Моё знакомство с этой игрой произошло случайно. Те, кто смотрел сериал «Lost» (и главное - досмотрел его до конца), должны помнить, как юный Джейкоб нашёл на берегу коробку с игрой и потом резался в неё со своим "тёмным братом" при каждой встрече, пока эти двое не разругались окончательно. Я никогда не видел ничего подобного: продолговатый ящичек вроде школьного пенала, игровое поле с иероглифами, пропорциями и разметкой напоминающее то ли плитку шоколада, то ли карточку от русского лото, неустановленное количество фигур, палочки вместо игральных костей… Шашки? Нарды? Змейки-лесенки?
Создатели сериала вполне могли бы выдумать её, как придумали многое другое, но через пять минут поисков я с удивлением обнаружил в Интернете дюжину упоминаний об этой игре. Оказалось, она называется «Сенет». Вот что мне удалось о ней разузнать.
1. Что такое Сенет.
Сенет (реже - "Сенат" и совсем уж редко - "Сенета". Видимо, последнее правильно, поскольку в оригинале слово женского рода, но в русском языке устоявшейся является мужская форма "Сенет"). Эта древнеегипетская настольная игра для двоих отдалённо напоминает нарды, хотя родство сомнительное. Вряд ли нарды ведут свою родословную напрямую от Сенета: идея подобных «догонялок» достаточно элементарна, чтоб возникнуть на пустом месте. «Гиена», «тхаайям», «пачиси» - у многих народов была такая игра, нарды просто оказались самой сбалансированной её разновидностью. В Древнем Египте было несколько популярных игр на доске, из них Сенет был наиболее важной в культурно-религиозном аспекте.
Как светское развлечение Сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово senet означает «прохождение», а в письменном языке этот иероглиф означает слово men - «выдерживать испытание»). Считалось, что его придумал Тот - бог знаний и мудрости, но это уже из области мифов.
С потомками Сенета не всё ясно, а вот предтечей его является шумерская игра, найденная в царских гробницах города Ур (Месопотамия). Среди историков и искусствоведов нет единого мнения о том, как она называлась, и сегодня она известна как
«Игра из города Ур» или просто «Ур». Увы, но о её правилах известно не много. Ясно только, что это древнейшая известная игра с передвижением шашек по доске с устоявшимися и общепринятыми правилами. Набор, который хранится в Британском музее, включает в себя доску, 14 фишек и 3 тетраэдра. Он исключительно красив и великолепно сохранился, а между тем, ему около 5000 лет! Голова кружится от мысли, что с того момента, когда игроки последний раз расставляли для игры эти фишки, сменилось 100 поколений.
Древние египтяне очень любили Сенет, изображения игры встречаются на многочисленных табличках, рисунках и папирусах. Ей уделяли время и простолюдины, и цари. Люди уже тогда были азартны, играли на деньги, на интерес, а также ради гадательной практики.
Хотя правила игры не были известны археологам, её связь с представлениями древних египтян о загробной жизни не подлежала сомнению: Сенет упоминается в главе 17 Книги Мёртвых и других религиозных текстах Нового царства, а на фреске из гробницы Нефертари (не путать с Нефертити) царица играет с невидимыми силами потустороннего мира; доска отождествляется с путём её души, и победа означает счастливое преодоление ею всех опасностей и новую жизнь.
Из-за элемента удачи, присущей Сенету, считалось, что успешный игрок находился под защитой богов. В папирусе времён Рамсеса III найдено заклинание магического характера для игры в Сенет. Вот оно (читать не обязательно, хотя оно занятное):
«Жертва, которую даёт царь Ра, Атуму, Уннофру, Господину Тридцати, Анубису, Тоту, Маат, Великой комнате Прекрасного дома, Хека, Шу, Сиа.
Да дадут они мне вступить в Зал тридцати, чтобы я стал тридцать первым около бога.
Я приближаюсь к Мехену, я поднимаю его фишки и кладу их в место, в которое я хочу.
Я делаю моё место в доме Тота, я борюсь с ним (с противником).
Я вижу Нейт, которая держит свои руки над символом Осириса.
Я открываю прекрасный дом, в котором Маат.
Бог принимает меня в число тридцати.
