История шашек ч.7: "Военные" игры Индии и Америки.

Feb 16, 2012 03:14



   Вынужден сделать небольшое преуведомление для всех интересующихся данной темой.
   Эта глава не играет какой-то особой роли, она обзорная, но без неё история развития шашек будет явно неполной. Просто посмотрите, какими хитрыми путями двигалась человеческая мысль. Дело в том, что от алькерка (и кирката) напрямую ведёт своё происхождение обширная семья «военных» игр на доске с перекрестьями - они широко распространены в Африке, Азии, Индии, на Цейлоне и даже в Америке, куда их занесли конкистадоры.



   Профессор Рангачар Васанта из университета Шри-Кришнадеварая в Анантапуре убеждена, что в древности такие игры считались инструментом общения с богами. Поля для игр во множестве встречаются на плитах перекрытий и полов храмов в древней Индии. Центральная точка на доске, которая в начале игры всегда оставалась свободной, символизировала встречу бога и посвящённого адепта.


    Все эти разновидности восходят к алькерку и различаются, в основном, формой игровой сетки, количеством фишек, начальной расстановкой и тактическими тонкостями. Увлечённые новыми возможностями, индийцы вкупе с африканцами наваяли дикое количество вариантов, это был настоящий топологический психоз. Такое чувство, что они никак не могли наиграться. В ход шли самые причудливые, самые фантастические узоры, мельничные сетки, а возможно, и священные мандалы. В каждом штате, в каждой провинции сегодня существует своя версия подобной игры, которые порой отличаются одним-двумя лишними перекрёстками. При этом правила всех этих игр практически идентичны. Вот они:
   * Первый ход определяет жеребьёвка. Фишки могут двигаться на один соседний перекрёсток в любом направлении согласно разметке.
   * Взятие шашечного типа, прыжком на свободное поле за атакованной фишкой. Допустима серия взятий, которую надо доводить до конца. Игрок может выбирать между двумя (и больше) сериями взятий. Взятие обязательно. Во всех случаях взятия фишка сразу снимается с доски.
   * Превращения фишки почти нигде не происходит (тут ещё поди пойми, в этих играх, которая линия последняя, и для чего там превращаться).
   * Цель - захватить и/или запереть все фишки противника.
   * Если фишек осталось мало и они свободны, но уже не могут поймать друг друга, победа присуждается игроку, у которого на доске осталось больше фишек. При равном их количестве объявляется ничья.

SHARA VYOOHA



   Наверное, самой простой версией является Шара Вьюха (Shara Vyooha) - два треугольника, неравномерно вписанные друг в друга: два таких наброска, расположенные «нос к носу», формируют игровое поле. У каждого игрока всего по 6 фишек, которые расставляются по всей доске, на перекрёстках и в углах. Центральный перекрёсток остаётся свободным, ход определяет жребий, дамок нет.

ФЕЛЛИ



   Фелли (Felli, в переводе - «Рыбка», также Fich), играется на доске в форме, скорее, бабочки, чем рыбы (два треугольника, соприкасающихся вершинами). Она распространена в Марокко и на территории Сахары, и если Замма - проявление африканской гигантомании, то микроскопическая Фелли - другая крайность. По сложности она недалеко ушла от 3-шашечной Мельницы и крестиков-ноликов. У игроков по 6 фишек, при начальной расстановке каждый игрок полностью заполняет своё «крыло» на доске. Центральное поле остаётся свободным. Что самое удивительное - в этой игре существуют дамки, хотя куда тут превращаться, ума не приложу. Фишка становится дамкой («муллой») в дальних от центра углах противоположной стороны доски.

ЭСКАЛИЕР



   Ещё одна несложная вариация - Эскалиер (Escalier) была получена в Индии путем редукции нескольких ортогоналей в сетке киркат на периферии доски, и даже само название, скорее всего, происходит от изменённого «алькерк». У каждого играющего по 6 фишек. Расстановка довольно разрежённая - игрок занимает первую и вторую линии и одну фишку ставит на третьей, справа. 4 поля «крестом» в центре доски свободны.

