Старопименовский пер., дом №14. Начало. Часть 17.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Часть 15.
Часть 16.
Дом №14 (участок 48\ 51). Участок, на котором сейчас стоит современный дом №14, имеет богатую историю. Вскоре после войны 1812 г. это владение покупает знаменитый русский архитектор итальянского происхождения Осип Иванович Бове, один из главных зодчих города Москвы, восстанавливающий ее после пожара 1812 г. и создавший ее неповторимый архитектурный облик. В этом же владении в разные годы жили и другие архитекторы, поэты и артисты.
Интересны биографии и некоторых жителей этого современного дома. что на фото ниже, среди них писатели, поэты, ученые и др.
Старопименовский пер., дом №14. Современный вид.
Бове Осип Иванович (1784 - 1834 гг.) родился в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. А его матерью была Екатерина Кнаппе, дочь художника Карла Кнаппе. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву.
Осип Иванович получил архитектурное образование в училище при Экспедиции Кремлёвского строения. Это было единственное на тот момент учебное заведение в Москве, где готовили архитекторов-практиков. Учился у Ф. Кампорези и И. В. Еготова (1802-07). С 1807 г. помощник М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Твери, а в 1809 г. Осип Иванович получил звание архитектурного помощника.
Бове Осип Иванович.
.Во время Отечественной войны 1812 года.Осип Иванович Бове участвовал в ополчении. Он попал в Московский гусарский полк. В этом же полку служили представители Шереметевых, Голицыных, Толстых (в том числе отец великого писателя - Николай), студент Александр Грибоедов, композитор Александр Алябьев и мн. другие. Впоследствии этот полк объединили с обескровленным в боях Иркутским драгунским, переименовав в Иркутский гусарский полк.
После войны, для восстановления сожжённой Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором "фасаднической части", он осуществлял контроль за проектами и их "производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам". Ни один дом не мог быть построен без его подписи на чертежах. Это привело к тому, что была создана единая система застройки домами с классическими фасадами. Пусть они были сделаны из дерева и оштукатурены под камень, но все соответствовали стилю московской архитектуры позднего классицизма, или ампиру.
Ведущий мастер моск. ампира, Бове осуществил в послепожарной Москве ряд крупномасштабных градостроительных проектов, послуживших началом реконструкции центральной части города. Он восстанавливал башни Моск. Кремля (1816-1824 гг.) и построил напротив кремлевской стены новое здание Торговых рядов в виде 12-колонного портика с куполом (1815 г.), (разобраны).
Проект реконструкции Красной площади. Акварель О. И. Бове. 1813 г.
Осип Бове был и создателем Кремлевского (Александровского) сада (1819 - 1822 гг.) В нем, у подножья Средней Арсенальной башни, Бове соорудил Итальянский грот, или грот "Руины". Он символизировал возрождение Москвы после наполеоновского нашествия - при постройке грота использовали камни разрушенных московских зданий и древние каменные ядра, лежавшие без дела в Кремле. Грот был создан на месте бастиона, который построили для обороны Москвы от шведов в ходе Северной войны. Обратите внимание при Бове Кремль был белокаменный.
Худ. Огюст Кадоль. Манеж и Кремлёвский сад. 1823 - 1824 гг.
Еще Бове предлагал использовать воды реки Неглинной, чтобы устроить в садах два пруда "с дорожками и аллеями вокруг", причем водоемы должны были соединяться пятиметровым каскадом: "воды, падающие сверху, представляли бы великолепное зрелище", однако это не было осуществлено. Кстати, здание манежа, изображенное на фото выше справа, было построено в 1817 году по проекту А. Бетанкура в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 года. Позднее, в 1824 - 1825 годах Осип Бове оформил фасады Манежа в стиле ампир.
Река Неглинка в 1817-1819 годах была заключена в подземный кирпичный свод, что дало возможность устроить совершенно новое архитектурное пространство. Именно благодаря этой инженерной операции появились Театральная площадь, созданная по проекту архитектора Бове (1816 - 1824) с доминантой Большого театра (по проекту А. А. Михайлова и Бове) и 4 подчинёнными ему зданиями.
Литография Л. Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с оригинала Бронина, фигуры Ж. А. Дюруи. Театральная площадь. Вид от Большого театра. 1847 - 1849 гг.
Архитектор А. Витберг писал так: "Проект Петровского театра - произведение Бове, который дозволил, чтобы ему присвоили сей проект". Михайлов же обижался и говорил: "Осип Иваныч несамостоятелен и всё берёт из готовых образцов".
