Одной из достопримечательностей района безусловно является комплекс зданий Московско-Виндавской (ныне Рижской) железной дороги, сохранившийся на сортировочной станции "Подмосковная" с паровозным депо, где в июле этого года открылся музей. Кроме того, раньше этот же архитектурный ансамбль, построенный в 1901 г. по проекту архитектора Ю.Ф. Дидерикса (?), включал в себя, расположеный, примерно, в километре от сортировочной станции, на другой стороне ж\д, пассажиский вокзал с тем же названием, (сейчас он находится в плачевном состоянии). Эти объекты часто путают, поэтому обо всех постройках на станции решила рассказать подробно. Но прежде мы поговорим об окрестностях вокруг станции, со стороны с. Всехсвятского и узнаем как застраивался и формировался этот район, и каким его помню я.
Для начала, чтобы дальше не было путаницы, расскажу о пассажирском вокзале, его современный адрес - ул. Космонавта Волкова д.10с2 (для ориентира - он расположен за современным Алабяно-Балтийским туннелем). Пассажирский вокзал ст. Подмосковная. Фото 1904 - 1906 гг.
Некоторое время, в 1901 году, этот вокзал был конечной конечной станцией для всех поездов, приходивших в Москву, и выполнял функции столичного. Это происходило из-за задержки окончания строительства Виндавского вокзала. Здание украшало множество резных деталей - кронштейны, наличники, декоративные балки. Отапливался он пятью печами различного размера. Вокзал использовался по назначению до 1945 года. С этого года пригородные поезда стали останавливаться у вновь построенной платформы Красный Балтиец, существующей в наши дни, а вокзал превратился в железнодорожную телефонную станцию, обеспечивающую связь между всеми пунктами от Москвы до Нахабино. В 2001 году телефонный узел закрылся, вокзал стоял заброшенным, потом его приватизировали. За это время он несколько раз горел, Тем не менее здание никогда не перестраивалось и капитально не ремонтировалось, до недавнего времени сохраняло историческую планировку и множество оригинальных деталей. В 2008 году оно получило статус объекта культурного наследия. Фото вокзала 1960 - 1983 гг.
А здесь можно посмотреть как выглядело здание в сентябре 2013 г. Постепенно вокруг вокзала стали возникать дачные поселки, со стороны Коптева появились поселки Кондратовка и Ипатовка, а за селом Всехсвятским вдоль полотна ж\д появляется дачная местность "Новая стройка", в которой в конце XIX века купец И.Г.Погудкин открыл типографию и переплетную мастерскую. Эта местность упоминается в статистических справочниках за 1912 г. Предположительно, это и могла быть старая типография Погудкина, перестроенная после ВОВ.
Но из-за того, что ст. Подмосковная (первоначально она называлась Москва 2-я), в отличии от других станций Виндавской ж\д, задумывалась, прежде всего, для сортировки поступающих грузов, для переформирования товарных составов и проведения ремонтных работ, вскоре дачное население сменили постоянные жители - торговцы, владельцы кустарных мастерских и железнодорожные рабочие. Общая картина ясна, теперь вернемся к участку на котором я закончила прошлый пост. К началу 50-х годов прошлого века здесь сохранялась в основном деревянная застройка. Это видно на плане Москвы 1952 г.
А в конце 50-х участок этот стал интенсивно застраиваться кирпичными пятиэтаэками и к моему перезду сюда, в 1969 г., от старой застройки почти ничего не осталось. Из строений, изображенных на плане, я застала 4 кирпичных домика (обозначены красным цветом), стоящих в ряд за ВЗИИТом, в них были общежития, не помню кому принадлежавщие. С двух сторон у кажного домика была пристроена застекленная деревянная терраса, а сами домики были покрашены в желто-лимонный цвет. А напротив них еще стояли два-три деревянных домика, но в начале 70-х все они были снесены. Современная карта.
1 и 2 Амбулаторные проезды. От Б. Коптевского влево тянутся 1-й и 2-й Амбулаторные проезды. Свое название проезды получили в 1958 г. по находящемуся недалеко Амбулаторному переулку, который раньше тянулся до ул. Усиевича, и на котором прежде стояла амбулатория, но самое смешное то, что та часть Амбулаторного переулка, где она находилась переименован в 1966 г. в ул. Самеда Вургуна. В самом начале проездов сохранился небольшой зеленый островок с фруктовыми деревьями, раньше здесь был сад. Когда я только переехала сюда, участок этот еще был огорожен деревянным забором, в котором с двух сторон были сделаны проломы, через них шла тропинка к проходу в Тимирязевский парк, а на самом участке еще стоял деревянный сарай.
К сожалению, сейчас это место замусорено и превратилось в свалку для заброшенных машин. И тем не менее прошло почти 50 лет, а здесь продолжают плодоносить одичавшие яблони, сливы, алыча.
На фото 1972 - 1974 г. изображен 1-й Амбулаторный проезд, таким, каким его увидела я, перехав в этот район. Рассмотрим фото. Для ориентира на дальнем плане в центре белый двухэтажный домик за 2-й опорой ЛЭП стоит на Б.Коптевском, там мы закончили прошлую часть.