ПРЕТВА



   Претва (Pretwa) из штата Бихар - ещё один вариант алькерка, перенесённый на мельничное поле с другой топологией: претва играется на круглой доске с тремя концентрическими кругами и тремя диагоналями. У каждого игрока по 9 фишек, начальная расстановка в виде треугольника, направленного в центр доски. Центральный перекрёсток свободен.

ГОЛ-СКВИШ


   Гол-Сквиш (Gol-skuish) представляет собой большой вариант претвы с сеткой из семи концентрических кругов. У каждого игрока по 21 фишке. Расстановка радиальная, аналогичная претве, центральный перекрёсток свободен. Игрок, у которого осталось пять шашек или меньше, считается проигравшим.

ЛАУ КАТА КАТИ, ДАШ ГУТИ, ЭГАРА ГУТИ



   Лау ката кати («Lau kata kati», также «Lau kati kata» и «Nau keti keta», переводится как «Девять мальчиков и девочек») - это тоже игра из Индии: Нижней Бенгалии, Соединённых Провинций, а также провинции Карви (там она зовётся Kowwu Dunki). Доска аналогичная Фелли, только треугольники больше - к каждому добавлена третья горизонталь. У каждого игрока по 9 фишек; тёмные зовутся «мальчиками» (kata, keta), светлые - «девочками» (kati, keti), расстановка аналогичная Фелли, центральный перекрёсток свободен. Основание треугольников нередко рисуют полукруглым, что позволяет предположить, что перед нами не столько расширенная Фелли, сколько усечённая Претва.


   Сходная игра под названием Gulugufe («Бабочка») существует в Мозамбике, республике Гана и некоторых других странах центральной Африки.



   Ещё две похожие по структуре игры, Даш Гути (Dash Guti) и Эгара Гути (Egara Guti) были распространены в центральной Индии в начале XX века (первое описание сделано в 1924 году). Это своего рода дополненный вариант Лау ката кати: он играется на сходной доске, только к сетке добавлены соединительные «вертикали». Доска напоминает формой песочные часы или катушку от ниток. У каждого игрока по 10 (Dash Guti) или 13 (Egara Guti) фишек. При расстановке каждый игрок заполняет своё «крыло» на доске. Один (или три) перекрёстка в середине доски остаются свободными.

ПЕРАЛИ-КОТУМА, ПАВАСАРИС



   Перали-котума (Perali-Kotuma, Sepoy-Mutiny) распространена на юге Индии и на Цейлоне. Доска для неё представляет собой ещё одну попытку дополнить и расширить классический алькерк, правда, весьма своеобразную. Поле напоминает космическую станцию с пристыкованными к ней научными модулями: с каждой стороны к основной сетке примыкают углами дополнительные закутки треугольной формы - «крепости», где размещаются ещё 6 фишек. У каждого игрока их по 23. Расстановка: 10 фишек в двух нижних рядах, 6 - в нижней «крепости», ещё 7 - в «крепости» слева от игрока (одна фишка - на боковой линии центрального блока). Три перекрёстка в центре основного поля свободны.
   Вариант с 24 фишками, где уставлены все поля, кроме центрального, называется Kotu Ellima.



   В варианте на поле, аналогичном Перали, но с меньшим количеством фишек и другой расстановкой игра называется «Павасарис» (Pavasaris). Здесь у каждого игрока по 16 фишек. Расстановка: 10 фишек в двух нижних рядах, остальные 6 - в нижней «крепости».

PERMAINAN-TABAL



   Аналогичная игра на поле без боковых «крепостей» (только с торцевыми), напоминающем по форме конфету в фантике, тоже широко распространена в Азии и Индокитае. В Индонезии она носит название Permainan-Tabal, в Индии - Mughal Patam (или Mogol-Putthan), в Бенгали - Sôlak Guttiya, а на Цейлоне - Hewakam Keliya. Правила аналогичны предыдущим, только фишки в игре превращаются. Фишка становится дамкой на последней горизонтали основного поля. Дамка может перемещаться на любое количество перекрёстков согласно разметке.


   Очень часто на такой доске с одной или двумя крепостями играют в зажимные игры (например, Rimau Rimau).

