Армянский монастырь Сурб-Хач, основанный в середине XIV века, верный спутник золотордынской столицы Крыма Солхата (Эски Кырыма). Расположенный в 3,5 от Старого Крыма он и сейчас привлекает туристов. Туда мы и отправились вечером 7 июля 2013 года, после быстрого
осмотра достопримечательностей Солхата.
Монастырь Сурб-Хач (Святой крест) является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV-XIX веков на территории Украины. Помимо своей архитектуры известен тем, что в нем располагался епархиальный престол Армянской Апостольской церкви, распространявший в средние века свое влияние до Молдавии и Балкан. Имея беспокойных соседей из Крымского ханства и генуэзских колоний, а позже турков, монастырь не прекращал своего существования до 1778 года, когда духовенство монастыря со своей паствой переселилось в Нахичевань-на-Дону положив начало армянской общине Ростова-на-Дону. Чуть позднее монастырь возродился и не закрывался до 1925 года. До войны в нем был пионерлагерь и санаторий. После - запустение в духе лермонтовского Мцыри - "и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот", но монастырь сохранил обаяние романтичных руин до наших дней пережив работы по консервации и реставрации. Сейчас службы в монастыре возобновлены. Он открыт для круглогодичного посещения туристами и паломниками.
После осмотра Солхата мои литовские друзья скептически отнеслись к предложению о посещении монастыря, по всей видимости представляя его как-то иначе. Однако, действительность превзошла ожидания.
Всем кто захочет подробнее ознакомиться с историей этого места советую книгу
Солхат и Сурб-Хач. О. И. Домбровский, В. А. Сидоренко. Симферополь: Таврия, 1978. Все схемы и картинки в данном посте использованы оттуда если не указано иное.
Монастырь находится на склоне горы и сфотографировать его целиком из-за леса затруднительно. Но художники могут помочь нам представить как он выглядел.
Источник Итак, в монастырь мы попали на армянски Ивана-Купала - праздник Вардавар.
Поднимаясь по горной дороге мы обратили внимание на большое скопление народу и транспорта. Сначала мы приняли их за туристов или паломников, но оказалось, что это представители армянских общин Крыма и не только съехались на праздник. Когда мы дошли до монастыря концерт уже закончился и не занятые в многочисленных пикниках уже стали расходиться.
Против российского обыкновения монастырь не стремиться поразить размерами или роскошным убранством.
Именно так должна выглядеть духовная обитель.
Сцену уже потихонечку начинают разбирать. За сценой построенное на старом фундаменте исторической монастырской гостиницы единственное новодельное здание выполняющее те же функции
Редкий навес над братским корпусом свидетельствует о не законченной реставрации
Вход в монастырь. Мы очень неожиданно перенеслись из крымско-татарского Старого Крыма в Армению и поначалу чувствовали себя белыми воронами, но потом освоились
Слева современный (?) хачкар, справа вход в монастырь изнутри
План монастыря Сурб-Хач передает особенности внутренней планировки
Внутренний дворик (5) с остатками найденных при раскопках фундаментов хозпостроек, фрагментами архитектурных деталей и надгробий
В южной части трапезной (3) расположен музей, главным экспонатом которого является добротно и тщательно сделанный макет монастыря. Удивительно, но он не закрыт стеклом
В витринах документы по истории монастыря и артефакты. Мне особенно понравилась специальная лопатка с упором для ноги
Северная часть трапезной - зал приемов. Камин и печь поражают своими размерами и навевают мотивы рыцарских замков. Влияние итальянцев?
Вид из внутреннего дворика на братский корпус. Трапезная справа, слева вход в храм
Пересохший фонтан (фиал) под лестницей. Плита за цветами орнаментирована сельджукским орнаментом и датируется XII-XIII веками. Про нее я узнал постфактум из книдки. Использовалась в фонтане вторично. За нишей резервуар для воды.
Аутентичные хачкары
Остатки архитектурных деталей
Остатки фундаментов хозпостроек
Дворик братского корпуса (4)
Лестница на второй этаж
Вид с нее на дворик
Видны основания колонн, образующие галерею первого этажа
Одна из келий в южной части братского корпуса
Перекрытие кельи в западной части братского корпуса
Церковь Святого Креста (1), в ней фрагментами сохранились подлинные средневековые росписи, ну и барабан с куполом подлинные.
Тут нельзя фотографировать и я не фотографировал, но потом увидел, что один из посетителей дождавшись моего ухода начал снимать и я вернулся...
Надеюсь меня простят, я это сугубо для науки.
Гавит (притвор) (2)
Могильные плиты на захоронения уважаемых людей?
Вход в храм и лестница на колокольню
Барабан и купол
Скромная алтарная часть
Профиль монастыря
Выйдя из храма мы пошли в парк, который потихонечку начал пустеть. Верхний фонтан.
Резной хачкар был утрачен еще в 70-е годы
Вид от фонтана на монастырь
Вид терассированного склона парка, внизу слева - нижний фонтан
Нижний фонтан
Прорисовка деталей которых я не увидел
Еще одна достопримечательность расположена чуть далее по склону горы, южнее Сурб-Хача. Это более ранний, практически полностью разрушенный, Георгиевский монастырь XIII-XIV вв. с одноименной церковью, но мы туда уже не успевали.
Впечатления от посещения монастыря потрясающие.
В который раз пожалел, что не подготовился информационно и небыло времени без спешки обстоятельно фотографировать.
Несколько смазало настроение большое обилие мусора оставленное празднующими Вардавар. Особенности национального менталитета?
Другие материалы поездки в Крым 2013 года
http://starcom68.livejournal.com/1182274.html