Начало здесь. продолжение, ч.3 здесь.13 сентября.
Итак, рано утром за нами приехала газель, та самая, на которой добирались из аэропорта до гостиницы. Наш руководитель Сергей заранее договорился с водителем о подброске к началу маршрута, что позволяло сэкономить около трёх дней. Потому, что подбрасывались в самый центр пустыни, от Хивы более 200 км.
Начиналась велосипедная часть нашего путешествия.
Сначала отправились обратно в Ургенч, всё равно он был по дороге. Там закупились провизией на базаре, поменяли ещё денег, купили упаковку воды в местном супермаркете и поехали.
На выезде из города был очень колоритный оптовый рынок, где местные покупали дыни. Остановились, наш второй водитель, Султан, купил водки и дыню. А я пофотографировала, как же без этого. Где ещё такое увидишь.
Передвижной тандыр.
Местный транспорт.
Пересекли по мосту реку Амударья.
Миновали блокпост и въехали в Каракалпакию.
Надо сказать, что в Узбекистане на границах областей и на выезде из городов на шоссе стоят блок посты. Наш второй водитель, Султан, всё время выходил из машины и подходил "договариваться". Иногда просто, показывая документы и наши "официальные бумаги", что мы - велоэкспедиция, которая следует по Шелковому пути, иногда давая "в лапу".
Проезжали, кажется, три блокпоста.
Мы сделали крюк и заехали посмотреть руины древней крепости Аяз Кала.
В эпоху расцвета Хорезмского государства была построена масса крепостей для защиты от кочевников. Впоследствии эти крепости были заброшены - бОльшая их часть прекратила своё существование после завоевания Хорезма Чингизханом.
"Аяз-Кала одна из затерянных в пустыне крепостей. Самая посещаемая туристами. Представляет собою комплекс из трёх построек: собственно крепость; небольшой форт; укреплённый гарнизон."
Так написано в путеводителе.
Однако, крепость видели, форт есть. Гарнизон не нашли.
"Аяз-Кала стоит на вершине холма, имеет прямоугольную форму. Длина стен 180х150 м, высота - до 10 м. Кроме стен, здесь сохранились сводчатые перекрытия."
А теперь фото.
Ближняя к нам постройка - форт. Крепость - выше на холме.
Крепостные стены.
Вместе с нами там бродила группа французских туристов. Их привезли на экскурсионном автобусе.
Форт.
Возле крепости Аяз-Кала находится юртовый лагерь, где возможно переночевать. Туда привозят тургруппы на экскурсионных автобусах, чтобы они могли вкусить пустынной экзотики и провести ночь в юрте.
А мы сфоткались на фоне
Перекусили дыней. Причём некоторые желающие ещё и продегустировали водку.
И отправились дальше.
Дорога Халкабад-Учкудук, по которой мы собирались ехать на велосипедах, проходит через пустыню Кызылкум. И совершенно безмашинна. Построена ещё в советские годы. Тогда имела какой-то номер и, наверное, была зачем-то нужна.
Нас подбросили к мосту через канал. Вот с помощью этих каналов воду Амударьи и разобрали на полив и хозяйственные нужды. Поэтому Аральское море и обмелело.
Селение Чукуртак осталось в стороне.
Машина ушла, а мы остались.
Здесь мы и расположились на ночлег. Хотели искупаться, но вечером, пока ставили лагерь, быстро стемнело и похолодало. А утром, вернее ночью, приехали рыбаки. Потому что местные жители приезжают на это место рыбачить.
Да и холодно было рано утром.
Наша стоянка.
14 сентября.
Наш первый вело день.
Встали в 7 утра. Ночью я долго не могла уснуть. Сначала на водопой приходили какие-то животные, которые выли и скулили. Потом приехали местные на рыбалку. Высадили рыбаков и уехали. Ночь была очень холодная. Да ещё у воды много комаров. Но репеллентов мы, конечно, не взяли. Кто бы мог подумать, что в пустыне есть комары и рыбаки?
Рыбаки ночевали под мостом.
Утром еле проснулась, совсем не выспалась. Но делать нечего, труба зовёт в поход. Надо вставать, собирать велосипеды. Их так и возили разобранными. Собрались, упаковались и после завтрака выдвинулись. В 9.30. Это было самое позднее время выхода. Потом мы стартовали раньше, самое позднее в 8.30.
Целый день ехали по пустыне, любуясь на такие пейзажи. Наша задача была - подъехать как можно ближе к посёлку Минбулак. До него от места старта было 120 км. Мы проехали в первый день 81 км.
Было жарко, больше 30 градусов, но при этом дул ветер. В основном встречный или встречно-боковой. Дорога шла по холмам.
Поэтому скорость была, в основном, 15 км.в час.
Отдыхали-обедали днём, растянув тент, где-то часа полтора или два.
Пофотографировались перед тем, как отправиться дальше.
Дорогу, наверное, чистят. А то бы её давно засыпало песком. Машин там нет, почти совсем. Одна в сутки.
В пустыне попадаются артефакты
И полно животных. Ящерица вот.
Ещё много раз видели сусликов. Только сфотографировать их не получается, очень быстро убегают и прячутся в норки.
Вечером у нас был выбор: встать на ночёвку справа от дороги или слева?
Встали метрах в 50 от дороги. Потому что таскать нагруженные велосипеды по песку довольно тяжело.
Оказывается, у Серёги был зонтик!
Ночь опять была очень холодная, особенно под утро. И очень-очень звёздная. Глядя на небо, вспоминалось: "Открылась бездна, звёзд полна. Звездам числа нет, бездне - дна". Я никогда раньше не могла разглядеть млечный путь. Потому что в городе его не видно, а ещё я близорука и плохо вижу вдаль. Но тут млечный путь был такой яркий, что не увидеть его было нельзя!
За день проехали 81 км.
продолжение, ч.3 здесь.