Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 40.

Aug 08, 2014 11:06

                  Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 40.

Нечетная сторона. Часть 1 - Часть 19.
    Четная сторона.  Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26. Часть 27. Часть 28. Часть 29. Часть 30. Часть 31. Часть 32. Часть 33. Часть 34. Часть 35. Часть 36. Часть 37. Часть 38. Часть 39.

Четная сторона.

Прежде чем продолжить прогулку по проспекту, не могу удержаться, чтобы не показать для сравнения две фотографии одного и того же места.


Фото конца 1930 годов, правда на сайте "ПастВью" оно датировано 1940 - 1950 гг., но я с этой датировкой не согласна, т.к. еще нет здания МАДИ, которое стало строиться на этом месте еще до войны.


Для ориентира высотное здание на втором плане на 1-й фотографии стоит на месте школы (4-х этажное белое слева) на 2-й фотографии, а белый забор слева в центре на последнем фото это бывшее ОКБ им. Яковлева. Правее за ним стоит 2-х этажный домик, об истории некоторых его жильцов я узнала благодаря воспоминаниям одного из участников форума на сайте "ПастВью", который родился в этом домике. Вот, что он пишет "Двухэтажный деревянный дом, б. домовладелец - доктор Миронов, который - после "раскулачивания" - жил в одной из квартирок со стороны шоссе. Жильцы дома постоянно писали в НКВД на него доносы, обвиняя в подпольных абортах". Доктора не посадили, т.к. автор предполагает, что многие НКВДшные жены у него лечились и он прожил в бывшем своем доме до его сноса в 1958 году. Правда, в 1930 г. доктор пытался возвратить его в собственность, но ему отказали, признав, что  "Данный дом находился в бесхозяйственном состоянии и сам Миронов является чуждым элементом советской власти".  Я покопалась в справочниках и нашла этого доктора Миронова Ивана Дмитриевича, который был врачом и жил во Всехсвятское еще до революции.
     Отец автора ушел из этого дома на фронт и пропал без вести, хотя имел бронь.  На фото ниже этот дом и соседний. Вдали дом №66, о котором я писала в прошлой части.
     Возведение Главного корпуса ОКБ Яковлева на Ленинградском проспекте. Фото 1957 г.

     Тот же дом со двора еще до начала строительства КБ Яковлева. Фото 1954 - 1955 гг.
                                       

Дом №68 - территория, занятая этим домом с его многочисленными корпусами сейчас именуется бизнес-центр "Авиапарк", включающий в себя гостиницу, косметический центр, Теледом, где снимаются такие передачи как "Своя игра", "Танцы со звездами", джаз клуб Игоря Бутмана с рестораном и многие другие, здесь находится Федеральная служба за оборотом наркотиков САО и корпорация АОА "Иркут".


   В советское время эта территория принадлежала Авиационному заводу, который неоднократно менял свое название., то это было КБ завода 115, с 1935 - ОКБ завода 115. а затем с 1966 г. ОКБ ММЗ "Скорость".
   Историю его создания описал в своей книге "Цель жизни" знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев, вот что он пишет - "Группа энтузиастов из 35 человек, работавшая под руководством А. С. Яковлева, добилась признания и 15 января 1934 г. была переведена из Осовиахима в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом 115. Коллектив получил свою базу в кроватной мастерской на Ленинградском проспекте". На фото 1933 - 1935 гг. та самая фабрика.
                             

Далее Яковлев пишет, что меня предупредили "производство кроватей за мастерской сохраняется.
  Так очутилось наше конструкторское бюро в кроватной мастерской. Она размещалась в небольшом кирпичном одноэтажном сарае. Помещение не было даже оштукатурено, а земляной пол засыпан толстым слоем обрезков железных прутьев и проволоки: вероятно, его не чистили много лет. Территория, окружающая мастерскую, или, как говорили, заводской двор, была довольно большая, но загромождена какими-то деревянными сарайчиками, конюшнями, навесами и завалена горами мусора...
   В маленьком, совершенно непригодном для производства помещении рабочими самой низкой квалификации изготовлялись грубые железные кровати - "канадейки", которыми до потолка была завалена половина мастерской...
   Разумеется, никто и предполагать не мог, что эта мастерская превратится в передовой авиационный завод с прекрасной, озелененной территорией."
   Я не буду писать об истории завода, кому интересно прочтет книгу или посмотрит специальный сайт, посвященной истории ОКБ, а я же приведу лишь некоторые старые фото и покажу как постепенно разрастался завод.
   Фасад КБ со стороны Ленинградского проспекта. Фото 1962 г.


