Дуодецим... Ах, Дуодецим! Как долго я подбирался к рассказу об этой игре!
Приготовьтесь: это будет долгая, запутанная и интересная история о хитрости, азарте и чувстве юмора.
Игра Ludus duodecim scriptorum или Duodecim scripta (XII scripta) родилась в Римской империи. Название переводится как «Игра двенадцати линий» или лучше «Игра двенадцати значков» (из-за трёх рядов по 12 линий в каждом, а также из-за 12 букв, но об этом позже). Здесь удивительный исторический казус: сегодняшней науке под названием «Дуодецим» известны две или даже три совершенно не похожие друг на друга игры. Самая знаменитая носит ещё одно, неофициальное название Felix Sex, и с неё, наверное, и надо начать.
Откуда взялся Дуодецим, совершенно непонятно.
Не раз высказывалась мысль о его родстве с игрой
Сенет. У «Египетской» гипотезы много сторонников, но есть и противники. За исключением некоторых поверхностных общих черт, нет никаких известных доказательств о связи этих игр. Скорее, наоборот - разные правила рубки и разные направления движения фишек делают их в некотором роде антагонистами. Несомненно, римляне знали про Сенет и даже играли в него, но гораздо в меньшей степени, чем в Дуодецим и в
Табулу. Может быть, Сенет иногда появлялся в Риме как диковинка, трофей или сувенир. Не исключено, что Сенет даже получил какое-то распространение в легионах, но он вряд ли проник в среду патрициев, воротивших нос от всего иноземного. Сакральная сущность этой игры была чужда римлянам: им хватало своего пантеона. И не надо забывать, что к тому времени Египет давно уже не был той могучей страной фараонов: там правила династия Птолемеев. Наконец, нельзя игнорировать тот факт, что самый поздний известный классический набор для Сенета и самую раннюю доску для Дуодецима разделяют полтысячелетия.
Обычно доска для Дуодецима представляла собой каменную "кювету": при такой форме с доски не улетали кости. Доски, естественно, были стационарные: с собой такую лохань не унесёшь.
Однако делали их также из керамики, дерева или кожи. Самые ранние найденные экземпляры кожаного игрового поля для Дуодецима датируются приблизительно вторым столетием нашей эры - это набор солдата 20-го легиона, найденный в Британии. К нему прилагались по 15 фишек и 3 игральных кости.
Хотя литературные ссылки дают свидетельства популярности игры и до этого периода. Самое раннее известное упоминание об игре в Дуодецим встречается в «Науке Любви» римского поэта Публия Овидия Назона (он жил с 43 года до н.э. по 17 или 18 год н.э., так что датировка получается довольно точная). Мюррей указывает, что Дуодецим - точная копия греческой игры Kubeia, про которую Платон говорил, что она египетского происхождения. И действительно, в находках позднего Египта встречаются очень редкие доски для Сенета на 36 клеток, например, Сенет Джирофтской культуры из раскопок в современном Иране.
Или великолепный эбеновый комплект из раскопок древнего Египетского города Кустул (Qustul) или Ta-Seti: к нему прилагались 15 чёрных фишек, 15 белых, 5 игральных костей. Они датируются не позднее 5-го столетия н.э.
Вот схема его поля.
Сходство этого Сенета с легионерской походной доской для игры в Дуодецим поразительное: орнаментальные круги в центре, количество клеток и дорожек, и даже пропорции поля почти идентичны, разве что направление движения не совпадает.
Единственная проблема - никто, кажется, не может точно сказать: а вдруг это и есть на самом деле римский Дуодецим, только сделанный в Египте местными умельцами?
До сих пор не очень понятна схема ходов в Дуодециме. Скорее всего, фишки гонялись друг за другом, а не бежали друг другу навстречу, или же существовали обе разновидности этой игры. Более-менее ясно, что начинали фишки своё движение с серединной линии, а после обегали доску по кругу.