Определены 'столб Осириса' и 'кровь Исиды'.
Я вижу Буто в её образе на стороне дома Мут.
Моё сердце разумно, оно не забывает (?), моё сердце открыто (?), ведь я руковожу его игрой против меня (?).
Я приношу ему его фишки, его пальцы дрожат, его сердце бежит со своего места, он не может ответить.
Я живу в доме Ориона, я живу в вечности.
Я иду дальше под правильным руководством вместе с солнцем в дом того, кто обновляет жизнь, мой двойник ожидает в доме Ихи, я встречаю его, я поднимаю мою фишку к
Я встречаю его в Прекрасном доме.
Я поднимаю три фишки и нахожу две фишки, мой двойник позади меня.
Я беру мою фишку и ставлю её в место, в которое я желаю.
Меня ведут в преходящем, я знаю о том, кто в доме.
Я знаю их имена, писец, который измеряет свои владения, не известен.
Мехен даёт мне свидетельство, он даёт мне хлеб в дом хлеба, прохладную воду в дом прохлады.
Мои фишки известны в прекрасном доме, я полностью в прекрасном флигеле.
Мои фишки впереди, мои пальцы, как шакал, когда тащит ладью wjA.
Я забираю его фишки и бросаю его в воду, чтобы он утонул со своими фишками. 'Ты оправдан', - говорит мне Мехен.
Моё сердце.»
____________________
* (Перевод цитируется по работе: Ходжаш С.И. «Фишки и игральные кости для игры в Сенет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». // ВДИ. 2003. 1. 85-90.)
Сейчас этот папирус хранится в Каирском музее. Для непосвящённого документ совершенно непонятен, даже хуже - «понятен наоборот», как «Баллада о Бете-2» из одноимённого рассказа Самюэля Дилэни. Однако всё проще, чем можно подумать.
Меж тем прошли века, и страна фараонов одряхлела. Наступила эпоха Александра и Птолемея, а потом и римского завоевания. У греков и римлян уже были собственные прото-шашки - петтея и латрункули, и свои, более прогрессивные гонки на доске -
Дуодецим и
Табула, а для тех, кто не любил думать - кости,
Туррикула и самая плебейская игра «Орёл или Решка» (в римском варианте - «Голова или Корабль»). С закатом египетской цивилизации, на долгие столетия канул в пески и ни в чём не повинный Сенет.
2. Как возрождали Сенет.
Манера египетского рисунка такова, что изображения древности, при всей их точности, не позволяют сделать выводы ни о форме доски, ни о количестве фигур.
Доходило до смешного: современные художники, вдохновлённые сенсационными открытиями египтологов, иногда изображают древних игроков за шахматными столиками нынешнего образца 8х8, хотя ещё в начале XX века археологи обнаружили в гробницах древних царей эти загадочные палетки и коробочки, похожие на косметички.
Доски для Сенета делали из камня, керамики, но чаще всего из дерева (иногда - с мозаичными вставками из камня, эмали и алебастра), которые к эпохе Нового Царства приняли каноническую форму удлиннённого продолговатого ящичка. Но если раньше археологам попадались лишь фрагменты досок и разрозненные фишки, то в гробнице юного Тутанхамона, например, обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. Один из них, чёрный с золотой инкрустацией, на специальном столике с ножками в виде львиных лап является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства, практически элитным
«Гобаном» своего времени.
Правды ради следует сказать, что и «дорожный» Сенет с двумя ящичками (на первом снимке он внизу) не уступает ему по лаконичности стиля и изысканности отделки. Фараон Аменхотеп III тоже был страстным любителем Сенета и по сегодняшним меркам считался бы гроссмейстером, о папирусе Рамсеса III уже говорилось.
Так или иначе, спустя почти тысячелетие Сенет вернулся в мир живых. В современном Египте продолжают играть в Сенет и гордятся его древностью, хотя на самом деле большинство дуется в догонялки
«Собаки и Шакалы» а туристам впаривают бейсы с вышивкой и корявое подобие изысканной доски Тутанхамона.
