В первой части заметок об Эшли из Once - немного о характере ее истории, скромное количество нарядов... и о некоторых иных Золушках.
История Золушки - одна их самых цитируемых, повторяемых и экранизируемых. Обросшая мифами, ставшая наравне с архетипами.
***
В Once эту историю сделали проходной.
Но это не значит, что здесь не о чем подумать.
Золушка выходит техническим персонажем для Темного (в пространстве истории - его способ получить желаемое, для зрителей - способ узнать о Темном и его методах) - и немного для Эммы (чтобы она начала быть Спасительницей, разрешением всеобщих бед).
Служанка хочет на бал, появляется фея крестная, Румпельштильцхен убивает фею крестную, но девушка хочет на бал все равно.
Подписывает не читая контракт, получает богатого мужа\дом\драгоценности.
Узнает, что должна отдать Темному ребенка по договору.
Тут происходит проклятие.
В Сторибруке история с "ты должна отдать ребенка" продолжается. Эмма вмешивается, спасает Эшли и теперь она должна Голду услугу.
***
Белоснежка на свадьбе Эллы: "Ты доказала, что каждый может изменить свою судьбу"
Но про договор она пока не знает.
Ради "мы знаем как было на самом деле" получилось, что эта история вышла про глупость и слабость вместо наивности и хрустальности... про то, что ограниченная неграмотная служанка так ей и останется, даже если попадет на бал. И долги ей придется отдавать все равно.
Или кому-то вместо нее.
В сюжете и диалогах обыграно, как подробно общались во флешбеках Темный и Эшли - а в Сторибруке на место Эшли встала Эмма. Другой вариант реакций и действий.
***
Золушка-служанка одета у Диснея бедно, но аккуратно и чисто (светлый тон рубашки, белый фартук, весь наряд очерчен приятными плавными линиями).
Это создает впечатление, что не смотря на сложные условия жизни девушка склонна ухаживать и за собой. Эта такая чистоплотность мышления, или вежливость к тем кто ее видит, или способ остаться леди... Или идеализированный образ домохозяйки 1950-х :) Или мода на силуэт от Диора - тяга к чистым линиям. Или сложность анимации мелкой фактуры и неровностей.
Но в любом случае - эта бедная аккуратность дает зрителю впечатление изящества.
На мой вкус, художник по костюмам из Once зря увлекся неровным краем и фактурностью ткани. Можно согласиться с тем, что бедной уборщице не до того, чтобы подшить себе рукава и выстирать до белизны фартук...
Но если есть персонаж, который станет принцессой - имеет смысл дать в ее костюме идею, что она уже выше обстоятельств и достойна большего.
Иначе мы получим странное ощущение, что девочка получила свой хеппи-энд ни за что.
Платье и прическа авторства Темного для Золушки - крой лифа забавно напоминает образ Голубой феи, и поднятые наверх кудряшки тоже.
Фактура "бедного" наряда повторяется в "бальном" - особенно в неровно "дребезжащих" рукавах.
То, что сама Золушка выбирает для себя, став принцессой - гораздо ближе к диснеевскому оригиналу. Однотонная гладкая ткань, вставки из органзы.
И диснеевский цельный начес челки.
После проклятия, в Сторибруке, нам показывают молодую женщину, которая отчаянно не может справиться со своей жизнью:
Ее обстоятельства куда хуже чем в начале истории. И она должна выглядеть жертвой - чтобы мистер Голд и Эмма поиграли в Гонителя и Спасительницу.
Технический персонаж, роль полностью заслоняет личность.
Но если бы нужно было создать героиню своей сказки... можно было бы обратиться к Диснею. Его Золушка пела, когда мыла полы. Похоже на американское представление об идеальной домохозяйке, но еще и на признак избранности\особенности, свойственный героиням.
Красивый кадр - сведение мелких цветочков фона и мелкого цветочного принта рубашки:
Хеппи Энд для Золушки из Once:
По поводу кадра и наряда можно сказать, что у них есть ритм - кружение кудрей - декор из кругов на топе - и кружение лепестков роз.
***
Если задумываться о том, в чем для меня волшебство сказок про Золушку...
То вообще не в морали "много работай, не жалуйся, тогда когда-нибудь прилетит фея-крестная и тебе воздасться".
И даже не в том, что "Золушка не мечтала выйти замуж за принца - она хотела выходной и платишко". (Это цитата от автора серии книг, чей сюжет - реалити-шоу "Принц выбирает из 30 невест одну". Серия отчаянно дурацкая, но поклонники делают удивительные
коллажи.)
Не про везение, не про "из служанки в принцессы".
Пожалуй, для меня сказки про Золушку - о принцессах (или дочерях лесничего - вполне себе придворная должность) и их временных бытовых трудностях.
В костюмах для этих историй важны детали, которые говорят об отличии, об особенности. О том, что принцесса даже в костюме служанки не становится служанкой.
И в сюжетных ходах, соответственно - идея должна быть в том, что труд, даже тяжелый, не унижает достоинства, если оно есть.
***
Из сказок про Золушку, в которых принцесса помнит, кто она, и они достаточно оптимистичны:
Золушка 2015 года, экранизированный диснеевский мультик.
Не смотря на то, что мне не слишком понравились костюмы, а история видится простоватой, по-моему это хорошая эталонная Золушка, про девушку, которую не озлобили и не обессилили трудности.
История вечной любви - очень красивая но нудная требующая созерцательного настроения. Без магии, зато с Леонардо да Винчи в роли феи. Там дивная Золушка - смелая, деятельная, бросающаяся на выручку, и роскошные ренессансные костюмы.
***
С другой стороны, есть итерпретации сказки, тяготеющие к реализму (приближенному к версии с отрубанием пальцев и уничтожением мачехи с сестрами), который тянет за собой сомнение в обещанном хеппи-энде.
В фильме "
Чем дальше в лес" поднимается вопрос, характерный для Once - что будет дальше, после хеппи-энда. Была попытка представить, как будут действовать живые люди, полные мелких недостатков - в декорациях сказочного леса.
Вывод у них неутешительный.
И Золушка, что интересно, так же как тезка из Once, лишена кротости и жизнерадостности, удачно пользуется случаем... но в конце сбегает из дворца, не принесшего ей счастья, и сама выбирает как ей жить.
***
У Золушки из Once отняли сказочные достоинства, взамен наделив реальными недостатками и слабостями, и получили героиню уже не сказочную, но еще и не живую.
Достаточно скромно и без претензий нам показали узнаваемые "вехи" истории, которую и так знают все, не желая брать на себя обязательство превзойти большое количество хороших экранизаций - или не желая рассказать ее всерьез, чтобы не заслоняла более важных историй.
Истории про Белоснежку:
http://simply-masha.livejournal.com/239101.htmlи Белль:
http://simply-masha.livejournal.com/239622.htmlбудут продолжены, благо о них материала для исследования куда больше.