Большая Садовая улица. Часть 7. "Сад "Аквариум" до революции.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Очень интересна история следующего участка, где сейчас расположен сад "Аквариум". Долгое время, еще с XVIII века, тут находились огороды Новодевичьего монастыря. Активная застройка территории этого участка началась в конце 60-х годов XIX века, когда в 1867 году Акционерное общество снабжения железных дорог принадлежностями построило на этой земле кузницу, мастерские и другие фабричные строения. В 1878 году все это превратилось в цеха литейно-механического завода братьев Малкиель.
Cад "Аквариум". Фото 1901 - 1903 гг.
Братья Малкиель Самуил (Шмуил) и Исаак Мироновичи (Мееровичи) - купцы 1 гильдии, потомственные почетные граждане, родом из Двинска (ныне Даугавпилс, Латвия). Они торговали под фирмой "Ш. и И. братья Малкиель", существовавшей с 1868 г. Вскоре Исаак умирает. А в 1886 г. Малкиель Самуил Миронович владеет механическо-литейным заводом, расположенном на этом участке, вместе с вдовой Исаака - Раисой Яковлевной. При этом адрес вдовы указан по Садовой, а Самуил уже собственного дома не имеет и живет в доме Гинцбурга (2-ой уч. Тверской ч.), в доме, который прежде принадлежал ему. Кроме того в 1870-е годы Самуилу Мироновичу же принадлежал и дом, в котором сейчас Елисеевский магазин (подробнее об этом напишу в соответствующих местах). Также Самуил Миронович занимался еще военными подрядами, и имел (уже единолично) два кожевенных завода.
В это же время сын Самуила Мироновича - Матвей, п.п. гр., купец 1-гильдии (в купечестве с 1878 г.), инженер-технолог, выпускник ИМТУ, владеет фабрикой непромокаемых изделий (брезентовой) и кожевенным заводом в районе Симонова монастыря. Он также как и отец занимается военными подрядами и имеет ТД "М. Малкиель и К". Вскоре Матвей Самуилович Малкиель становится владельцем и этого участка и в 1892 г. сдает его в аренду под 1-ю электрическую выставку в Москве, которую устроило здесь Русское техническое общество. Кроме демонстрации технических новинок на территории выставки проводились гулянья: играл концертный оркестр под управлением
В. И. Главача, били фонтаны, действовали русские горы, панорамы, рестораны, проводились концертные выступления. Тут же можно было прокатиться на вагончике, двигавшемся с помощью электрических аккумуляторов.
А в 1893 г. знаменитый антрепренер и режиссер Лентовский Михаил Валентинович арендует владение Малкиеля М. С. под устройство здесь сада под названием "Чикаго", в честь проходившей в городе Чикаго Всемирной выставки.
В 1906 году (в год смерти Лентовского) журналист Дорошевич В.М вспоминал - "На углу Садовой и Тверской, у Старых Триумфальных ворот, было пустопорожнее, залитое асфальтом место (не на углу а в глубине), на котором только что прогорела электрическая выставка. Хотели уж устроить на нем дровяной двор. Как вдруг Лентовский объявил: - Зачем дровяной двор? Тут можно устроить великолепный сад!.. И закипела работа. Ломали асфальт, выламывали под ним кирпич, рыли колоссальные ямы... Привозили из окрестностей Москвы и сажали с корнями выкорчеванные столетние деревья. И через каких-нибудь две недели асфальтовая площадь превратилась в "старый" тенистый сад, полный аромата. Шумели развесистые вековые деревья, и огромными пестрыми благоухающими коврами раскинулись под ними грандиозные клумбы цветов. Длинный безобразный каменный сарай превратился в изящный нарядный театр".
Сад "Чикаго" (будущий сад "Аквариум"). Фото 1889 - 1896 гг.
Однако на деле не все было так радужно, как вспоминал Дорошевич. К этому времени у Лентовского не оставалось ни "Эрмитажа", ни Нового театра, ни "Скомороха", но он делает еще одну, последнюю попытку закрепиться на антрепренерских позициях, создать еще один увеселительный сад и построить тут деревянный театр на 720 мест, две эстрады для выступления хоров и оркестров и ресторан. По мнению искусствоведа Е. И. Кириченко, судя по характеру и стилистике оформления сада, в сооружении построек мог принимать участие сотрудничавший с Лентовским архитектор Ф. О. Шехтель, но подтверждения этому нет.
