Вокруг Петр. парка. Верхняя Масловка. Нечетная сторона. Часть 2.

Sep 19, 2022 11:13

                              Вокруг Петр. парка. Верхняя Масловка. Нечетная сторона. Часть 2.

Часть 1.

Продолжаю свою прогулку по Верхней Масловке. В прошлой части мы остановились у дома №9 - первого дома художников, построенного тут в 1930 - 1931 гг.  Вот таким запечатлел этот дом художник Соколов в 2010 году. На самом деле картина эта написана по фотографии (она представлена ниже) или по памяти, т.к. в 2010 г. трамвайчик тут уже не ходил, а трамвайные пути были разобраны еще в 1999 г. (см. фото здесь).
                                                    Худ. Соколов Вадим Петрович "Масловка, дом №9" 2010 г.
                               

    Да и особнячка, изображенного справа, давно не существует, но о нем мы еще поговорим ниже.
     Подробно о первом доме художников и людях, живших и бывавших в нем я расскажу в другой раз, когда буду писать серию постов про Городок художников ( см. оглавление тут), а пока поговорим об истории этого владения. Она достаточно интересна.
     До революции, участок, на котором впоследствии был построен первый дом художников, сначала принадлежал купцу Малюшину Семену Ивановичу, о нем и его владениях я рассказывала тут, а после его смерти около 1910 годов перешел к Боченкову Алексею Ивановичу.
    Верхняя Масловка, Первый дом художников. Фото 1930 г.


В 1916 г. на этом, то ли приобретенном у Боченкова участке, то ли арендованном у него участке, купец М.С. Трофимов со стороны В.Масловки построил одно из первых в России киноателье "Русь", еще одно его киноателье было построено на Бутырской ул. 40. На открытии одного из них Трофимов заявил: "Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…".
    Верхняя Масловка. Киноателье "Русь". Фото 1922 - 1924 гг.


Трофимов Михаил Семенович (1856 - 1934 гг.) происходил из костромских купцов-староверов. Первоначально, еще мальчиком, он торговал в костромских торговых рядах строительным материалом, а позже стал подрядчиком. В Костроме он строил дороги, мосты, земские школы, фундамент памятника из бетона по проекту академика Адамсона к 300-летию дома Романовых и воздвигал павильоны земской выставки к этой же дате по проекту академика Сологуба, за что позже получил от Николая II золотые часы в подарок.
                                                                          Купец Трофимов Михаил Семенович
                                                                   

Свой первый кинематограф "Современный театр" он открыл еще в Костроме в 1910 г., тут шли комедии с участием Макса Линдера, а также мелодрамы и научные фильмы.
    После начала первой мировой войны, Михаил Семенович, понимая, что приток фильмов из-за границы скоро прекратится (почти как сегодня), выехал в Москву.  Здесь Трофимов вместе с инженером Алейниковым М.Н. создал в 1915 году компанию "Русь".
                                                                      Фабричный знак товарищества "Русь".
                                             

Головной ее офис находился в Леонтьевском пер., 24. На фото ниже - это перый дом справа. Дом сохранился в реконструированном виде.
                                                   Ул. Станиславского (Леонтьевский пер.). Фото 1951 г.
                                

После революции, в 1918 - 1920 годах, производство фильмов было перенесено в филиалы компании в Одессу и Ялту, а Трофимов после падения правительства П. Н. Врангеля в Крыму, эмигрировал, а его компания была национализирована и возвращена в Москву.
     Уже в начале 1920-х годов в киноателье на В. Масловке вновь стали снимать фильмы, а само киноателье попало в кадры в фильме "Папиросница из Моссельпрома".
                                       Кадр из х/ф "Папиросница от Моссельпрома". Фото 1923 - 1924 гг.
                                

Мне также удалось найти афишу кинокомпании "Русь" в этот период.
                                                                     Журнал "Кино-фот" ноябрь 1922 г.
                  

