Одним из чудес города Севастополя
является живёхонький пароход столетней давности. Имя этому ветерану - «Коммуна» (бывший «Волхов»), а проживает он в Стрелецкой бухте.
В последнюю поездку в Севастополь отправился я в Стрелецкую бухту - любоваться этим чудом. По обыкновению, отправился от Графской пешком. Идти оказалось довольно далеко, а потом меж ветвей мелькнуло что-то очень-очень знакомое:
Ну, понятное дело, подхода к восточным причалам нет,
поэтому пришлось дать большой крюк - обойти бухту полностью. Зато - вот он, не правда ли - красавец?
И мало у какого корабля столь достойно прожитая жизнь.
Так вот. Ежели некий флот имеет в своем составе подводные лодки, то неплохо бы к ним иметь и специализированное судно-спасатель. Озаботясь данной проблемой (ещё в 1911 году), Морской генеральный штаб объявил конкурс на лучший проект (в качестве прототипа был выбран германский катамаран-спасатель «Вулкан»).
Лучшим был признан проект Путиловского завода; контракт на постройку подписали в мае 1912 г.; 4 октября утвердили «Общие чертежи», а уже в ноябре началась сборка на стапеле (историк флота В.В. Костриченко, чья статья была использована для этого поста, пишет следующее: «при изготовлении корпусов судна применялась особая вязкая, ковкая кораблестроительная сталь, состав которой утерян и неизвестен по сей день»). 17 ноября 1913 года «Волхов» был спущен на воду в 59% готовности. Из-за начавшейся Первой Мировой войны достройка задержалась и приёмный акт был подписан только 1 июля 1915 г. - с опозданием на год против контрактного срока.
14 июля 1915 года на «Волхове» впервые подняли военно-морской флаг.
Так началась его длительная и славная служба.
Немного о самом железе:
Четыре пары арочных ферм были расставлены на равном расстоянии друг от друга и соединены продольными балками (высота пролета ферм составляла не менее 10,5 м).
Подъемная сила четырех главных гиней составляла не менее 1000 т (скажем, водоизмещение ПЛ типа «Барс» - 780 т). Лебедки обслуживались четырьмя 70-сильными электромоторами, каждая пара гаков (носовых и кормовых) имела систему автоматического выравнивания нагрузок.
Поднятая из воды субмарина устанавливалась на 12 поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками; каждая балка выдерживала нагрузку до 100 т.
Главные двигатели - 600-сильные дизеля рижского завода «Фельзер»; максимальная скорость на испытаниях - 10,3 уз; дальность плавания - 4000 миль.
Экипаж - 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза (поскольку «Волхов» служил в качестве плавбазы подводных лодок, то предусматривались ещё помещения на 60 человек - для отдыха экипажа ремонтируемой лодки; а для снабжения лодок - 50 т топлива и запас в 20 торпед ( по 10 в каждом корпусе).
В 1916-17 гг «Волхов» базировался на Ревель и обеспечивал боевую деятельность русских ПЛ «Волк», «Барс», «Вепрь», «Щука», «Касатка», «Белуга», «Крокодил», а также английских - типов Е и С (фото этих лодок можно посмотреть здесь:
http://sir-nigel.livejournal.com/131723.html )
Уже летом 1917 года «Волхову» пришлось поднимать затонувшую при учебном погружении в Аландских шхерах лодку АГ-15, которая через месяц была отремонтирована и вновь введена в строй.
А дальше - одна за одной:
24 сентября (7 октября по н.ст.) 1917 г. поднята лодка «Единорог» (подводные пробоины в результате посадок на камни; отбуксирована в Гельсингфорс для ремонта);
Осень 1918 - подъём подводного минного заградителя «Ёрш» в Военной гавани Кронштадта (забегая вперёд - судьбы «Ерша» и «Волхова» пересекутся ещё раз - через четырнадцать лет);
Июнь 1919 подъём затонувшей лодки «Тигр» (относился к типу "Барс");
Тоже в 1919 - подъём «Пантеры»;
Осень 1919 - подъём «Рыси»;
В том же году - ремонт «Вепря», «Миноги», «Окуня», «Касатки».
