Я уже писал, что наравне с
Сенетом в древнем Египте была распространена более короткая и быстрая игра Тьяу или "20 квадратов", и её родстве с
шумерской игрой, найденной в гробницах города Ур.
Иногда её называют "Игрой в 20 квадратов" ("20 squares"). Парлетт в своей "Оксфордской истории настольных игр" не упоминает названия "Тьяу" (оно приводится в работах Белла и Мюррея), но вместо этого говорит, что надпись гласит, что имя игре - "Асэб". Со всей очевидностью можно утверждать, что это слово не египетское и заимствовано из Древнего шумерского языка. Слово "Тьяу!" в языке древних египтян было эмоциональным возгласом типа: "Держи!", "Поймал!", "Бинго!" и т.д. (В частности, вариант иероглифа "Тьяу", где человек держал палец во рту, означал крик боли типа нынешнего "Ай!"). Так или иначе, за игрой закрепилось название "Тьяу", и я буду пользоваться им.
Тьяу (или Асэб, если угодно) тоже представляет собой игру по типу «догонялок», только более быструю, динамичную и с меньшим количеством ловушек. Тьяу была широко распространена во время Нового Царства, доски для игры находили по всему Египту, в Судане, на Крите, а недавно (что совсем удивительно), игра в 20 квадратов была найдена в еврейском анклаве в Индии. Как ни странно, Тьяу даже больше похожа на Ур, чем канонический Сенет: в них по 20 клеток, одинаковые начальные дорожки, тот же «перешеек» на пути к финишу, схожее расположение отмеченных квадратов, да и некоторые правила совпадают, хотя это, безусловно, совершенно разные игры.
Доски для Тьяу стали появляться в Египте примерно во времена XVII династии (Ок. 1783-1552 до н. э.) Это был II Переходный период, крушение Среднего царства, эпоха восстаний рабов, раскола и анархии. В страну с Ближнего Востока вторглись семитские кочевые племена гиксосов, которые, вероятно, и принесли её с собой. Гиксосы были воинственным народом и применяли новое оружие - боевые колесницы, запряжённые редкими в то время в Египте лошадьми. В ту эпоху гиксосы завоевали пол-Египта; они ввели поклонение богу Сетху и даже воссели на трон как фараоны новой династии. Реальная тогдашняя Фиванская, XVII династия долго вела с ними борьбу за контроль над страной. Характерные изображения воинов и охотников на колесницах встречаются в орнаментах на игровых наборах с игрой Тьяу.
Сходство Тьяу с шумерской игрой из города Ур налицо. При этом надо отметить, что игра в новом варианте довольно сильно изменилась и упростилась.
Правила Тьяу таковы. Изначально фишки находятся на длинных, не игровых полях. Для одного игрока стартовым является квадрат №1, для другого - №17. За один ход можно передвинуть только одну фишку или добавить новую фишку на доску (в квадраты №№ 1-4 или 17-20 соответственно). Если на пути одной фишки стоит другая своя, первая фишка двигаться не может и останавливается на предыдущем квадрате, если также нет возможности поставить новую фишку на доску, то игрок пропускает ход. Наверное, в период «Разбойников» и стали появляться фишки в виде зверей и связанных пленников.
В плане тактики Сенет и Тьяу отличались примерно как рэндзю и крестики-нолики. Должно быть, к этому времени египтяне стали подозревать, что их игровая система работает как-то уж слишком избирательно. На снимках видны игральные кости «нового поколения»: выточенные из слоновой кости «бабки» по образцу надкопытных коровьих суставов. У них было уже 4 значимых стороны (хотя две из них были одинаковые).
Игроки победнее просто использовали палочку квадратного сечения, вроде толстой спички, где числа написаны на четырёх длинных сторонах (1-2-3-4).
Такая система более сбалансирована, и в ней уже одной костью можно выбросить 4 очка (кстати, по некоторым правилам это даёт игроку право на повторный бросок, я считаю, что это лишнее).
Предположительно, в Тьяу игру начинает тот, кто первым выкинет 4 очка (я бы предположил, что одно - так у начинающего нет неизбежного большого преимущества). Поскольку фишки противников движутся с противоположных сторон, общей дистанцией для них является только средний ряд доски в 12 клеток. Как и в Сенете, фишка может быть срублена и тогда должна начать игру заново. Все фишки движутся только вперёд. Если фишка остановилась в одном из Домов, то у игрока есть дополнительный бросок. Таким образом, если игрок много раз выкидывает 4 очка или его фишки одна за другой оказываются на меченых полях, он продолжает ходить. Впрочем, как показывает практика, правило дополнительного хода при выпадении четвёрки только запутывает игроков. Если в Сенете дополнительные броски целиком зависят от выпавшего на палочках результата, то в Тьяу за это дело целиком ответственна игровая доска, и этого более чем достаточно. С умом распорядиться выпавшими очками при наличии на доске трёх-четырёх фишек - не такое уж сложное дело. А игра в любом случае получается весёлая и динамичная.
