Село Всехсвятское и его постройки. Часть 2. Вокруг м. Аэропорт.
Часть 1. Центром Петровских выселок были 1-я и 2-я Инвалидные улицы. Они тянулись от Петербургского шоссе в сторону Зыковского леса. Образовались эти улицы еще до революции.
"Окрестности метро Аэропорт". Фото 1960 г. 2-я Инвалидная улица.
Название свое получили по находящимся здесь трем убежищам для воинов-инвалидов, расположенных на противоположной стороне Петербургского шоссе. О двух из них
Алексеевском и
Александровском я уже писала, о третьем Сергиево-Елизаветинском в следующих постах. Современная 1-я Аэропортовская улица раньше называлась 1-й Инвалидной, а до революции была и вовсе безымянной, видимо, судя по картам, она тогда только проектирововалась. 2-я Инвалидная прежде называлась Александровский проезд (по одному из убежищ), а сейчас она безымянная.
До революции при Александровском убежище существовала аптека с лабораторией.
Во время и после Первой мировой войны количество инвалидов увеличилось, убежища уже не могли вместить всех желающих, поэтому вокруг с. Всехсвятского на свободных землях стали селиться инвалиды, котором была необходима помощь.
В первые послереволюционные годы все убежища были преобразованы в Опытную колонию красных инвалидов. Впоследствии на рубеже 1920-х - 1930-х годов на месте одного из них, Александровского убежища, построили протезный завод, где работали те же инвалиды. Но не все инвалиды были обеспечены работой, а надо было зарабатывать на жизнь, поэтому в округе появились небольшие мастерские по изготовлению всевозможной хозяйственной утвари, которую нужно было где-то продавать, вот так и возник в этом районе Инвалидный рынок, а улицы расположенные рядом с ним получили название Инвалидных.
Тогда же, до революции, между этими двумя улицами появились безымянные переулки, позднее получившие название 1, 2, 3, и 4 Красноармейкие, из них сохранился только один 4-й.
После Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. количество инвалидов в районе опять увеличилось. Людям вернувшимся с войны требовалось жилье, приходилось возводить временные бараки и хотя вдоль Ленинградского шоссе еще до войны выросли многоэтажные ведомственные дома, в которых селились летчики, конструкторы, инженеры, за ними по-прежнему находились деревянные домишки и бараки.
Вот как описывает этот район В.Смирнов в своем романе "Заулки" - "За павильоном (
о нем здесь), что без всякого фундамента стал своими досками прямо на землю рядом с огромным зданием, в крыльях которого зияют входы в метро (Аэропорт), - море одноэтажных домишек и бараков, садочков, заборов, пустырей, полузаросших то ли болот, то ли луж, и так до знаменитого Инвалидного рынка, самого наглого и безалаберного, хоть и не самого большого рынка столицы; а за рынком снова бараки, бараки до самой зелени Тимирязевского, до насыпи Рижской дороги, что железной границей отрезала от грязного дощатого городка чудные, дворянских времен дубы и лиственницы и небывалой высоты березы… И живет здесь народ рабочий - многие ездят по прямой линии метро в цеха знаменитого ЗИСа, - ремесленный и торговый, кормящийся у рынка, народ говорливый, бойкий, всегда готовый к дружбе до гроба в драке жестокой, до крови, любящий летучий рифмованный матерок и задушевная песня, плачущий от рюмки-другой над своей жизнью-нескладухой и не верящий слезам..."
Инвалидные улицы. Фото
отсюда, сделанное, видимо, из дома №62 по Ленингралскому проспекту.
Вот так выглядел этот район на плане 1952 г.
А это наш сегодняшний маршрут.
1-я Аэропортовская улица, бывшая 1-я Инвалидная.
Дом 60А по Ленинградскому проспекту стоит справа от 1-й Аэропортовской ул. - единственный сохранившийся дом довоенной сталинской постройки. В этом доме жил писатель-сатирик Григорий Горин.
За ним "дом-гармошка" №6., построенный в 1980 г. на месте ветхих домиков.
Дополнение. Вот нашла старые фотографии 1930-х годов 1-й Аэропортовской ул.
отсюда уважаемой
elenaanikst .
1-я Аэропортовская улица. Вид в сторону Красноармейской ул.
Здесь есть ее же рассказ об одном из жителей улицы - изобретателе Курчевском.
Здесь окончание рассказа.
1-я Аэропортовская ул. Вид в сторону Петербургского ш.
Дом №20 со стороны сада на 1-й Аэропортовской ул. Фото 1930-х годов.
-------------------------------
Продолжаю свой пост. На противоположной стороне улицы, напротив д.№60А, до середины 2000-х готов стояла типовая школа №152, построенная в 1935 г. Ее фрагмент виден на старом фото слева за деревянным забором. Фото
В разное время школу № 152 заканчивали такие люди, как "перестройщик и реформатор", ..., (далее эпитеты подберите сами) - Егор Гайдар, актриса Елена Санаева, актер Евгений Симонов; дети и внуки известных людей: Е. Баталова, Е. Шукшина, Т. Кириенко. Кому интересно узнать, кто еще учился в этой школе, см. комментарий к этому посту от 1 мая 2017 г.
Затем в 2007 г. здание демонтирововали, а на ее месте построили вот такую новомодную школу
с атриумом. В школе также имеется удобный актовый зал, оснащенный всей необходимой техникой для проведения публичных мероприятий, аж! два спортивных зала, на втором этаже расположена библиотека с богатым фондом и читальный зал.
