Революционный ХХ век. Интеллигенция vs богема

May 23, 2021 12:45

Интеллигенция в России появилась во второй половине ХIХ века из среды разночинцев и не включала аристократов и высшее духовенство. Более того, резко противопоставляла себя дворянской культуре. Базаров об искусстве: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», см. Три барина русской культуры.

Но ведь буржуазные отношения пришли на смену прежним сословным уже повсюду в Европе, почему же там интеллигенция не появилась?
А именно потому, что русское правительство, проводя реформу, постаралось по максимуму сохранить доходы помещиков (см. Манифест ненастоящий!). Если в Европе бывший феодал вынужденно либо переквалифицировался в землевладельца-буржуя, либо шел на государственную службу (в самых разных сферах), то русские помещики превратились в паразитическую прослойку рантье, которые отныне могли даже хозяйством не заниматься, а разъезжать по Франциям за счет выкупных платежей, вроде мадам Раневской из «Вишневого сада».
Вот этой дворянской праздности интеллигенты-разночинцы и противопоставляли труд, служение обществу,
«Сила народа в его интеллигенции, в той части, которая честно мыслит, думает и умеет работать». Антон Чехов

Показательна история про то, что Чехов был недоволен первой постановкой «Вишневого сада», тем, что Станиславский превратил пьесу в слезливую мелодраму, хотя ясно написано: комедия. Для Чехова его герои - дерьмо, их нисколько не жаль. Станиславский вспоминал, как Чехов придумал, что пьеса будет называться Вишнёвый, а не Вúшневый сад. «На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» - это деловой коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов».

Если тургеневский Базаров еще не находит применения своим талантам, то после реформ Александра-2 появится сфера деятельности, где разночинцы могут реализоваться: земские школы, земская медицина. Именно эти люди - врачи, учителя, инженеры, чьим практическим делом стало улучшение русской жизни, просвещение народа - и есть истинная русская интеллигенция. А работа по улучшению народной жизни - и есть ее отличительный признак.

*
Скоро в России, вслед за Европой, появятся новые ценители искусства, меценаты, коллекционеры из купцов и промышленников. Возникнет новая творческая прослойка, работающая не на заказ, как прежде, а на рынок - во Франции она получила название «богема», иногда полунищая, но в творчестве своем более независимая.
Интеллигенты работали на все общество, богема - на новых богатых. И взгляды у нее, как правило, либеральные.
Богема, к слову, тоже отвергала прежнюю культуру (манифест футуристов: сбросим Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности), но - эстетически, из-за того, что прежние художественные формы казались не соответствующими быстро меняющемуся миру.

Задача художников - отражение в искусстве общественного развития. Цель интеллигенции - улучшение общественной жизни. Именно в среде русской интеллигенции возникнет народничество, хождение в народ.

Конечно, были писатели и художники, которые считали задачей не только новаторство форм или даже метафизические поиски, но в первую очередь обличение несправедливости - т.е. служение обществу, общественную пользу. Именно они (а не большевицкая пропаганда) сыграют главную роль в формировании общего убеждения, что России необходимы перемены.
По этой классификации получается, что Чехов - интеллигент, представители «чистого искусства» серебрянного века - богема. Но уже в конце 19-го века эти две группы смешивают, ибо в отношении писателей и людей искусства критерий общественной полезности слишком субъективен.

***
Либерально мыслящая прозападная богема и народовольческая интеллигенция были попутчиками до февраля 1917-го.
После революции та часть богемы и интеллигенции, которая разделяла идеалы Февраля, оказалась в эмиграции. Самый яркий пример того, насколько им было не по пути с большевиками - пожалуй, Мережковский и Зинаида Гиппиус.
А те, что остались, и прежде всего люди практического, хоть и интеллектуального труда: учителя, врачи, ученые, инженеры - совершат преобразования, изменившие русскую жизнь. Ликбез, обучение грамоте - только верхушка деятельности; велось действительно всестороннее просветительство: санитарно-гигиеническое, агротехническое и культурное: здесь и борьба с пьянством, и за равноправие женщин... И (вопреки базаровскому нигилизму) - приобщение к высочайшим образцам культуры.
Но отныне и люди искусства стали интеллигенцией («творческой»), ведь они служили теперь государству, а кто в СССР разделял государство и общество?
Когда в 90-х Россия решит вернуться в «страну, которую мы потеряли», главными пострадавшими в результате реформ станут все те же инженеры, ученые, врачи, учителя.
А рукопожатная богема, «творческая интеллигенция» и либерально-мыслящая оппозиция окончательно закрепят за собой звание интеллигентов, хотя служить теперь будут интересам не общества, а своих спонсоров и меценатов.

искусство, теория элит, литература

Previous post Next post
Up