Татлин В.Е. - художник с оборванными крыльями. Часть 1.

Apr 17, 2023 10:22

                                          Татлин В.Е. - художник с оборванными крыльями. Часть 1.

Рассказывая о Городке художников на Масловке и его жителях, я решила отдельно написать о художнике Татлине В.Е., имя которого  известно во всем мире.
     Татлин Владимир Евграфович (1885 - 1953 гг.)  - важнейшая фигура в истории искусства XX века. Необыкновенно интересна биография и судьба этого художника и человека. Жизнь его была - жизнью фанатика и подвижника, творчество заполнило ее целиком. А фотографию его башни - "Проекта  памятника III Интернационалу" можно увидеть во всех архитектурных справочниках мира (о нем ниже).
                                                                     Художник Татлин Владимир Евграфович.
                                     

Татлин В.Е. - русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда.
     Его мать, Надежда Николаевна Барт, писала стихи. Она была известна в поэтических кругах того времени. Со своим муэем, отцом Татлина, Евграфом Никифоровичем Татлиным, потомственным орловмким дворянином, ж\д инженером-технологом они познакомились, предположительно, на похоронах Достоевского, где Барт читала свои стихи, посвященные этому печальному событию. В то время она училась на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге, которые окончила в 1883 г. Вскоре после знакомства, они поженились,точный год неизвестен, но родившийся 16 декабря 1885 г. Владмитир Татлин был уже третьим ребенком в семье. Мать В. Татлина умерла в 1889 г., когда ему было всего 4 года. В это время семья жилав Москве, на Петербургском шоссе, в д. Петерс, кв. 5. По моим данным Петерсу Алексею Карловичу на Петербургском шоссе принадлежал дом №13 (уч. 25\847), он находился перед домами Овсянниковой Ольги Алексеевны, ее дома №15,17, 19. В справочнике "ВМ" за 1889 г. Татлина Н.Н. упоминается, как член общества  воспитателей, учительниц и гувернанток),там же указан ее адрес.
      Впоследствии владелец дома сменился, менялась неоднократно и нумерация домов на Петербургском шоссе, но т.к мы знаем, что дом Петерс стоял перед домом Овсянниковой, то по справочнику. "ВМ" за 1897 г. это уже дом №5 (сейчас №5с1)., он сохранился.  Ленинградский пр.,  дом 5с1 - 1880 г. постройки, т.е. построен еще когда его владельцем был Петерс А.К. На фото ниже дом, в котором родился Татлин В.Е.
    Петербургское шоссе. Фото 1900 - 1917 гг.


Рассказы Татлина о юности напоминают приключенческий роман, в 13 лет он убежал из дома, жил случайными заработками, на корабле ходил юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. Правда, что в них достоверно, а что выдумки - сказать трудно. Например, почему он убежал из дома Татлин рассказывал так.
      В 1896 году его семья переезжает в Харьков, где отец женится во второй раз. Отношения Татлина с мачехой не сложились. По рассказу самого Татлина - "Как-то раз отец в ярости за обедом швырнул в него вилкой за непочтительность к мачехе. Вилка вонзилась в веко, пронзив глазное яблоко. К счастью, сохранилось зрение. Окровавленного ребенка не только никто не пожалел, но мало того, отец грозился еще выгнать его из дома, он (Татлин) не выдержал и убежал из дома". После этого случая на левом веке Татлина остался шрам. Впоследствии он говорил - "Этот шрам решил мою судьбу... Не будь этой вилки, наверно был бы я рядовым инженером, как и мой отец…".
      Юность провел "в людях". Работал в живописной мастерской, затем на стройке, плавал матросом на учебном фрегате, потом на торговом судне фирмы купца Чюрина...
       Из мемуарам  Анны Бегичевой известно, что Татлин объездил весь Ближний Восток. Был в Индии, Турции, Египте, Индонезии (на Яве)… В Палестину возили богомолов. Из восточных стран привозили колониальные товары и заморских птиц (мемуары Бегичевой охватывают тридцатилетний период с момента ее знакомства с Татлиным и до его смерти, поэтому в дальнейшем при упоминании ее мемуаров для краткости буду писать А.Б.)
       Но эти последние морские "походы" Татлин совершал уже в летние каникулы, т.к. решил стать художником. Страсть к рисованию была у него с раннего детства. Вместе с Д.Левенцом и М.Харченко Татлин пишет иконы в живописной мастерской, они же подготовили его к экзаменам в училище. В 1902 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже в 1903 г. был отчислен из него "за неуспеваемость и неодобрительное поведение".
       В 1904 году Татлин поступил в Одесское училище торгового мореплавания, как студент училища ходил в поход на парусном судне "Великая княжна Мария Николаевна".
                                                             Парусное судно "Великая княжна Мария Николаевна".
                                   

Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище (ПХУ). В те годы директором училища был особенно ценимый Татлиным художник Афанасьев А.Ф. В ПХУ Татлин знакомится с А.В.Лентуловым и А.И.Тараном. В 1910 г. получает диплом "профессионального рисовальщика".  Сохранившиеся в архиве ПХУ его учебные рисунки сделаны, как и полагалось, по академическим правилам. Приехав в Москву он продолжил свое образование в авангардных студиях Москвы и Петербурга (учился у И. И. Машкова, Я. Ф. Ционглинского, М. Д. Бернштейна, М. Ф. Ларионова - у него особенно).  Сблизившись с Ларионовым, Татлин гостил у него на юге в Тирасполе. Кстати, Михаил Федорович дважны писал портрет Татлина (см. здесь и здесь)
     В конце 1909 г. В. Татлин начал выставлять свои работы. Участвовал в выставках авангардных объединений - "Союза молодежи", "Бубнового валета", "Ослиного хвоста".
                                                                Татлин В.Е. Портрет артиста. 1914 г.
                                   

Татлин В.Е. Продавец рыбы. 1911 г.


В 1911 г. Татлин поселился в Москве. Здесь он вскоре приобрел авторитет в среде русского авангарда. В конце 1911 г. оформил спектакль "Царь Максимилиан" в Московском литературно-художественном кружке, впоследствии работал над сценографией опер Глинки "Жизнь за царя" (1913-1915) и Вагнера "Летучий голландец" (1915 -1918).
       После разрыва с Ларионовым, летом 1912 г., организовал собственную мастерскую на Остоженке, 37, кв. 3 (дом сохранился, сейчас это д. 37\7с2).
                                             Ул. Остоженка, д. 37\7с2. В этом доме была мастерская худ. Татлина.В.Е.
                                   

В этой мастерской у Татлина бывало много молодых художников: братья Веснины, А.Моргунов, В.Ходасевич, Р. Фальк, позднее бывали Л.Попова, А.Грищенко, Н.Удальцова, иногда появлялся К.Малевич и др. представители творческой молодежи. Серпинская Н. Я.  вспоминала о работе в этой мастерской - "Обычно всякие предметы и ткани для фона и декоративного украшения натуры мы приносили с собой из дома, кто что мог, так как у Татлина царила аскетическая бедность. Однажды позировал мальчик-подросток, будто сошедший с египетских фресок. Я принесла уцелевшую бабушкину черную шелковую огромную шаль с изумительным широким восточным орнаментом, она великолепно оттеняла оливковую кожу мальчика. Мы почти кончили этюд, как вдруг, придя утром, увидели голую стену вместо привычного фона шали. Все спросили Владимира Евграфовича, был ли кто накануне в мастерской. Он как-то странно смутился, потом сказал, что был его старый приятель, спившийся, опустившийся до дна художник.  Владимир Евграфович оставил его одного в мастерской, а сам пошел покупать чайную колбасу и сайку, чтоб накормить голодного гостя. Вернувшись, он не застал ни приятеля, ни шали, а на выбеленной стене чернела крупная надпись углем: "Володя, вспомни Раскольникова, пойми и прости!..".
      В феврале-марте 1914 г. как певец-бандурист Татлин выступал на кустарной выставке в Берлине, оттуда он отправился в Париж, где в марте 1914, вместе со скульптором Ж.Липшицем, посетил мастерскую Пикассо, там он тоже пел и играл на мандалине. В мастерской Пикассо Татлину удалось увидеть трехмерные коллажи французского мастера, сделанные из картона, бумаги, проволоки. По легенде, идею своих знаменитых контррельефов русский конструктивист вынес именно из этой студии.
      Вернувшись в Россию, Татлин уже в мае 1914 устроил "Первую выставку живописных рельефов" (они же "материальные подборы" и "контр-рельефы"), и еще ряд выставок, а вскоре в принципе отказался от традиционной живописи. Контррельефы стали началом конструктивистской линии в русском искусстве, а сенсационное впечатление от них сказалось в 1914-1916 на всем русском авангарде.
                                                                        Татлин В.Е. Конррельеф. 1914 - 1915 гг.
                                    

