Действительно, самый вероятный вариант: везли чудо-зверя коркодила - или нескольких - на продажу в Северную Европу. Взяли в басурманьем Крыму, например, или в Стамбуле, необязательно до Египта плыть. Потом по Днепру и далее до Пскова или Новгорода, до ворот в Ганзу.
Развлечений тогда не особо, зверинцы с диковинными животными наверняка ценились.
Компания давших деру крокодилов (или что там случилось? неудачный налет?) до холодов прекрасно дотянула бы, а на след. год их и не видели, если верить старому документу.
Если в теории возможно, то возможно и на практике. Иначе действительно не стыкуются два факта: случай описывается скорее как реальный, без грома небесного и т.п., но ни одного местного кандидата на роль чудища не просматривается.
К тому же у страха глаза велики, а как раз тогда ждали очередного конца света.
самый вероятный вариант: везли чудо-зверя коркодила - или нескольких - на продажу в Северную Европу. Такой товар могли везти только под гарантии, что его оплатят. А это означает, что люди имели налаженные связи с предполагаемыми получателями - и значит, не могли не знать, что в регионе вот уже третье десятилетие идет война.
Потом по Днепру и далее до Пскова или Новгорода, до ворот в Ганзу.Если по Днепру и с конечным пунктом в одном из ганзейских городов, то на кой хрен делать крюк через воюющую Псковщину, когда есть куда более короткий, накатанный и безопасный путь - из Днепра в Западную Двину? Да, конечно, между Купринским и Касплинским озерами - волок (точнее, две альтернативные системы волоков). А что, между бассейнами Днепра и Великой нет водоразделов
( ... )
Поскольку Ваш следующий коммент по непонятным для меня причинам оказался скрытым, а хозяйка журнала не считает нужным его раскрывать (хотя я ее об этом просил), приходится отвечать здесь.
к чему заводить здесь дискурс, схожий с научным? Вероятно, к тому же, к чему вообще обсуждать это летописное сообщение.
Мы же достоверно не знаем ничего Мы как минимум знаем, что есть такое летописное сообщение.
там, выше в комментах, гадают, не последыш ли Фоменко вбросил историю во всеядный интернет. Вообще-то в самом тексте Сапуновых есть ссылка на конкретную бумажную книгу, вышедшую задолго до появления интернета. Опять же данный пассаж из летописи хорошо известен. Что до текста статьи, то один из тех людей, чьи подписи стоят под ней, жив и вполне досягаем. Если Вы сомневаетесь, писали ли он и его отец эту статью, можете обратиться к нему.
какой смысл спорить, ходили ли до Ганзы реками?Действительно, какой смысл спорить об общеизвестном? Конечно, ходили - а как иначе те же Псков и Новгород торговали с ганзейскими городами
( ... )
Поскольку Ваш следующий коммент по непонятным для меня причинам оказался скрытым, а хозяйка журнала не считает нужным его раскрывать (хотя я ее об этом просил), приходится отвечать здесь.
скрывается автоматом из-за определенных слов
раскрыть не могла, т.к. ЖЖ не давал мне логиниться двое суток
Историк В.С.Иконников комментировал этот текст так: "вѣроятно выписка изъ какого нибудь вычитаннаго сказанія или сборника" ("Опыт русской историографии",1908, том 2, кн.1 с.835)
Эту версию развивали, и встречал утверждение, что аналогичное сообщение имеется в какой-то европейской газете примерно тех лет, но относится не к Пскову, а к Египту, и высказывалось предположение, что известие это дошло до Пскова в качестве дурного знамения, и вставивший ее в текст переписчик сер.XVII века возможно уже не знал о первоисточнике. (Беда, что я не могу найти, где именно я встречал это утверждение, тем более ссылку на газету).
Всерьёз обсуждать тексты В.Б. Сапунова про животных - это всё равно что, я не знаю, в компании профессиональных историков начать серьёзно обсуждать Галковского. В.Б. Сапунов - фрик.