Но строительство, как это часто бывало, задержалось, и сад открылся только 1 июля 1893 г., то есть половина сезона оказалась потерянной.
Конечно Лентовский сделал все как всегда великолепно. Около входа в сад стоял тот самый великан, которого привыкли видеть, подъезжая или подходя к "Эрмитажу". И света в саду, как всегда у Лентовского, было много: 52 электрофонаря и 1200 ламп накаливания. Направо от входа возвышался готический замок, налево целая перспектива гор, далее шла полосатая башня, с вершины которой, казалось, готовился слететь дракон, глаза у дракона горели, как раскаленные угли, так что купчихи всерьёз боялись его. Театр был просторен, светел, над ложами и в простенках его украшали изображения цветочных гирлянд и букетов.
В саду "Аквариум" (б. "Чикаго"). Фото 1913 г.
Поначалу публика садом заинтересовалась. На открытии театр был полон, а входных билетов продали более трех тысяч.
В саду играли два оркестра - концертный под управлением Вивьена и духовой Самогитского полка под управлением Крюгера, пел русский хор А. 3. Ивановой, выступали гимнасты и эквилибристы.
В театре давались оперные спектакли "Трубадур". "Риголетто" и др., но они оказались не на высоте. Сказывались и поспешность при наборе труппы и малое число репетиций, и то, что Лентовский уже не владел достаточными средствами, чтобы пригласить хороших певцов.
В еще худшем положении оказался оркестр, хотя во главе его стоял опытный дирижер
Эспозито Э. Но из-за малой сыгранности и слабой квалификации оркестрантов он фальшивил, а то и вовсе выходил из подчинения дирижеру.
Лентовский пробовал ставить оперетты (первая из них - "Корневильские колокола" - пошла 18 июля), но и здесь труппа оказалась не на высоте. Но самое страшное случилась на одном из спектаклей, когда один из артистов неожитанно потерял голос. Пришлось дать занавес. Режиссер вышел на авансцену и объявил, что дальше опера пойдет с купюрами, без участия тенора. Объявили антракт. Часть публики потребовала деньги обратно, а некоторые исполнители потребовали выплаты всех причитавшихся им денег, в противном случае отказывались выходить на сцену. Антракт затянулся. Публика устала ждать, зашумела, потом устроила скандал. В результате полицмейстер запретил давать спектакли, и театр закрыли, из-за этого Лентовский практически разорился.
Уже в сентябре 1893 г. антерпренером сада становится балерина и хореограф
Лидия Николаевна Гейтен.
Она перестраивает театр для зимних представлений и сама танцует на его сцене отрывки из балетов и дивертисментные номера.
Спектакли балерины оформлял театральный художник
Е. Ф. Бауэр, который впоследствии сам стал режиссером немого кино, работал у братьев Пате, а затем у Ханженкова.
6 мая 1896 г. в этом саду прошёл первый публичный киносеанс в Москве, через год после первого публичного сеанса в мире, Везде пишут, что "днем - предварительный сеанс прошел в театре Солодовникова, а вечером - публичный в саду "Аквариум", но тогда сад еще назывался "Чикаго".
В 1897 году году владение Малкиеля было продано кандидату прав Соловейчику Исааку Соломоновичу, который продолжил строительство в саду. Важно знать, что он оставался владельцем этого участка до революции, а сад у него арендовали различные антерпренеры, которые были директорами сада, но не владельцами участка.
В 1898 г. театр и сад у Соловейчика арендовал предприимчивый француз Шарль Омон. Это был уже не первый увеселительный сад открытый знаменитым антрепренером, еще в 1892 г. он открыл сад "Аркадия" на Петербургском шоссе, о нем я писала тут.
Этот же сад, на Б. Садовой ул., получил новое название - "Аквариум". Видимо, оно было дано с оглядкой на популярный увеселительный сад в Петербурге. Шарль Омон производит полную реконструкцию сада.
Самая большая путаница при подготовке этого поста у меня была с фотографией Восточного театра. При ком из арендаторов театр приобрел вид, как на фото ниже - не ясно. Но картина была приблизительно такая. При Лентовском тут был один летний театр, Гейтен перестраивает его под зимний театр, а в 1899 - 1900 гг. он был в очередной раз перестроен, получив фасад "в мавританском вкусе".