Это было началом "аналитического искусства" (определение Татлина). Задача - "поставить глаз под контроль осязания". Татлинские контррельефы заложили основы обучения дизайнеров и архитекторов овладению свойствами материала, его возможностями.
     В 1915 г. Татлин переезжает на Ст. Басманную, в д. №33, здесь же, на чердаке дома, располагалась его мастерская. В этом доме у него часто бывали Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. По словам самого Татлина в юности он "футурил", посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, В. Хлебникова, В. Маяковского. С двумя последними он не только подружился, но у него завязалось с ними творческое сотрудничество. Татлин участвовал в иллюстрировании их книг.
                                                 Ст. Бассманная, д. 33, где жил Татлин, справа. Фото 1995 г.
                                   

В 1916 г. Татлин устроил в Москве выставку  "Магазин", где были выставлены кроме его работ, также работы К. Малевича, А. Родченко и  др. Например, среди работ Родченко, представленной на этой выставке, не было ни одной линии, нарисованной от руки. Окружности проведены циркулем, прямые - по линейке. Кстати, билеты на эту выставку продавал  тоже А.Родченко.
     Свое название выставка получила не случайно, она была расположена в пустующем магазине на Петровке, 17.
     Ул. Петровка, 17 (слева). Дом, где Татлиным была устроена выставка "Магазин".


В 1917 г. Татлин участвовал в оформлении "левыми" кафе "Питтореск". В том же году Мейерхольд снимал фильм "Навьи чары" в качество художника был им приглашен Татлин, но они разошлись в творческой концепции. Впоследствии Мейерхольд предложил ему оформить "Баню"., но Татлин отказался, заявив, что в "Бане" не видит глубокого содержания.
       Революцию Татлин принял безоговорочно, всем сердцем: "Я зажжен революцией", признавался он. В это время Татлин активный участник организации новой художественной жизни: в 1917 - член "левого блока", председатель "Молодой федерации" в новом профессиональном союзе художников-живописцев; с 1918 - председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса.
       В конце лета 1919 года Татлина назначили руководителем свободных художественных мастерских в Петрограде, и он переехал туда в начале сентября. В 1919 - 1925 работал в Петрограде-Ленинграде. Он являлся членом отдела музеев, куратором реформы художественного образования и монументальной пропаганды; инициатором и активным деятелем "музеев художественной коллегии" Наркомпроса (1919-1923), председателем "Объединения левых течений в искусстве" (1921-1925), руководителем отдела материальной культуры в Гинхуке (1923-1925).
       В 1919 г. Отделом изобразительных искусств НКП Татлину было поручено выработать "Проект памятника III Интернационалу". Он приступил к работе.  Его идея была грандиозна.
       Сам он так объяснял идею своей Башни - "Мой памятник - символ эпохи. Соединив в нем художественные, утилитарные формы, я создал некий синтез искусства с жизнью. В основу строения положил винт как самую динамическую форму. Винт - знак времени - энергия, динамичность, устремленность. Сквозная конструкция из металлических форм - имела вид спирали, наклоненной по ходу земли.
                                                                  Проект Татлина памятника III Интернационалу
                                          