В 1924 году Трофимов М.С. вернулся в  СССР и стал одним из неформальных руководителей созданной на базе его киноателье кооперативной компании "Межрабпом-Русь".
    Примерно в это же время в киноателье в Петровском парке стал бывать будущий народний артист СССР Михаил Жаров, который оставил замечательные воспоминания, в том числе и об этой киностудии. Он писал - "В Петровском парке, на том месте, где сейчас находится стадион "Динамо" (с местом Жаров немного ошибся), в лесу, среди дач, стоял стеклянный павильон, в котором создавались картины. Это была киностудия "Русь", позже "Межрабпом-Русь", а с 1928 года - "Межрабпомфильм".
     Она была тесной и технически плохо оснащенной. Но в ней было выпущено много прекрасных, "актерских" картин. Это и "Поликушка" и "Станционный смотритель" с И. Москвиным, это и "Медвежья свадьба" с К Эггертом, Ю. Завадским, В. Малиновской и Н. Розенель по сценарию А. В.  Луначарского, и "Мать" Горького, поставленная В. И. Пудовкиным с Н. Баталовым, и "Аэлита" с тем же Н. Баталовым, И. Ильинским и Ю. Солнцевой, и "Его призыв", и еще много других великолепных фильмов.
     Студия жила полнокровной жизнью, в ней царила творческая атмосфера...  меня тянуло в Петровский парк, в стеклянный павильон, где творили искусство, покорившее мир, - кино. И я стал все свободное время проводить в студии...   Я сидел словно завороженный, часами наблюдая и учась, как артисты и режиссеры кропотливо строят сцены, добиваясь нужной правды...".
                                                 Верхняя Масловка. У входа на территорию киноателье "Русь". Фото 1924 г.
                          

Далее, рассказывая о своей первой картине "Дорога к счастью". М. Жаров писал - "Директором картины был М. С. Трофимов, бывший хозяин киностудии, которому и принадлежал этот павильон, он же основатель акционерного общества "Русь". После революции акционерное общество было реорганизовано и стало называться "Межрабпом-Русь" - Международная рабочая помощь. М. С. Трофимов остался работать, продолжая быть директором целого ряда картин. ..
      Студия в Петровском парке была уютная, гостеприимная. Входя, вы попадали в зал, где стояли круглый стол, несколько кресел. Вот там и собирались в свободные минуты молодые артисты, режиссеры, операторы: Володя Фогель, Борис Барнет, Иван Коваль-Самборский, Всеволод Пудовкин, Юлий Райзман, Борис Свешников, Николай Баталов, Сергей Комаров и другие. Рядом были павильоны и комнаты  руководителей: М. Н. Алейникова, который был директором студии, режиссера Я. А. Протазанова и других. Беседы протекали непринужденно, в чудесной творческой атмосфере".
      В 1926 г. произошло несчастье, киноателье на В. Масловке сгорело (во время съемок фильма "Медвежья свадьба" начался пожар, пока студия горела, директор Алейников велел все перенести в бывший Яръ).
                                                     Пожар на кинофабрике Межрабпом-Русь. Фото 1926 г.
                          

Затем на месте пожара был построен Ледяной Дом для съемок фильма, а затем ужена этом месте был построен первый дом художников.
     Однако на этом история кинокомпании "Русь" не закончилась, впоследствии студия была переселена на Ленинградский проспект, в здание, где располагался ресторан Яр, об этом я писала тут. И это еще не все, пережив несколько этапов преобразований, бывшая кинокомпания "Русь" в 1928 г, в очередной раз сменив название, превратилась в "Межрабпомфильм", в 1936 году она стала "Союздетфильмом", а с 1963 года - Центральной киностудией детских и юношеских фильмов им. М. Горького.
    А вот для основателей компании не все сложилось так благостно. Трофимов М.С. недолго проработал в кино после возвращения из эмиграции, сначала ему вновь пришлось заняться строительством, а потом и он и вовсе исчез. Достоверно о дальнейшей его судьбе неизвестно. По одной версии в конце 1920-х годов он был лишен гражданских прав и сослан, по другой - он перед началом ВОВ участвовал еще в сооружении аэродрома под Ленинградом.
    Компаньон Трофимова - инженер Алейников Моисей Никифорович руководил студией вплоть до 1930 года, когда был арестован. Поскольку он находился в Москве, ему быстро нашли дело. На Потылихе шло создание студии "Мосфильм". Днем Алейникова привозили на работу, а вечером опять отвозили в лагерь. Алейников не прекращал своего активного участия в киноиндустрии. В частности, он помогал Сергею Эйзенштейну при постановке "Ивана Грозного". Он умер в 1964 году, а до этого успел написать книги "Пути советского кино и МХАТ"; "Яков Протазанов"; "Записки кинематографиста".
    Но вернемся вновь на Верхнюю Масловку. В 1927 г. далее по В. Масловке, за сгоревшим киноателье (оно тогда числилось как дом №65),  тут было выстроено общежитие для безработных работников искусств (дом №71).
                                                                            Журнал "Рабис" №33 за 1927 г.
                                           

Между общежитием и домом художников стоял еще один особняк, его видно на фото ниже справа (видимо это фото и послужило художнику Соколову для создания картины). Это владение до 1910 г. тоже принадлежало купцу Малюшину С.И., а после оно также перешло к Боченкову А.И., в каком году и при ком из владельцев был построен этот особняк теперь вряд ли можно установить. .
     Верхняя Масловка. Фото 1934 г.