Как ни странно, о правилах Ludus duodecim scriptorum сохранилось едва ли больше сведений, чем о многострадальном Сенете. Более того! - игра эта недолго просуществовала в виде канонических трёх линий и вскоре странным образом видоизменилась. Как я уже говорил, в итоге у неё даже не оказалось отдельного названия, чтобы отличить её от прежнего Ludus duodecim scriptorum. Иногда её называют Felixe Sex (букв. «Шестёрки удачи» или «Счастья»).
Историки полагают, что игра в итоге была запрещена властями как азартная, и быть пойманным за доской для Дуодецима, значило быть оштрафованным. Во избежание неприятностей игроки просто писали шесть шестибуквенных слов на столе и использовали написанное в качестве заменителей квадратов игры - если бы солдаты обыскали таверну или дом, единственной их зацепкой оказались бы какие-то слова, нацарапанные на столешнице. В итоге на «поле» для Дуодецима, кроме шести начертанных слов, не осталось никаких линий ВООБЩЕ (а слова эти были чрезвычайно различны).
Несмотря на запрет, в такой Дуодецим рубились по всей Римской империи, в тавернах, борделях, частных домах и пограничных фортах. Множество таких игровых «досок» были найдены повсеместно, от Египта до Великобритании, но особенно много их в Риме и его провинциях. Главная фишка при этом состояла в том, что слова представляли собой вопросы, стихи, афоризмы и остроумные мысли, связанные с азартной игрой и удачей, спортом и военным делом. Иногда это были просто слова поддержки, вроде печенья с предсказанием.
Самый известный пример представляет собой стихотворение:
VENARI LAVARI
LVDERE RIDERE
OCCEST VIVERE
(«Охота, купанье, игра, смех, всё это жизнь»)
Были надписи спортивного характера:
CIRCUS PLENUS
CLAMOR INGENS
IANUAE TENSAE
(«Цирк полон, страшный шум, ворота выпирают»)
Сообщения об успехах на фронтах (Или вообще - «кричалки» болельщиков):
PARTHI OCCISI
BRITTO VICTUS
LUDITE ROMANI
(«Парфяне побиты, бриттов победили, играйте, римляне!»)
А знаменитая надпись на столешнице в таверне из Помпеи вообще замаскирована под меню:
ABEMUS INCENA
PULLUM PISCEM
PERNAM PAONEM
(«Имеем на ужин: цыплёнок, рыба, ветчина, павлин», а в конце ещё прибавлено мелкими буквами: Bena Tores - «Приятного аппетита». Слово HABEMUS («имеем») нарочно написано с ошибкой, чтоб влезло в формат.) Эту надпись умельцы-игроделы любят и цитируют чаще всего.
Некоторые надписи, увещевали игрока:
LUDITE SECURI
QUIBUS AESEST
SEMPER INARCA
(«Играй спокойно, пока твоя мошна полна»)
Другие призывали к благоразумию:
SPERNE LUCRUM
VERSAT MENTES
INSANA CUPIDO
(«Отринь выигрыш, прекрати обман, безумие, жадность»)
А некоторые прямо говорили, чтоб невезучий игрок или несведующий клиент проваливал, пересел за другой стол и не мешал играть:
LEVATE DALOCU
LUDERE NESCIS
IDIOTA RECEDE
«Встань и уезжай, ты не знаешь [эту] игру, идиот, уходи!»
Были записи ура-патриотического содержания:
VIRTUS IMPERI
HOSTES VINCTI
LUDANT ROMANI
(«Доблесть Империи врага сковала, римляне играют!»)
Греческая столешница из Эфеса - чуть ли не единственная доска для Дуодецима, где буквы (естественно, эллинские) вписаны в разметку. Возможно, так выглядела та самая кюбейя, о которой писал Мюррей?
На лицевой панели башенки-Туррикулы (машинки для бросания костей) была найдена такая надпись (и одновременно шаблон для Дуодецима):
PICTOS VICTOS
HOSTIS DELETA
LUDITE SECURI
(«Пикты усмирены, враг уничтожен, играйте спокойно»).