TERHÜCHÜ



   Наверное, самой курьёзной и запутанной индийской разновидностью «дополненного» алькерка является игра Terhüchü из штатов Ассам и Ангами (уж не знаю, как это произносится, вероятно, «Терючу»). К стандартной сетке кирката «пристыковано» аж 8 «крепостей» - 4 по сторонам и 4 по углам. Что любопытно - доска, в отличие от других игр, не забита фишками: у каждого игрока их всего по 9 штук. Начальная расстановка - 5 на первой линии, 3 - на второй и одна в «тыловой крепости», на второй линии, слева. Правила те же, что были описаны выше. Цель - срубить все фишки соперника. Взятие обязательно, серию взятий необходимо довести до конца. Дамок нет (и так с трудом представляю, сколько времени уйдёт на поимку быстрой фишки в таких закоулках).

КОЛОВИС



   Коловис (полное название Kolowis awithlaknannai) - шашечная игра индейцев племени Зуни, проживающих в штате Нью-Мексико. Эту игру описал Стюарт Кулин, позднее Роберт Белл придумал для неё название «Битва змей», но не дал объяснение, откуда оно взялось. Вероятно, коловис тоже представляет собой уникальный сплав идей американских индейцев и правил алькерка, который завезли в Америку испанские конкистадоры, индейцы просто взяли игру и преобразовали её по своему вкусу, но убедительных доказательств этому нет. Известно только, что именем «Kolowisi» у индейцев Зуни называют мифического морского змея. Места в Нью-Мексико засушливые, вода там - ценнейший ресурс, потому образ водяного змея очень почитали. Часто встречаются терракотовые статуэтки, изображения змей на керамике. Возможно, игра представляла собой часть шаманского ритуала при общении с божеством, например, для вызова дождя. Собственно, когда Стюарт Кулин нашёл рисунок поля на плоской каменной крыше в деревне племени Зуни, индейцы в неё уже не играли. Правила были восстановлены им позднее.
   Доска коловиса весьма специфической формы - она линейная, а не квадратная: узкая и сильно вытянутая в длину. Ориентирована горизонтально. Сетка сильно отличается от алькерка, напоминая узор на спине змеи; её основа - не квадраты, а ромбы, «нанизанные» на средний ряд. Игровое поле состоит практически из одних диагоналей, на доске почти отсутствует ортогональное движение (в малом варианте оно возможно только по средней линии), в игре нет никаких задних рядов, и фишка достигает другого края доски первым же взятием.
   * Серия захватов разрешена, однако игрок может прервать её в любой момент.
   * «Турецкий удар» в коловисе действует - во время серии взятий каждая фишка снимается с доски сразу после взятия.
   Существует два варианта поля.


    В книге Мюррея приводится рисунок малого поля без внешних горизонталей (этот вариант известен также как Mosona). На поле 25 перекрёстков в три ряда (8-9-8). У каждого игрока по 12 фишек. Расстановка: 8 фишек в нижнем ряду, остальные четыре - в среднем, с левой стороны. Центральное поле свободно.


   Структура разметки поля Большого коловиса из книги Белла сходная («нанизанные» на среднюю линию ромбы). Главное отличие: есть верхняя и нижняя горизонтали, а две кривые линии связывают их концы. На поле 47 перекрёстков в три ряда (16-17-16). У каждого игрока по 23 фишки. Расстановка: 16 фишек в нижнем ряду, остальные семь - в среднем, с левой стороны. Центральное поле и центральные фланговые перекрёстки свободны.
   «Битва змеев» представляет больший интерес, чем можно подумать, читая правила и  разглядывая доску. Большая протяжённость поля и малая ширина переносят игру в другое измерение, пути взятии превращаются в молниеносные зигзаги, длинные диагональные «броски», действительно напоминающие змеиные выпады. Фишка в ходе взятия может обскакать почти всю доску по периметру.
   Ну, а далее начнём рассматривать серьёзные доработки и улучшения и посмотрим, куда они в итоге привели.

[Продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк

Предыстория шашек: Мельница.
История шашек ч.1: Петтейя, Сиджа.
История шашек ч.2: Латрункули.
История шашек ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.
История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.
История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, Игра из Галлехуса.
История шашек ч.6: Алькерк.
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.
История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.
История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.
История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.

*

board games, Настольные игры, история шашек

Previous post Next post
Up