Май 1920 - подъём ПЛ «Угорь» (лодка «Угорь» находилась на консервации в Петрограде и 27 марта затонула из-за поступления воды внутрь корпуса. Всю зиму лодку не осматривали, и вода текла себе и текла потихонечку через неплотность в правом кормовом торпедном аппарате. На плаву лодка держалась благодаря ледяному полю, в которое вмерзла горизонтальными рулями. А весной лёд подтаял и…)
Июнь 1920 - ПЛ «Тур»
Август 1920 - подъём ПЛ «Волк».
31 декабря 1922 года спасатель получил новое имя - «Коммуна».
Август 1923 - подъём ПЛ №4 («Красноармеец», быв. «Леопард»), находившейся в капитальном ремонте и затонувшей по недосмотру экипажа;
31 августа того же года - подъём посыльного судна «Кобчик».
До 1928 года «Коммуна» занималась ремонтом подводных лодок и зарядкой их аккумуляторов.
В 1928 году (с 15 мая по 13 сентября) судно находилось в оперативном и техническом подчинении ЭПРОН. (это одна из самых интересных страниц в биографии «Коммуны» - обследование и подъём погибшей в Копорской губе ещё в июне 1919 года английской субмарины L-55. Ну, об этом надо писать отдельно…) Операция прошла успешно, лодку подняли, восстановили и ввели в состав РККФ, а тридцать восемь гробов с костями погибших подводников отправили в Англию на пароходе «Труро».
В июле 1933 г. «Коммуне» пришлось поднимать ПЛ №9 («Рабочий», быв. «Ёрш» - да, тот самый!), затонувшую в Финском заливе двумя годами ранее. Вот выписка из одной толковой книги: «22 мая 1931 года, при отработке совместного плавания в Финском заливе, во время шторма в районе плавмаяка Эрансгрунд, столкнувшись в надводном положении с подводной лодкой «Леопард» (а "Красноармеец" - "Леопард" также был извлечен "Коммуной" со дна морского, только в 1923 г. - см. выше! s_n), затонула подводная лодка «Ёрш». Погибло 35 человек.
Неопытный вахтенный начальник «Леопарда», пытаясь догнать ушедший вперед «Ерш» (ночью, в условиях непогоды - волнение моря до 6 баллов), вовремя не одержал лодку. На остаточной инерции переднего хода ПЛ «Леопард» ограждением носовых рулей пробила прочный корпус ПЛ «Ерш» в его кормовой оконечности. Безотсечная ПЛ довольно быстро заполнилась водой, чему способствовали штормовая погода и невозможность подобраться к пробоине (путь преграждали воздушные и водяные магистрали) для её заделки аварийными средствами. Средства аварийного осушения лодки не справились с откачкой поступающей через пробоину воды…
21 июля ПЛ «Ёрш» поднята СС «Коммуна» и сдана в порт для разделки на металл. Экипаж лодки похоронен в братской могиле на Кронштадтском кладбище.»
В общем, этот список можно продолжать и продолжать (заметим в скобках - основные причины катастроф - предельная изношенность матчасти, недостаточная обученность личного состава и ещё - бардак в смысле дисциплины. Это не я придумал, это подводник Ковалев пишет… см. список литературы).
Август 1935 - подъём у острова Лавенсаари ПЛ Б-3 (быв. «Большевик», быв. «Рысь», которую «Волхов» уже поднимал в 19 году!), протараненной 25 июля линкором «Марат» в ходе учебной ночной торпедной атаки и погибшей также со всем экипажем. 2 августа лодка была поднята и сдана в порт для разделки на металл. Экипаж лодки похоронен в братской могиле на Кронштадтском кладбище.
Сентябрь 1935 г. испытания лодки «Правда» (были такие огромные лодки-крейсера, названные по советским газетам… Очень неудачный проект, почему и построены малой серией).
1938 - подъём лодки М-90, затонувшей возле Ораниенбаума (столкновение с п/с «Якобинец»).
21 декабря 1939 г. - спасение аварийного самолёта.
Финская война - «Коммуна» служит плавбазой; водолазные работы; подъём затонувших торпедных катеров; обеспечение базирования малых и средних ПЛ.
