Атеисты в "религиозном ландшафте" Америки - новые данные

Nov 23, 2015 17:09

Одной из обсуждаемых в здешних краях общественных новостей стала публикация очередного статистического исследования центра Пью (Pew Research Center), посвященного «религиозному ландшафту Америки». Это большое исследование зависимости политических и общественных мнений американцев в зависимости от их религиозной принадлежности, которое проводится раз в несколько лет. Последний раз такое исследование проводили в 2014 году, но некоторое время заняла обработка данных и подготовка публикаций. В них данные 2014 года сравнивают с аналогичными данными 2007 года и делают из этого сравнения всякие важные и не очень выводы. Нет смысла и возможности пересказывать все это исследование; вы можете найти его здесь.

Любопытным мне показалось вот что - либеральные комментаторы с радостью отмечают, что в Америке увеличилось число атеистов. Действительно, этот процесс идет и здесь со своей обычной неуклонностью. Я уже не раз и не два писал в своем журнале об американских атеистах (например, здесь и здесь). Но оказалось, что американский атеист не так одномерен, как может показаться. Вот о них мне и хочется вам рассказать, используя материалы вышеупомянутого исследования.


Исследование это проводится методом телефонного интервью 35 тысяч респондентов. В ходе интервью выяснялась религиозная принадлежность респондента (или отсутствие таковой), а также его мнение по ряду вопросов, касающихся религиозной и общественной жизни в США. Среди ответивших на вопросы оказалось около 71% христиан (по мнению социологов Пью-центра ими являются в т.ч. мормоны и свидетели Иеговы), около 6% верующих не-христиан (иудеи, мусульмане, буддисты, нью-эйджевцы, язычники индейских племен и т.д.), 0,6% не знали, какой вере они принадлежат, а 22,8% не отнесли себя ни к какой. Кто же эти 22,8 процента?

Атеистами назвали себя 3,1% респондентов, а агностиками 4,0%. Но 15,7% ответивших не считают себя ни атеистами, ни агностиками, но не относят себя ни к какой определенному религиозному сообществу. Это давно уже популярная в Америке идея: «я не люблю «организованную» религию», «я не религиозен, но духовен». В отечественном просторечном обороте к таким людям нередко прилагают термин «душебожники» (т.е. те, которые считают, что бог находится исключительно «в душе»). Давайте и посмотрим на то, что эти категории граждан думают о Боге, вселенной и должном размере правительства. Начнем с самой большой из них: не-атеисты, не-агностики, но не относящие себя ни к какой конфессии.

Большая часть из них молоды (72% моложе 50 лет, для сравнения - среди традиционных протестантов, таких как епископалы, лютеране, людей моложе 50 лет всего 45%). Распределение по возрасту мало изменилось с 2007; неприсоединение к конкретной конфессии остается уделом молодых. Мужчины составляют незначительное большинство (57%), расовый состав примерно соответствует населению США в целом (68% белых, 9% черных, 13% латинос). При сравнении с 2007 годом видно, что тенденция идет к достижению именно такого равновесия, так как в 2007 году доля мужчин и белых была чуть выше, чем сейчас. Распределение по доходам тоже ничем не примечательное; оно примерно такое же, как и католиков или мусульман. Распределение по образованию тоже похоже на данные по католикам. В общем, «неприсоединившиеся» это вполне обычные, среднестатистические американцы. Что же они думают о вере, душе и церкви?

Из них 60% в какой-то степени верят в Бога, а 33% не верят. Более того, для 34% из них религия важна или очень важна в жизни. «Совсем не важна» она для 39% «неприсоединившихся». Двадцать восемь процентов «неприсоединившихся» посещают богослужения по крайней мере несколько раз в год, 38% из них молятся и 21% процентов читают священное писание хотя бы раз в месяц (такой же процент считает эти тексты «словом Божиим»). Тридцать семь процентов «неприсоединившихся» верят в существования рая и 27% - ада.

Таким образом, не менее 30% «неприсоединившихся» составляют вполне верующие люди, а неверующие не более 40%. В целом это очень разношерстная группа. Идейными атеистами они никоим образом не являются, хотя вполне могут представлять собой переходную форму.