Это несправедливо. Дело было так. В 1816 году Комиссия о строении Москвы, объявила конкурс на строительство нового Московского Императорского театра (постращавшего от очередного пожара, на этот раз в 1812 году). Был выбран проект профессора Императорской Академии художеств А. Михайлова, однако, проект признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным. Его поручили переработать архитектору Осипу Бове, который сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внеся коррективы в отделку.
Императорский Большой театр. Главный вид. 1838 г.
Осип Бове также разработал ряд проектов образцовых жилых домов, на основе которых сложился облик регулярной жилой застройки и возник тип моск. особняка. Построил 1-ю Градскую больницу (1828-32, совм. с братьями), дом Гагарина на Новинском бульваре (1817), не сохранился, (
о нем я писала здесь), Троицкий собор Данилова мон. (1833-38) и др. Реконструировал церковь-ротонду "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке (1828-1833) и др. Последней работой Осипа Бове были Триумфальные ворота у Тверской заставы (1814); перестроены в камне в 1827-1834 гг.
Триумфальные ворота на Тверской заставе. 1848 г.
Осип Бове сумел не просто создать новый облик Москвы, доныне пленяющий нас в сохранившихся старинных улочках, он объединил в цельный ансамбль древние московские памятники и ампирные строения, на века заложив перспективы градостроительных комплексов города. Этот русский итальянец, для которого Москва стала родной, воздвиг себе настоящий рукотворный памятник, по праву вошедший в русское искусство, литературу и историю.
В связи с вышесказанным удивительно читать
статью Игоря Грабаря о Бове в Большой биографической энциклопедии, где в частности он пишет - "Балованный и властный, Б. не стеснялся присваивать себе чужие идеи - напр., выдавал проект Большого театра за свой и применял к своим проектам декоративные мотивы Джилярди. По словам Витберга (см. его
фразу здесь), все интересы Б. ограничивались практическими делами и неутолимой страстью к обогащению, в жертву которой было этим большим художником принесено его блестящее дарование".
Участок в Старопименовском пер. Осип Бове купил в 1813 г. Москвовед Романюк С.К. пишет - "За этим зданием (дом №14) в 1813 - 1825 гг. находился небольшой каменный дом Осипа Ивановича Бове. Историк и краевед В.В. Сорокин добавляет, Осип Иванович жил в особняке с 1814 г., свыше 10 лет, здесь же жили его мать-вдова, сестры и братья. Это подтверждается и справочниками
1818 г. и
1826 г. Отмечу, братья Бове тоже были архитекторами. Александр Иванович Бове (1804 - 1788 гг) обучался архитектуре у старшего брата Осипа и был с 1820 его помощником, (совместно с Осипом) в 1833 г. строил 1-ю Градскую больницу, в 1836 г. - восточную часть Скорбященской церкви на Б. Ордынке, по проектам брата, в 1840-х гг. Александр Бове. строил по своему проекту колокольню Рождественского монастыря в Москве. Михаил Осипович Бове (1797 - ? гг.) также учился у старшего брата. В 1830, в числе других архитекторов, составлял проект храма Христа Спасителя в Москве
В 1816 году Осип Иванович Бове женился на княгине Авдотье Семеновне Трубецкой, ур. Гурьевой (1786 - 1871 гг.) , вдове князя Алексея Ивановича Трубецкого, погибшего в 1813 году в битве под Лейпцигом.Авдотья Семёновна была дочерью профессора Семена Емельяновича Гурьева, весьма известного среди математиков как автор первого в России учебника по высшей математике "Дифференциальное и интегральное исчисление", среди кораблестроителей начала XIX века как талантливый педагог и ученый. Она выросла в интеллигентной дворянской семье и привыкла к общению с людьми творческих профессий.
Бове Авдотья Семеновна, ур. Гурьева.
Этот брак наделал много шума в Москве, княгиню осуждали и не понимали. “Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер - все подходят, лишь бы выйти замуж”, - судил о княгине Трубецкой высший свет. Слишком велика была сословная разница между княгиней Трубецкой и незнатным архитектором, пусть даже очень талантливым и признанным. Сын неаполитанского художника стал обладателем многих поместий, в их числе нескольких подмосковных, а Авдотья Семеновна ради этого брака согласилась с утратой княжеского титула и рассорилась со многими родственниками. Впрочем, брак Бове и Трубецкой оказался счастливым: в нем родилось пятеро детей - четверо сыновей и дочь.