Восточный театр сада Аквариум. Фото 1897 - 1902 гг.
При Омоне тут появился еще и летний театр "Олимпия", построенный по проекту архитектора А.Н. Новикова. Стоит отметить, что как пишет Анисимов в книге "Театры Москвы", архитектор Новиков принимал участие в строительстве различных построек в саду с 1896 г, т.ч. вполне возможно он проектировал и восточный театр.
Театр "Олимпия" в саду "Аквариум". Фото 1900 г.
При Омоне сад обрел истинную славу. Кроме театра он открыл тут тир, кегельбан и гимнастическую площадку. В саду били фонтаны, выступала оперетта, играл оркестр, демонстрировал свою силу Иван Поддубный. Кроме того, были реконструированы и добавлены новые садовые сооружения, в т.ч. и павильон с аквариумом.
Павильон в саду. Фото 1890 - 1910 гг.
Примерно в это же время появился заново решённый вход со стороны Большой Садовой ул. Изогнутая полукругом колоннада, размещённая в зоне палисадников, подсвечивалась скрытыми электрическими светильниками, она была построена по проекту того же архитектора А.Н. Новикова. Встречается информация, что этот вход был построен только в 1910 г., но его мы видим уже на более ранних фотографиях.
Сад "Аквариум". Фото 1900 г.
В этот сад часто заходил для наблюдения за московскими нравами и типами А. П. Чехов, писавший в 1898 году Южину: "В Аквариуме у Омона недурно".
Иногда пишут, что еще в саду был построен и театр "Буфф", но это не совсем верно, последний был действительно построен для Шарля Омона, но уже на его собственном участке на пл. Старых Триумфальных ворот, своей задней стороной театр соприкасался с садом "Аквариум" (об этом театре в следующих постах). Здесь только упомяну, что угол Тверской и Б. Садовой был застроен еще в середине XIX века, а сад располагался в глубине и на Тверскую не выходил (
см. здесь), Этот участок, на углу Тверской и Б. Садовой улиц, и во время проведения Электрической выставки в 1892 г. и позже принадлежал Брауну Густаву Ивановичу, пока где-то на рубеже веков его не приобрел у него Шарль Омон для строительства театра.
В саду в разные годы выступало много знаменитостей, в 1903 г. здесь проходили гастроли В.Ф. Комиссаржевской, в 1904 г. здесь размещалась частрая опера Зимина, в 1906 г. выступал Собинов, а летом выступл театр "Буфф" и многие др.
Уголок сада Аквариум. Фото 1904 г.
Неоднократно из сада на воздушном шаре поднимался в небо капитан Жильбер, что привлекало в сад большое количество публики. Правда, не всегда удачно. Газеты того времени писали - 9 сентября (27 августа)
1901 года: "Вчера, в саду "Аквариум" воздушный шар "аэроцикл", на котором в одиннадцатом часу вечера поднялся воздухоплаватель г. Жильбер, по случаю сильного ветра потерпел крушение. Шар, с державшимся за веревки воздухоплавателем Жильбером, зацепился одной из веревок за крыло "мельницы" на фронтоне здания открытой сцены и, повиснув, ударился боком о шпиль, который проколол шар. Последний порывом ветра дернуло в сторону, и он разорвался, причем в тоже время упал на крышу и воздухоплаватель, отделавшийся только одним испугом".
Сад "Аквариум". 1900 г.
А вот заметка от 22 (09) июля 1902 года - "7 июля, в 10 часов 49 минут вечера воздушный шар , пущенный из сада "Аквариум" с воздухоплавателем Жильбером, быстро понесся по направлению к реке-Москве. Аэронавт, после того как миновал реку, заметил сильное колебание шара и поспешил открыть предохранительный клапан; шар сел на кровлю храма "Утоли мои печали", Жильбер был снят с крыши при помощи лестницы и не получил ушибов".
Вид на сад сверху, вероятно, со строящегося здания театра "Буфф" (он был открыт в 1902 г.).
Сад "Аквариум". Фото 1900 г.
А в начале XX века здесь был открыт один из первых в Москве кинотеатров - тоже "Аквариум". На фото ниже слева кинотеатр, а справа театр "Олимпия".