В Америке и Европе Сенет производят несколько мелких фирм и любительских мастерских, он довольно популярен как развивающая игра для детей, красивый офисный аксессуар и оригинальный подарок, а упоминается не только в сериале «Lost», но и в компьютерной игре «Лара Крофт». Некоторые изделия и концепты восхищают необычными идеями - даже не сразу поймёшь, что это игра.
Написано и несколько программ для игры на компьютере и телефоне. И пусть настоящие правила игры не сохранились, существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов, воссозданные исследователями (да и вряд ли они были сложны: недаром мальчишки из сериала разобрались в нём без всяких подсказок).
К тому же, не исключено, что в разных областях Египта в Сенет играли по различным правилам, так же, как сегодня играют в «короткие» и «длинные» нарды. В Сенет играют на поле 3 на 10. В сущности, это одна длинная дорожка, для удобства изогнутая как змея. Она вполне бы уместилась на поле 5 на 6, и может, даже лучше получилось бы (вверху в два ряда расположились бы фишки, а внизу - пять домов), однако доски подобного типа никогда нигде не находили.
Не знаю, почему египтяне предпочли форму пенала, когда все другие народы выбрали плоскую шкатулку, это какая-то культурная загадка. Хотя нельзя не признать, что доска в три дорожки как-то интуитивно понятнее, да и в поворотах не запутаешься.
В распоряжении играющих по 5 фишек: «катушки» против «конусов» (в старых Сенетах из гробниц III Династии фишки ещё архаичной формы, в виде «башенок» и «лепёшек»).
Эти 10 фигурок по-египетски назывались Ibau - «танцоры». Если вдуматься, это очень символично: большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями (в шахматах так и вовсе сражаются две армии), и только у египтян в основе «прохождения» лежал танец. Обычно фишки одноцветные, хотя встречаются и раскрашенные комплекты, и даже фишки в виде звериных голов и фигурок связанных пленников, но об истоках подобной традиции я, пожалуй, расскажу позже.
3. Как играть в Сенет.
Перед началом фигурки расставляют на первых 10 клетках (в верхнем ряду), чередуя «катушки» и «конусы», после чего определяют порядок ходов, подбрасывая четыре палочки с отметкой на одной стороне. Древние египтяне гадали на плоских палочках, окрашенных с одной стороны в белый, а с другой - в чёрный цвет. Их сжимали в кулаке (или, что более вероятно - между ладонями, как бы молясь богине удачи), подбрасывали или просто роняли на пол и считали, сколько палочек упало белой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» (по-египетски «дьебао») и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи на фалангах пальцев.
Очки определяли так:
* 1 палочка упала белой стороной вверх - 1 очко
* 2 упали белой стороной вверх - 2 очка
* 3 - 3 очка
* все 4 - 4 очка
* все упали ЧЁРНОЙ стороной вверх - 5 очков
Сначала игроки разыгрывают ход - тот, кто первым выбросит «1», получает "Катушки" и ходит первым. Для хода игрок вновь бросает палочки, пока не выпадет 2 или 3. От того, сколько очков выпадет, зависит, на сколько клеток вперёд нужно передвигать свою фигурку. Правила Сенета относительно просты и сводятся к прохождению по клеткам по маршруту в виде буквы «s» (а точнее - прописной кириллической «г») с некоторыми особенностями продвижения на последних клетках.
* Фигура может перепрыгивать через другую фигуру. Через две фигуры, стоящие друг за другом, перепрыгивать нельзя.
* Если на нужном поле уже стоит фигура соперника, можно «съесть» её и вернуть в начало, если рядом не стоит другая фигура соперника. Это правило я понял не сразу, уж больно корявая формулировка. Срубленная фигура уходит на поле, откуда противник начал ход. Иначе говоря, они просто меняются местами.
* Если на нужном поле уже стоит своя фигура, вставать на то же поле нельзя.
* Рубить можно только ОДИНОЧНУЮ фишку. Две рядом стоящие фишки нельзя рубить и перепрыгивать: одна "охраняет" другую.
* Тройка, наоборот - "разбивается" срубанием серединной фишки; четвёрка - срубанием любой из двух серединных фишек, насчёт 5,6,7 ничего внятного сказать не могу.
* Если ходить вперёд нельзя, нужно ходить назад. Рубить при этом можно на общих основаниях (хотя, как показывает опыт, рубка при этом невыгодна, ибо противник уходит вперёд).
