Метод Барри Харриса. Как играть джаз.

Nov 18, 2019 21:44


Учебников по джазовой игре много. Очень много. Кажется, что уместно выделить самые полезные из них, и поэтому в сети всегда витает вопрос: «Какой учебник самый лучший?». А ведь такой вопрос совершенно некорректен. Почти в таком же смысле, что не существует «самой лучшей музыки» и нет ответа на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального».



Детальное знание Шопена не сможет всецело помочь вам исполнять буги-вуги, проникновение в музыку Баха не сделает из вас виртуоза индийской раги, блюз не приведет к мастерству грузинского многоголосия, и т.д. Всякой музыке требуется свой особый подход, свой метод обучения. А джаз, строго говоря, и определить-то четко невозможно, это чрезвычайно широкое разнообразие стилей, каждый со своей техникой игры и саундом. Легче, наверное, перечислить известные классические виды музыки, добавить к ним счетное число видов этнической музыки, какие-то общепринятые виды популярной массовой музыки, а всё остальное смести в одну кучу и обозвать джазом.



Но даже если мы разумно сузим спектр выделенной нами музыки, которую мы хотели бы освоить, скажем, остановившись на традиционном джазе 20-х - 60-х годов прошлого столетия, то и здесь бесполезно искать «самый лучший учебник». Дойдя до атомарного уровня отдельного исполнителя, можно было бы ставить вопрос так: хочешь играть такую же музыку как он, в его стиле, тогда именно у него и учись, или по его учебнику. Другой музыкант научит тебя играть все-же как-то по-другому, и в последствии это будет слышно в твоей музыке. Поэтому, чтобы выразить себя любимого во всей своей оригинальной индивидуальности, придется изобретать свой учебник )))).

Ну да, ну да, я утрирую, и основы теории джазовой игры можно и нужно почерпывать из учебников мастеров, и не все учебники одинаково эффективны. Так, например, книга “The Jazz Theory Book” - Mark Levin очень популярна и ценима. Я по ней занимался какое-то время и считаю достойной. Недавно обнаружил, кстати, что появился русский перевод этого учебника:  Общая проблема с этими книгами одна - они толстые и содержат наборы таблиц, которые «надо просто запомнить» или загнать до автоматизма в руки. Это наводит скуку. Мне ведь поступать ни в какое музыкальное заведение не надо и сдавать экзамены не перед кем. Мне уже не так мало лет, и хотелось бы сразу применять полученную информацию в практике своего музицирования, а не играть отвлеченные упражнения в большом количестве в течение нескольких лет.

Поэтому получается, что обучаюсь урывками - проглотил порцию указующих советов и медленно перевариваю их в своей игре, чуть продвигаясь этим знанием вперед. Когда начнет надоедать новая ступень достигнутого качества, и процесс замыливается, исчерпаны ресурсы собственного обособленного развития, и впереди опять маячит непробиваемая кирпичная стенка, снова начинаю листать учебники и смотреть youtube, надеясь расшить очередную назревшую проблему.

Так опять вспомнил про метод Барри Харриса в обучении импровизации (ранее был мой пост), благо попались на глаза новые ролики по этому методу. С удивлением обнаружил, что Барри Харрис не идет рука об руку с Маркой Левайном и совсем не пользуется такими понятиями, как ионийский, дорийский, фригийский и прочие лады. Он предлагает совершенно другой скелет теории для джазовой импровизации и голосоведения. А я-то полагал, что знание ладов и мгновенное умение ориентироваться в них - это обязательное условие для качественной джазовой импровизационной игры. Вот те на! Совсем другие основы. Оказывается, можно строить джазовую игру совсем на другом каркасе. Подтверждение того, что теория вторична по отношению к самой музыке. Можно идти от исторических западноевропейских гамм через ладовый джаз, а можно и не идти через лады. И типов аккордов у Барри Харриса не целая таблица, а всего лишь 2. Мажорный секстаккорд и уменьшенный (С6 и Сdim). Всё остальное аккордовое разнообразие понятным образом появляется потом от этих двух типов аккордов. У Харриса в чистом виде следующее понимание иерархии базовых основ голосоведения:
1). Хроматический звукоряд из 12 тонов - это Мир, Вселенная (12 апостолов);
2). Две целотонные гамы по 6 тонов - Мужчина и Женщина;
3). Три уменьшенных аккорда (dim) - дети Мужчины и Женщины, унаследовавшие от ДНК родителей равные части;
4). Каждый уменьшенный аккорд ведет к четырем доминант септ аккордам (путем понижения на полтона одной из нот), в общей сложности 12 аккордов;
5). Всё остальное порождается вышестоящим.

