Жизнь и судьба дворянина Сорохтина Н.П., основателя двух заводов во Всехсвятском.

Jul 24, 2014 14:23

   Жизнь и судьба дворянина Сорохтина Н.П., основателя двух заводов во Всехсвятском.

В последнее время в моих "Прогулках по Москве" я писала довольно длинную серию постов о Ленинградском проспекте и когда почти подошла к завершению этой серии и хотела писать об истории завода "Изолятор", который до недавнего времени существовал на Соколе, мое внимание привлекла  личность его основателя - Сорохтина Николая Павловича, в его биографии  довольно много неточностей и белых пятен, сведения о нем разбросаны по разным источникам и не всегда верны, отчасти масла в огонь подлил сам Сорохтин, когда ему в 1930 г. пришлось рассказывать о себе следователю во время его допроса по обвинению по т.н. "сочинскому делу Ордена тамплиеров и розенкрейцеров", а отчасти его неблаговидный портрет складывается из писем А.П.Чехова, который его не взлюбил.
   Если коротко, то в большинстве источников его биография выглядит примерно так.
   Сорохтин Николай Павлович (1840-1930 гг.) - художник, в т.ч.театральный, предприниматель, организатор фарфорового производства в Москве и Новороссийске, теософ. Родился в Переславльском уезде Владимирской губ., по одним сведениям - из крестьян, по другим, более достоверным, - из старинного дворянского рода. Окончил Школу живописи, ваяния и зодчества в Москве. Скончался в тюрьме.
  Вот я и решила разобраться и исправить ошибки, а также восстановить по мере сил и возможностей истинную его биографию.
                                       

Все ссылки приведены в конце поста в разделе "Использованные материалы", а цифры под текстом - это на какую ссылку я опираюсь в данный момент.
   Сорохтин Николай Павлович родился 23 марта (по ст. стилю) 1861 г. в с. Михалево Переяславского уезда Владимирской губернии в семье потомственных дворян (легенда о его рождении в 1840 г., также и о его крестьянском происхождении пошла от самого Сорохтина, см. Допрос - ниже).
   Отец; Сорохтин Павел Иванович, мировой посредник.
   Мать; Сорохтина (в дев.Турчанинова) Александра Ростиславовна.
   Бабушка по матери: Мария Дмитриевна Синявина (дочь адмирала Синявина Дмитрия Николаевича).
   Дед по матери: Турчанинов Ростислав Иванович, отставной штабс-капитан артиллерии.
   Бабушка по отцу: Сорохтина ( в дев. Корсакова) Анастасия Алексеевна - дочь генерал-лейтенанта Корсакова А.И.
   Дед по отцу: Сорохтин Иван Иванович - генерал-майор.
   Род дворян Сорохтиных известен с 1653 г. Его предки служили в разных чинах Российскому престолу, за что и были пожалованы разными поместьями (1).
   Фамилия Сорохтиных, по-видимому, происходит от выходца из Золотой Орды мурзы Сорохмира в XIV веке. С тех пор их предки получили и русское дворянство. Однако при царе Алексее Михайловиче происходила борьба с местничеством, и многие стародворянские записи по монастырям и земским управам были уничтожены, а их потомки были записаны в бархатные книги разных губерний. Так Сорохтины оказались записанными в Ярославскую книгу под 1653 годом (ссылка: «Общий гербовник», т. VII, СПб., 1803, №99) - (4).
    Герб дворян Сорохтиных.
                                                              