* Если ходить вообще некуда, ход пропускается. После поля №26 (Дом Красоты) пропускать ход нельзя - любой бросок определяет судьбу фишки.
* В конце последнего ряда есть несколько особых полей, отмеченных иероглифами. Это так называемые «Дома», и в каждом действуют свои, особые правила.
Значения "Домов" (отмеченных полей):
* Поле №15 - «Дом Возрождения» - стартовый квадрат, отмеченный египетским символом жизни, знаком «Анкх» - сюда возвращаются фишки, потерпевшие неудачу в Доме Воды (№ 27) или в Доме Красоты. Если фишка отброшена в Дом Возрождения, а он уже занят фишкой противника, то противник удаляет свою и начинает с начала этой фишкой. Если Дом Возрождения занят своей фишкой, входящая фишка ставится на клетку 14.
* Поле №26 - Per Nefer («Дом Красоты» или «Дом Счастья»), отмеченный изображением музыкальных инструментов - все фишки заканчивают ход здесь, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. По достижении Дома Красоты фишка не может быть срубленной, рубить, ходить назад и пасовать, но получает дополнительный ход, определяющий её «судьбу». Если выпало 5, фишка заканчивает игру. Если 1 (или 2, 3, 4, но ходить нельзя - поля впереди заняты) - попадает в Дом Воды. Если же выпало 1, а Дом Воды уже занят, фигура возвращается в Дом Возрождения (если и 15 занято, то на 14). Если выпало 2, 3 или 4, и поля свободны - входит в один из домов.
* Поле №27 - Per Mu («Дом Воды»), отмеченный изображением волн - если фишка оказалась здесь, судьба её зависит от количества выпавших очков. Если выпало 4 - фишка заканчивает игру, если 1, 2 или 3, то фишка возвращается в Дом Возрождения, а если 5 - остаётся на месте.
* Поле №28 - «Дом Трех Истин» с изображением трёх геральдических ибисов - фишка, остановившаяся здесь, может покинуть доску, только если выброшено 3 очка. При другом результате остаётся на месте.
* Поле №29 - Per Re-Atoum («Дом Ра-Атума») с изображением двух коленопреклонённых людей - фишка, остановившаяся здесь, может покинуть доску, только если вы выбросили 2 очка. При другом результате остаётся на месте.
* Поле №30 - Фишка может покинуть игру при любом количестве выброшенных очков. На последнем поле иногда рисовали изображение сокола, несущего солнечный диск, или просто круг с точкой как символ Солнца, или единичку, но чаще всего оно традиционно оставалось пустым: и так понятно.
Побеждает тот, кто первым выведет все свои фишки за пределы доски.
4. Как я делал Сенет.
Признаюсь, как только я увидел Сенет на экране, я понял, что хочу иметь такую игру.
Казалось бы, чего проще - взять картонку, десять камушков, четыре палочки от эскимо, разлиновать поле на 30 клеток - и готово дело, играй на здоровье. Но мне подобный подход неприятен: как-то это слишком примитивно. В отношении настольных игр я иногда веду себя как упёртый маньяк, мне хочется, чтобы всё было эстетично. А то плоды усилий некоторых «умельцев» в этом смысле ужасают: не то что в них играть - подходить к ним неприятно, а некоторые иначе как курьёзами не назовёшь (хотя бетонный дворовый Сенет из дорожных конусов и кабельных катушек реально внушает).
В Сети встречаются хорошие фабричные изделия, а также творения мастеров-любителей. Большинство придерживается канонической формы ящичка, и наверное это правильно.
Образцом для Сенета в сериале «Lost» послужил совершенно прелестный реальный исторический комплект из гробницы Аменхотепа III: у него такая же лазурная окраска, приподнятые (а не утопленные) клетки поля и шашечный узор на торце ящичка. Египтяне вообще любили голубое и жёлтое: это цвета Неба, Солнца, Нила и песка. Правда, у него более «академичная», светская разметка игровых полей, вместо сложных иероглифов эпохи Нового царства - схематичные значки: анкх, круг, крест и числа III, II и I. Аменхотеп III - фараон XVIII династии, правивший в начале XIV в. до н. э., был для своего времени очень прогрессивным правителем. В период его царствования Египет достиг наибольшего могущества. Аменхотеп был дружен с царями Вавилона, Миттани и Кипра.