Другая сторона этого феномена специфична для Америки; здесь традиционно существует большое число равноправных с точки зрения закона и общественных взглядов религиозных общин. Переход из одной в другую, нередко не является для человека чем-то трудным, особенно переход из одной протестантской деноминации в другую. «Неприсоединившиеся» могут включать значительное число людей верящих в Бога, придерживающихся «среднепротестантских» богословских взглядов, но не определившихся в своих предпочтениях.

Давайте посмотрим на группы граждан более откровенных в своем мнении по обсуждаемому вопросу - атеистов и агностиков. Они также молоды: 77% атеистов и 74% агностиков моложе 50 лет. Пока среди них еще заметно преобладание мужчин (68% атеистов и 62% агностиков мужчины) и белых (78% среди атеистов, 79% среди агностиков). Здесь, как и среди «неприсоединившихся» наблюдается движение к установлению гендерно-расового баланса, отражающего состав населения в целом.

Доходы и образование агностиков и атеистов чуть выше, чем скажем у традиционных протестантов, но ниже, чем, например, у иудеев. Вкратце - семейный доход в 50 тыс. долл. и выше имеет 58% атеистов, 59% агностиков, 51% традиционных протестантов и 68% иудеев. Образование «колледж и выше» имеет 42% атеистов, 41% агностиков, 33% традиционных протестантов и 60% иудеев. Можно заключить, что среди агностиков и атеистов больше молодых преуспевающих образованных мужчин, но значительного преимущества над религиозными людьми в целом не наблюдается. Почти 60% атеистов и агностиков вполне обходятся неоконченным высшим или школьным образованием для обоснования своей веры.

В чем же она состоит? Тут имеет место прелюбопытная «картина маслом». Некоторые атеисты и агностики верят в Бога; 6% атеистов верят в некоторой степени, а агностиков таких насчитывается аж 44%. Более того, 7% самопровозглашенных агностиков абсолютно уверены в существовании Бога! Последнее может вызывать у всех сомнения в значении полученных данных. Очевидно, что респонденты, ответившие подобным образом, не вполне осознают противоречивость своего мнения. Более того, для 7% атеистов и 18% агностиков религия важна в жизни. Это уже вполне возможно. Я некогда писал об интересном эволюционисте и атеисте Гульде, который мог бы выбрать именно такой ответ ( семо и семо).

В полном соответствии с последним ответом, 11% атеистов и 21% агностиков посещают богослужения по крайней мере несколько раз в год. Три процента атеистов и 20% агностиков молятся хотя бы раз в месяц. Священное писание читают 11% атеистов и 13% агностиков. Более того (о, картина маслом!), 2% атеистов и 3% агностиков считают эти тексты словом Божиим. И наконец, 5% атеистов и 14% агностиков верят в существования рая, а 3 и 9%, соответственно, ада.

Итак, настоящих базаровых среди американских атеистов далеко не 100%, а уж агностики здесь и вовсе нестойкие. Волне вероятно, что причиной самоидентификации в качестве атеистов и агностиков является не только отношение к вере в Бога, но и нечто другое. Мне кажется вероятным, что «атеист» и «агностик» это в большей степени общественная, нежели религиозная позиция. Общественные убеждения тех, кто записал себя, скажем, в агностики, не допускают не только принадлежности к религиозной общине, но и откровенного исповедания веры в Бога. Подобное может быть связано даже не столько с убеждениями, сколько с общественной функцией респондента (например, университетскому профессору гораздо проще считать себя агностиком, чем сомневающимся епископалом).

Каковы же общественные убеждения атеиста и агностика? Первым делом, он с перевесом 3:1 (агностик) или 4:1 (атеист) поддерживает демократическую партию против республиканской. Доля либералов среди них примерно в четыре (агностики) - шесть (атеисты) раз перевешивает долю консерваторов. Большинство из атеистов и агностиков считает, что большое правительство, предоставляющее больше услуг гражданам, есть благо. Среди атеистов и агностиков 87% (в каждой группе) поддерживают право на аборт по требованию, 94% (тоже в каждой группе) считают гомосексуализм нормой, а 91-92% поддерживают однополые браки.

