2-я Тверская Ямская улица. Часть1.
Название XVI века дано по Тверской ямской слободе, которая появилась здесь ещё при Иване Грозном и сохранялась почти до конца XIX века.
Ямские слободы начали образовываться в конце XVI столетия, когда московские власти были вынуждены обратить внимание на необходимость регулярного сообщения в пределах все более и более расширяющейся страны. Первые сведения о ямщиках восходят к царствованию энергичного и просвещенного Бориса Годунова. Он поселил за пределами Деревянного города, у его Тверских ворот, целую слободу ямщиков, тяглом (повинностью) которых была ямская гоньба - доставка почты и царских гонцов по важной дороге, соединяющей столицу с Тверью и Новгородом. Кто были первые поселенцы Тверской-Ямской слободы? Исследователи полагают, что все или большинство их были вызваны из тех городов, куда предстояла ямская гоньба. Ибо ямщик должен знать места, по которым будет проезжать. Итак, скорее всего, тверяки, псковичи и новгородцы и были первыми поселенцами Тверской-Ямской слободы.
Слобода с течением времени постепенно увеличивалась - в 1638 г. в ней насчитывалось 65 дворов, в 1653 г. - 96, в 1686 г. - 107. Застраивалась она вдоль главной проезжей дороги длинными параллельными порядками домов с мелкими - узкими и длинными - участками.
Город со временем надвигался на слободу, захватывая под застройку все новые и новые участки, а с развитием железнодорожных сообщений ямщики и вовсе стали исчезать как профессия: бывшая ямская слобода стала обычным районом города, где все чаще и чаще появлялись новые доходные дома и другие постройки.
Сейчас улица интенсивно застраивается, сносятся старые дома, появляются новые или старые реконструируются до такой степени, что их невозможно узнать.
Пройдемся по улице и посмотрим на примечательные дома и их обитателях.
Дом №2 - Место рождения (29 января 1890 г.) русского писателя Бориса Леонидовича Пастернака. Родители его незадолго перед тем переехали в Москву из Одессы, наняли за 50 рублей в месяц квартиру из шести небольших комнат, но для Леонида Осиповича Пастернака ни одна из них не подходила для занятий живописью, и поэтому он в письмах часто жаловался на тесноту. Сейчас дом числится по Оружейному переулку №3А.
Дом Веденеева. Фото 1980 г.
Родители Бориса Пастернака - отец Леонид Осипович, мать Розалия Исидоровна.
Б.Л. Пастернак
Л.О. Пастернак. "Р. И. Пастернак в доме Веденеева". Акварель. 1890
Мемориальная доска на доме.
Л. О. Пастернак. "Вид из окна". Карандаш. 1889
Это была в ту пору окраина города, одна из ямских слобод Москвы. Но все же петербургское, столичное направление дороги сказывалось: здешние ямщики жили побогаче иных (скажем, дорогомиловских), и дома тут были покрепче. Деревянные постройки, как известно, сгорели осенью и зимой 1812 года по всей Москве. Остались без крыши над головой и ямщики, обслуживавшие "царскую магистраль". Тогда Николай I особым указом выделил средства на обустройство в Тверской-Ямской слободе нескольких каменных строений. Так что здание это в известном смысле еще и памятник истории московского транспорта. В конце XIX века владельцем этого дома, сдававшегося поквартирно внаем, был купец Веденеев. Прочих сведений о нем история не сохранила.
Дома № 6, 8, 1012, 14. (в большом размере
здесь). К сожалению, все эти дома уничтожили за исключением, д. №14, да и он надстроен еще одним этажом и внутри полностью перестроен.
А вот дом №10с2, виднеющийся на дальнем плане, сохранился. Увидеть его можно со двора 1-го Тверского-Ямского пер., правда, только с заднего фасада.
Дом № 14 - бывший дореволюционный доходный дом теперь выглядит так, он надстроен 4-м этажом и реконструирован.
Первоначальный вид здания, он второй слева. Фото 1992 г.
Нечетная сторона 2-й Тверской-Ямской ул. - это в основном задворки 1-й Тверской-Ямской, поэтому подробнее о них я расскажу, когда будем гулять по Тверской-Ямской ул., а пока только некоторые виды зданий с этой стороны.
Дом №11 (он же №4 по Тверской-Ямской).
Дом № 13 и №15 (они же по 1-й Тверской Ямской ул. - слева д.№6, справа д. №8). Фото 1979 - 1981 гг.
Они же чуть позже. Эти одноэтажные пристройки сейчас сохранились но преобразились до неузноваемости.
Дом № 18 - 1893 г. постройки, окна безликие, переделанные, но все же некоторые сохраненные детали обращают на себя внимание.
На фронтоне дома имеется декоративное майоликовое панно.
а также декоративный пояс между этажами. Благодаря замечательному расследованию
pouchkine.livejournal.com/1169.html можно предположить, что архитектор дома и автор панно Николай Александрович Квашнин (1870-1924/26).
По
уточненным данным "картина Ивана Билибина, переведенная в керамику Квашниным. Его автограф на панно, как автора-исполнителя, но не автора сюжета".
В доме расположен музей русской гармоники Альфреда Мирека, посвящен истории одного из самых популярных инструментом в России. Это единственный музей гармоник в нашей стране и один из четырех в мире. Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России А. М. Мирек в течение 55 лет собирал и изучал гармоники и материалы по истории и бытованию их в России.
Здесь можно увидеть реконструкцию первой в мире гармоники, заглянуть в мастерскую гармонного мастера в XIX в., побывать в традиционном трактире и послушать записи игры знаменитого Петра Невского и других известных гармонистов, баянистов и аккордеонистов XX в.
Дом №20 - дореволюционный дом. При реконструкции частично воспроизведена расстекловка подъездов.
На фото сверху виден слева кусок старого дома № 26 с изуродованными окнами 1-го этажа. Сейчас он закрыт сеткой. Если войти в арку и заглянуть во двор, то выяснится противоположная картина - дом №18 с панно Квашнина полностью перестроен и сохранил только фасадную стену.
А вот дом №20 наоборот с фасада потерял свой декор, а со двора сохранил прежние детали декора на уровне 2 этажей, скорее всего изначально он был 2-х этажным.
Часть 2.
Часть 3.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
www.mperspektiva.ru/article/a-1083.html;
rusk.ru/st.php;
pouchkine.livejournal.com/1169.html;
testan.narod.ru/knigi_moskow/sela/mosslob7_4.html;
www.museum.ru/M2759