Театр Шарля Омона в саду Аквариум. Фото 1904 г.
В 1905 г. сад "Аквариум" становится местом массовых революционных митингов. Газеты писали (
отсюда) 28 (15) ноября 1905 г. "Вчера вечером в театре "Олимпия" состоялся митинг прислуги. Присутствовали в количестве до 500 человек горничные, няньки, кормилицы, кухарки, белые, средние и черные, дворники, а также лакеи и коридорные. Последних было немного. Преобладал женский элемент. <...> После этого собрание выслушивает и принимает резолюцию, которая говорит, что они присоединяются к общей борьбе за волю, за землю и за труд; что они в один день предъявят требования к своим хозяевами, если те требования не будут приняты, устроят общую забастовку...".
Следующий митинг состоялся тут в декабре 1905 г., он был разогнан полицией и войсками; это вызвало невиданное возмущение масс. На следующий день у "Аквариума" появились первые баррикады, ознаменовавшие начало Московского вооруженного восстания.
Баррикады на Большой Садовой. Фото 1905 г.
В 1907 г. театр "Олимпия", который был деревянный и имел только одну кирпичную стену, обрушился.
Обрушение театра "Олимпия" в саду "Аквариум". На снимке - вид последних рядов партера театра с рухнувшей крышей.Фото 1907 г.
2 марта (17 февраля) 1907 года газеты писали - "Вчера в 6 час. утра рухнул летний театр в "Аквариуме" - "Олимпия". Катастрофа вызвана была тем, что обвалилась вся каменная стена-брандмауэр, отделяющая деревянный театр от соседнего владения Комиссаровского училища. Брандмауэр рухнул на крышу одноэтажного здания театра, и провалил ее вместе с потолком внутрь зрительного зала. От театра, в полном смысле слова, осталось только воспоминание".
Вероятно, это событие и побудило Шарля Омона к бегству из Москвы, которую он покинул в том же 1907 г.
В интернете, во многих источниках встречается информация, что "В 1907 году состоялся формальный раздел владения И. С. Соловейчика на две части: восточную (сад развлечений) и западную (жилую и торгово-ремесленную)". Не знаю откуда она взялась, но такое разделение было и прежде, т.к. известно, что "в 1893 г. Ю.А.Меллер приобрел небольшую механическую мастерскую на Садово-Триумфальной улице, д.170 (ошибка,
участок №170 находился на Б. Садовой, до 1897 г. принадлежал Малкиелю, а затем перешел к Соловейчику). Эта мастерская была арендована "для производства самодвижущихся экипажей, как то велосипедов, автомобилей, дрезин и т.п..." и просуществовала тут до 20 декабря 1900 г., когда в ней, в арендованном у Соловейчика помещении произошел пожар, позднее эта мастерская переросла в Акционерное Общество "
Дуксъ Ю.А.Меллер".
Как я уже писала выше, соседний участок на рубеже веков для театра "Буфф" приобрел Шарль Омон, а в это же время на участке Соловейчика сгорела мастерская, вероятно тогда-то и эту часть отдали под сад "Аквариум", а после бегства Омона, его участок перешел Московскому Кредитному обществу, а на своей западной части участка Соловейчик снова устроил жилую и торгово-ремесленную зону. Восточная же часть его участка с садом постоянно меняла своих арендаторов.
Театр "Аквариум". 1900 г.
После бегства Омона управление садом перешло ненадолго в руки спекулянта Лидваля (речь, видимо, идет Э.Л. Лидвале) и хозяйки хора Сытовой. В 1909 г. анрепненером был некий г. С. Ф. Адель, который бежал, не выплатив артистам зарплату. Какое-то время директором сада был актер и режиссёр театра "Буфф", ученик Лентовского, А. Блюменталь-Тамарин (правда, не ясно в какие годы, он умер в декабре 1911 г.). При нем сад реконструировали, построили открытый (из-за наличия крыши его называли "полузакрытый") летний театр. Благодаря Блюменталь-Тамарину, подлинному художнику и талантливому режиссеру, он приобрел свое лицо и свою публику. Увлечение цыганским пением (он сам играл на рояле и гитаре, сочинял цыганские романсы) сказалось на характере дивертисментных программ. Кроме цыганских хоров (под рук. В. Панина и др.) на веранде ресторана с 11 вечера до 4 час. утра посетителей развлекал "Цыганский уголок". В открытом театре было представлено много зарубежных аттракционов. В саду проводились костюмированные шествия. В закрытом театре фарсовые труппы сменялись опереточными.