Но приступим к делу! Мне дилетанту и любителю стоит поменьше говорить от себя, поэтому предлагаю послушать профессионалов. Замечу лишь напоследок, что подход Барри Харриса тоже не истина в последней инстанции, он хорош лишь для тех, кому нравится то звучание, которое достигается с помощью этого метода.

image Click to view



Я иду не по последовательному изложению метода Барри Харриса, а по пути собственного знакомства с этим методом. Может что-то будет читающему непонятно, но либо прояснится позже, либо советую подучить теорию, так как ориентируюсь на свой уровень её знания.

К моему удивлению, фактически никаких результатов не дал поиск по русскоязычному интернету. Как-то странно. Ведь в масштабах всей страны джазовых пианистов должно быть тысячи, и есть разные учебные заведения, где обучают джазу. Неужели от них не просочилось бы никаких материалов о данном методе, если бы он изучался? Или по прошествии 50 лет или около того метод так и не был серьезно взят на вооружение, даже на западе, и поэтому остался без особого внимания? Так или иначе, мне пока нравится погружение в этот метод.

Видео с канала Kent Hewitt. «Раскрытие возможностей 6-уменьшенной гаммы на примере песни But Not For Me и других»:

image Click to view



Частичный перевод:

0:30 - Один из моих подписчиков просит представить примеры, как 6-уменьшенная гамма Барри Харриса и аккорды могут использоваться в песнях на практике. Я уже делал ролик на эту тему https://youtu.be/AF67azWnMvw и предлагаю прежде всего ознакомиться с ним.

1:30 - [играет But Not For Me]

4:08 - Метод Барри Харриса во многом основывается на аккорде С6 и уменьшенных аккордах подвода к каждому обращению С6 (4:12). Играем с тональности С. (4:23) Четыре варианта обращения С6.

4:38 - Если втолкать между нотами С6 уменьшенный аккорд, то получим такую вот гамму (4:44). Там есть малая секста.

4:55 - В полученной гамме обращения С6 чередуются с уменьшенным аккордом, который выполняет роль подводки к обращениям С6.

5:12 - Если в левой руке добавить бас [чередует C и G - тонику и квинту базового аккорда тональности], то последовательно получаем в результате такие аккорды: C6, G7(b9), C6 в обращении, снова G7(b9) в обращении, С6 и G7(b9), далее III ступень из параллельного минора Am - тоже обращение C6, и последний еще одно обращение G7(b9)

6:00 - Я буду показывать, как к простым аккордам песни добавлять новые. Обычный набор аккордов к этой песне из Fake Book может быть таким. Некоторые люди используют в этой песне традиционный ход II-V, я пользуюсь I-VI-II-V

6:19 - VI… идем к IV… III… доминант септ аккорд от VI ступени… II в виде доминант септ аккорда… V… далее восходящая линия…

6:38 - Оригинальный аккорд в простой аранжировке здесь F

6:43 - А вот что здесь делает нота g# в аккорде F? В оригинальной аранжировке появляется C+ (увеличенный). Нота g# не ложится на F, но она быстро разрешается в третью ступень F (6:58), поэтому можем здесь пользоваться аккордом F.

7:04 - Идем затем к аккорду II, потом III с нотой f# в мелодии. f# тоже не подходит к аккорду.