А вот после ВОВ по воспоминаниям Трифоновой-Тангян О.Ю. в этом особняке проживал композитор Листов Константин Яковлевич, автор знаменитых песен, таких как  "Песня о тачанке", "Гренада", "Севастопольский вальс" (позже Листов написал одноимённую оперетту, где звучит этот вальс) и много др. музыкальных произведений. Теперь на месте этого особняка стоят гаражи (см. тут на панораме Яндекса).
       Если еще углубиться в прошлое, то прежде, с середины 1830 годов до середины 1870 годов, все пространство по Верхней Масловке примерно от этого дома художников и до въезда в ЖК "Петровский замок" включительно занимал "Воксал", о нем я писала тут.
       Архитектор М.Д. Быковский. "Воксал" в Петровском парке.


Вот этот вьезд на фото ниже, где девушки идут. Во времена существования "Воксала" тут был проезд, соединяющий "Воксал" и летний Петровский театр. Кстати, П.В. Сытин, писал - "Подъезд к театру, очевидно, был со стороны Верхней Масловки".  Впоследствии, когда "Воксал" разобрали и участки раздали под дачи,  этот проезд перестал существовать, а в 1960 г. его на кокое-то время возродили вновь ( подробнее здесь).
     В. Масловка, слева д.11, справа ЖК "Петровский замок".


Далее, за ЖК "Петровский замок", сейчас находятся корпуса одного из факультетов Финансового университета (В.Масловка, 15), а прежде это были учебные корпуса академии им.Жуковского. Корпус на фото ниже - дом №15с1 - 1962 г. постройки.
     В. Масловка, д15с1. Один из корпусов Финансового университета.


А вот как выглядит сейчас главное здание Финансового университета. Многие думают, что это современный дом, однако, это не так.
    В. Масловка, д.15. Главный корпус Финансового унивеситета.


На самом деле этот корпус был возведен в 1934 г. Как он выглядел в то время запечатлел на своих картинах художник Шестопалов Н.И., ученик Ильи Репина, живописец и график, участник легендарного объединения "Мир искусства", Ассоциации художников революционной России, автор проникновенных камерных пейзажей и натюрмортов
    Худ. Шестопалов Николай Иванович "Масловка" 1953 г.


А вот еще одна его более ранняя картина этого же места. Отмечу, поначалу меня смутила дорога, изображенная на ней на переднем плане, но когда я вспомнила о существании здесь проходного двора между Петровско-Разумовской аллеей и В. Масловкой (см. фото здесь) , я поняла  какая дорога изображена на этой картине ниже, Правда довоенный проход и послевоенный несколько отличаются. но, возможно, тут просто вольность художника.
     Худ. Шестопалов Николай Иванович "На Масловке" . 1940 г.


Но не только Шестопалов, но и др. художники писали это живописное место, тем более, что для этого им не надо было выходить на пленер, а можно было писать пейзаж из своих мастерских.
     Худ. Ряжский Г.Г. Масловка Зимний мотив. 1939 г.


А на этой картине изображена та самая веранда, что изображена на картине  худ. Шестопалова, толькоэто уже вид со ст. В. Масловки в ст. Мирского переулка.
                                                           Худ. Рубанов Иосиф "Вечер на Масловке" 1940-е годы.
                               

В конце этого поста напомню, что до революции участок, на котором стоит Финансовый университет со стороны В.Масловки и все др. постройкии до современного Мирского пер. прежде принадлежала купцам Натрускиным, тут располагался ресторан "Мавритания".


Прододжение в следующей части.

Вокруг Петр. парка. Верхняя Масловка. Нечетная сторона. Часть 3.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: https://kostromka.ru/negoruchin/1.php?ysclid=l7d42au5na449720042 ; https://telecinet.com/wp-content/uploads/2020/08/telekinet.2020.2.pp_.98-100.pdf ;

старая Москва, Вокруг Петровского парка, Динамо, старые фото, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up