В
сериале снимались два комплекта Сенета - целый (но слегка обшарпанный) и «обгорелый», оба были проданы на аукционе по окончании съёмок, их стартовая цена составила 500 и 300$ соответственно.
Я с трудом представляю, как можно без фрезы вырезать такие ровные канавки между клетками, как в Сенете из сериала. Тут требуется мастерское владение резцом (да и хороший резец не помещает). Потому, поразмыслив, я взял за образец Сенет Тутанхамона: он тоже с рельефным полем в виде решётки и выдвижным ящичком для игровых принадлежностей - мне понравились его строгие формы и чёрно-белая раскраска. Вот его "дорожный" вариант.
В горе строительного мусора за магазином я нашёл сломанный ящик из-под фруктов: дощечки от него 5 мм. толщины мне вполне подошли (хотя в ширину могли быть и побольше). Решётку я вырезал из тонкой фанеры и приклеил на коробку сверху, предварительно покрасив в чёрный цвет, а «танцоров» выстругал из дерева, выбрав каноническую форму - катушки и конусы. Изначально я планировал сделать на ящичке ручку-задвижку по примеру египетских мастеров, но после сборки детали совпали так точно, что это не понадобилось. Профессионализм не пропьёшь.
Из-за ограниченных возможностей материала у меня получился сильно уменьшенный вариант Сенета (255 х 80 х 50 мм). На всё про всё ушло четыре дня. Я бы управился быстрее, когда б не клей, краска и лак - по очереди они долго сохнут. Малые размеры тоже усложнили дело - под прессом такие тонкие дощечки перекосятся, а без специальной струбцины сложно стянуть детали под углом. Вообще, эта простенькая с виду игра оказалась на редкость трудоёмкой в изготовлении.
Зато - вуаля - вот он, мой собственный Сенет! Игра, которую в России невозможно купить уже как минимум две тысячи лет. Ничем не хуже фараонского :).
Проверка эргономики набора выявила пару недостатков. Во-первых, основание фишки ненамного меньше клетки, при таких размерах и наличии перегородок фишки норовят перекоситься. «Катушки» оказались особенно "ковырячими", и даже уменьшение высоты не спасло дела. Чего греха таить - с катушками я перемудрил, надо было сделать им «талию» потолще. Из-за тесноты на доске такую фишку трудно ухватить (а особенно трудно снять фишку противника и сразу поставить свою одной рукой, как мы привыкли делать в шахматах). В разгар партии хочется играть быстрее, а тут вдруг выясняется, что Сенет не терпит суеты. Взрослые-то справятся. А дети? Во-вторых, фишки и палочки внутри упираются и заклинивают ящичек, мне пришлось добавить ещё одну, внутреннюю крышку (нет худа без добра: содержимое коробки заодно перестало греметь и выпадать при случайном открытии). Выводы: поля на доске нужно делать больше, фишки - меньше, сами фишки снизу утяжелить, а получившийся комплект считать дорожным вариантом. Я купил 14 неодиомовых магнитов и вмонтировал их в основания фишек, нарезал из магнитной резины квадратиков и вклеил в ячейки, заклеив их сверху тонким грунтованным картоном. Фишки перестали падать даже при хорошем сотрясении. В общем, я своим Сенетом доволен.
Теперь что касается играбельности.
Как всё неизвестное, игра на некоторое время меня просто очаровала (не зря же она была так популярна в Египте на протяжении тысячи лет!), но потом возникли вопросы. Хоть она и близка по тактике прохождения к нардам, некоторые участки игрового поля в Сенете имеют неравнозначное значение и зависят от иероглифа, написанного на нём. Доска только кажется маленькой, на ней 30 полей, а это половина шахматной (в нардах 24, но там на одно поле можно ставить несколько шашек).