Внутренний двор КБ. Фото 1962 г.


Производственный корпус. Фото 1962 г.


Столовая КБ. Фото 1962 г.


Первый самолет АИР-9 на новом месте был создан уже осенью 1934 года и был представлен на выставке в Париже.
                                                                   

Ну и наконец, еще один из образцов продукции, разработанной в ОКБ. Фото 1947 г.


За долгие годы своего существования ОКБ превратилось в мощное авиационное предприятие, а его территория значительно увеличилась. Здесь было создано множество различный модификаций самолетов, а его знаменитые ЯКи знала вся страна. Сам Яковлев руководил заводом до 1984 г. и  ушел на пенсию в возрасте 78 лет. После его смерти в 1989 г, созданное им конструкторское бюро было названо его именем.
   К сожалению, на сегодняшний день предприятие ликвидировано, специалисты уволены, имущество распродано. В 2004 году ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева" было поглощено ОАО "НПК Иркут",  позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр того же ОАО и сейчас из бывших своих площадей занимает неполных два этажа. Приехали!!!
   Двигаемся дальше. Рассмотрим следующее старое фото 1940 гг. Белое здание справа - это  метроподстанция дэ-2, правее от нее корпуса ОКБ Яковлева, постройки слева с трубами - это бывший завод "Изолятор", о последнем речь пойдет ниже.


Где-то между ними, ближе к заводу "Изолятор", до революции находился мыловаренный и химический завод фирмы "Польза". Оба завода "Изолятор" и "Польза" были основаны дворянином и художником Николаем Павловичем Сорохтиным, личностью интересной, незаурядной. В его биографии  довольно много неточностей и белых пятен, сведения о нем разбросаны по разным источникам и не всегда верны, отчасти масла в огонь подлил сам Сорохтин, когда ему в 1930 г. пришлось рассказывать о себе следователю во время его допроса по обвинению по т.н. "сочинскому делу Ордена тамплиеров и розенкрейцеров", а отчасти его неблаговидный портрет складывается из писем А.П.Чехова, который его не взлюбил, поэтому я решила по мере сил и возможностей восстановить истинную его биографию и посвятить его жизни и судьбе  отдельный пост. Здесь же расскажу только о том периоде его жизни, который связан с с. Всехсвятским.
    Фото Сорохтина Н.П., основателя завода "Изолятор"
                                                                      

Итак, примерно на месте левого крыла современного дома №68 по Ленинградскому проспекту (см. первое фото), до революции находился завод "Польза". Токмаков пишет: - "В том же с. Всехсвятском в 1896 г. Сорохтин устраивает мыловаренный и химический завод "Польза" и уже в начале 1898 г. пускает его в действие. Завод вырабатывает фабричное мыло, изготовленные по новейшему способу; туалетные, парфюмерное мыло всех сортов медицинские и гигиеническое мылопережиренные вновь, изобретенные Русскими и Иностранными профессорами и докторами; разные гигиенические мази и стерелизации разных предметов: в особенности достойно внимания новость: мыло для стирки белья Вазелиновое, дающее экономии 80%.".