Будучи еще мальчиком, Сорохтин Н.,П. переселился на Сабининский завод Владимирской губернии (близ с. Михалево), где жил и изучал гончарное и фарфоровое дело, затем продолжал совершенствоваться в керамике на русской границе в юго-западном крае на различных заводах. Окончил Школу живописи, ваяния и зодчества в Москве - (1) (в какие годы он учился в училище неизвестно, его внук Сорохтин О.Г. пишет: - "мой дед был хорошо знаком со знаменитым художником Василием Дмитриевичем Поленовым и часто творил в его имении Борок на Оке" (совр. назв. усадьбы - Поленово), отмечая при этом, что "художественные произведения деда - это его хобби" - (4).
   Сорохтин был популярным художником в 1880-е годы и имел блестящий успех на Московской Художественной выставке, в Императорском Историческом музее хранятся прекрасно выполненные две его картины "Внутренний вид храма в Троице-Сергиевой лавре" и "Усыпальница Салтыковых в Костроме" - (1). К сожалению, картин Сорохтина мне найти не удалось, нет и упомянутых картин на сайте Исторического музея, но сайт сейчас еще в разработке, и возможно картины появятся позже.
Сам Николай Павлович (см.Допрос - ниже) уверяет, что работал театральным художником в театре ("Эрмитаж") у Лентовского, но эту информацию надо проверять, по крайней мере, в книге Дорошевича о Лентовском его фамилии я не нашла.
   В 1882 г. Николай Павлович женится на племяннице кн. Долгорукова Владимира Андреевича - Марии Николаевне Левенец - дочери Николая Васильевича Левенец, женатого на Балк-Поль (1). (известен род Балк-Полевы, у Токмакова, возможно, описка).
   От этого брака у Сорохтиных родился где-то в начале 1880 г. сын Владимир - (4).
   В 1888 г. Сорохтин покупает центральную часть имения Мелихово и начинает переоборудование господского дома, оформляет его в духе собственных декораций к театральным феериям. С восточной стороны усадебного дома была пристроена причудливая веранда в псевдомавританском стиле с четырьмя колоннами, стрельчатыми арками и заборчиком гребешком над кровлей. По обе стороны лестницы, ведущей на веранду, стояли деревянные золоченые грифоны. Пристройка придала дому восточный вид, за что Сорохтин прослыл у местных жителей "татарином". Веранда эта сохранилась, исчезли только грифоны.
  Но уже зимой 1892 г. Николай Павлович решает продать свое имение, о чем дает объявление в газету. Покупателем становится Антон Павлович Чехов.


Далее упоминание о художнике встречается  в письмах Чехова А.П., где он описывает свою покупку имения "Мелихово" (сейчас там мемориальный музей писателя).
   Письмо к Киселеву - от 7 марта 1892 г. (Письмо любопытно тем, что в нем Антон Павлович пишет об имении, таким, как оно было при Сорохтине).
   "Станция Лопасня, Моск.-Курск. Это наш новый адрес... громоздкое имение, владельцу которого в Германии непременно дали бы титул герцога. 213 десятин на двух участках. Чересполосица. Больше ста десятин лесу, который через 20 лет будет походить на лес, теперь же изображает собою кустарник... Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид. Курятник сделан по последним выводам науки. Колодезь с железным насосом. Вся усадьба загорожена от мира деревянного оградою на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами. Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом - пожаром; всё же остальное не берет их.
   Есть парники. В саду, в 15 шагах от дома, пруд ... с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна. За двором другой пруд, которого я еще не видел. В другом участке есть речка, вероятно, скверная. В трех верстах река широкая, рыбная. Посеяно 14 десятин ржи...
                                     