Далее, по 1-й Аэропортовской ул. справа, за д. №6, бывший магазин "Молодежный", в помещении которого в "перестроечное время" открылся один из первых частных магазинов, сейчас здесь "Пятерочка" и Зоомагазин, за ним на заднем плане слева д. 21, о нем я писала в прошлой части, справа дом 23, оба числятся по Красноармейской ул.
На фото прямо - 1-я Аэропортовская, слева - бывший 4-й Красноармейский пер.
За д.23 тянется целый комплекс зданий "Писательского городка". В начале 90-х годов я работала недалеко от этого места, в обед мы часто бегали в магазин "Молодежный", у д. 23 (заборов тогда не было) я почему-то особенно часто встречала Михаила Ножкина у своей мешины, вечно, что-то напевающего себе под нос. Позднее, когда повесили мемориальную доску, я узнала, что в этом же доме жил Владимир Солоухин.
В этом же доме жила писательница Мариэтта Шагинян и поэтесса Юлия Друнина, покончившая здесь жизнь самоубийством в 1991 г.
Подробнее о "Писательском городке" в следующих постах.
На углу 1-й Инвалидной ул. и 4-го Красноармейского пер.(сейчас безымянного) ранее, предположительно, располагался небольшой заводик или фабрика (напишите, кто знает, что здесь было).
Дополнение. Вот нашла. По старым справочникам 1936 г. здесь находился сварочно-механический завод.
Во дворе дома №3 по 4-му Красноармейскому переулку (на заднем плане, предположительно, тот самый заводик). Фото 1955 - 1959 гг.
На месте заводика? сейчас поликлинника Литфонда, а сам переулок выглядит так.
Пройдем до конца переулка.
Безымянная улица, бывшая 2-я Инвалидная.
Эта небольшая улочка с дореволюционными деревянными домиками и резными наличниками, ведущая к Инвалидному рынку, сейчас буквально оккупирована писательскими гаражами и огорожена со всех сторон, а когда-то по ней даже ходил автобус от Песчанной ул. к рынку.
2-я Инвалидная улица за забором. Фото сделано 1 мая 1949 г.
Как выяснили участники на сайте "ПастВью" слева на фото д. №12, справа д. №14 с резными наличниками, оба дома дореволюционные, за последним проходит бывший 4-й Красноармейский переулок. На дальнем плане виднеется один из корпусов д. №62 (тогда еще не соединенных между собой, см. план 1952 г.) с одним из вестибюлей ст. м. "Аэропорт", тот что ближе к Соколу.
Сделать фото в ту же сторону с той же точки не получаеся, все заслоняют построенные позже здания и деревья, а вот в обратную, пожалуйста.
На месте дворика, где стоит девочка сейчас подземные гаражи с асфальтированным верхом, справа поликлинника Литфонда, слева "Писательский городок".
Чуть ближе к Ленинградке на той же стороне 2-й Инвалидной улицы стоял д. №4. Фото 1950 - 1951 гг.
То же место чуть правее, на дальнем плане школа №152. Здесь опять гаражи.
В середине 1950-х годов два корпуса дома №62 с вестибюлями станций метро, стоящих вдоль Ленинградского пр., надстроили 2-мя этажами и соединили между собой (
о нем здесь).
Центральный корпус этого здания перегородил улицу, но проезд сохранялся через арку дома.
Вид улицы в сторону Ленинградки.
Вид в сторону Красноармейской ул.
Справа и слева вдоль нее расположились гаражи, за ними по обеим сторонам писательские дома, писательская поликлиника, писательский детский сад. А как было раньше?
Вот как об этой улице в своих воспоминаниях пишет фотограф Борис Леваков - "Мое детство прошло в Москве недалеко от станции метро Аэропорт. Наш дом стоял на углу улицы, которая называлась Инвалидной. Это позже ее переименовали во 2-ую Аэропортовскую,.. На этой улице был рынок, который тоже носил название Инвалидный. Не знаю, было ли это название официальным или так его называли в обиходе по названию улицы, где он находился. У входа на этот рынок на улице было много небольших палаток с односкатными крышами. Около них суетился народ. Стояли точильщики со своими самодельными точильными станками, на которых точильные круги приводились в движение большой педалью. И еще... То, что врезалось тогда в дошкольные еще годы в детскую память. Инвалиды. Много инвалидов. Без ног... Они сидели и передвигались на маленьких тележках-площадках, сбитых из нескольких досок. А вместо колес - подшипники. И когда эта тележка ехала по асфальту, эти подшипники гремели и жужжали. Кто-то из этих инвалидов ремонтировал обувь, кто-то мастерил тут же что-то еще, кто-то торговал какой-то мелочью. Но были и такие, которые просили милостыню...".
Раньше вход на Инвалидный рынок находился между 2-м и 3-м Красноармейскими проездами (см. план 1952 г., сам рынок я отметила зеленым крестиком), сейчас застроенными домом №4А по ул. Черняховского. Теперь, чтобы подойти к месту, где он был, нужно пройти в конец бывшей 2-Инвалидной улицы, захваченной и частично перегороженной в этой части писательскими гаражами, и снова выйти на Красноармейскую улицу.
Вид на бывшую 2-ю Инвалидную с Красноармейской улицы.
Продолжение.
Часть 3. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://www.photoline.ru/poem/1336229228 ; В. Смирнов "Заулки"