7:15 - Здесь еще одна нота (e), которая не стыкуется с аккордом. Это 9-ка в аккорде… К аккорду V…

7:25 - Итак, простая оригинальная аранжировка не может разобраться с нотами, которые не входят в текущий аккорд. На эти ноты я собираюсь наложить уменьшенные аккорды и показать возможности 6-уменьшенной гаммы Барри Харриса.

7:54 - [играет модифицированную версию]

8:55 - Общее правило использования уменьшенных аккордов может быть таким: Если вы играете мелодию и встречается нота, не подходящая к аккорду, то можете в этом месте попытаться играть уменьшенный аккорд.

9:05 - Все просто. Если у вас нота g#, то от этой ноты постройте малые терции. Не важно, в каком обращении берете уменьшенный аккорд (4 варианта)

9:28 - Подобным образом для ноты eb я строю малые терции. Любой из этих 4-х родственных аккордов (Ebdim, Cdim, Adim, F#dim). Видно, что эти аккорды предоставляют широкую неоднозначность.

9:45 - Первое место, которое мы замечаем (в песне) - это где следующая нота (d) не соответствует аккорду (C). Поэтому мы берем здесь уменьшенный аккорд (10:00)

10:05 - К тому же получается красивая линия в басу.

10:20 - Здесь тритоновая замена, и Ab спускается на G.

10:26 - Здесь приближается самое важное. (10:32) Вот эта нота (g#) на фоне F - находим для неё уменьшенный аккорд. Естественно назвать его Fdim, т.к. он замещает F и переходит в F.

10:55 - А вот здесь разбираемся с нотой eb. Аккорд разрешается в Em. Здесь действует система Em, она же система G. Посмотрите - аккорд G6, за ним идет этот же уменьшенный аккорд… (и т.д.).

11:40 - В этой песне имеем дело не только с системой C. Еще система зависит от того аккорда, к которому подводим. В системе С мы подходим к аккорду Em и начинаем рассуждать, как к нему подводить. Такой скользкий хитроватый путь.

12:05 - Ноты в левой руке.

13:12 - Это, возможно, самая трудная часть техники. Потому что я беру аккорд из 4 нот и перевожу его так, чтобы нота мелодии была сверху.

13:25 - Первый аккорд Dm7 я беру так.

[далее следите по нотам]

15:53 - Видите, что такой вид техники раскладки голосов в правой руке по четырем нотам наиболее трудный и сложный по сравнению с другими видами техники.

16:06 - Дополнением к нему может являться трансляция в позицию Drop 2, когда в правой руке три ноты, а в левую руку уходит одна нота.

16:25 - Техника Drop 2.

17:33 - Техника Drop 2 представлена в отдельном плейлисте на моем канале. На моем веб сайте есть ноты.

17:39 - Другой пример использования гаммы Барри Харриса в мелодии Fly Me To The Moon. Играем в тональности C, параллельный минор Am.

17:55 - Вот здесь. Второе обращение С6 переходит в уменьшенный аккорд, проходит через него ниже в С6. Получается Am переходит, скажем, в Abdim, потом C6.

18:14 - Здесь мы подводим к Bbm. Должен быть такой уменьшенный аккорд. Что это за аккорд?

18:24 - Он следует сюда. Здесь мы перемещаемся в системе F, потому что движемся к Dm.

18:30 - Так что эта система пришла на смену системе C (18:36) или можно сказать системе Am.

18:40 - Пошла система F, она же система Dm.

18:47 - Здесь перешли в систему G.

19:00 - Обратно в систему Dm.

19:09 - В общем всё это интересно. Происходят переходы из системы C в F, или в терминах параллельного минора из Am в Dm.

19:20 - Еще один пример The Way You Look Tonight. В тональности Eb.

19:35 - Система, значит, будет Eb6 + Fdim. Параллельный минор Cm.

20:03 - Вот здесь система Fm.

джаз, #dim

Previous post Next post
Up