Подробнее[о жилых постройках на фото]В дальней пятиэтажке справа - дом №5к2 располагалась "Булочная", сейчас магазин "Продукты". Между двумя пятиэтажками к Ленинградскому рынку тянется М. Коптевский проезд (туда мы отправимся позже). В 1999 г. между этими пятиэтажками воткнут 12 этажный панельный дом №7к3. За ближней пятиэтажкой, справа за кадром, проходит ул. Сперанского, названная в честь академика, ученого-поталога Сперанского А.Д., он возглавлял институт расположенный неподалеку (об этом в следующих постах). Сейча почти вся эта улица "прихватизорована" железнодорожной больницей и гаражами, и имеет один единственный дом №6 - бывшее милицейское общежитие, что сейчас не знаю. Слева 9-ти этажный кирпичный дом №2 по 2-му Амбулаторному пр., прежде в нем была "Аптека", где можно было достать дефицитные лекарства, т.к. она находилась в захолустье, и тут они не так быстро раскупались. Теперь на ее месте магазин "Продукты", был он тут и прежде, но в другой части дома. Вход в аптеку и в магазин был со стороны 2-го Амбулаторного проезда, а со стороны видной нам местные жители ходили к мясникам за "хорошим" мясом, т.к. на прилавке были только кости и жир. Из общественных зданий здесь стоят дом №8к2 - перед девятиэтажкой, слева, виднеется белый прямоугольник - это часть здания театрально-художественный колледжа № 60. Само здание малопривлекательно (см. панораму), но у него давняя история. Он основан в 1931 году, как школа по типу ФЗУ технических профессий зрелищных предприятий. За годы своего существования она неоднократно переименовывалась то в училище, то в техникум. Сюда она переехала, видимо, в 60-х годах прошлого века. Здесь готовят электроосветителей сцены, бутафоров, гримеров, костюмеров и др. специалистов для театров и киностудий Москвы. Одна из аудиторий колледжа.
Костюмы, сшитые учениками коледжа.
В первые годы, когда я сюда переехала, техникум (тогда он так назывался) приглашал на свои выпускные вечера местных жителей, помню я была на концерте Олега Лундстрема, который выступал здесь в поддержку выпускницы, изготовившей костюмы для его оркестра. Дом №8к1 - ближе к нам слева - один из корпусов Автомеханического техникума (сейчас колледж автомобильного транспорта №9).
А за деревянным забором сейчас замороженная более чем на 20 лет стройка еще одного корпуса этого же техникума, где должен был быть бассейн. Года 2 назад здание горело. Теперь забор подрос, а участок за ним приспособили под отстойник для уборочной техники, а само здание так и не используется.
За поворотом - часть сохранившейся старой дороги, ведущей как к депо "Подмосковное", так и к переезду, а от него в Петровско-Разумовское. Сейчас у ж\д полотна стоит будка охранника, она виднеется вдалеке, а раньше охраны не было и этим перездом пользовались некоторые знающие водители и местные жители.
Эта дорога отражена на старых картак начала прошлого века и позже.
Мы с друзьями ходили через этот переезд смотреть кино в клуб "Красный балтиец", расположенный на другой стороне от ж\д. На то время это был единственный кинотеатр поблизости. Клуб был построен в 1928 году профсоюзом железнодорожников.
За будкой охранника мы видим продолжение старой дороги, это уже территория депо.
Прежде вся территория с правой стороны от переезда была застроена разновременными постройками, все они были огорожены, а посередине находились большие ворота. Иногда ворота открывались и оттуда со свистом выезжал паровоз или тепловоз, преграждая путь. Фото 1931 г.
Эти паровозные гудки разносились далеко по округе. Один из местных жителей вспоминал - "Когда Сталин умер, то на станции Красный Балтиец, что был по соседству с нашей Большой Академической улицей, долго и натужно ревели паровозы, гудками пытаясь вызвать в душах людей скорбь и горе" (Отсюда). Недавно все постройки с правой стороны снесли. На их месте выстроили современное моторвагонное депо, которое будет использоваться для базирования и обслуживания электропоездов "Ласточка" и "Сапсан". Все было бы хорошо, если бы, иногда, по ночам отсюда не распространялся страшный гул, мешающий спать жителям района. На фото вид на моторовагонное депо со стороны Б.Коптевского пр. в сторону переезда.
Постройки с левой стороны от переезда отремонтирововали и открыли здесь музей. В его ансамбль входит веерное депо с пристройками, административное здание, дом начальника депо и водонапорная башня с деревянным завершением. Современный вид на паровозное депо со стороны перезда.
Первоначально было построено одноэтажное паровозное депо с поворотным кругом, который поворачивался в ручную при помощи рычага и паровоз оказывается напротив ветки, ведущей в нужную секцию. В настоящее время поворотный круг приводится во вращение с помощью электропривода. Фото 1908 г.
В 1929 г. депо надстроили вторым этажом. В последние годы, до открытия музея оно выглядело так.
Теперь его отремонтирововали и уже более века после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов. Сейчас оно выглядит так.
А вот противоположная стена депо, постройки 1929 г. Кстати, его надстраивали в те же годы, что и строили клуб "Красный балтиец", возможно, у этих построек один архитектор, но он не известен.
На путях, перед депо стоят паровозы.
Сейчас в его парке 7 действующих паровозов различных годов постройки.
Рядом стоит, маленький одноэтажный домик неизвестного назначения.