Имение куплено за 13 тысяч. Купчая стоила около 750 р. Итого 14 тыс. Уплачено продавцу художнику наличными 4 тыс. и закладною в 5 тыс. по 5% на десять лет. Остальные 4 тысячи художник получит из земельного банка, весною, когда я заложу именье в оном банке...".
   В своих письмах Чехов довольно нелестно пишет о Сорохтине, представляя его лжецом и обманщиком, вот выдержки из некоторых писем.
    В письме к Суворину А.С. от 28 февраля 1892 г.он пишет:
    "Художник, продающий мне имение, шалый человек, из страха, что я могу отлынуть, всё время лгал мне и в крупном и в мелочах, так что каждый день я делал открытия. Имение его оказалось всё в долгах, и я должен был платить эти долги, причем брал ничего не стоящие расписки; если старший нотариус не утвердит купчей, то деньги мои пропадут".
    В письме к  Суворину от 3 марта 1892 г. Чехов пишет: -
    "Я каждый день делаю открытия. Что за ужас иметь дело со лгунами! Продавец художник лжет и лжет, лжет без надобности, глупо - в результате ежедневные разочарования. Каждую минуту ожидаешь новых обманов, отсюда раздражение. Привыкли писать и говорить, что только купцы обмеривают да обвешивают, а поглядели бы на дворян! Глядеть гнусно. Это не люди, а обыкновенные кулаки, даже хуже кулаков, ибо мужик-кулак берет и работает, а мой художник берет и только жрет да бранится с прислугой. Можете себе представить, с самого лета лошади не видали ни одного зерна овса, ни клочка сена, а жуют одну только солому, хотя работают за десятерых. Корова не дает молока, потому что голодна. Жена и любовница живут под одной крышей. Дети грязны и оборваны. Вонь от кошек. Клопы и громадные тараканы. Художник делает вид, что предан мне всей душой, и в то же время учит мужиков обманывать меня. Так как трудно на глаз понять, где моя земля и где мой лес, то мужики научены были показывать мне крупный лес, принадлежащий церкви. Но мужики не послушались. Вообще, чепуха и пошлость. Гадко, что вся эта голодная и грязная сволочь думает, что и я так же дрожу над копейкой, как она, и что я тоже не прочь надуть. Мужики забиты, запуганы и раздражены". (Непонятно почему Чехов пишет о детях во множественном числе "Дети грязны и оборваны", хотя к тому времени, как я уже писала выше, у Сорохтина был от первого брака только один сын - Владимир, возможно, другие дети от этого брака умерли или это дети любовницы?).


Киселеву А.А. от 4 марта 1892 г.
   "...  Н. П. Сорохтин имеет также попросить у Вас указаний и советов относительно своей поездки на Кавказ (В прим. к этому письму сказано - Получив деньги за Мелихово, Н. П. Сорохтин решил ехать на этюды. Ему были нужны советы художника А. А. Киселева, который побывал на Кавказе в 1891 г. и, приехав оттуда в Богимово, показывал Чеховым свои этюды. Видимо, это была первая поездка Сорохтина на Кавказ, куда он в последствии переселится).
    Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину от 17 марта 1892 г.: "Художник, продавший мне Мелихово, покупает дачу в Феодосии".

(Предположительно, эту свою покупку Сорохтин осуществил уже летом 1892 г., по крайней мере на сайте здесь он уже упоминается как крымский художник - "В 1890 г. знаменитый дирижер Дмитрий Агренев-Славянский приобрел участок на Европейской площади (в Киеве) и взял кредит на строительство пятиэтажного здания с двумя концертными залами для выступлений своего хора. Нижний этаж отводился под магазины, верхний - под квартиры. Строительный сезон 1891 г. был провален. Однако в следующем году строительство закипело с новой силой. Агренев-Славянский поручил крымскому художнику Николаю Сорохтину ... заняться оформлением сцены, изготовлением занавеса и разработкой дизайна кресел в зрительном зале". Заказ не был выполнен не по вине Сорохтина).
  В следующем письме к А. С. Суворину от 16 июня 1892 г. Чехов так описывает художника: -
  "... Вы хотите, чтобы я описывал Вам свои впечатления. Мелихово - не заграница. Преобладают у меня теперь два впечатления: одно - прекрасное от сенокоса и другое - отвратительное от женоподобного, мясистого и голодного Сорохтина, моего предместника, который всё еще не угомонился и всячески старается облапошить меня..."
   Насколько объективны оценки Чехова, судить не буду, решайте сами, я лишь приведу последнее письмо Антон Павловича к Суворину А. С., 18 декабря 1893 г.
   "... При покупке имения я остался должен бывшему владельцу (Сорохтину) 3 тысячи и выдал ему закладную на сию сумму. В ноябре я получил письмо: если уплачу по закладной теперь, то мне уступят 700 р. Предложение выгодное. Во-первых, имение стоит не 13 тыс., а 12 300, и, во-вторых, процентов не платить. Я поднатужился и вчера погасил закладную, уплатив то, что нужно, с чем искренно себя поздравляю. Этот долг томил меня. Теперь на имении лежит только банковский долг...". (Как видим, Сорохтин, даже снизил цену за имение Чехову, ему нужны деньги на дело).
  В короткий срок с 1894 г. до 1898 г. он учреждает 2 завода и запускает их в действие. Подробно об их истории читай здесь.Тут скажу о заводах коротко.
  В июле 1894 г. Сорохтин в с. Всехсвятском заводит гончарное производство, производит посуду из глины, подражая образцам древнерусской керамики.
   В 1895 г. он так развил производство, что стал первым учредителем "Фарфорового завода Всехсвятского Товарищества Гончарных изделий". Дела идут успешно и в 1896 г. приобретается еще земля и Николай Павлович приступил к расширению деревянного завода на каменном фундаменте. В это же время завод начинает изготовление изоляторов к телефонным и телеграфным проводам - (1). (этот год считается началом основани завода "Изолятор").
    Старые корпуса завода "Изолятор видны на фото 1940-х гг. справа.


