Мельница (Merells, Morris)

Jan 22, 2012 16:13

   Итак, настала пора потихоньку переходить к играм, так сказать, «без костей».
   Начнём с древнейшей - с «Мельницы»!



  Игра, которую в России называют «Мельница», - дальняя родственница крестиков-ноликов. В Германии её называют «Mühle», в Дании - «Møller» или «Møllespil», в Голландии - тоже «Molenspel» (а также «Negensticken» - «девять палочек»), в Швеции - «Qvarn» или «Dubbel-qvarn», в Исландии - «Mylna» или «Mylla», в Чехии - «Млын», в Венгрии - «Malomsdi», во Франции - «Jeu de moulin» или «Charett», в Италии - «Mulinello», в Индии - «Tule paid», в Бангладеш - «Bara-guti-pait-pait», на Цейлоне - «Nerenchi keliya», в Армении - «Рез», в Молдавии - «Куран», а в Туркмении - «Дызым» или «Дюз-дюм».
   Происхождение Мельницы теряется во тьме веков. Древнейшие поля для Мельницы, конечно же, до наших дней не сохранились :).


   Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы, из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт. Археологи нашли сотни древних досок для игры в Мельницу в Египте, Греции, Италии, Исландии, в Китае, Пакистане, Индии и на Цейлоне. Древнейшие следы Мельницы находят уже в Трое I Шлимана (3000-2500 до н.э.). Пакистанские поля для Мельницы тоже не настолько новенькие, чтобы ими можно было пренебречь (2600-1800 до н.э.).
   Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие - что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» - «фишки». Есть и другие теории, но эти самые популярные.



   Роберт Белл считал, что Мельница родом из Египта: подобная доска действительно была там найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.), но это явно поздняя версия: поле украшено коптским крестом, что позволяет датировать её временами распространения христианства, то есть около 300-600 н.э.


   Когда арабы вторглись в Египет, они переняли у местного населения эту игру. Греки тоже узнали о Мельнице от египтян при Птолемеях, а римляне - либо от греков, либо от троянцев, которых они считали своими предками. Римский поэт Овидий среди прочих игр упоминает о Мельнице в своей «Науке любви»:

Есть и такая <игра>, где каждый выводит по трое шашек,
А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

Судя по всему, Овидий здесь описывает простейшую 3-шашечную Мельницу, которая у римлян называлась «Tabula lusoria», «Ludus terni», «Rota» или просто «Lines» (то бишь «чёрточки»).



   В точности по такому же принципу устроены: «Shisima» из Кении, «Tsoro yemutatu» из Зимбабве, «Achi» из Ганы, «Fanoron-telo» с Мадагаскара, «Tapatan» с Филиппин, «Luk tsut k'i» из Китая, «Padavettu», «Nira» и «Kallukali» из Индии, «Pitarilla тewas» американских индейцев - и ещё несметное множество всяких прочих Мельниц (перечень займёт целую страницу). Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, так что даже непонятно, где она была придумана впервые. В такой Мельнице у игрока всего 3 фишки (правда, в «Аши» - по 4). В ней нет захвата - игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах, однако это не мешало древним римлянам: Rota была у них весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Им 2500 лет, а на них до сих пор можно играть.


   В Китай Мельница проникла примерно в 500 г. до н.э., во времена Конфуция под названием «Sam k'i», откуда попала в Корею под названием «Gonu», и - немного видоизменённая - к монголам, где была известна под поэтичным именем «Altan-Xaraacaj» («золотая ласточка»).
   В Германии найдены различные типы старинных полей для игры в Мельницу - круглые, квадратные, в том числе три доски с классической разметкой из раскопок римских укреплений на Лайме. В Ирландии, при раскопках погребения в Cr Bri Chualann (нынешний Брэй в Уиклоу), датируемого 2000-500 до н.э., среди прочего погребального инвентаря также была обнаружена доска для игры в Мельницу.
   В Англии Мельницу чаще всего называют «Merels». Ещё одно популярное в англоязычных странах название Мельницы, «Nine men’s morris» («Танец девяти мужчин») пошло гулять по свету с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летнюю ночь» нимфа Титания жалуется королю эльфов Оберону:

The fold stands empty in the drowned field,
And crows are fatted with the murrion flock;
The nine men's morris is fill'd up with mud,
And the quaint mazes in the wanton green
For lack of tread are undistinguishable.