Наклоненные предметы к оси земли - самые устойчивые, мягкие формы. Конструкция была опорой трех рабочих помещений внутри нее: для законодательных органов - куба, пирамиды, цилиндра. Все они вращались вокруг своей оси, оборачиваясь за год (нижнее помещение), за месяц (среднее), в течение дня (верхнее).. Двойные стеклянные стены - тип термоса - хранили тепло. Это экономично. Всю конструкцию скопировал с дерева. Этажи башни прикреплены к центральной оси, как ветки к дереву, что дает устойчивость, подвижность. Радиомачты, венчавшие башню, быстро соединяли бы мысли людей всего мира... Памятник был бы символом дружбы народов - будущей единой семьи земного шара - соединенных во времени и пространстве".
    Но это еще не все. Представьте а послереволюционной стране, в разрухе, Татлин задумывает свою башню высотой 400 (!) метров. Вот так бы она выглядела, если бы его идея воплотилась.


В ноябре-декабре 1920 г. модель "башни" показывают в зале мозаичной мастерской Петроградских ГСХМ, а в конце декабря того же года модель везут в Москву, где её показывают на выставке к VIII Всероссийскому съезду Советов в Доме Союзов.
     Этот проект очень по разному оценивали. Илья Эренбург так писал о своем впечатлении от проекта памятника - "...Я долго стоял перед большой моделью и вышел на улицу потрясенный: мне казалось, что я заглянул в щелку и увидел XXI век...", а  Л.Д.Троцкий сравнивал модель с пивной бутылкой.
     На одну из этих выставок приехал Ленин посмотреть на демонстрацию памятника в действии. В модели не было двигателя, и помощнику Татлина пришлось прятаться под конструкцией и вращать стеклянные объемы вручную. Однако показ не удался: "Ленин пришел, начали крутить, а там что-то заело и ничего не получилось. Владимир Ильич посмотрел, ничего не сказал и ушел" - вспоминает художник Валентин Кудров. До приезда Ленина Татлин еще надеялся согласовать проект с Народным комитетом просвещения, но после него партийные чиновники наотрез отказались одобрить строительство, сославшись на нехватку бюджета. В 1923 г. модель сломали и убрали из Дома Союзов.
    В эти годы секретарем и возлюбленной Татлина была художница-авангардистка Софья Дымшиц-Толстая, первая жена писателя А.Н. Толстого в 1907 - 1914 г.
                                                                                В.Татлин и С. Дымшиц-Толстая
                                                                        

Отношения с В.Е.Татлиным у Софьи были недолгими. В 1921 г. Софья выходит замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати, бежавшего из Германии в СССР.  "Татлин в тупике и вот уже года два мрачен", - пишет Николай Пунин в своём дневнике  от 1 марта 1922 г.
       Немецкий художник Георг Гросс, посетивший Россию в 1922 г., в своих воспоминаниях писал - "Я снова навестил Татлина, этого долговязого скомороха. Он жил в крошечной, старой, запустелой квартире. Курицы, которых он держал, спали на его кровати. В одном из углов они неслись. Мы пили чай... Позади него, у стены, стояла совершенно ржавая кровать из стальной проволоки, на которой, спрятав голову в перья, спало несколько куриц... стоя перед незанавешенным окном, стекла в котором были частично заменены небольшими хлебными досками, он играл на своей самодельной бандуре, то он отнюдь не был похож на ультрасовременного конструктивиста, являя собой частичку настоящей старой России, как будто только сошел со страниц Гоголя, и наполняя комнату меланхоличным юмором..."
        В 1923 г. Татлин поставил (в Гинхуке) как режиссер, сценограф и актер спектакль по поэме В.Хлебникова "Зангези", давая свою версию "конструктивистского театра".
        Декорация из спектакля "Зангези" по поэме В. Хлебникова. 1923 г.