Основными приёмами в игре являются рубка и запирание, а также специфические свойства последних пяти клеток. Как следствие, медлительный в начале, к середине партии Сенет превращается в азартную затяжную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнерами, а к финалу - в гонки на выживание. Если в нардах сдвоенные шашки нельзя рубить, но можно проходить, в Сенете такого правила нет: сдвоенные фишки перекрывают путь, а защитить одиночную фишку от рубки можно только достигнув 26-й клетки (Дома Красоты), но тогда наступают другие проблемы (дополнительный бросок с угрозой попадания в Дом Воды, а там ещё один - и запросто можно откатиться в Дом Возрождения).
Стремительность нард обусловлена наличием двух кубиков D6, встречным движением в разные дома, и правилом удвоения после дуплета. Сенет же полностью «заточен» под другой генератор случайных чисел, это придаёт ему особое очарование, и в то же время слегка раздражает. Помните про палочки?
Несложно подсчитать, что чаще всего при такой системе выпадает двойка (6 из 16 бросков), за ней идут единица и тройка (4 из 16), а 4 или 0 (то бишь 5) - реже всего (по 1 броску из 16). Для наблюдательного игрока подобная закономерность - дополнительный тактический приём: ясно, что между фишками выгоднее держать дистанцию в 1 и 3 клетки (не говоря уже о четырёх и пяти), в то время, как две - уже опасно. В то же время, из-за этой чехарды двоек и троек фишки порой долго и уныло плетутся по второй линии, наступая друг другу на пятки, словно Ахилл и черепаха, пока в дело не вмешается ещё пара танцоров. Из-за этого игрокам положены дополнительные броски, если выпадает 4, 5 или 1. Если выпадает 2 или 3 - ход переходит к сопернику.
Однако меня поджидало и необычное открытие: попытка играть в Сенет с обычным кубиком заметно портит удовольствие от игры. Палочки не дают этой, в общем-то, короткой игре свестись к примитивной торопливой пробежке из пункта «А» в пункт «Б», а выпавшие на них четвёрка и пятёрка радуют куда как больше (например, побег из Дома Красоты и особенно - из опасного Дома Воды в случае с палочками становится редкой и очень приятной удачей). Помимо прочего, палочки не встают на ребро, приятны на ощупь, забавно стучат, выпавший на них результат виден издалека, да и вообще бросать их довольно весело и непривычно (хотя собирать каждый раз утомительно). Опять же, если хочется сыграть, а палочек нет, их спокойно заменят четыре монетки.
5. Младший брат Сенета.
А вот это интересно. В Сенете был ещё один нюанс: по канонам Древнего Царства фишек в игре было 14 (7+7), как в игре Ур. В более позднем варианте их количество уменьшилось до 10 (5+5).
Думаю, это было связано вот с чем: примерно во время XVII династии в Египте стали появляться доски для Сенета, на обороте которых была более короткая (на 20 клетках) игра
«Тьяу» (Tjau - возможно, «Разбойники»), а в неё как раз играют десятью фишками.
Как ни странно, уменьшение количества фишек благотворно повлияло и на канонический Сенет. При 14 фишках для начального маневрирования игрокам отведено всего 10 полей - с 16-го по 25-е, и фишки просто не успевают как следует «разбежаться». Надо сказать, что игроки в середине игры отнюдь не спешат поскорее достигнуть Дома Красоты: уж слишком велика опасность загреметь оттуда в Дом Воды и там утонуть, а в варианте с 14 фишками эта «середина игры» наступает слишком быстро. В итоге перед Домом Красоты зачастую образуется затор, а в середине поля - толкотня и нудная перетасовка, если часто выпадают единицы. Моё мнение таково: «малый» Сенет с десятью фишками реально играется быстрей и веселей, а «большой» стоит играть, если уж очень хочется или нужно скоротать время. А ведь находились любители сыграть в Сенет и с 20-ю фишками! В любом случае, о старой расстановке нам всегда напоминает местоположение Дома Возрождения на поле №15.
Внимательный читатель заметит, что у комплекта Тутанхамона сдвинуто месторасположение Домов. Сперва я думал, что это следствие появления новых игральных костей 4D, потом предположил, что виной тому реформы фараона Эхнатона, который, как мы помним, "отменил" старых богов, а после смерти был проклят и предан забвению (кто знает, какие изменения испытывала в эти годы древняя игра), но всё оказалось намного хуже. На старых чёрно-белых снимках, сделаных сразу после раскопок, отчётливо видно, что расположение Домов на Сенете Тутанхамона вполне традиционное. Вероятнее всего, египетские горе-реставраторы с благими намерениями разобрали заветный ящичек, но потом забыли, где что находилось. Отвратительно. Экспонируется он тоже однобоко - всегда одной стороной к посетителям, как Луна на небе. А между прочим (мало кто это знает) там, на обратной стороне такая же прекрасная доска для Тьяу.