Еще раньше, Сорохтиным был создан завод "Изолятор", который до недавнего времени находился на Соколе. История его создания такова.
   В июле 1894 г. Сорохтин арендует 1 десятину земли у крестьянина Рамазина в с. Всехсвятском и заводит гончарное производство, производит посуду из глины, подражая образцам древнерусской керамики. Производство началось при 10 рабочих. К августу следующего года Сорохтин так развил производство, что стал первым учредителем "Фарфорового завода Всехсвятского Товарищества Гончарных изделий". В июне 1896 г  было приобретено еще 2 десятины земли за 11000 руб. серебром на расширение завода, а в декабре приступили к расширению деревянного завода на каменном фундаменте. В это же время завод начинает выпускать изоляторы к телефонным и телеграфным проводам.
   В том же, 1896 г., Николай Павлович с группой пайщиков создает Торговый дом "Н.Сорохтин и К". Первый его проект был - учреждение банка "Кредит личного труда". Цель банка была выдавать денежные ссуды под самообязательства ремесленникам, домовладельцам, чиновникам и пр. служащим, вообще людям, занимающимся каким либо трудом, из 8% в год; ссуды могли брать от 15 до 300 руб.с уплатою в рассрочку с ежемесячным погашением долга, сроки по соглашению с заемщиками. Первоначально было собрано капитала до 600000 руб., но Министерство финансов предложило создать Торговый Дом, который и был создан.
    В апреле 1897 г. был подведен пробный баланс за три месяца, прибыль составила 9190 руб. Складочный капитал образовался в 116 тысяч рублей; рабочих на заводе было 200 человек, контора состояла из 10 человек служащих (вначале был только один конторщик).
    Газета "Московские ведомости" в 1898 г. публикует статью о "Первом фарфоровом заводе", особо отмечая разнообразие выпускаемой продукции. Помимо бытовой керамической посуды на заводе выпускается майолика для облицовки печей и каминов. Большим спросом пользуются терракотовые украшения для отделки внутренних покоев и фасадов. Из фаянса делают чаши и умывальники, из керамики - цветы для украшения надгробий. На предприятии также изготовляются изоляторы и прочие изделия технического фарфора". Единственное фото дореволюционных изделий завода, которое мне удалось обнаружить, здесь.
   А вот работы самого художника Сорохтина Н.П. "Слон", "Павлин" и "Горный баран"
                                   

Они до сих пор хранятся в музее-заповеднике В,Д. Поленова, об этом я подробно писала в посте, посвященным Сорохтину.


Токмаков И.Ф. пишет; - "В 1897 г. Сорохтин вышел из товарищества, после чего завод продолжал действовать под новой фирмой", а в книге "Северный округ Москвы. XX век" (сост. Е.Мачульский) добавляется "Оставшиеся пайщики образовали "торговый дом Чоколова, Корейша, Шидловского и Ко" и назвали завод "Изолятор". К 1900 г. завод имел два производственных корпуса - трехэтажный каменный и одноэтажный с деревянной надстройкой, был оборудован двумя нефтяными двигателями, динамо-машинами, шлифовальными и токарными станками, приспособлениями для обработки глины и горизонтальной печью для производства кирпича. В результате банкротства торгового дома молодое предприятие было продано с публичного торга".
    Однако это не совсем так, в справочной книге о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство по городу Москве за 1897 г. среди купцов 2-й гильдии числится "Торговый дом вне Москвы "Сорохтин Н.П. и К", и далее написано "Сорохтин Николай Павлович, 36 лет, дворянин, в купечестве с 1896 г., житель Моск.уез., 3 ст. в с. Всехсвятском, имеет фарфоровый завод под фирмою "Сорохтин Н.П. и К".
    Эта же фирма упоминается и в справочнике "Вся Москва" за 1901 г. и 1904 г.
    И еще один факт, говорит о том, что Сорохтин оставался владельцем завода и после 1897 г. В начале 1900 года Р.Ф.Мельцер познакомил художника К.С.Петрова-Водкина с Н.П.Сорохтиным, владельцем гончарного завода под Москвой , где в течение 1900-1901 года Кузьма Сергеевич работает и выполнял заказы, в области керамики: он рисует изразцовые печи и камины, лепит изразцы и колонки. Он дружил с семьей Сорохтина, часто бывал у них дома, особенно к нему, как к старшему товарищу, был привязан Володя Сорохтин. Они вместе учились в Художественном училище живописи, ваяния и зодчества.
    Кузьма (Петров-Водкин) с приятелем Владимиром Сорохтиным.
                          

Об их совместном путешествии в апреле 1901 г. сообщали газеты "Русское слово" и "Новости дня".
   Из всего вышесказанного следует, что на какое-то время Сорохтин, возможно, выходил из дела, и в этот период действовал завод  фарфоровых и гончарных изделий Торгового дома "Чоколов, Карейша, Шидловский и Ко" под фирмой "Изолятор", а после ее разорения Николай Павлович вновь вошел в дело, либо какое-то время существовало разделение фирм. Поэтому вопрос о годе выхода из дела Сорохтина окончательно, остается открытым.
   Последними дореволюционными владельцами завода становятся супруги Чоколовы Семен Петрович и Екатерина Николаевна, личности не менее интересные, чем Сорохтин, их портреты писал знаменитый художник Серов, они были дружны с С.И.Мамонтовым, а в Москве раньше даже существовал Чоколов проезд (об этом я вскользь упоминала, когда писала пост о гончарной мастерской Мамонтова в Бутырках), поэтому я также решила посвятить этой семье отдельный пост, а тут рассказать только о том отрезке их жизни, что связана с заводом "Изолятор".
    Портреты Чоколовых Семен Петровича и Екатерины Николаевны, написанные художником Серовым В,А. в 1887 г.
                         
