На прошлой неделе мне в составе группы блоггеров удалось побывать на Тольяттинском автомобильном гиганте и пообщаться с президентом АвтоВАЗа Бу Инге Андерссном. В этом посте поделюсь своими впечатлениями от увиденного.
На фото вы видите новую модель ВАЗа XRay. Сейчас активными темпами идет тестирование, подгонка, наладка серийного выпуска этой модели.
Допускаю, что среди читателей есть те, кто не знает, что такое АвтоВАЗ. Поэтому сначала немного общей информации.
ОАО «АвтоВА́З» - российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Решение о строительстве этого крупного автомобильного завода было принято ЦК КПСС СССР 20 июля 1966 года. 1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Предыдущие названия - Во́лжский автомоби́льный заво́д (ВАЗ) (1966-1971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» (с 1971). Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее врем производит автомобили под собственной торговой маркой Lada («Лада»), а также автомобили марки Nissan, Renault и Datsun. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки «Lada» и их модификаций. Штаб-квартира и основное производство находятся в городе Тольятти.
В результате экономического кризиса 2008-2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 %. Несмотря на то, что многие эксперты пророчили автогиганту скорейшую гибель, Правительством России было принято решение о выделении сосвместно с государственной корпорацией «Ростехнологии» беспроцентной ссуды «АвтоВАЗу» в сумме 25 млрд. руб. С тех пор медленно, но верно ситуация на заводе начала выравниваться.
С 2013 года президентом-генеральным директором предприятия является швед Бу Инге Андерссон. Во многом именно он определяет стратегию, тактику и политику развития АвтоВАЗа. Поэтому постараюсь поделиться, что я увидел в этом человеке.
Как я уже писал, Бу Инге Андерссон вырос на юге Швеции, является выпускником Военной академии, имеет степень бакалавра делового администрирования Стокгольмского университета и является выпускником программы высшего менеджмента Гарвардского университета. Карьеру в автомобилестроительной отрасли начал в 1987 году, получив должность простого менеджера в компании GM.
То, что в автомобильном производстве он знает все или практически все, мы смогли убедиться во время экскурсии по заводу, которую он нам и провел. Я привык обращать внимание на мелочи, так было и на этот раз. Например, я обратил внимание, что Бу прекрасно ориентируется в лабиринтах цехов. Несмотря на то, что о каждом производстве нам рассказывал профильный мастер, президент внимательно слушал и дополнял рассказчика. Лично у меня сложилось впечатление, что он прекрасно знает русский язык. Участие в диалоге переводчика - некий хитрый ход, позволяющий Бу Инге получать более полную информацию и дающий дополнительное время на продумывание ответов.
Насколько я понял, на заводе постоянно продолжается процесс оптимизации производства. Это позволяет не только экономить, но и не сокращать сотрудников. Раздутый бюрократический и управленческий аппарат завода был сокращен в разы. Были созданы условия, в которых ты или трудишься, или покидаешь завод. Думаю, именно то, что руководил этими процессами иностранец, позволило ему быть предельно беспристрастныи и жестким. По сути, он ломал большую систему, в которой крутилось много больших и маленьких шестеренок. Я спросил его, были ли угрозы и не боится ли он. Он сначала задумался, потом попросил разрешения не овечать на этот вопрос. Наверное, поэтому даже по территории завода он передвигается в окружении двух охранников. В любом случае, поддержка компании "Ростехнологии" позволяет ему чувствовать себя достаточно уверенно.
Еще на что я обратил внимание - так это манера общения Андерссона. Он предельно открыт и конкретен. Это отметили даже подчиненные. С их слов, он вегда выслушивает все мнения до конца. К нему может обратится любой рабочий завода. Этакая демократия во всей ее красе.)
Присутствующие на встрече блоггеры спрашивали его обо всем. На каждый вопрос он подробно и аргументированно ответил.
Я почему так подробно остановился на личности президента АвтоВАЗа? Так уж повелось, что вопрос о роли личности в истории часто выходит на первый план. Для большинства людей эти вопросы на бытовом уровне выражаются так: «Могу ли я изменить жизнь?», «Могу ли я изменить мир?», «Важно ли то, что я делаю?». Я конечно могу перечислить новое оборудование, безприцедентно высокий процент подгонки комплектующих, рассказать о планируемой пятилетней гарантии на авто и о многом другом. Но, боюсь, все все равно сведется к личности руководителя.
Дело в том, что у нас любят критиковать АвтоВАЗ. Камеди Клаб, КВН, юмористы всех сортов и направлений считают чуть ли не своим долгом потоптаться на отечественном автопроме. Не зная, не вникая в процессы, не пытаясь сами ничего изменить. Думаю, это неправильно и об этом надо говорить.
На мой взгляд, нынешний АвтоВАЗ - пример того, как с подачи одного человека началась меняться история. Конечно, в сам рабочий процесс вовлечены тысячи человек. Но направление определает все-таки один. И поняв, что это за человек, можно заглянуть в будущее. Я заглянул, и то, что я увидел, мне понравилось. Надеюсь, это удалось и вам. Спасибо за внимание!
Еще репортажи от посещения завода:
denataliya "Олимпийские игры" президента АВТОВАЗа Бу Андерсона seleste_rusa С Бу Андерссоном на АВТОВАЗе