Село Всехсвятское и его постройки. Часть 11. Между Аэропортом и Соколом.

Sep 03, 2015 13:56

                                                 Село Всехсвятское и его постройки. Часть 11. Вокруг м. Аэропорт.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10.

Одной из достопримечательностей района безусловно является комплекс зданий Московско-Виндавской (ныне Рижской) железной дороги, сохранившийся на сортировочной станции "Подмосковная" с паровозным депо, где в июле этого года открылся музей. Кроме того, раньше этот же архитектурный ансамбль, построенный в 1901 г. по проекту архитектора Ю.Ф. Дидерикса (?), включал в себя, расположеный, примерно, в километре от сортировочной станции, на другой стороне ж\д, пассажиский вокзал с тем же названием, (сейчас он находится в плачевном состоянии). Эти объекты часто путают, поэтому обо всех постройках на станции решила рассказать подробно.
   Но прежде мы поговорим об окрестностях вокруг станции, со стороны с. Всехсвятского и узнаем как застраивался и формировался этот район, и каким его помню я.


Для начала, чтобы дальше не было путаницы, расскажу о пассажирском  вокзале, его современный адрес - ул. Космонавта Волкова д.10с2 (для ориентира - он расположен за современным Алабяно-Балтийским туннелем).
     Пассажирский вокзал ст. Подмосковная. Фото 1904 - 1906 гг.


Некоторое время, в 1901 году, этот вокзал был конечной конечной станцией для всех поездов, приходивших в Москву, и выполнял функции столичного. Это происходило из-за задержки окончания строительства Виндавского вокзала. Здание украшало множество резных деталей - кронштейны, наличники, декоративные балки.  Отапливался он пятью печами различного размера. Вокзал использовался по назначению до 1945 года.
   С этого года пригородные поезда стали останавливаться у вновь построенной платформы Красный Балтиец, существующей в наши дни, а вокзал превратился в железнодорожную телефонную станцию, обеспечивающую связь между всеми пунктами от Москвы до Нахабино.
   В 2001 году телефонный узел закрылся, вокзал стоял заброшенным, потом его приватизировали. За это время он несколько раз горел, Тем не менее здание никогда не перестраивалось и капитально не ремонтировалось, до недавнего времени сохраняло историческую планировку и множество оригинальных деталей. В 2008 году оно получило статус объекта культурного наследия.
    Фото вокзала 1960 - 1983 гг.


А здесь можно посмотреть как выглядело здание в сентябре 2013 г.
   Постепенно вокруг вокзала стали возникать дачные поселки, со стороны Коптева появились поселки Кондратовка и Ипатовка, а за селом Всехсвятским  вдоль полотна ж\д появляется дачная местность "Новая стройка", в которой в конце XIX века купец И.Г.Погудкин открыл типографию и переплетную мастерскую. Эта местность упоминается в статистических справочниках за 1912 г.
   Предположительно, это и могла быть старая типография Погудкина, перестроенная после ВОВ.


Но из-за того, что ст. Подмос­ковная (первоначально она называлась Москва 2-я), в отличии от других станций Виндавской ж\д, задумывалась, прежде всего, для сортировки поступающих грузов, для переформирования товарных составов и проведения ремонтных работ, вскоре дачное население сменили постоянные жители - торговцы, владельцы кустарных мастерских и железнодорожные рабочие. Общая картина ясна, теперь вернемся к участку на котором я закончила прошлый пост.
    К началу 50-х годов прошлого века  здесь сохранялась в основном деревянная застройка. Это видно на плане Москвы 1952 г.


А в конце 50-х участок этот стал интенсивно застраиваться кирпичными пятиэтаэками и к моему перезду сюда, в 1969 г., от старой застройки почти ничего не осталось. Из строений, изображенных на плане, я застала 4 кирпичных домика (обозначены красным цветом), стоящих в ряд за ВЗИИТом, в них были общежития, не помню кому принадлежавщие. С двух сторон у кажного домика была пристроена застекленная деревянная терраса, а сами домики были покрашены в желто-лимонный цвет. А напротив них еще стояли два-три деревянных домика, но в начале 70-х все они были снесены.
   Современная карта.


1 и 2  Амбулаторные проезды.
     От Б. Коптевского влево тянутся 1-й  и 2-й Амбулаторные проезды. Свое название проезды получили в 1958 г. по находящемуся недалеко Амбулаторному переулку, который раньше тянулся до ул. Усиевича, и на котором прежде стояла амбулатория, но самое смешное то, что та часть Амбулаторного переулка, где она находилась переименован в 1966 г.  в ул. Самеда Вургуна.
   В самом начале проездов сохранился небольшой зеленый островок с фруктовыми деревьями, раньше здесь был сад. Когда я только переехала сюда, участок этот  еще был огорожен деревянным забором, в котором с двух сторон были сделаны проломы, через них шла тропинка к проходу в Тимирязевский парк, а на самом участке еще стоял деревянный сарай.


К сожалению, сейчас это место замусорено и превратилось в свалку для заброшенных машин. И тем не менее прошло почти 50 лет, а здесь продолжают плодоносить одичавшие яблони, сливы, алыча.


На фото 1972 - 1974 г. изображен 1-й Амбулаторный проезд, таким, каким его увидела я, перехав в этот район. Рассмотрим фото. Для ориентира на дальнем плане в центре белый двухэтажный домик за 2-й опорой ЛЭП стоит на Б.Коптевском, там мы закончили прошлую часть.


