Дачники и постройки Петр. парка. Петровско-Разумовская аллея. Часть 57.

Jul 18, 2022 10:57

                 Дачники и постройки Петр. парка. Петровско-Разумовская аллея. Часть 57.

Вводная часть. Часть 1 - 40. ( см. подробное оглавление здесь).  Часть 41. Часть 42. Часть 43. Часть 44. Часть 45. Часть 46. Часть 47. Часть 48. Часть 49. Часть 50. Часть 51. Часть 52. Часть 53. Часть 54. Часть 55. Часть 56.

В этой части мы поговорим о некоторых владельцах дач, стоявших на Петровско-Разумовской (тогда Задней Прудовой) аллее, на отрезке от совр. дома №6 и до Н. Башиловки. К сожалению, и нумерация домов, и нумерация участков тут постоянно меняется, поэтому буду опираться на фамилии владельцев участков, и станет понятно кто занимал соседний участок и т.д.
      Соседкой купцов Патрикеевых (их участок №1270), о которых я писала в прошлой части, справа в 1880-х годах была купчиха Кириллова Ксения Филипповна, затем до конца XIX в. владельцы менялись.
Худ. Абакумов Михаил Георгиевич


Для наглядности ссылка на план 1903 г. с номером этого участка. На нем видно, что все участки, о которых я рассказыва. тянулись от Петровско-Разумовской аллеи (тогда Задней Прудовой) до В. Маслоки (прежде Бутырский проезд), за исключением одного участка.
    План 1903 г.  и Яндекс карта.


А в начале XX в. соседом купцов Патрикеевых становится знаменитый ямщик Новиков Иван Ильич (1828 - 1909 гг) Возможно, он прикупил и часть соседнего участка и выстроил новый дом, т.к. в справочниках его участок упоминается уже как №1576. (его владение начиналось примерно от д. №6 и занимало часть дома №4, там где сейчас оздоровительный центр., а прежде была поликлиника, она видна на фото здесь). Как выглядел дом Новикова в Петровском парке неизвестно, поэтому ниже представлена картина, где изображен один из особняков, стоящих прежде тут.
    Худ. Абрам Пейсахович На Масловке


О ямщике Новикове я уже писала не раз (см. здесь и здесь), ему в Тверской-Ямской слободе принадлежало несколько участков.
                                                                                  Ямщик Новиков Иван Ильич
                                                       

Но прежде всего он знаменит тем, что, как пишет в своей книге Вострышев М.И. - "В 1881 году на Петербургском шоссе, возле Тверской заставы, Новиков на свои средства выстроил и содержал Ямские училища на триста детей, богадельню и при ней Крестовоздвиженский храм".  На фото ниже справа - Крестовоздвиженский храм, за колокольней слева виднеется часть здания училища.
      Тверской путепровод. Фото 1908 - 1909 гг.


После смерти Новикова И.И. участок покупает некая Асикритова (имя-отчество не указано),
      Благодаря тому, что начиная с 1930-х  годов между Петровско-Разумовской аллеей и В. Масловкой стали строиться один за другим дома художников, а впоследствии возник целый городок художников, местность, о которой я рассказываю, запечатлена на полотнах многих художников. О самом Городке художников я расскажу отдельно, позже.
         На картинах, представленных ниже, мы видим постройки, стоявшие прежде на участках Исаенкова-Бони ( см. часть 55), купцов Патрикеевых ( см. часть 56) и вдали участок купца Новикова, о котором я писала выше. Вдали справа на картинах виднеется дом №2 по Петровско-Разумовской аллее, а слева - дом № 1 по В. Масловке. А сами эти картины написаны с дома №9 по В. Масловке - первого дома художников, появившегося здесь в 1931 году. Напомню, д. №9 стоит на месте бывшего участка купца Малюшина Семена Ивановича, к его участку мы еще вернемся в дальнейшем, когда я буду писать о Верхней Масловке.
      Худ. Якубени И.И. Пейзаж. Дворик на Масловке 1938 г.


Тот же вид, только чуть левее, 8 годами позже, то есть уже послевоенный.
    Худ. Якубени И.И. Дворик В. Масловка 9. 1946 г.