А.Б.впоследствии вспоминала - "Татлин так ярко умел представить задачи грядущего искусства, что друзья стали называть его "Зангези", что по-персидски значит "Учитель"... Преподавая театральное оформление, Татлин учил студентов создавать массовые действия, которые, как утверждал, войдут в наш быт...".
      В этот период  он также делал модели новой одежды, посуды, печи и т. д.
     Следующей возлюбленной Татлина становится Мария Александровна Гейнце, внучка вдовы коллежского советника Карла Давыдовича Гейнце. Она приехала из Нижнего Новгорода учиться в Военно-медицинскую академию (Гейнце М.А. была гражданскй женой Татлина).
     Они познакомились в доме художника Ходасевич Валентины Михайловны, которая оставила интересные воспоминани об этом периоде его жизни. Она пишет - "Я ей много рассказывала о Татлине как о человеке с задатками гениальности. Когда он однажды в конце 1921 или в начале 1922 года появился у нас в доме, она сразу "закинула на него глаз" (а глаза у нее черные, с голубыми белками и поволокой). Я заметила, что и он не остался равнодушным и, так как был "при бандуре", сразу начал пускать чары. Вскоре Молекула (так все называли доктора Мусю,  Гейнце М.А.) от него забеременела и переселилась к нему в дом Мятлевых на Исаакиевской площади..."
     Дом Мятлевых на Исаакиевской площади. Фото 1918 - 1925 гг.


Далее приведу еще два отрывка из воспоминаний В. Ходасевич  - "...Татлин был человеком сложным, и не знаю, принесло ли это ему счастье. Родился сын - Володя. Татлин бросался в разные дела. В частности: изучил и пытался усовершенствовать постройку печей, утверждая: "Все дело в дымоходах - нужно так хитроумно их построить, чтобы двумя поленьями отопить огромную кубатуру". Для проверки он разрушил в своей квартире единственную печь, и я, зайдя туда поглядеть младенца, застала страшную картину: пол залит водой - размачивается глина на железном листе; кирпичи аккуратными штабелями сложены у стены и посреди комнаты; Молекула с новорожденным на руках, укутанная в старый клетчатый плед, сидит... бледная, продрогшая, с лиловым от холода носиком, глазами все испытавшей Мадонны смотрит с любовью на двух Володей. Я нагнулась ее поцеловать и почувствовала, что она дрожит мелкой дрожью, а ребеночек, бледный, ничтожный, - спит. Я разозлилась, растерялась и только что собралась наброситься на Татлина, как Молекула сказала тихо: "Вот видите, как у нас будет хорошо и тепло!"...
       Мало того, в этот период Татлину все больше не давала покоя мысль о том, что кто-то из художников воспользуется его замыслами и опередит его. По воспоминаниям той же Ходасевич, как-то пригласив ее на выставку, Татлин велел ей встать у входа в зал, где демонстрирововались его картины и велел не пускать туда Малевича или "его отродье", а у себя в квартире закрыл окна фанерой, чтобы работы Татлина не увидел тот же Малевич, живший по соседству. Далее она продолжает - "Я видела, что Молекула изнемогает от этой жизни, тем более что Татлин стал поговаривать о постройке модели летательного аппарата, который будет называться "Летатлин", и первым полетит на нем, пока он еще мало весит, его сын Володя (!)...". В результате они расстались и Ходасевич В.М. увезла Молекулу с ребенком к себе в дом Салтыковой на Марсовом поле.
       А.Б. впоследствии писала - "Татлин любил мать своего сына, и казалось, что где-то втайне ждал ее возвращения". Гражданская жена Татлина - Гейнце М.А. умерла в нач. 1930-х годов под Горьким, где работала врачом, спасая чужого ребенка, заразилась и умерла.
     В 1924 г. Татлин получает официальное предложение построить еще одну модель "башни" для советского раздела на Международной выставке декоративных искусств в Париже. Такая модель им была изготовлена и демонстрирововалась на этой выставке. Там этот проект был награжден золотой медалью. Большую роль в пропаганде идей Татлина и его "башни" на Западе сыграла изданная в Берлине книга И.Г.Эренбурга "А всё-таки она вертится", а также книга и несколько статей искусствоведа и критика Н.Н. Пунина (гражданский муж Анны Ахматовой в 1923 - 1938 гг.), посвященные Татлину и его проекту. Пунин считал Татлина самым талантливым художником своего поколения. После публикации в отечественной и зарубежной прессе Татлин стал знаменит.
        С  осени 1925 г. по 1927 г. Татлин жил в Киеве. Он руководил работой фотокинотеатрального отделения в Киевском художественном институте (1925-1927). А.Б. писала - "Татлин прибыл в Киев в расцвете творческих сил, 40-летним человеком, окруженный легендой. К тому времени "кривобокая слава его", как он сам говорил, облетела Европу". В первую их встречу она запомнила его таким - "...длиннорукий, улыбчивый, в идеально отглаженном костюме особого покроя (своего), в голубой сорочке (синий и голубой - его любимые цвета), без галстука... Вроде бы и некрасив, но озарен тем внутренним светом, который делает человека прекрасным. И сложен идеально".
       К ноябрьским праздникам 1926 г. Татлин оформил спектакль "Гайдамаки" в Киевской артиллерийской школе. В начале и в конце спектакля он пел, изображая певца-бандуриста.
      Здесь же, в Киеве, выкристаллизовывалась его мысль о форме Летатлина. Погружаясь в подготовку "Летатлина", художник стал сосредоточенней, обособился. большую часть времени проводил дома, в узком кругу людей, любивших его.
                                                                                                  Один из эскизов Летатлина.
                             

