ШАТУР - 600 лет с первого упоминания

Feb 28, 2017 00:09






Ежегодно Москва в первые числа сентября отмечает свой день рождения. Всем хорошо известно, что первое документальное упоминание Москвы относят к 1147 году. Упоминание это связано с Юрием Долгоруким. Его и принято считать основателем нашей столицы.

Тем, кто интересуется историей Шатурского края, наверно также известно, что Погост Шатур, или Николо-Шатур, который в начале ХХ века поделился своим именем с посёлком Шатурстрой (нынешний Шатурторф), а потом, с 1936 года, стал именем нового города - Шатура, впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте Василия I Дмитриевича. Эта дата есть во всех учебниках, сайтах, вт.ч. и в Википедии, в которых описывается история создания Шатуры. Также полагал и я…

В почти заброшенном селе Шатур я бывал не раз. Первый же раз я попал сюда в далёком 2001-м вместе с известным шатурским краеведом Виктором Михайловичем Казаковым. Деревянные, Никольская (1833 г.) и Спасская (1838 г.), церкви не сохранились. Но сохранилась кирпичная колокольня (1909 г.). Вот именно на её фоне мы тогда и сфотографировались.

>


Как оказалось, именно Виктор Михайлович ввёл в «научный оборот» дату «1423 год» в своей первой «Дозорной книге», а до этого в публикациях в шатурских газетах «Доверие», «Шатурский вестник» и «Ленинская Шатура».









В конце XIX века в Рязани вышло четырёхтомное исследование церквей Рязанской губернии священника Ивана Добролюбова. Вот в этом-то труде Виктор Михайлович Казаков и нашел ошибочную дату первого первого упоминания погоста Шатур. Почему же Добролюбов, посмотрев третью духовную грамоту Василия Дмитриевича, не заглянул во вторую, из нашего времени понять сложно.





Духовная грамота (Духовная, Духовная память, Завещание, Изустная запись, Изустная память) - юридический документ, Грамота, имевшая употребление в России с 1287 год по XVIII век, в которой содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти. Потому и не удивительно, что в течении своей жизни таких документов могло быть несколько. И сейчас, завещания частенько переписывают.



Давно о нём знал, и сегодня ко мне в руки наконец-то попал краеведческий сборник «Мы - егорьевцы», II том, составителем которого является В.И. Смирнов. Там очень много интересной информации о истории Егорьевска и Егорьевского района и уезда, значительной часть которого когда-то был современный Шатурский район. Вот там-то я обратил внимание, что Московский Великий князь Василий I Дмитриевич составил не одно духовной завещание. Составленное в 1423 году, в котором как считалось впервые упоминается Погост Шатур, было третьим. Решил я заглянуть в первое духовное завещание, составленное Василием в 1406 году. Там я «Шатур» не встретил. А вот во втором, датированным «около июля 1417 года», встретил то, что искал: «А из Новагорода княгине моей половина пошлин моих всех. А што есм ей подавал села в Новегороде, или што ее примысл, а то ее и есть. Да Соколское село со всем ей же, да Кержанець со всем княгине же моей. А из Мурома княгине же моей Селце да Шатур".
          Таким образом, дата первого упоминания Шатура сдвинулось вглубь на шесть лет. Кто-то скажет - подумаешь! Но вспомните, какой нынче год? 2017! И значит в этом году в Шатуре можно отмечать ещё один юбилей, - 600 летний!
          Ниже можно ознакомиться с Духовной грамотой.