Великая Отечественная война - «Коммуна» базировалась на Ленинград. Многие из экипажа ушли сражаться на суше, остальные занимались ремонтом судов и кораблей (при 40% некомплекте экипажа работы хватало!)
1942 г. - подняты ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуна «Труд», «Водолей-2», плавбаза ОВР «ЦО «Правда» (во названьице! Тоже в честь газеты, «ЦО» - это «Центральный орган»… s_n). Моряки «Коммуны» спасли четыре танка КВ, два трактора и тридцать один автомобиль.
В 1944 г., помимо прочих судоподъёмных и ремонтных работ, «Коммуна» подняла ПЛ Щ-323, затонувшую в Морском канале весной 1943 г. после подрыва на донной мине.
(Это достаточно жуткая история, расскажу в другой раз. Лодку восстанавливать не стали, экипаж похоронен в братской могиле на Смоленском Блокадном кладбище...).
Только в 1954 г. трудяга-«Коммуна» прошла капитальный ремонт (с заменой дизелей на голландские). И - снова на вахту:
Ноябрь 1956 - подъём ПЛ М-200 («Месть») возле Таллина.
Октябрь 1957 - подъём М-256.
Август 1959 - подъём торпедного катера…
К началу шестидесятых «Коммуне» снова настоятельно требовался ремонт (к тому времени она лишилась хода). К тому же дизель-электрические лодки к этому времени сильно «подросли», и старушка-«Коммуна» уже не могла их поднимать. Было принято решение перебазировать её на Чёрное море и переоборудовать в носитель глубоководных аппаратов.
В 1967 г. «Коммуна» отдала якорь в Южной бухте Севастополя. К концу 1969 г. был готов проект переоборудования, в апреле 1970 г. начались работы, и в апреле 1973 г. переоборудование было завершено (обошлось, конечно, значительно дороже предполагаемого). Корпуса, фермы и часть механизмов находились в отличном состоянии, поэтому основные работы касались нового главного спуско-подъёмного устройства.
30 апреля начались ходовые испытания «Коммуны», а в декабре на Черное море прибыл первый опытный образец автономного глубоководного аппарата АС-6 «Поиск-2». До июля 1974 г. «Поиск» проходил швартовые испытания, а в июле начались заводские ходовые. («Коммуна» выходила в море 13 раз). Аппарат был испытан на глубинах до 2130 м и принят в состав ВМФ.
В ноябре 1979 «Коммуна» прошла очередной средний ремонт и модернизацию на «Севморзаводе», а в 1984 по директиве ГШ ВМФ началось расформирование военного экипажа… В конце концов «Коммуна» осталась в составе ВМФ, а вот ущерб понесла немалый - исчезли закладные доски, старинная мебель, ценные дельные вещи и многие килограммы технической и исторической документации.
С конца 1985 «Коммуна» вновь в бригаде АСС ЧФ. Судно обеспечивало испытания и плановые погружения аппаратов АС-5, АС-8, АС-4, АС-17, АС-32, а также участвовало в испытаниях новых типов оружия.
Свою статью Костриченко заканчивает весьма оптимистически: «Коммуна» продолжает служить России, на борту базируется сначала АС-32, затем АС-5. Судно участвует почти во всех выходах и учениях ЧФ…»
Ну, чего не знаю, того не знаю. Я-то видел его мирно дремлющим в Стрелецкой бухте и явно нуждающимся в покраске. Долгих ему лет! И чтобы в конце жизни не разделали его в Инкермане, и, паче того, не продали для разделки в далёкую Индию (где крупнейшая в мире разделочная верфь, и куда ушли многие заслуженные корабли ЧФ), но сделали бы его хорошим музеем…
Что читать:
1. В.В. Костриченко Уникальный катамаран-спасатель. «Тайфун», №7, 2001.
2. С.С. Бережной Подводные лодки 1903-1917. (Корабли Отечества, выпуск I, Харьков, АТФ, 1996.)
3. Э.А. Ковалев «Короли подплава в море червонных валетов» (Хроника начального периода советского подводного плавания) (М, СПб, «Центрполиграф», 2006 г.)
4. Н.П.Чикер Служба особого назначения (М., ДОСААФ, 1975)