Comments 122
Действительно, самый вероятный вариант: везли чудо-зверя коркодила - или нескольких - на продажу в Северную Европу. Взяли в басурманьем Крыму, например, или в Стамбуле, необязательно до Египта плыть. Потом по Днепру и далее до Пскова или Новгорода, до ворот в Ганзу.
Развлечений тогда не особо, зверинцы с диковинными животными наверняка ценились.
Компания давших деру крокодилов (или что там случилось? неудачный налет?) до холодов прекрасно дотянула бы, а на след. год их и не видели, если верить старому документу.
Если в теории возможно, то возможно и на практике. Иначе действительно не стыкуются два факта: случай описывается скорее как реальный, без грома небесного и т.п., но ни одного местного кандидата на роль чудища не просматривается.
К тому же у страха глаза велики, а как раз тогда ждали очередного конца света.
Reply
Такой товар могли везти только под гарантии, что его оплатят. А это означает, что люди имели налаженные связи с предполагаемыми получателями - и значит, не могли не знать, что в регионе вот уже третье десятилетие идет война.
Потом по Днепру и далее до Пскова или Новгорода, до ворот в Ганзу.Если по Днепру и с конечным пунктом в одном из ганзейских городов, то на кой хрен делать крюк через воюющую Псковщину, когда есть куда более короткий, накатанный и безопасный путь - из Днепра в Западную Двину? Да, конечно, между Купринским и Касплинским озерами - волок (точнее, две альтернативные системы волоков). А что, между бассейнами Днепра и Великой нет водоразделов ( ... )
Reply
к чему заводить здесь дискурс, схожий с научным?
Вероятно, к тому же, к чему вообще обсуждать это летописное сообщение.
Мы же достоверно не знаем ничего
Мы как минимум знаем, что есть такое летописное сообщение.
там, выше в комментах, гадают, не последыш ли Фоменко вбросил историю во всеядный интернет.
Вообще-то в самом тексте Сапуновых есть ссылка на конкретную бумажную книгу, вышедшую задолго до появления интернета. Опять же данный пассаж из летописи хорошо известен. Что до текста статьи, то один из тех людей, чьи подписи стоят под ней, жив и вполне досягаем. Если Вы сомневаетесь, писали ли он и его отец эту статью, можете обратиться к нему.
какой смысл спорить, ходили ли до Ганзы реками?Действительно, какой смысл спорить об общеизвестном? Конечно, ходили - а как иначе те же Псков и Новгород торговали с ганзейскими городами ( ... )
Reply
Поскольку Ваш следующий коммент по непонятным для меня причинам оказался скрытым, а хозяйка журнала не считает нужным его раскрывать (хотя я ее об этом просил), приходится отвечать здесь.
скрывается автоматом из-за определенных слов
раскрыть не могла, т.к. ЖЖ не давал мне логиниться двое суток
Reply
Эту версию развивали, и встречал утверждение, что аналогичное сообщение имеется в какой-то европейской газете примерно тех лет, но относится не к Пскову, а к Египту, и высказывалось предположение, что известие это дошло до Пскова в качестве дурного знамения, и вставивший ее в текст переписчик сер.XVII века возможно уже не знал о первоисточнике.
(Беда, что я не могу найти, где именно я встречал это утверждение, тем более ссылку на газету).
Reply
ну насчет газет 16 века вы погорячились :)
Reply
Reply
Reply
Белая горячка находящегося в запое летописца вполне легко объясняет этот феномен.
Reply
Небыло зим до 1700 года
Reply
Всерьёз обсуждать тексты В.Б. Сапунова про животных - это всё равно что, я не знаю, в компании профессиональных историков начать серьёзно обсуждать Галковского. В.Б. Сапунов - фрик.
Reply
ну он не достиг еще столь мировой славы, чтобы это до меня без гугла докатилось
пришлось расследование проводить
Reply
Leave a comment