   

Впервые имя Чоколова С.П. (1848?-1921гг.) в связи с заводом упоминается в "Справочной книге о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство по городу Москве за 1898 г. о Чоколове написано следующее "Чоколов Семен Петрович, коллежский ассесор, 47 лет, в куп. с 1897 г., житель Мещ. ч.,Салтыковский, собств. дом. Имеет гончарный завод в Моск. уез. 1 ст. в с. Всехсвятское". По воспоминаниям сына Чоколовых - Сергея, в это время отец был еще только совладельцем завода, а основной его работой было строительство Московско-Ярославско-Архангельской ж/д, принадлежавшей Мамонтову С.И., где Чоколов занимал должность главного инженера, но после краха Саввы Ивановича (см.ссылку выше о гончарной мастерской), когда Семен Петрович остался без работы он всерьез начинает заниматься заводом и где-то в начале 1900-х годов он вместе со своей супругой Екатериной Николаевной становятся его единоличными владельцами.
   Село Всехсвятское в начале XX века.

  Супруги Чоколовы сумели создать из этого предприятия рентабельное, высокотехнологическое производство, обеспечивавшее своими изделиями почти всю Россию. Здесь производили изоляторы и технические материалы из фарфора, чаны для красильных, белильных и шелковых фабрик, различные виды санитарной посуды, огнеупорный кирпич. В 1909 г. была организована мастерская искусственных фарфоровых цветов. Электротехническая продукция завода в 1905 г. была отмечена золотой медалью на международной выставке в Брюсселе. В 1908 и 1915 гг. строятся еще два двухэтажных бетонных корпуса. Стоимость производственной продукции с 24 тысяч руб. в 1903 г. возросла почти до 140 тысяч в 1912 г., а в 1916 г., в связи с возросшими потребностями военного ведомства, достигла 485 тысяч руб.
    После 1917 года завод был национализирован, получил название "Изолятор" и специализировался только на выпуске изоляторов и технической керамики.
   Лишь в 1972 году на "Изоляторе" восстанавливают производство художественных изделий. Посуду и керамику производят из отходов фарфора основного производства. Ассортимент художественной керамики невысок - всего 10 наименований изделий - масленки, кружки и сувениры.
   С 1995 года цех художественной керамики преобразовывается в дочерние предприятие "Всехсвятский фарфор" АОЗТ "Мосизолятор".
   А в 1997 году предприятие преобразуется в ООО "Художественный фарфор - М.Изолятор".
   Вот так выглядел до недавнего времени один из новых корпусов завода, построенный в 70-х годах прошлого века (тот, что на первом плане), а за ним уже построены корпуса нового бизнес-центра. Фото было сделано в октябре 2013 г.


Как оказалось, это был последний снимок завода, а уже в декабре 2013 г. этот его последний корпус был снесен.


Но само предприятие не прекратило своего существования, а переведено в Московскую область, в Истринский р-н. С.Павловская слобода.


Но, а на Соколе, на месте, где стоял завод , как это у нас водится, появился новый бизнес-центр.


Окончание прогулки по проспекту. Часть 41 .

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Токмаков И.Ф. "Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского, Московской губернии и уезда", 1898 г.; Справочная книга о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство по городу Москве http://dlib.rsl.ru/01003854121 и http://dlib.rsl.ru/01003854114 ; http://ngasanova.livejournal.com/125166.html ; http://art-farfor.info/history.asp

Ленинградский, старая Москва, архитектура, уничтоженное, Всехсвятское, промышленная архитектура, дореволюционные фото, достопримечательности, завод, старые фото, Сокол, фарфор, Прогулки по Москве, деревянная Москва

Previous post Next post
Up