Соседкой ямщика Новикова справа (участок №1274) была купчиха 2-й гильдии Крейтлер Луиза Францевна (Федоровна, Ивановна) (1841 - ? гг.), жена голландского подданного. Она проживала в д. Олсуфьева на Тверской ул. и торговала кондитерскими изделиями там же. Ей участок в Петровском парке принадлежал вплоть до революции.
      Владельцы соседних с Крейтлер участков справа, находившиеся ближе к Новой Башиловке и располагавшиеся на месте современно годома №2, постоянно менялись, да и сами участки тут постоянно делились, поэтому на плане 1903 г. большой участок даже не имеет номера. Среди владельцев этих участков в 1880-х годах упоминается коллежский секретарь Миклашевский Николай Степанович. В начале XX века владельцем был барон Кистер Василий Оттович (1856 - 1908 гг.), подполковник и другие.
       На следующей картине 1946 г., изображена та же местность, о которой я рассказывала выше, только чуть ближе. Тут, видимо, изображены уже постройки, стоявшие приблизительно на участках купцов Новикова (Асикритовой) и Крейтлер. В первые послевоенные годы местность эта выглядела так. Справа на картине виднеется дом №2 (о нем будет отдельный рассказ позже), стоящий до сих пор на Петровско-Разумовской аллее, что за дом виднеется за ним - не ясно, а слева торец дома №1 по В. Масловке. Интересно завершение крыши этого дома слева. Первоначально, когда я увидела репродукцию только этой картины, я думала, что это вымысел художника, но когда увидела еще одну иллюстрацию картины другого художника - Якубени, где завершение крыши выглядит также, то поняла, что так и было до постройки дома №3 по В.Масловке.
       Худ. Венециан Арам Врамшапу "Уходящая Масловка". 1946 г.


Эти же домики видны на старых фотографиях 1950 - 1960-х годов, но кому они точно принадлежали и когда были построены, сказать трудно. Вот они виднеются за спинами спортсменов. На заднем плане дом №3 по В. Масловке.
      Малая спортивная арена стадиона "Динамо". На заднем плане Петровско-Разумовская аллея. Фото 1955 - 1959 гг.


На этой фотографии ниже хорошо виден правый домик.
       Малая спортивная арена стадиона "Динамо". На заднем плане Петровско-Разумовская аллея. Фото 1958 г.


А на этой фотографии хорошо виден левый домик. Возможно, именно этот особняк изображен на картине художника А. Пейсаховича, только центральное окно уже к 1960-м годам переделано. Вдали виднеются дома, стоящие уже по ул. В. Масловка, слева - дом №9, в центре дом - №5 - 1960 г. постройки и справа -  дом №3 - 1955 г. постройки.
     МСА «Динамо». Фото 1963 г.


На сайте Паству есть еще несколько фотографий, где в кадр попали эти же домики, кому интересно может посмотреть их здесь, здесь и здесь.
      Как выглядили эти домики  со двора, можно увидеть на картине замечательного художника Морозова Александра Ивановича (1902 - 1997 гг.), его называли "певцом Масловки". Он часто писал пейзажи, находивщиеся рядом с "Городком художников".
   Худ. Морозов Александр Иванович. Осенний туман. 1951 г.


Сам художник проживал на Петровско-Разумовской аллее в доме №8 (снесен). Дом этот стоял то ли на бывшем участке купца Новикова, то ли на месте построек купчихи Крейтлер. Современник Александра Ивановича - художник А. Лабас писал, что Морозов жил в одной из старых дач, сохранившихся на Петровско-Разумовской аллее.
    Как рассказывал сам Морозов, комната в этом доме ему была выделена Союзом художников, она была перегорожена и он жил в ней в паре со своим товарищем. Позже эта комната перешла полностью к Александру Ивановичу. Его соседка по дому вспоминает - "Наш 2-х этажный дом, напротив малого стадиона Динамо, представлял из себя коммунальное жилье. На 1-ом этаже 12 комнат, и в каждой комнате - семья художника. В одной из комнат жил дядя Саша (А.И. Морозов). Его большая комната была разделена перегородкой. В меньшей ее части стоял стол, стул и кровать. В большей - огромное колличество цветов и южных деревьев.Они росли в бочках, все были до потолка: фикусы, олеандры, пальмы и много других кустов и деревьев. Позднее я удивлялась, каким образом эти растения оставались цветущими и зелеными…  В его комнате всегда жили какие-нибудь животные. Помню в детстве я собирала желтые цветочки одуванчиков и дядя Саша кормил ими свою черепаху. Кошки были всегда. В основном, приблудные. Жила у него сова, потом появилась галка и еще ворона...
     Он увлекался музыкой, играл на гитаре и балалайке, причем исполнял классику: "Танец маленьких лебедей" Чайковского. Очень любил балет и хорошо в нем разбирался. В моей детской памяти особенно запомнился дядя Саша в балетной пачке и на пуантах, когда он в своей комнате репетировал "Умирающего лебедя», готовясь к "капустнику" в МОСХе. На следующий день дядя Саша рассказывал мне, что танцевал серьезно, по всем правилам, ничуть не утрируя, но хохот в зале стоял неимоверный". Балет Морозову преподавала Валерия Ивановна Цветаева, с которой он общался до ее последних дней. Она была единокровной сестрой Марины Цветаевой.
     Писал о Морозове и Вяч. Орехов, который снял замечательный документальный фильм о художнике  - "Не дом, а зоопарк! И вороны, и голуби шмыгали, черепахи ползали, курица Форнарина жила. Выкупил ее у соседки, которая с базара принесла к празднику зарезать. Форнарина ходила с Морозовым в лес на этюды. Бежит впереди, как собачонка, а народ дивится: "Батюшки мои, да ведь это же курица!..".
       Эту курицу Форнарину художник запечатлел на одной из своих акварелей.
                                                      Худ. Морозов А.И. Дом №8 по Петровско-Разумовкой аллее.
                                    