Подробнее[о жилых постройках на фото]В дальней пятиэтажке справа - дом №5к2 располагалась "Булочная", сейчас магазин "Продукты". Между двумя пятиэтажками к Ленинградскому рынку тянется М. Коптевский проезд (туда мы отправимся позже). В 1999 г. между этими пятиэтажками воткнут 12 этажный панельный дом №7к3. За ближней пятиэтажкой, справа за кадром, проходит ул. Сперанского, названная в честь академика, ученого-поталога Сперанского А.Д., он возглавлял институт расположенный неподалеку (об этом в следующих постах). Сейча почти вся эта улица "прихватизорована" железнодорожной больницей и гаражами, и имеет один единственный дом №6 - бывшее милицейское общежитие, что сейчас не знаю.
   Слева 9-ти этажный кирпичный дом №2 по 2-му  Амбулаторному пр., прежде в нем была "Аптека", где можно было достать дефицитные лекарства, т.к. она находилась в захолустье, и тут они не так быстро раскупались. Теперь на ее месте  магазин "Продукты", был он тут и прежде, но в другой части дома. Вход в аптеку и в магазин был со стороны 2-го Амбулаторного проезда, а со стороны видной нам местные жители ходили к мясникам за "хорошим" мясом, т.к. на прилавке были только кости и жир.

   Из общественных зданий здесь стоят дом №8к2 - перед девятиэтажкой, слева, виднеется белый прямоугольник - это часть здания театрально-художественный колледжа № 60. Само здание малопривлекательно (см. панораму), но у него давняя история. Он основан в 1931 году, как школа по типу ФЗУ технических профессий зрелищных предприятий. За годы своего существования она неоднократно переименовывалась то в училище, то в техникум. Сюда она переехала, видимо, в 60-х годах прошлого века. Здесь готовят электроосветителей сцены, бутафоров, гримеров, костюмеров и др. специалистов для театров и киностудий Москвы.
   Одна из аудиторий колледжа.


Костюмы, сшитые учениками коледжа.


В первые годы, когда я сюда переехала, техникум (тогда он так назывался) приглашал на свои выпускные вечера местных жителей, помню я была на концерте Олега Лундстрема, который выступал здесь в поддержку выпускницы, изготовившей костюмы для его оркестра.
Дом №8к1 - ближе к нам слева - один из корпусов Автомеханического техникума (сейчас колледж автомобильного транспорта №9).


А за деревянным забором сейчас замороженная более чем на 20 лет стройка еще одного корпуса этого же техникума, где должен был быть бассейн. Года 2 назад здание горело. Теперь забор подрос, а участок за ним приспособили под отстойник для уборочной техники, а само здание так и не используется.


За поворотом - часть сохранившейся старой дороги, ведущей как к депо "Подмосковное", так и к переезду, а от него в Петровско-Разумовское. Сейчас у ж\д полотна стоит будка охранника, она виднеется вдалеке, а раньше охраны не было и этим перездом пользовались некоторые знающие водители и местные жители.


Эта дорога отражена на старых картак начала прошлого века и позже.


Мы с друзьями ходили через этот переезд смотреть кино в клуб "Красный балтиец", расположенный на другой стороне от ж\д. На то время это был единственный кинотеатр поблизости. Клуб был построен в 1928 году профсоюзом железнодорожников.


За будкой охранника мы видим продолжение старой дороги, это уже территория депо.


Прежде  вся территория с правой стороны от переезда была застроена разновременными постройками, все они были огорожены, а посередине находились большие ворота. Иногда ворота открывались и оттуда со свистом выезжал паровоз или тепловоз, преграждая путь. Фото 1931 г.


Эти паровозные гудки разносились далеко по округе. Один из местных жителей вспоминал - "Когда Сталин умер, то на станции Красный Балтиец, что был по соседству с нашей Большой Академической улицей, долго и натужно ревели паровозы, гудками пытаясь вызвать в душах людей скорбь и горе" (Отсюда).
   Недавно все постройки с правой стороны снесли. На их месте выстроили современное моторвагонное депо, которое будет использоваться для базирования и обслуживания электропоездов "Ласточка" и "Сапсан". Все было бы хорошо, если бы, иногда, по ночам отсюда не распространялся страшный гул, мешающий спать жителям района.
   На фото вид на моторовагонное депо со стороны Б.Коптевского пр. в сторону переезда.


Постройки с левой стороны от переезда отремонтирововали и открыли здесь музей. В его ансамбль входит веерное депо с пристройками, административное здание, дом начальника депо и водонапорная башня с деревянным завершением.
   Современный вид на паровозное депо со стороны перезда.


Первоначально было построено одноэтажное паровозное депо с поворотным кругом, который поворачивался в ручную при помощи рычага и паровоз оказывается напротив ветки, ведущей в нужную секцию. В настоящее время поворотный круг приводится во вращение с помощью электропривода. Фото 1908 г.


В 1929 г. депо надстроили вторым этажом. В последние годы, до открытия музея оно выглядело так.


Теперь его отремонтирововали и уже более века после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов. Сейчас оно выглядит так.


А вот противоположная стена депо, постройки 1929 г. Кстати, его надстраивали в те же годы, что и строили клуб "Красный балтиец", возможно, у этих построек один архитектор, но он не известен.


На путях, перед депо стоят паровозы.


Сейчас в его парке 7 действующих паровозов различных годов постройки.


Рядом стоит, маленький одноэтажный домик неизвестного назначения.


Продолжение. Часть 12.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Мачульский Е.Н. Северный округ Москвы; http://tushinec.ru/index.php?news_read=3716 ;
 

старая Москва, промышленная архитектура, дореволюционные фото, достопримечательности, Аэропорт, старые фото, Прогулки по Москве, Сокол

Previous post Next post
Up