6. Загадки старого Сенета.
В процессе игры у меня возникло несколько вопросов и неясностей.
* Первый вопрос: есть ли переход хода после попадания фишки в Дом Воды из Дома Красоты после дополнительного броска? Иначе говоря: требуется сразу сделать второй дополнительный бросок, или всё-таки перед этим один раз ходит противник? Я склоняюсь к последнему, иначе Дом Воды почти всегда будет пуст (если только при втором дополнительном броске не выпадет пятёрка), но в правилах есть уточнение на случай, если он занят. Тогда, видимо, при переходе хода этот второй, «судьбоносный» бросок обязателен: игрок не может двигать и рубить другие фишки, пока не решится участь его «тонущей» фишки в Доме Воды.
* И второй вопрос: как поступать с фишкой в Доме Трёх Истин или в Доме Ре-Атума, если эти фишки - последние (или все другие заперты), а положенное количество очков не выпало? Ведь фишки на пяти последних клетках не могут ни рубить, ни пасовать, ни двигаться назад, а выйти из этих Домов могут, только если выпадет, соответственно, 3 и 2. Логичнее всего было бы отправить её в Дом Возрождения, но с какой стати? Значит, остаётся пас… но пасовать нельзя! Видимо, эти разногласия решались по-разному. В любом случае о подобных вещах лучше всего договориться заранее.
Логичным выглядит предположение, что в коротком Сенете каждая фишка заряжается на стартовый квадрат №15, и только после этого начинает свой бег по доске. Поскольку их пять, то и выставляют фишку, если выпало нужное количество очков (считаются только свои). Из приведённых выше правил ясно, что противники разыгрывают ход, пока не выпадет единица, следовательно логично предположить, что нумерация фишек в начальной позиции шла от стартового квадрата к началу. Этим предотвращается бессмысленная затяжная рубка на стартовых позициях, этим же можно объяснить, почему на фресках фишки стоят то чередуясь, то двумя группами по пять - не всё ли равно, как их расставлять, если ходят они с одного квадрата? Но так ли это - я не знаю. Ни подтверждения, ни опровержения этой теории я не нашёл (правда, некоторые варианты правил явно относятся к Тьяу, но оперируют 30-клеточной доской - отнесём это несоответствие к халатности авторов). Но как тогда происходит выступка в старом Сенете, с четырнадцатью и двадцатью фишками, тоже не очень ясно. В любом случае жаль терять почти половину доски, так что этот вариант мне не понравился.
Что я ещё могу сказать про Сенет? Надо, конечно, ещё поиграть, чтобы окончательно выяснить все нюансы. Но уже сейчас понятно, что это несложная, красивая игра с непривычной тактикой (я, например, всё время забываю про правило хода назад и путаюсь в тактике Домов-ловушек). Сенет проще нард, но и медлительней, он более зависим от случая, чем от расчёта, и хорош, когда хочется во что-нибудь сыграть и не особо напрягаться.
Аккуратный длинный ящичек выглядит весьма необычно и стильно, его сразу хочется схватить и повертеть в руках. Игра наверняка понравится детям. Я обязательно сделаю такую же, только большую, когда у меня появятся время и силы. Более того: я наткнулся в Сети на поистине гениальный концепт «3 античные игры в 1», где ящичек-трансформер за секунду может стать доской для Сенета, Тьяу или Ур.
Правда, склеить три отдельных поля в такую призму под углом 60 градусов будет трудновато, потому эта идея больше подходит для пластмасс - на фабрике такую деталь можно сразу отлить целиком.
_________
* Выражаю благодарность множеству сайтов, предоставивших информацию, городской библиотеке г. Усолье, сайту Deviantart, а также блогу Sheser (lj), которая помогла мне разобраться в некоторых нюансах правил.
*