Духовная грамота (вторая)
Великого князя Василия I Дмитриевича
Около июля 1417 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, пo благословленью отца нашего Фотия, митрополита киевскаго и всия Руси, се яз, грешный худый раб Божий Василей, при своем здоровье, пишю грамоту душевную. Даю ряд своему сыну, князю Василью, и своей княгине.
Приказываю своего сына, князя Василья, своей княгине. А ты, сын {58} мой, князь Василей, чти матерь свою и слушай своие матери в мое место, своего отца.
А благословляю своего сына, князя Василья, своею вотчиною, чем мя благословил отець мой, третью Москвы и с путми, своими жеребьи, и Добрятинским селом и с бортью, и Васильцевым стом, и третью численых людей, и Коломною с волостьми и с путьми. А с сел даю сыну своему, князю Василью: на Москве село Островьское, и с Орининским, и с Костянтиновским, да село Малаховское, да Жирошкины деревни со всем, што к тем селом потягло, да Копотенское село, да селце у города у Москвы над Великим прудом, да Хвостовское селце, да луг Великий у гoрода у Москвы за рекою, да Ходынскую мелницю, да двор в городе на Москве Фоминский Ивановича у Боровицьских ворот, да другий двор, што был за Михаилом за Вяжем, да новой двор за городом у святого Володимера. Да даю сыну своему, князю Василью, свой примысл в Юрьеве, село Петровское, Олексинское.
А княгине своей даю волости Коломенские: Песочну да Брашеву и с селцем и с Гвоздною, и с Ыванем, да Усть-Мерску, да Гжелю, и с путьми, и с селы с своими, што в тех волостех ни есть. А ис Коломенских сел даю княгине своей: села Малинские, што были за моею матерью, да село Ивановское и с Чюхистовым, да Окуловское, да Захаровское со всем, што к ним потягло, да село Репенское, што ей дала мати моя. А што ее прикуп и примысл, а то ее и есть. А княгине же своей даю прадеда своего примысл в Бежицьском Версе Кистьму да села Онтоновьские, да в Ростове Василевское, да свой примысл Троецскую слободку на Волзе, да Белеутовские села на Волоце и в Юрьеве слободе, да треть тамги московские и всех пошлин в городе на Москве, свoй жеребей. А ис сел из Московских даю своей княгине: Митин починок со всем, што к нему потягло, да Семцинское село и с Самсоновым лугом, со всем, как было за моею матерью, да сельце Федоровьское Свиблово на Яузе и с мелницею, да Крилатьское село, што было за татаром, а княгини моя даст с того села чернице Софье пятьдесят рублев долгу ее. А што покупила на Москве и што ее примысл, то ее и есть. А княгине же своей даю отца своего примысл, слободку на Гуси, да в Юрьеве Красное село, и с Праватовом, и с Елезаровским, да свой примысл в Юрьеве же, село Фроловское, да Елох, да село Богородицьское. А што ее прикуп и примысл, а то ее и есть. Да свой же примысл даю ей на Белеозере слободка, што была княжа Васильева Семеновича, да на Вологде Ухтюшка, да Брюховская слободка, да Федоровские села Свибловы, да свой примысл и прикуп на Вологде и на Тошне. А што ее прикуп и примысл, а то ее и есть. Да на Устюзе даю ей Федоровские деревни Свибловы, да Ивановские Головина, да Тутолминские, штo прикупил мой поселский Григорей Горбищев, што мой примысл.
А сына своего, князя Василья, благословляю своею вотчиною, великим княженьем, чем мя благословил мой отець.
А княгине моей ис Костромы Иледам, и с Обнорою, и с Комелою, и с Волочком, да Нерехта, и с варницами, и с бортники, и с бобровники, и со Княгининьским селом. А ис Переяславля княгине же моей Юлка так же со всеми людми, которого пути в ней люди ни будут, да Доброе село. А из Володимеря Ондреевское село. А Тошну оже выменит сын мой, князь Василей, у княжих детей у Володимеровых, по докончалной нашей грамоте с их отцем, ино Тошня княгине же моей.
А оже ми даст Бог Новгород Нижний, и яз и Новымгородом Нижним благословляю сына своего, князя Василья, со всем. А сына же своего, князя Василья, благословляю своим же примыслом Муромом со всем, штo к нему потягло.
А из Новагорода княгине моей половина пошлин моих всех. А што есм ей подавал села в Новегороде, или што ее примысл, а то ее и есть. Да Соколское село со всем ей же, да Кержанець со всем княгине же моей. А из Мурома княгине же моей Селце да Шатур.
А те волости, и села, што есмь подавал своей княгине, послав сын мой да моя княгини, опишют да положат на них дань по людем, по силе, и княгини моя даст с тех волостей и с сел дань по розочту и ям, што ся коли им имет. А переменит Бог Орду, и княгини моя емлет себе ту дань, а сыну моему, князю Василью, не вступатися. А волостели свои, и тиуни, и доводщики судит княгини моя сама. А сыну моему, князю Василью, в ее волости и в села не всылати ни по што. А те волости и села княгине моей до ее живота, а по ее животе ино сыну моему, князю Василью, опроче Гжели, да Семциньского села, да ее прикупа. А во Гжеле, да в Семцинском селе, да в своем примысле вольна княгини мoя, кому хочет дати, тому даст. А хто имет служити у моие княгини бояр, и сын мой, князь Василей, тех бояр блюдет.
А благословляю сына своего, князя Василья, страстьми болшими, да крест честный животворящий патреяршь Филофеевский. А сына же своего благословляю, даю ему икону Парамшина дела, да чепь хрестьчатую, што мя благословил отець мой, да шапку золотую, да бармы, да пояс золот с каменьем, што ми дал отець мой, да другий пояс мои на чепех с каменьем, да третий пояс ему же на синем ремени. А ис судов даю сыну своему, князю Василью, коропку сердоничную, да ковшь золот княжь Семеновский, да судно окованое золотом, што ми дала мати моя, да каменное судно болшее, што ми от великого князя от Витовта привезл князь Семен, да кубок хрусталной, што ми король прислал.
А стада кобыльи моей княгине с моим сыном наполы.
А опроче того, што ни есть у мене, тo все моей княгине.
А холопи, которые есм подавал своей княгине при своем животе, те ей и есть. Да даст моя княгини моим дчерем из моих холопов по пяти семей, а опроче того вси холопи мои на слободу и с женами и с детми.
А приказываю своего сына, князя Василья, и свою княгиню, и свои дети своему брату и тистю, великому князю Витовту, как ми рекл, на Бозе да на нем, как ся имет печаловати, и своей братье молодшей, князю Ондрею Дмитреевичю, и князю Петру Дмитреевичю, и князю Костянтину Дмитреевичю, и князю Семену Володимеровичю, и князю Яраславу Володимеровичю, и их братье по их докончанью, как ми рекли.
А у сее грамоты были мои бояре: князь Юрьи Патрекеевич, Иван Дмитреевич, Михайло Ондреевич, Иван Федорович, Федор Иванович.
А грамоту писал мой дьяк Тимофей Ачкасов.
А ктo сю мою грамоту порушит, судит ему Бог, а не буди на нем моего благословенья в сий век, ни в будущий.
Внизу подпись на греческом языке митрополита Фотия.
На лицевой стороне грамоты были привешены пять печатей, из которых сохранились три черновосковые печати: князя Андрея Дмитриевича, князя Петра Дмитриевича и князя Константина Дмитриевича.