Среди археологических находок Тьяу попадается едва ли не чаще, чем Сенет. Известен комплект для игры Тьяу из слоновой кости изумительной сохранности, украшенный резьбой и выжженными рисунками.
Судя по всему, Тьяу была игрой светской и сакрального смысла не имела, отчего и дожила до наших дней. Считается, что она со временем преобразилась в
«Собак и Шакалов». Поле при этом стало дырчатое, а фишки мутировали в тонкие высокие лучинки, увенчанные звериными головами. Впрочем, у этой игры своя история, не менее интересная. Скорее всего, эти игры вообще никак не связаны.
Те, кто интересуется азартными играми древности, конечно же видели знаменитый Сенет Тутанхамона. Этот комплект всегда экспонируется в музее на специальной подставке, полем для Сенета кверху. Однако мало кто знает, что с другой стороны у него поле для Тьяу.
Видно, что клетки Тьяу при разметке слегка "ужали", чтоб сохранить квадраты и пропорции оригинального Сенета. В длину Тьяу занимает 12 клеток, а Сенет только 10, а если добавить Сенету дополнительное пустое пространство, поле будет выглядеть не так гармонично. Из одного этого факта, какую из двух игр сочли возможной "заархивировать", уже понятно, какая пользовалась большим уважением :).Что интересно, на этих старых снимках отчётливо видно, что расположение Домов в Сенете Тутанхамона изначально было иное, нежели то, которое экспонируется сейчас - все дома (включая Дом Возрождения) сдвинулись влево. Я что-то путаю, или это реставраторы постарались? :(
Сенсационные открытия возможны и в наши дни. Сравнительно недавно в Иране, в долине реки Халиль неподалёку от города Джирофт (Jiroft) археологи обнаружили развалины ещё одного древнего города-государства раннего бронзового века, которые датируются концом III тысячелетия до н.э. Всё указывает на существование по крайней мере 10 исторических и археологических периодов в этом регионе, принадлежащем различным цивилизациям. (Большинство археологических находок были изъяты у окрестного населения - крестьян, которые втихую копали развалины, пока власти не приняли меры.) Город принадлежал забытому народу, чья культурная и этническая принадлежность пока точно не установлена. В настоящее время выдвинута гипотеза о существовании самостоятельной Джирофтской цивилизации. Археологи, ведущие раскопки, предполагают, что Джирофтская культура могла быть упоминаемым в шумерских текстах царством Аратта, соперничавшим с Уруком, и проводят параллели с Шахри-Сухте (тем самым "Сожжённым городом"). Было обнаружено множество высокохудожественных предметов домашней утвари.
Изделия древних Джирофтских мастеров очень красивы и имеют своеобразный "межкультурный" стиль, отдалённо напоминающий шумерский. Среди ремесленных изделий были обнаружены интересные предметы - фигурки птиц, зверей и химер из терракоты и хлорита с углублениями, которые учёные идентифицировали как доски для игры. Судя по всему, это разновидность игры типа гонок, похожая на шумерскую Ур. Фактически это уже Тьяу, только на старых досках всего 16 полей, и лишь на более поздних 20 (на одной доске совершенно отчётливо заметно, как мастер малость не рассчитал длину и ближе к хвосту птицы стал частить, уплотнять разметку, дабы уместить все 20 полей). Фишки вряд ли были плоскими, как нарисовали игроделы (а это именно они, археологи более сдержаны в своих предположениях): когда на доске такие углубления, то выпуклые, конусные или цилиндрические фишки намного удобнее. Очень может быть, что на подобных досках играли шариками или бусинами, а если учесть, что некоторые доски явно использовались как подвески (доска в виде человека-скорпиона, например), то подобное предположение более чем уместно. Кстати, образ человека-скорпиона играл какую-то важную роль в религиозной и культурной жизни древнего Междуречья. Его изображения встречаются не только на игровых досках.
Уж не здесь ли, в Джирофте, и произошла трансформация одной игры в другую? При этом доски из Джирофта совершенно не похожи на шумерские или египетские ни по исполнению, ни по концепции! Это плоские, украшенные ляпис-лазурью керамические фигурки геральдических орлов примерно 30 см. в длину (среди которых, кстати, есть двуглавый) и совершенно потрясающая доска в виде Царя-Скорпиона. Взгляните, какая красота!