По этим вопросам проходит линяя раздела между атеистами и агностиками, с одной стороны, и верующими с другой. Даже группа «неприсоединившихся», о которой шла речь выше, придерживается взглядов, отличных от взглядов атеистов и агностиков. Так, доля «неприсоединившихся», поддерживающих аборты по требованию, нормальность гомосексуализма и однополые браки 67, 78 и 72%, соответственно. Это много, но велика доля так думающих и среди верующих, относящихся к определенному религиозному сообществу. Я раньше писал, например, о католиках, поддерживающих эти идеи.

Важно то, что взгляды атеистов и агностиков в среднем радикальнее «неприсоединившихся». Для сравнения, среди традиционных протестантов доля тех, кто поддерживает аборты по требованию, нормальность гомосексуализма и однополые браки 60, 66 и 57%, соответственно. Для того, чтобы поместить эти данные в американский контекст, приведу эти данные также и по мусульманам - 55, 45 и 42%. Как мы видим, публика вполне доброжелательно относится к этим тенденциям, но без того фанатизма, который свойственен атеистам/агностикам.

Эта разница проявляется и в политической идеологии. Так, среди традиционных протестантов 44% поддерживают республиканцев, а 40% - демократов; 37% из них - консерваторы и только 20% - либералы; 59% считают предпочтительным иметь правительство меньшего размера даже и ценой сокращения услуг и только 34% желают большого правительства. Сравним это с безоглядной поддержкой идей либерализма атеистами и агностиками (см. выше). Разумеется, подобные данные не позволяют сделать заключения о причинно-следственной связи между разными мнениями. Можно конечно предположить, что именно отсутствие веры в Бога делает атеистов приверженцами либеральной, а если принимать во внимание семантические приключения политических терминов в последние полвека, то откровенно левацкой идеологии.

Но мне, как я уже заметил выше, представляется более вероятным другое объяснение, согласно которому первичными являются именно общественные взгляды - радикальный либерализм, решительная поддержка демократической партии, безоговорочное согласие со стилем жизни, при котором аборты по требованию и однополые браки являются нормой. Таким взглядам в полной мере соответствует атеизм или агностицизм, поэтому признание, например, либеральным методистом или католиком своих взглядов именно агностицизмом или атеизмом является отличным средством против тяжелого случая когнитивного диссонанса, переходящего в шизофрению.

Одним из главных аргументов в пользу этой точки зрения является очевидное несоответствие самоидентификациии атеистов и особенно агностиков с их мнениями о вере и Боге. Пусть и невелика доля в пять или шесть процентов, но само наличие среди атеистов таких, которые верят в существование Бога и рая, не позволяет нам считать их вполне последовательными. Если семь процентов агностиков «абсолютно» и 44% «до некоторой степени» уверены в существовании Бога, почему бы не считать эту точку зрения вариантом религиозной веры, если среди, например, иудеев только 78% до некоторой степени уверены в существовании Бога?

В общем и целом, доля неверующих в Америке, несомненно, увеличивается, как это происходило в западном обществе в течение последних трехсот или около того лет. Но этот процесс является весьма сложным, так что религиозные убеждения, декларируемые (и вполне возможно действительно осознаваемые) человеком, зависят от его взглядов не только на «божественное», но и на самое что ни на есть земное вроде однополых браков и должного размера правительства.

Впрочем, оно так всегда и было; выбор веры отдельно взятым человеком зависел от его политических убеждений, степени преданности монарху и отечеству, национальности, профессии, членства в обществах - тайных, не вполне тайных и вовсе не тайных, и многого другого. Любопытно и поучительно именно то, что поведение человека остается в этом отношении вполне стабильным и предсказуемым несмотря на все мировые и локальные войны, победившую сексуальную революцию, а также высокую популярность слова «дискурс» в общественном дискурсе.

протестантизм, религия, католицизм, антиклерикалы, общество

Previous post Next post
Up