(То же самое в переводе М.Лозинского):

Загон пустует в наводнённом поле,
Овечьим мором сыто вороньё;
Дёрн, где играют в мельницу, затоплен.
И лабиринты на лугах зелёных
Заброшены и еле различимы.

Хотя действительно существовал такой староанглийский танец «moorish» («мавританка»), большинство исследователей сходятся в том, что слово «morris» происходит от латинского «merellus» т.е. «фишки». Наряду с Табулой и Латрункулями, Мельница была популярна у римских легионеров, которые вряд ли любили танцевать, зато игры свои пронесли через весь континент. После падения Римской империи Мельница разделила судьбу Табулы и практически исчезла в Европе, но если последней игре помогли выжить персы и арабы, то делу сохранения и распространения Мельницы немало поспособствовали викинги. При раскопках Гокштадтского корабля в окрестностях Сандефьорда в Норвегии (900 н.э.), в погребальной каюте ярла археологи нашли игровую доску, одна сторона которой была размечена для игры Хнефатафл 13x13, а другая - для 9-шашечной Мельницы. Современные ролевики и реконструкторы часто и охотно копируют эту знаменитую доску.


    «Mylna», как её называли викинги, оказалась, наверное, единственной игрой, которую они позаимствовали в своих грабительских походах и сохранили практически неизменённой. На территории Руси в средние века в Мельницу играли, пожалуй, только на Псковщине и в Новгороде, куда её завезли всё те же варяги - там найдены фрагменты игровых полей и хорошо сохранившиеся доски, одна такая, вырезанная на лодочной скамье, сегодня экспонируется в городском музее.




   С арабами Мельница всё дальше проникала в Африку и примерно к 1200 году н.э. добралась до Мапунгубве - древнего королевства в долине реки Лимпопо, где археологи тоже нашли очень древние доски, затем распространилась по всей Африке, включая Мадагаскар, и вернулась на Пиренейский полуостров с мавританским завоеванием. Как следствие, она упоминается в знаменитой «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), а также во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.). Позже испанские конкистадоры принесли её с собой в Америку.


   Средневековая Европа с упоением заигрывалась Мельницей - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии (и опять же - третья после нард и «Лисы и гусей» у простонародья). Игра достигла пика своей популярности в средневековой Англии. Самым распространённым игровым набором типа «3 в 1» в те годы стал ящичек с шахматной доской на одной стороне, Мельницей - на другой и нардами внутри, на развороте. В Европе подобные наборы популярны до сих пор.



   Доски для вельмож украшались янтарём, слоновой костью, перламутром, ценными породами дерева, сохранились целые игровые столы с отдельными полями для шахмат и для Мельницы.


   Игральные поля для Мельниц вырезаны даже на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Норвиче, Солсбери и Вестминстере - монахи приспособились развлекать себя во время скучных проповедей при помощи зубочисток: это были вариации всё той же римской Rota, только поля на них обозначались дырочками, а не линиями, отсюда ещё одно, британское название 3-шашечной Мельницы - «Nine holes» («Девять дырочек»). Правда, построение диагонали на подобных досках почему-то выигрыша не приносило.
   Наверное, пора перейти к правилам.
   Принцип Мельницы прост, как всё гениальное, и восходит к построению трёх фишек в ряд (то есть, всё к тем же крестикам-ноликам), только фишки в Мельнице получили возможность передвижения.
   * В игре три этапа:
   1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле - на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд - «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.
   2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток (в некоторых вариантах - ещё и прыгать друг через друга, но только не с линии на линию). Цель прежняя - выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.
   3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.
   * Ходы обязательны, если они возможны.
   * При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».
   * Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Самой жёсткой и опасной считается ситуация, когда игрок выстраивает рядом две параллельные «заготовки» для «мельницы», а затем, каждым следующим ходом средней фишки между ними буквально крушит позицию противника - против такой тактики нет никакого приёма, пока не наступает последняя фаза игры.
   * Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.
   * Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты - в обеих случаях он не может построить «мельницу».
   Вот, в общем, всё, что можно сказать о правилах Мельницы.
   Как игры семейства манкалы уходят корнями ко временам начала земледелия, так Мельница, возможно, отсылает нас к зарождению традиций скотоводства. Пастухи и правда видят что-то очень знакомое в движении чёрных и белых фишек в пределах нескольких квадратов-загонов. В Англии её не зря называют «Shepherd's mills» («Пастушьей мельницей»). В южных штатах США - Техасе, Нэшвилле, Нью-Мексико - Мельница до сих пор зовётся «Ковбойскими шашками».