Основание для датировки: грамота, по-видимому, написана в связи со смертью старшего сына Василия Дмитриевича - Ивана (ПСРЛ, т. VIII, стр. 88).

Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.



Печать Василия I Дмитриевича при второй духовной грамоте.

Снимок оригинала Духовного завещания Великого князя Василия Дмитриевича я найти не смог. Но общее представление вы можете сделать по Духовной грамоте его отца Дмитрия Донского.



Дополнить вышеописанное хотел бы небольшим рассказом о Великом князе Московском и Владимирском Василии I Дмитриевиче. Он был старшим сыном Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя нижегородско-суздальского Дмитрия Константиновича. Был женат на Софье - единственной дочери великого князя литовского Витовта. Годы его правления 1389-1425 гг.



Во внутренней политике Василий придерживался принципа объединения земель Руси. Благодаря своей деятельности, он присоединил Нижегородское княжество (без больших усилий) и Двинскую землю (за которую пришлось побороться с Новгородом Великим).



Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна

Несмотря на заключенный брак с Софьей Витовтовной, во внешней политике борьба велась как с Золотой Ордой, так и с Литовским княжеством. Княжение Василия Дмитриевича проходило в непростой обстановке. В 1395 г. к границам территории Руси выдвинулись орды Тимура (Тамерлана) и вторглись на территорию Рязанской земли, захватил Елец. Тогда князь отправился навстречу Тимуру и занял переправы на Оке. Но полки Тамерлана неожиданно развернулись и отступили. Удивительное спасение от Тамерлана объяснили защитой иконы Владимирской Божьей Матери.



Мать Василия и жена Дмитрия Донского, Великая княгиня Евдокия (современная реконструкция)

В 1404 г. литовский князь Витовт отторг от русских земель Смоленск, несмотря на брачные узы Василия с его дочерью. Было напряжение в отношениях с новгородцами, которые противились стремлению князя ограничить их традиционные права и вольности.
1408 г. - нападение татарского полководца Едигея, разбившего свой лагерь близ Москвы. Его отряды разграбили Переяславль, Юрьев, Ростов, Серпухов, Нижний Новгород. Неожиданностью было предложение мира со стороны Едигея (связанное с начавшимся раздором в Орде). И москвичи отдали выкуп.
В поздние годы правления Василий стремился к миру в отношениях с Литвой, а с приближением своей кончины даже просил тестя взять опеку над малолетним наследником.





Великий князь Василий Дмитриевич отправляет дочь свою Анну в Константинополь. Автор Борис Чориков



Монеты Василия I


Печати Василия Дмитриевича

P.S. А теперь важное дополнение! Когда вчера поздней ночью я готовил эту публикацию, к великому моему сожалению, я не заглянул в книгу ещё одного шатурского краеведа Н.В. Давыдова «Шатурский край при царе Михаиле Фёдоровиче» (Москва, 2010). А вот там то Николай Викторович правильно указывает дату первого упоминания - 1417 год!



К сожалению, несмотря на то, что Николай Викторович ещё 7 лет назад написал об этом, очень многие издания и сайты продолжают тиражировать, теперь уже неверную информацию.

А ещё, хотелось бы, чтобы Шатура и шатуряне не прошли мимо такой даты. Такой круглой даты!

И вообще, что до сих пор делает в Егорьевском районе село Шатур? Село без постоянных жителей, с дачниками, заезжающими в теплые сезоны, и живущими без электричества. Единственная более-менее терпимая дорога идёт в село со стороны Шатуры. Наверное, целесообразнее присоединить ненужный Егорьевску ненаселённый пункт в административные границы Шатурского района? Или, как он там теперь называется…

28 февраля 2017 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура

По ссылкам ниже другие посты о моём родном Шатурском крае




















































































Шуров Олег, Мещёра, Подмосковье, Шатур, Шатура

Previous post Next post
Up