Еще в юности юнгой Татлин любил наблюдать за полетом птиц, а тут для проработки проекта "Летатлина" у него на Дикой (улица в Киеве) появился аист, зимой живший с хозяином в комнате. Он кормил его лягушкам, которых разводил в корыте, стоявшем тут же, в комнате.
      Вспоминая Татлина А.Б. писала - "Мечтал, чтобы человек мог летать, говорил, что встречался в Калуге с Циолковским (исследователи его творчества не подтверждают этого факта), который верил в его птицу, мечтал о воздушном велосипеде, изобрел Летатлин. На вопрос - "Что его натолкнуло на думку о полете? - спросила я.  - Пожалуй, - подумав немного, сказал он, - сиротство. О матери много думал - она рано умерла. Лицо ее представлял, а уловить не мог. Тепло груди, рук ощущал, носил в себе… а лица не помнил. Смотрю в небо - облака плывут, меняют очертания. Такое множество форм! Вдруг, среди них мелькнет лицо матери и тут же сникнет. Захотелось мне туда, к облакам... Кто из киевлян общался с Татлиным, не забыл его до сих пор, такова была сила его личного обаяния и творческого накала...".
    Про одним сведениям 1927 г., по другим в 1928 г. Татлин вновь переехал в Москву, но об этом уже в следующей части.

Татлин В.Е. - художник с оборванными крыльями. Часть 2.

Городок художников на Верхней Масловке. Оглавление.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: https://magazines.gorky.media/slovo/2005/47/romantika-i-konspiracziya-vremen-bolshogo-terrora.html ; https://vk.com/@prosmotr-vladimir-tatlin-zavoevanie-buduschego-edinstvennoe-opravdani?ysclid=lf2bn9y95s443117674 ; https://biography.wikireading.ru/262772?ysclid=lf0scou4ue231358973 ; и др.

старая Москва, Вокруг Петровского парка, Прогулки по Москве, Городок Художников на Масловке, достопримечательности

Previous post Next post
Up