    В ЮАР в 12-шашечные Мельницы «Morabaraba» (слева) и «Sesotho» (справа) издревле играли в деревнях, называя фишки «коровами» (кстати, в настоящее время эта игра признана там официальной спортивной дисциплиной). В скотоводческой Туркмении «Дюз-дюм» был так популярен, что тамошние мастерицы специально ткали особые коврики с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е годы там даже проводились республиканские турниры по этой игре.



   Нет сомнений, что поле для Мельницы несло не только игровую нагрузку, но и представляло собой охранные рисунки - обереги от зла. Эти изображения можно встретить на камнях в лесах европейского севера и на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли вообще можно было играть.


   На Цейлоне подобные изображения издревле считались верным средством от сглаза: два таких рисунка выбиты на ступенях лестницы в храмовом комплексе на холме Михинтале - их вырезали во время правления царя Махадатика Маханага (9-21 гг. н.э.). Для древних каменотёсов знаки в виде вписанных квадратов были символом зодческой мудрости - так называемым «вавилоном» и отображали план священного шумерского храма-зиккурата. Древнерусские зодчие тоже рисовали подобные знаки. По мнению В.А.Рыбакова, подобные шаблоны служили измерительным инструментом, лекалом для вычисления соотношений сторон, золотого сечения, квадратуры круга и т.д. В статье «Архитектурная математика древнерусских зодчих» Рыбаков пишет буквально следующее: «Оказывается, что стороны прямоугольников и расстояния между узловыми точками чертежа (углами и пересечениями линий) таят в себе множество различных соотношений, которые известны в архитектуре и прикладной геометрии средневековья. [...] При помощи изучаемого нами графика можно быстро и с достаточной для практических целей точностью решить все важнейшие задачи средневековых геометров».
   В нескольких милях к востоку от Северного Рейна-Вестфалии в лесу стоит так называемый «Броденский камень» (Bredenstein) с выбитым на нём характерным рисунком с двумя квадратами; этот артефакт также датируют бронзовым веком, однако его назначение до сих пор неясно - то ли это игровое поле, то ли культовый петроглиф.



   В кельтской Ирландии площадки для игры в Мельницу тоже считались священными: в центре располагался святой «котёл» - символ возрождения, от которого расходились строго ориентированные линии, означавшие четыре стороны света, четыре стихии и четыре ветра. В плане космогонии Мельница была моделью Вселенной древних, где девять известных планет соответствовали девяти фишкам.



   У древних скандинавов Мельница в астральном плане изображала три звезды Пояса Ориона - Минтака, Альнилам и Альнита, которые они называли «Прялкой Хелы»: богиня смерти и правительница царства Нифльхейм в их представлении пересекала небо на спине Малой Медведицы с веретеном в одной руке и прялкой в другой и по пути сучила нить пространства-времени. Кто слышал отечественную фолк-группу «Мельница» и знают, что её солистка зовёт себя Хелависой (да ещё и помнят песню «Прялка»), сейчас без труда сложат два и два и наконец-то поймут, откуда ноги растут.