В том же, 1896 г., Сорохтин с группой пайщиков создает Торговый дом "Н. П. Сорохтин и К".
    Газета «Московские ведомости» в 1898 г. публикует статью о «Первом фарфоровом заводе», особо отмечая разнообразие выпускаемой продукции. Помимо бытовой керамической посуды на заводе выпускается майолика для облицовки печей и каминов. Большим спросом пользуются терракотовые украшения для отделки внутренних покоев и фасадов. Из фаянса делают чаши и умывальники, из керамики - цветы для украшения надгробий. На предприятии также изготовляются изоляторы и прочие изделия технического фарфора». Единственное фото изделий завода, которое мне удалось обнаружить, здесь.
    Правда, Токмаков пишет "В 1897 г. Сорохтин вышел из товарищества, после чего завод продолжал действовать под новой фирмой":
    Однако это не совсем так, в справочной книге (см. сноску 2 в конце) за 1897 г. среди купцов 2-й гильдии числится "Торговый дом вне Москвы "Сорохтин Н.П. и К", и далее написано "Сорохтин Николай Павлович, 36 лет, дворянин, в купечесве с 1896 г., житель Моск.уез., 3 ст. в с. Всехсвятском, имеет фарфоровый завод под фирмою "Сорохтин Н.П. и К".
    Эта же фирма "Сорохтин Н.П. и К" упоминается и в справочнике "Вся Москва" за 1901 г. и 1904 г.
    И еще один факт, говорит о том, что Сорохтин оставался владельцем завода и после 1897 г. В начале 1900 года Р.Ф.Мельцер познакомил К.С.Петрова-Водкина с Н.П.Сорохтиным, владельцем гончарного завода под Москвой , где в течение 1900-1901 года Кузьма Сергеевич выполнял заказы, в области керамики: он рисует изразцовые печи и камины, лепит изразцы и колонки. Он дружен с семьей Сорохтина, часто бывал у них дома, особенно к нему, как к старшему товарищу, был привязан Володя Сорохтин. Они вместе учились в Художественном училище живописи, ваяния и зодчества.
    Кузьма с приятелем Владимиром Сорохтиным.
                               

Об их совместном путешествии в апреле 1901 г. сообщали газеты "Русское слово" и "Новости дня".
   Поэтому вопрос о годе выхода из дела Сорохтина окончательно, остается открытым.Вернемся к самому Николаю Павловичу. Далее Токмаков пишет: - "Рядом с упомянутым заводом в том же с. Всехсвятском в 1896 г. Сорохтин устраивает мыловаренный и химический завод "Польза" и уже в начале 1898 г. пускает его в действие. Завод вырабатывает фабричное мыло, изготовленные по новейшему способу; туалетные, парфюмерное мыло всех сортов медицинские и гигиеническое мылопережиренные вновь, изобретенные Русскими и Иностранными профессорами и докторами; разные гигиенические мази и стерелизации разных предметов: в особенности достойно внимания новость: мыло для стирки белья Вазелиновое, дающее экономии 80%.".
                               