О самой
Туррикуле я расскажу позже.
Ну и так далее.
Подобных изречений было найдено множество, и все уникальные. Народ изгалялся как мог. В Риме издавались подборки таких гекзаметров, из которых можно было выбрать любой, хотя и не все эти стихи были написаны гекзаметром. Такие подборки даже называли (в шутку конечно) «Философией Двенадцати Линий». Как римляне додумались до такого, зачем - история умалчивает. Странно, что при таких метаморфозах игра всё равно продолжала называться «Дуодецим»: на этих буквенных «досках» нет ни 12 отметок, ни 12 слов, а только эти 36 литер.
Плоские фишки, вероятно, ставили столбиком друг на друга, или выстраивали в колонну над (или под) соответствующей буквой.
В настоящее время несколько фирм производят эту игру именно в таком виде - с буквами в виде шести слов. Смотрится это довольно экзотично и вызывает у неподготовленного человека полную растерянность: "Это что, игра?!".
Правила игры долгое время не могли восстановить. Мюррей пишет про Дуодецим: "В эту игру играли тремя костями на доске с тремя рядами из 12 отметок. Правила игры не сохранились, но вероятно, таковые очень походили на аналогичные правила Табулы". Интригующая подсказка была обнаружена в римском порте Остия, в Италии. Там была найдена игральная доска, в которой использовались не клетки и не слова, одни только буквы, расположенные следующим образом:
Такое игровое поле сильно смахивало на готовые правила передвижения фишек. Возможно это были своеобразные «доски для начинающих» (быть может, для детей), с дополнительной разметкой, что позволяет восстановить направление и порядок движения фишек. Так правила Duodecim scriptorium были восстановлены в более-менее полном объёме.
В начале оба партнёра заряжают свои фишки на 12 полях среднего ряда (A). Игрок, который выбросит на костях больший результат, начинает. Фишки выступают на доску, согласно выброшенным очкам (на поля А), потом выходят на поля B и движутся влево против часовой стрелки в направлении B-C-D-Е. Наконец они все перемещаются на противоположную половину и затем выходят с доски. Никакие фишки не могли уйти с первых двух «слов» (B и C), пока все фишки не вошли на доску. Аналогично, никакие фишки не могли уйти с доски, пока все фишки не добрались до последнего «слова» (E) (непроверено - Д.С.).
Очки, выпавшие на костях, могут суммироваться для хода одной фишки или использоваться порознь. Одиночно стоящие фишки могут быть срублены, несколько фишек на одном поле - защищены, их нельзя срубить, но можно перескочить, если позволяет результат на костях. Срубленные фишки снова заряжаются на среднюю полосу. Не очень понятен порядок движения по средней линии (A), вообще неизестно, двигались фишки по ней или нет. Если фишки "заряжались" согласно выброшенным очками, тогда понятно, что линия "А" была просто стартовым полем. А если двигались по направлению к центральному орнаменту, как указано на схеме выше, то непонятно, какова была начальная расстановка - ведь ячеек (или букв) 6, а фишек 15. Быть может, фишки ставили столбиком, после этого столбик передвигался как единая фишка. большие столбики рубили меньших, меньшие не могли рубить больших, а только равных себе.
Вот, в общем, всё. Учёные только никак не могут определиться с количеством игровых фишек. Большинство склоняется к мысли, что их было 15+15, некоторые считают, что изначально их было 12+12, по числу ячеек (и букв), а фирма, выпускающая игру сегодня, предпочитает 16+16. Исторически логично, что изначально их было всё-таки 12+12 - этот вариант выглядит наиболее гармонично и красиво. Хотя расстановка, скорее всего, приведена неправильная: логичнее, когда все фишки одного цвета располагались на своих половинах - справа и слева, в центральной части доски (см. схему выше). Но наверное, правильно всё-таки по 15 фишек.
Сегодня существует даже довольно
неплохая компьютерная программа для игры в Дуодецим.
Следующим шагом в развитии подобных игр стала
Табула.
*