А вот утверждение, что после свадьбы молодые поселились в Богословском переулке, в доме Трубецкой, неверно.
В том же справочнике, за
1826 г. указано отдельно (на 202 стр.) в главе Жительство архитекторов, адрес Бове: дом №27 в Сретенской ч., то есть прав Романюк и Сорокин, по 1826 г. включительно семейство Бове проживало именно в Пименовском переулке. На тот момент это был участок №27, сейчас д.№14.
В этом доме у Бове в юности арендовал квартиру родной брат поэта Ф. И. Тютчева - Николай Иванович Тютчев (1801 - 1870 гг.), в 1810-е годы, он учился в училище колонновожатых, оно находилось поблизости, на Б. Дмитровке 11.
Тютчев Николай Иванович.
Как пишет краевед и москвовед Сорокин, тут у него останавливался поэт Федор Иванович Тютчев, братья были очень дружны. Кстати, Николай Иванович Тютчев в последние годы жизни жил в соседнем владении, в Пименовском пер., 12, об этом я писала в прошлой части.
В 1850-х годах владелецей усадьбы становится княгиня Мансурова (Мансырева) Надежда Михайловна, ур. Ильина (1791-? гг.). Надежда Михайловна была женой (с 1808 г.) лейтенанта флота князя Никанора Степановича Мансырева (ок. 1783 - ок. 1830 гг.). В этом браке у них родилось двое сыновей: Павел Никанорович (1812 - ? гг.) и Николай Никанорович (1825 - 1904 гг.). Напомню, это та самая княгиня Мансурова из-за которой покончил жизнь самоубийством дед поэта М.Ю. Лермонова, подробнее об этом и о ее судьбе
я писала здесь, когда рассказывала о другом ее участке в Пименовском пер. Ей принадлежало в эти годы два участка в этом переулке, этот
№48 и участок напротив №52. На плане Хотева ниже видно как в те годы выглядели владения князей Мансуровых Кстати, допускаю, что на этом плане на участке №48 изображен бывший небольшой каменный дом архитектора Бове, о котором писал Романюк.
План Хотева 1852 г. уч.№49 и № 52 Мансуровых.
В
1860-х годах княжеское владение переходит в купеческие руки. Теперь оно принадлежит купцу 3-й, позже 2-й гильдии Полякову Дмитрию Александровичу (1801 - 1868 гг.), род которого состоял в купечестве с 1825 г. Он торговал золотыми и серебряными вещами в Городской части в Серебряном ряду. В
конце 1860-х годов владение переходит к его сыновьям Александру Дмитриевичу, продолжателю дела своих предков, и Николаю Дмитриевичу. Сведения о последнем разнятся. В "Справочной книге..." за
1869 г. сообщается, что он торгует сукном в Городской ч. в Теплых рядах. То же и в "Справочной книге..." за
1875 г. А в той же книге за
1872 г. сообщается, что он занимается производством золотых и серебрянных вещей при своем доме в Пименовском пер. То же написано и в Адрес-календаре за
1874 г. Где истина, не знаю.
В 1880-годах участок переходит к Карнееву Василию Николаевичу (1831 - .1895 гг.), архитектору, академику Императорской Академии художеств, одному из учредителей Московского архитектурного общества. Отцу архитектора Н. В. Карнеева (1859-?)
Карнеев Василий Николаевич.(
отсюда)
Василий Николаевич много строил в Москве церковных и гражданских зданий. Среди церковных построек мастера одной из первых его работ была перестройка Церкви Николая Чудотворца Мирликийского на Рогожском кладбище (1863-1864 гг.). На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна.
Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище. Фото 2015 г.
Заново была построена трёхъярусная колокольня с шатровыми завершениями и двумя шатровыми висячими гирьками.
По его проекту была также перестроена Домовая церковь Андрея Первозванного в Чудовом монастыре (1880 г.), в Кремле (не сохранилась); пристроена ризница церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках на Стрелке (1880 г., Солянка, 5/2) и др.
Среди гражданских зданий, построенных по проекту архитектора Карнеева В.Н., в основном постройки в стиле эклектики. Одним из первых, построенных по его проекту, был доходный дом Медынцевых (1867 г.).
Покровский бульвар, 6/20с1. Доходный дом Медынцевых. Фото 2014 г.
Затем по проектам Василия Николаевича было построено еще много доходных домов и особняков. Так например в 1878 г. он строин на Б. Дмитровке (д.10/2) комплекс доходных домов купца К. Н. Голофтеева.