В играх Ур и Тьяу есть сходство, но различий больше. По предположениям большинства специалистов теории игр, историков и археологов Тьяу была игрой "на один пробег" - фишки вводились в игру на боковых дорожках, проходили по центральной дорожке до конца и выводились за пределы доски. В то время как в игре Ур на конце доски была своеобразная "двойная петля", - фишки разворачивались (каждая в свою сторону) и бежали обратно до конца, где тоже выходили за пределы доски. Таким образом, в Шумерской игре было встречное движение, а не только догонялки. Кстати, в Ираке, во время недавних раскопок "сожжённого города" было найдено свыше 50 досок для игры подобного типа, эти находки датируются возрастом 4500 лет.
Порой при раскопках находят совсем уж интересные артефакты. В частности, в Берлинском музее хранится "портативная" доска для Тьяу, где дорожка изогнута. Кто-то склонен считать эту доску неудачной попыткой скопировать шумерскую доску для Ур, другие считают, что доску просто сделали изогнутой для уменьшения габаритов.
Отсюда полшага до следующей идеи - полностью компактизировать игру и сделать её карманной :)
Наверняка у древних египтян не раз и не два возникала идея соединить достоинства этих игр воедино. Во всяком случае, подтверждением этому служит так называемое "Двойное Тьяу" на своеобразной "дополненной" доске для Тьяу:
За всю историю археологических раскопок в Египте найдено всего три доски такого типа (все три - разные), и как на ней играть, неизвестно, хотя правила тоже наверняка представляли собой своеобразный "гибрид" двух игр. Сколько было фишек - пять, семь, десять или больше, что использовалось в качестве генератора случайных чисел - "бабки" D4, палочки D2 или кости D6, тоже неизвестно. Скорее всего, применялась та же система с таранными костями - расположение квадратов с Розетками по-прежнему кратно четырём, и стартовых полей тоже везде по четыре.
Очень похоже, что первая доска - просто Тьяу с петлёй для разворота; на доске второго типа игроки начинали игру с разных концов и двигались навстречу друг другу, а третий вариант рассчитан на четырёх игроков.
Можно предположить, что подобный вариант оказался чересчур громоздким и медлительным, и был расчитан только на лютых эстетов и отчаянных игроманов, как сегодня на них рассчитан Кубик Рубика 4x4, 5x5 и т.д. А может быть (и вероятнее всего), это уже была поздняя эпоха, и в ходу было уже два дайса D6 современного вида, и тогда "Двойное Тьяу" ожидала судьба "игры переходного периода". Это была тупиковая ветвь, она просуществовала недолго, но идея встречного движения на длинной доске оказалась прогрессивной. От неё был один шаг до появления римских
Дуодецима (Duodecim) и
Табулы, а там и современных Нард.
Дуодецим, кстати, выглядел вот так:
А Табула так:
Название Calculi недаром кажется знакомым, вспомните "калькулятор" - этимология у этих слов одна, и происходят они от латинского глагола calculare - "считать" (букв, "перебирать камешки"). Некоторые предполагают, что изначально доска для игры выполняла функции конторских счётов (вы не представляете, кстати говоря, как сложно делить и умножать, пользуясь римскими цифрами - до появления арабской системы чисел эти действия относились к высшей математике). Если уходить в глубину вопроса, выяснится ещё кое-что интересненькое. Подсчёт расходов на латыни звучит как tabulae expensi, то есть, буквально "счёт на доске". Возможно, имелась в виду доска грифельная - восковая табличка для письма, но возможно, и вот такая, счётная (а попутно игровая).
Вообще, слово "Калькули" часто используют для именования римских игр типа современных крестиков-ноликов, но с названиями путаница. Некоторые эксперты полагают, что римляне использовали термин ludus calculorum по отношению к любой игре с камнями, включая Латрункули (ludus latrunculorum), Дуодецим и Табулу.
Название Duodecim Scriptorum означает "Двенадцать Линий". Если учесть, что в те давние времена любили считать товары дюжинами, становится понятно, почему там везде по шесть ячеек (12 - удобное число для торговли, поскольку легко делится пополам, а также на 3, 4, 6 и на самоё себя).
Как эти вещи скрестились, насколько сильным было проникновение культуры Египта в Рим и наоборот, об этом должны писать историки, а не дилетанты вроде меня. Что до самой игры, то играли в неё при помощи трёх дайсов D6 современного вида. В сегодняшних нардах используются две кости, но, например, в Испании (если вы помните - бывшей римской колонии) до сих пор сохранилась архаическая форма нард с тремя костями под названием "Гаранкуэт".
А на обратной стороне доски обычно были римские шашки - Латрункули.
Я об этих играх ещё расскажу.
______
Кстати, хоть кому-то интересно? :(