Сад "Аквариум". 1900 - 1910 гг.
Интересные воспоминания о посещении ресторана сада и его программах приводит в своей книге "Записки киноактрисы"
С. Гославская, актриса немого кино. В ресторане она была вместе со знаменитым режиссером и актером
Чардыниным П.И. Сейчас книги под рукой нет, и сказать в каком году это было не могу, но они познакомились в 1912 г.
Она пишет - "Вот уже и разукрашенный разноцветными фонариками сад "Аквариум". Звуки штраусовского вальса несутся навстречу. Входим в громадный зал, уставленный столиками, застеленными белоснежными скатертями. Сверкает хрусталь. Впереди - ярко освещенная сцена. Там, словно сквозь серебристый туман, различаю порхающие силуэты танцовщиц. Играет оркестр. За столиками - непрерывный сдержанный гул. Публика самая фешенебельная...
Между тем на сцене появляется негр в красном фраке с золотыми галунами и начинает отплясывать чечетку. Его ноги в золоченых сапожках, как автоматы, выбивают мельчайшую дробь. Но вот оркестр замолкает…
Чардынин поднял бокал. Мы чокнулись и выпили за успех. Снова заиграл оркестр. Сцену залил багровый свет. Возникает гибкий силуэт юноши. Он, все ускоряя и ускоряя танец, скользит, как бы изнемогая от смертельного ужаса. Следом за ним появляется женщина-вампир с алебастровым, мертвым лицом, горящими глазами, с громадным кровавым ртом. Она неотступно преследует его. Ее тело чуть прикрыто острыми, змеинообразными кровавыми колючками. Пламенно-рыжие волосы мечутся за плечами. Тонкие, цепкие щупальца - руки протянуты вперед. Юноша изнемогает. Вампир настигает, стелется вокруг него, с воплем вскакивает ему на грудь и впивается зубами в горло. Кровавые брызги обильно покрывают белое трико юноши...".
Последним дореволюционным анрепренером сада с 1913 г. был Фредерик Брюс Томас. В Россию он переехал в 1900 году и стал "русским негром".
Он вместе с двумя русскими товарищами взял сад в аренду. Одним из этих товарищей был знаменитый Алексей Акимович Судаков, владелец
знаменитого ресторана "Яр". Дело в том, что Федор Томас, как его называли в России, работал официантом, а потом метрдотелем в элитных ресторанах и клубах столицы, а вскоре стал главным помощником Алексея Судакова.
Всего за год "Томас и Компания", как их называли тогдашние журналы, вернули саду былой блеск. По подсчетам прессы, каждый из партнеров в первый год заработал по нынешнему курсу 1 млн долларов чистыми.
К этому времени Федор Томас уже единолично владел клубом "Максим" (Б. Дмитровка 17, сейчас в перестроенном здании располагается Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко).
Томас стал настолько популярным, что даже в 1915 г. получил российское гражданство, предположительно, он был первым афроамериканцем, который стал гражданином России.
При Федоре Томасе управляющим садом "Аквариум" был Н. Ф. Бутлер, некогда бывший режиссёром концертных программ в театре Омона. Он сохранил "Цыганский уголок" на веранде и умело сформировал программы для открытого театра.
Летом 1914 года в саду "Аквариум" во время пожара сгорел деревянный театр, но к следующему сезону все было восстановлено.
В отремонтированном театре в 1916 году выступал фарс Е. А. Беляева с режиссерами А. И. Гариным и Р. З. Чинаровым.
После революции Федор Томас оказался в опасности из-за своего буржуазного статуса и личного богатства, он был вынужден бежать сначала в Одессу, где у него тоже была собственность, а потом в Константинополь. Но, возможно была и еще одна причина бегства. Вот какую интересную
заметку я нашла.
Однако жизнь сада "Аквариум" продолжалась и после революции, но об этом в следующей части.
Большая Садовая. Часть 8.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Ю.А. Дмитриев "Михаил Лентовский",
http://www.ruscircus.ru/encyc?func=text&sellet=%C0&selword=1832 ;
Википедия; Гославская С. "Записки киноактрисы" и др.