной клюквы ни в снаряжении, ни в технике лазания и страховки (спецы, наверное, могут поизучать военную форму и что-нибудь там наковырять). А главное, я не нашёл клюквы в действиях людей и в мотивах, которые их на эти действия побуждают. Всё очень естественно (насколько естественным может быть в принципе такой альпинизм), всё и все на своих местах.
До сих пор в моём топе художественных фильмов о горах первое и единственное место занимал К2 (о Touching the void разговор отдельный). На мой взгляд, это был единственный художественный фильм, где создатели попытались хоть как-то проникнуть во взаимоотношения человека и Горы. Создателям «Северной стены», выбравшейся на первое место, удалось пройти между Сциллой и Харибдой - нудятиной, интересной только участникам процесса, и широкомасштабной клюквой, схаванной всеядным пиплом. Я не смотрел в сети результатов проката, но очень надеюсь, что этот фильм собрал денег достаточно, чтобы у нас был шанс увидеть что-то похожее в будущем.
- Я уже её вижу.
- Кого?
- Невесту. Прекрасную. Слегка повыше тебя, 3970 метров из камня и льда.
До скорой встречи!
На северной стене зёрна, наконец-то, отделились от плевел. Абзац. Принял?
Траверс Хинтерштойссера! Ты станешь знаменитым из-за него.
Доброе утро!
- Это серьёзно, Вилли! Мы идём вниз!
- Я в порядке.
- Твой соотечественний из Мюнхена?
- Да.
- Мои соболезнования.
- ...а мы пойдём к вершине!
- Энди, если мы оставим их вдвоём, они оба погибнут.
Быстрее! Крюк вылезает!
Холодно... Нет сил...
Ссылки по теме:
Мой пост
История восхождений на НордвандМаршруты Северной стены. на Риске.
Генрих Харрер, Белый паук. Первопроход НорвандаОписание фильма на IMDB Железная дорога Юнгфрау. История, фотографии от юзера
rudzin