И далее - "Как-то осенью нашел больного, вмерзшего в лужу болотного кулика. Выходил… Одно время даже лиса с лисенком  обитали… И сова жила. Морозов маленьким совенком выменял ее на тюбик белил, кормил из пипетки. А через год уже крылья как распустит - на полтора метра. Софкой ее звал...
    А еще у него была любимая ворона Варька, которая переехала вместе с ним на новую квартиру вблизи Курского вокзала. Варька - пожилая ворона, хроменькая, со сломанным клювом и перебитым крылом, напоминала съежившуюся старушку. В былые годы танцевала она под морозовскую балалайку, много слов говорила..". Когда Варьку спрашивали, кого больше всего любит Морозов, она четко выговаривала - "Меня". Ворона эта прожила с художником 27 лет.
                                                                 Худ. Морозов А.И.  с вороной Варькой.
                                                             

Сам Александр Иванович так рассказывал о своей Варьке - "Варьку даже к Дурову брали артисткой, но я не дал эксплуатировать за еду!  Однажны Варька пропала. Загоревал тогда я сильно, ничего делать не мог. Целый месяц искал ее по всей Москве: то в Петровском парке, то во дворах. В один двор зайду, то в другой...  - Ворон много, а Варьки моей нету. Что делать? Извелся...   Все же нашел свою Варьку. Ревел от счастья...".
     Морозов часто писал пейзажи, которые видел на пятачке вокруг своего дома и в ближайших окрестностях, при этом одно и тоже место он писал в разное время года, только иногда чуть-чуть менял ракурс.
     Художник Морозов А.И. Лето. 1950 г.


Вот его пейзаж с видом на стадион Динамо. Справа виден тот же дом, что и на последней фотографии со спортсменами.
       Худ. Морозов А.И. У стадиона Динамо. 1957 г.


Вот то же место, только пейзаж написан совсем по другому.
    Дом Морозова А.И. стоял рядом с домом №2, его торец виден на следующей картине художника. О доме №2 по Петровско-Разумовской аллее я писала здесь. Рассказ о нем вошел в серию постов " Городок художников на  Верхней Масловке".
    Художник Морозов А.И. Вид из моего окна. 1951 г.


Кстати, еще есть варианты пейзажей, написанных с этого же места (смотрите тут, тут, тут и др.).
    Морозов вспоминал, как о лучших своих днях, жизнь на Масловке - бывшей московской окраине, в старом деревянном доме с участком земли. Потом деревянный дом снесли, а жильцов расселили.
    Надо отметить, у Морозова всегда своя манера письма, тем не менее его пейзажи достаточно реалистичны и узнаваемы. Вот например, как он написал ресторан Яр в 1934 г. (сравните фото тех же лет).
    Худ. Морозов А.И. Окраина. 1934 г.


Еще на одном его пейзаже мне удалось опознать дачу Клецких, стоявшую на Н. Башиловке, о ней я писала тут, там же можно увидеть и картину Морозова с изображением этой дачи.
    Еще одна его картина, написанная тоже в 1934 г. Поселившись на Масловке в 1932 г., Александр Иванович много писал Масловку и ее окрестности, а в 1935 г. там же, на Масловке, открылась его первая выставка. А вот так он написал птичник, стоявший в Петровском парке. Я его даже не сразу узнала.
     Худ. Морозов А.И. Дом с башней. 1934


В соответствующих местах мы еще увидим другие работы этого художника.
     Последнее, о чем я рассказу в этой части - это угловой участок, располагавшийся между Петровско-Разумовской аллеей и В. Масловкой. В 1880-х годах это владение принадлежало Дворцовому ведомству, тут стояли казармы. В начале XX в. участок принадлежал п.п. гр. Автономову Петру Антоновичу, в начале 1910-х годов участок перешел к Семенову Николаю Семеновичу, последний владел им до революции, в советское время дом этот снесли и место долго пустовало, а несколько лет назад тут возвели деревянную церковь Александра Невского, подробнее о владельцах участков и о храме мы поговорим, когда я буду писать про В.Масловку.
     Нижняя Масловка. Вид на Верхнюю Масловку. Фото 1948 г.


Мы вышли на перекресток, где расходятся улицы: Верхняя и Нижняя Масловка, Петровско-Разумовский проезд и Новая Башиловка (теперь ТТК), о них мы поговорим отдельно, но уже в другой серии постов, которая будет называться "Вокруг Петровского парка". Также отдельно я расскажу обо всех домах художников, стоящих тут и о людях в них проживавших.
       А в заключительных частях в этой серии постов мы немного поговорим о создании Петровского парка, а главное посмотрим как менялась с годами та часть парка, что располагалась ближе к Новой Башиловке и как изуродовали парк теперь.

Дачники и постройки Петр. парка. Парк и пруд до революции. Часть 58.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: старые д\р справочники разных лет; Прошла жизнь непонятая и др.

старая Москва, Динамо, старые фото, Петровский парк, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up