Большая Дмитровка, 10/2. Комплекс доходных домов купца К. Н. Голофтеева. Фото 2012 г.
В мае 1885 г., для своих соседей, купцов Викторсон, по проекту архитектора В.Н. Карнеева надстраивается и перестраивается дом 1815 г. постройки. На углу Воротниковского и Пименовского переулков, д.11\6с1 возводится каменный двухэтажный жилой корпус, который в последствии использовался как доходный дом. Подробнее об истории всего этого владения с палатами и литературным салонома позже табачной фабрикой, я писала
здесь и
здесь.
Старопименовский п., 11\6с1. Фото 2014 г.
Самым известным особняком, построенным архитектором Карнеевым в 1884 г , является т.н. "дом Берии" на углу Вспольного пер. и М. Никитской ул. Подробнее об истории этого владения
я писала здесь.
Современный вид особняка с угла М.Никитской ул. и Вспольного пер.
А самым известным доходным домом, построенным Василием Николаевичем в 1882 г., т.н. "дом с атлантами" Этот доходный дом с чайным магазином (ул. Солянка,7) был построен для купцов Расторгуевых (
подробнее о них я писала здесь).
Солянка ул., дом 7. Доходный дом купцов Расторгуевых. Фото 1987 - 1988 гг.
Главный уличный фасад здания на Солянке имеет характерную для эклектики конца XIX века протяженную симметричную горизонтальную композицию. Фасад здания богато украшен фигурами четырёх могучих атлантов, подпирающих центральный балкон, лепниной с львиными масками, жезлами Меркурия в окружении химер и др.
Ул.Солянка,7. Доходный дом купцов Расторгуевых. Фото 1995 г.
Долгое время дом был в ужасающем виде, но совсем недавно отреставрировали его внешний фасад, а сам дом уже практически новодел, да и в паспорте дома он теперь числится как дом
2020 г. постройки.
Я написала только о некоторых зданиях, построенных в Москве по проекту архитектора Карнеева, но было много других.
В 1888 г. архитектор В. Н. Карнеев, карьера которого складывалась вполне удачно, оказался под следствием из-за обрушения стены почти построенного здания - Доходного дома Московского купеческого общества на улице Кузнецкий мост. Под завалами погибло 11 человек, еще 11 получили травмы.
Рис. В. Ф. Фалька. Обрушение дома Купеческого общества на Кузнецком мосту. 1888 г.
И хотя неудачный проект принадлежал другому архитектору - А. С. Каминскому, служивший участковым архитектором и курировавший стройку В. Н. Карнеев тоже не избежал проблем с законом, хотя его вина и не подтвердилась в ходе следствия. На фото ниже тот самый доходный дом Московского купеческого общества.
Угол Кузнецкого моста и Неглинной ул. Фото 1900 - 1905 гг.
Архитектор А.С. Каминский был признан виновным в нарушении строительных норм безопасности и приговорён к шести неделям ареста. Его профессиональная деятельность на этом завершилась. А Карнеев после этой трагедии все же продолжил свою профессиональную деятельность.
Так например в 1892 г. он занимался частичной переделкой фасада жилого дома на ул. Сергия Радонежского, 13/1,с1; перестройкой правого флигеля городской усадьбы Шубиных на М.Дмитровке 12с1 и др.
Малая Дмитровка 12с1. Флигель городской усадьбы Шубиных.
В 1895 г. архиектор Карнеев Василий Николаевич скончался.
Упомяну еще, что во владении Карнеева какое-то время проживал Родон (наст. фам. Габель) Виктор Иванович (1843 - 1892 гг.), известный артист оперетты. В 1867-1876 работал в Киевской драм. труппе, затем в опереточной труппе моск. "Артистического кружка" под рук. М. В. Лентовского. В 1886 к Родону перешла антреприза "Нового театра". В 1889-1892 годах был в труппе т-ра "Парадиз". Родон - родоначальник рус. опереточных комиков, завоевал огромную популярность. Обладал небольшим, но приятным голосом, музыкальностью, сценическим темпераментом и острым чувством юмора. Его коронными номерами были злободневные куплеты. Он был также мастером импровизации.
После смерти архитектора Карнеева этот участов в Старопименовском переулке покупает другой владелец и строит здесь особняк, но об этом я напишу уже в следующей части.
Старопименовский пер, дом №14. Продолжение. Часть 18.
Другие достопримечательности. Оглавление.