   Наверное, именно Мельница положила начало главному принципиальному «расколу», связанному с играми на досках, а именно - вопросу, куда ставить фишки: на перекрестья линий или в клетки. В некоторые игры (Мельница, Го, рэндзю, «Лиса и гуси», «Волки и овцы» и прочее игровое зверьё) и по сей день играют исключительно на доске с перекрестьями или дырочками, в другие (шахматы, древнеримские Латрункули, японские Хасами Сёги) - на доске с клетками. Средневековый скандинавский Хнефатафл игрался так и так, и этак (у него было очень много разновидностей), а вот всем известные шашки претерпели интересную эволюцию: от египетской игры «Qirkat» - в испанский Aлькуерк (что есть не более чем искажённое мавританское «Al-Qirkat»), который в конечном итоге был перенесён на индийскую аштападу (шахматную доску). На Филиппинах и в Малайзии вплоть до середины XX века играли в шашки «Dana», полностью тождественные современным, за исключением некоторых тактических отличий и архаичной доски с перекрестьями.



   Современное французское и испанское название шашек - «Dames» сходно с названием этой игры. Фирма производитель настольных игр «Ludens Planet» и сегодня выпускает именно такие игровые комплекты.
   Впрочем, правды ради следует сказать, что существуют разновидности игр по типу Мельницы, в которые играют на клеточном поле, ставя фишки в клетку или на пересечения линий. Это «Дра» из Мавритании, «Дали» и «Доки» из Судана, «Вали» из Сонгаи, «Болотуду» из центральной Африки и некоторые другие.



   Разновидностей Мельниц много, но различия касаются только формы поля и количества фишек, правила же одинаковые. Про 3-шашечную мельницу я рассказал достаточно. Доска на 5 или 6 фишек - это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.



   На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (фишек становится 7) - это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Подобный вариант был распространён в Италии, Франции и Англии в средние века, но к 1600 году тоже безнадёжно устарел.


   Довольно курьёзный вариант 6-шашечной Мельницы на треугольном поле - «Sixpenny maddell» («Шестипенсовая Мельница») существовал в XIX веке в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на всех соединительных линиях.


   Самые захватывающие всё-таки большие Мельницы с 9-ю и 12-ю фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (различия только в том, как и сколько линий их соединяют). 9-шашечная Мельница - классический и самый древний вариант большой Мельницы. На таком поле три квадрата, вписанных друг в друга, и нет диагоналей - только прямые углы.



   На поле для 12-шашечной Мельницы (известной в России как «Паутинка» - справа) добавлены четыре диагональные линии, и у каждого игрока уже двенадцать фишек. Это означает, что доска может быть заполнена уже во время расстановки фишек, и если «мельница» при этом не была построена и снятия произошло, игра заканчивается вничью. Такие доски начинают массово появляться ближе к эпохе Возрождения - на некоторых диагонали служили только для перемещения фишек, на других же допускалось построение на них полноценных «мельниц». 9-12-шашечная «Паутинка» даёт больше комбинаций для построения «мельниц».
  В XX веке появились новые типы мельничных досок: 12-шашечная «Сетка» с внутренними диагоналями и 12-шашечная «Улитка» на основе, скажем так, усложнённой свастики:



  «Пятиугольная 12-шашечная», «Шестиугольная 13-шашечная» и множество других, ещё более запутанных и увлекательных.



   Вообще, главная изюминка этой игры - колоссальное множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и, соответственно, «мельниц», которые на них можно построить.



  Если разобраться, то фактически играть в Мельницу можно на любом более-менее симметричном узоре с пересечением линий. Это могут быть разнолучевые звёзды, пяти-, шести- и прочие многоугольники с диагоналями, и совершенно фантастические «сетки» и «паутины» - малейшее изменение формы неизбежно влечёт за собой и изменение геймплея. В частности, одна из популярных математических задач сводится к расчёту возможного количества «мельниц», которые можно построить на той или иной геометрической фигуре.

История шашек ч.1: Петтейя, Сиджа.
История шашек ч.2: Латрункули.
История шашек ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.
История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.
История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, Игра из Галлехуса.
История шашек ч.6: Алькуерк.
История шашек ч.7: "Военные" игры Индии и Америки.
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.
История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.
История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.
История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.
*

board games, Настольные игры, история шашек, мельница

Previous post Next post
Up