К сожалению, найти какую-либо информацию в справочниках об этом заводе мне не удалось.
   В личной жизни Сорохтина в эти годы тоже происходят изменения, Вот как об этом пишет Токмаков "В апреле 1996 г. Николай Павлович по смерти своей первой супруги (год не указывается) женился вторым браком на Елене Владимировне Эверт, дочери инженера Владимира Ермолаевича Эверт, женатого на Серафиме Алексеевне Алексеевой". Елена Владимировна родила ему двух сыновей - Георгий ( рожден еще до брака.в 1894 г.) и Игоря - в 1898 г.
.  Последнее упоминание о Сорохтинев Москве, которое мне удалось обнаружить, встречается в семейных воспоминаниях Классон И.Р., в главе "О московско-дачном периоде 1903-1909 г.", где говорится что Сорохтин Н.П. давал его сестре уроки рисования, а ему еще и  чистописания (может быть, в это время Н.П. уже не был владельцем заводов, странно как-то владея заводами, быть учителем рисования).
    О второй половине жизни вплоть до ареста и смерти Николая Павловича известно очень мало, его внук пишет: "мол, деду надоел московский бизнес - он купил пароходство на Черном море и переехал с семьей на Кавказ; дату переезда я не знаю. Во всяком случае, его старший сын Владимир (от первого брака) после революции жил в Сухуми" - (4).
   По косвенным признакам переезд Сорохтина на Кавказ состоялся в 1907- 1909 гг., где он жил в разных городах, в т.ч.в  Новоросийске , где учились его дети, Сочи и др.
   Сорохтин был арестован 08.08.1930 г. по т.н. "сочинскому делу Ордена тамплиеров и розенкрейцеров", которое включало в себя различные группы мистиков на Северном Кавказе (теософов, антропософов, толстовцев), связанных с Москвой, Киевом, Ростовом на Дону и другими городами России - (3).
   Дальнейшая его судьба известна только из протокола допроса, записанная с его слов, которой доверять достаточно трудно, во первых время было непростое и некоторые факты своей истинной биографии Сорохтин безусловно попытался скрыть, а во вторых, как мы знаем из писем Чехова, любил приврать. Т.о. она вызывает больше вопросов, чем ответов,
    Из показаний Сорохтина Н.П. 10.08.1930 г.
[Spoiler (click to open)]"В каком году родился - не помню, но мне уже 90 лет от роду. Отец и мать умерли, оставив меня 10 лет. Жили они во Владимирской губернии, Переславском уезде. Оставшись после их смерти одиноким, я выехал в Москву и там совершенно случайно был взят в Школу живописи, ваяния и зодчества директором названной Школы. Это было так. Идя по улице, я заметил через окно работающего художника, который оказался директором ЛЕНТОВСКИМ Михаилом Валентиновичем, т.е. это был директор театра, а директор Школы был другой, фамилию которого я не помню.
Заметив меня, стоящим перед окном, художник предложил мне уйти, в ответ на что я ему заявил, что я тоже умею рисовать. Тогда он позвал меня к себе и предложил мне скопировать его работу. Я это проделал и заинтересовал его. Тогда он предложил мне нарисовать картину с натуры. Я и это проделал с успехом, и тогда художник изменил свое расположение ко мне и помог мне устроиться в Школу живописи. По его же рекомендации я был принят в театр директором ЛЕНТОВСКИМ М.В.
    Следовательно, я и учился, и работал одновременно. По окончании Школы живописи я долгое время жил в Москве и работал в театрах и рисовал декорации. После Москвы я бывал в Крыму, в Ялте, в Афонах, во Владикавказе, Екатеринодаре, ст. Невинка и вновь в Москве. Здесь я изобрел искусственный шелк и имел патент изобретения, который продал одному гражданину (?) . Это было уже во время империалистической войны".
    Дополнение. Уже после написания поста я нашла здесь, что Сорохтин снова в 1914 г. открыл ТД "Н.П. Сорохтин и К" по изготовлению искуственного шелка" на 1-й Мещанской (сейчас Проспект Мира), д. 17.
   "Из Москвы я выехал в Майкоп и занимался производством мыла специального. Затем переехал в Сочи. Здесь мною в компании с двумя другими лицами был куплен пароход за 60.000 рублей, который после ремонта был продан нами в Новороссийск за 3.600.000 рублей (о приобретении пароходства пишет его внук - см. выше). В каком году это было, точно не знаю, но, кажется, гражданской войны уже не было.
  Спустя некоторое время здесь, в Сочи, я стал заниматься производством посуды глиняной. Этой работой я занимался лет шесть. Научился я этому делу еще будучи в Москве в театрах (о гончарном заводе в Москве - не упоминает).
В армиях я не был и в политической жизни никакого участия никогда не принимал.
   В Ленинграде проживает мой сын Юрий (Георгий), он профессор медицины. Там же проживает другой мой сын Игорь, который является режиссером кинофабрики. Первый зарабатывает 1500 руб в месяц, однако на содержание меня они были принуждены только судом, который состоялся в прошлом году. Имею третьего сына Владимира, который тоже художник, как и я, и проживает в Москве, Кунцево, больница.Там служит его жена, которая является врачом. С этим сыном я живу в хороших отношениях.
   Других знакомых или родных не имею и связи ни с кем не поддерживаю. Дополняю, что я ушел в Москву 10 лет, и тогда мой отец и мать были еще живы. Они меня истязали, как и других своих детей, и фактически выгнали меня из дома, дав мне на дорогу только один рубль. Конечно, я испытывал лишения, пока устроился в Школе живописи".
    Из показаний Сорохтина Н.П. 27.08.1930 г.
   "На поставленные мне вопросы сообщаю:
   1. Отобранные у меня теософские рукописи «Роспуск Ордена Звезды» и «Право толковать» мне принесла Н.М.ЛОБОДА. Незадолго, примерно месяца за два перед арестом, она сказала: «Прочтите, познакомьтесь, какой Кришнамурти есть, тут он
весь характерно выражен»; сказала также, что привезла откуда. Eто эти рукописи. Рукопись «Три пути» я получил, если не ошибаюсь, от Марии Гавриловны, в прошлом году она приезжала в Сочи дня на два и провела эти два дня у меня. Когда она приезжала, приходила ЛОБОДА. Мария Гавриловна читала чтоEто вслух о Кришнамурти, был какой. Eто немецкий журнал с картинками. Я писал в это время картину. В тот же приезд Мария Гавриловна говорила, что Кришнамурти собирается приехать в Россию, по ее словам это было в газетах. Сам я интересовался теософией раньше, очень давно, потом нашел ее для себя неподходящей и в настоящее время теософского мировоззрения не разделяю ( (При обыске у Сорохтина были изъяты фотокарточки, серебряные ложки, чайные и столовые, художественная картина, библия, разрешение на фотоаппарат, различные мистические книги и рукописи, в том числе: 1) «Золотая колыбель». Рукопись; 2) Рукопись на 16 листах без названия; 3)Безант А.Три пути; 4) «Право толковать»; 5)Кришнамурти. Роспуск «Ордена Звезды». Доклад.; 6) «Устав Майкопского философскоEрелигиозного кружка»; 7) «Манифест Коммунистической партии» Маркса Энгельса на английском языке).
   2. В 1924 или 1925 гг. я, как художник, иногда наезжал на дачу Крестовникова на ст. Лоо, где я писал этюды, там я продавал их дачникам; среди живших на даче Крестовникова встречал теософов: Марию Гавриловну, Элизу Вильгельмовну, ЛОБОДУ, Инну Захаровну ЕРШОВУ, других я не знаю.
   3. Никто, кроме ЛОБОДЫ, мне теософской литературы не давал, да и она только две эти рукописи. ГОЛУБИНЦЕВА я не знаю, также не знаю, чтобы он привозил какую-нибудь литературу на своей лодке ко мне. Этого не было.
  4. К Советской власти отношусь, как к явлению космическому, считаю, что эта власть от Бога и поэтому ей нужно подчиняться. Никому никогда не говорил, что «соввласть это банда» или «соввласть угнетает религию и сажает невинных людей»
или что-то в этом роде..." ( про "банду" и "про религию" - это обвинения в адрес Сорохтина других заключенных, арестованных по этому делу).
    Еще один из обвиняемых по этому делу - Усов А.А., утверждал, что Сорохтин хотел встретиться с Луначарским, который, как думал Н.П., гостил у него, для того, чтобы получить заграничный паспорт на отъезд за границу.

  Умер Сорохтин в тюрьме между последним допросом и 28.12.30 г., когда в справке при обвинительном заключении указано о прекращении его дела в связи со смертью.
   Вот такая судьба!
   Выше я упоминала, что по рассказам его внука, Николай Павлович дружил с Поленовым и бывал в его имении на Оке, писал там этюды. Я решила поискать работы Сорохтина там. Пришла в библиотека перерыла кучу книг, но только в одном старом путеводителе середины прошлого века мне удалось обнаружить следующее "В столовой, близ двери, на шкафу, сделанном по рисунку Поленова, три обливных фигуры мамантовской гончарной мастерской "Слон", "Павлин" и "Горный баран", сделанные художником Сорохтиным в день трицатипятиления художественной деятельности Поленова, устроенного в гончарном сарае и затянувшемся до темноты. Фигуры из сырой глины служили подсвечниками. Впоследствии они были обожжены и присланы в подарок юбиляру".
   Вот они, эти фигурки.
                                     

Они до сих пор стоят на месте, определенном им юбиляром. Кроме того, из этого рассказа можно сделать вывод, что Сорохтин действительно был дружен с Поленовым и был на его юбилее, и еще один вывод, фигуры были обожжены в мамонтовской мастерской, а значит Сорохтин знал Мамонтова Савву Ивановича, и бывал у него в мастерской, а следовательно был знаком и с другими участниками мамонтовского кружка. Жаль, что  не понятно в каком году происходил юбилей, откуда велся отсчет творческой деятельности Поленова. по году можно бы было определить, обжигались ли фигуры в имении Мамонтова "Абрамцево, или в его гончарной мастерской в Бутырках, о которой я писала здесь.


Напоследок, скажу несколько слов о родных Н.П.: Сорохтин Владимир Николаевич, сын Н.П. Сорохтина, художник-плакатист в Москве.
    Сорохтин Борис Владимирович (1907 - после 1930), артист, внук Н.П.Сорохтина, сын Владимира Николаевича, был арестован по тому же делу, но отпущен.
    Сорохтин Юрий  (Георгий) Николаевич (1894 г.р.), сын Н.П. Сорохтина, профессор медицины в Ленинграде, ученик Бехтерева.
    Сорохтин Олег Георгиевич, учёный-геолог, геофизик, эколог, доктор физико-математических наук, профессор, внук Н.П и сын Г.Н. (именно на него я ссылалась, когда освящала некоторые моменты биографии Н.П.).
    Сорохтин Игорь Николаевич (1898-1959), кинорежиссер, сын Н.П. Сорохтина.
    Был еще родной брат Дмитрий Павлович Сорохтин, врач-гемеопат., о нем вспоминал внук О.Г., когда писал: -"Д.П. действительно был братом моему деду, и мой отец называл его Дядей; в раннем моем детстве отец иногда брал меня к нему в гости" (о нем упоминает в своей книге Н.Молева "Боярские дворы" - "Доживший едва ли не до ста лет известный московский врач-гомеопат, в прошлом кавалергард Д. П. Сорохтин вспоминал о своих приездах в якунчиковскую усадьбу" и предположительно, о нем писал Андрей Белый в книге "Между двух революций" пишет - "Интересно мечтать о гусаре Сорохтине: каков султан, какова шапка!", несмотря на то, что в одном случае гусар, а в другом кавалергард).
   Буду рада любым дополнениям о судьбе Николай Павловича Сорохтина, ссылкам или книгам, где можно увидеть его картины.

Вернуться к прогулке по проспекту.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы:
   1. Токмаков И.Ф. "Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского, Московской губернии и уезда",
1898 г.: 2. Справочная книга о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство по городу Москве http://dlib.rsl.ru/01003854121 и http://dlib.rsl.ru/01003854114 ;  3. Орден российских тамплиеров. Том I. Документы 1922-1930 гг. Публикация, вступительные статьи, комментарии, указатель А.Л.Никитина. М., «Минувшее», 2003 г. Ссылка на pdf-версию;
4. http://arhiv.admnvrsk.ru/story/8.php ; 5. http://ngasanova.livejournal.com/125166.html и др.

Ленинградский, усадьба, Всехсвятское, дореволюционные фото, завод, Сорохтины, старые фото, портрет, Сокол, фарфор, Прогулки по Москве, Поленовы, Долгоруковы, майолика

Previous post Next post
Up