Крепость Керчь. Часть IV. Ак-Бурунское укрепление

Apr 04, 2016 13:30

Продолжим рассказ о крепости Керчь. Как я уже отмечал - она огромна, причем значительная часть сооружений расположена под землей. В первый день мы в компании с коллегами осмотрели Форт Тотлебен и Виленский люнет. Во второй день у меня было совсем мало времени и с "комендантом" крепости Юрием Беликом мы буквально бегом осмотрели Ак-Бурунское укрепление и интересные капониры равелина в западной части крепости.


Утро начало с небольшой планерки в 12-м капонире крепости, где находится офис музея.

Капонир прикрывает въезд в крепость через главные ворота. Эту фотографию вы уже видели в первом посте


А это фото бывших амбразур, переделанных в окна, уже во внутренней части крепости


Юрий Белик позирует под стенами капонира рядом со своей коллекцией глубинных бомб.
Бочкообразные конструкции - глубинные бомбы ББ-1 («Бомба большая, первая модель»). Принята на вооружение ВМФ СССР в 1933 году. Бомба имела чрезвычайно простую конструкцию, свойственную подобным системам того времени. Боеприпас представлял собой металлическую бочку высотой 712 мм и диаметром 430 мм, заполненную тротилом. Бомба весом 165 кг несла 135 кг ВВ. В зависимости от глубины такой заряд позволял надежно поражать цели на дальностях от 5 до 20 м. Изначально использовался взрыватель с часовым механизмом ВГБ, позже он был заменен на более эффективный гидростатический. Максимальная глубина применения ББ-1 с взрывателем ВГБ достигала 100 м. Скорость погружения не более 2,5 м/с. Погружение на глубину 100 м занимало 40 с, что было явно недостаточно.
В 1950 году на вооружение советского ВМФ была принята противолодочная глубинная бомба с повышенной скоростью погружения (БПС) - второй тип изделия на фото. Бомба БПС имела длину 710 мм, диаметр 430 мм, глубину погружения - до 330 м, массу 138 кг, вес заряда ВВ - 96 кг. Эффективный радиус взрыва - 8-20 м. Скорость погружения - 4,2 м/с. Повышение скорости погружения бомбы БПС достигалось за счет придания ей обтекаемой формы и наличия стабилизатора. Бомбы сбрасывались по рельсам или выстреливались с помощью бомбометов на дальности 40, 80 и 120 м. Источник


После того, как Юрий закончил решение производственных вопросов, мы покинули пределы крепости и по грунтовой дороге через саванну, занимающую большую часть эспланады, отправились к самой северной оконечности укреплений на берегу Керченского пролива. Машину оставили на гласисе и пошли осматривать ров. Это фото сделано с вала Ак-Бурунского укрепления, расположенного на одноименном мысу. Вдали виднеется крепостная эспланада. Сейчас в этом месте ведется строительство моста через Керченский пролив и, подозреваю, что пейзаж уже не напоминает Африку. На переднем плане облицованные камнем откосы рва, уходящего в береговой обрыв


Схема Ак-Бурунского укрепления из статьи Владимира Андреева о Керченской крепости. В статье можно посмотреть план крепости целиком. Цифрами показаны условные номера капониров


Вид на оконечность рва с напольной стороны. В скором времени этот вид испортит громада моста


Идем по дну рва к его оконечности


Когда-то в этом месте находился полукапонир под условным номером 17. Ныне от него остались только фрагменты торцевых стенок - сооружение полность разрушено береговой абразией. Пока еще сохранился водосбросный колодец под бывшей стеной полукапонира.  На дальнем плане гора Митридат и водная гладь Керченского пролива в месте постройки моста


Казематированный проезд в Ак-Бурунское укрепление. Видите камни на дне рва - где-то здесь в ров выходила потерна из редюита и через небольшой мостик можно было пройти к воротам


Одним из самых интересных сооружений Ак-Бурунского укрепления является редюит прикрытого пути. Эта расположенная за рвом на гласисе казематированная постройка кроме функций укрытия обеспечивала защиту одного из въездов в укрепление: проходящая по гласису дорога у стен редюита по спирали опускалась вниз и выходила в ров, откуда был сделан въезд во внутренний двор укрепления.
Общий вид на узел обороны с крепостного вала. В послевоенный период крепостная дорога была перестроена, часть рва засыпана и в валу был проделан проезд в крепость. Существующие оригинальные ворота не использовались, т.к. не обеспечивали своими габаритами проезд техники. Насыпь послевоенной дороги хорошо видна на фото, перед редюитом она перегорожена бетонными конструкциями. Там где растет куст - засыпанная потерна из редюита в ров. Если бы противник надумал штурмовать укрепление в этом месте, то он бы попадал под перекрестный огонь с двух сторон с вала и из редюита с тыла. К этому бы еще добавился продольный огонь из капониров 13 и 17.


Красивая постройка. Весь ее фасад испещрен следами последней войны. Перед фасадом ров, которые мешает противнику подобраться вплотную к амбразурам редюита


Несмотря на многочисленные планы модернизации крепости Керчь 9 декабря 1909 года последовало секретное распоряжение ГАУ об упразднении керченской крепостной артиллерии: к 1 января 1910 г. расформировывалось крепостное артиллерийское управление, 7-я и 8-я роты керченской крепостной артиллерии направлялись на формирование керченской крепостной артиллерийской роты усиленно-мирного состава (212 человек строевых нижних чинов), а остальные шесть рот - на усиление Владивостокской крепостной артиллерии, артиллерийское имущество распределялось по крепостям, неприкосновенные запасы передавались на склады Одесского военного округа. Упраздненная крепость получила новое официальное наименование «Керченские укрепления», комендантом укреплений становился командир крепостной артиллерийской роты.


На апрель 1911 года в Керчи было всего 8 батарейных пушек обр. 1877 г. и 8 легких полевых пушек, которые предполагалось заменить 16 3-дм. скорострельными пушками обр. 1900 г., а также 4 пулемета и 2 прожектора.
В случае войны ответственность за оборону Керченского пролива возлагалась на Морское ведомство, для руководства всеми силами в этом районе образовывалась должность начальника обороны Керчь-Еникальского пролива, подчиненного командующему Черноморским флотом. Основой обороны должны были стать минные заграждения: 360 мин в двух линиях протяженностью около 2,5 км каждая, одна перед входом в пролив, другая - непосредственно перед укреплениями в направлении косы Тузла, здесь же, в самом узком месте предполагалось преградить пролив затопленными судами; еще одна линия в 400 мин длиной около 5 км должна была выставляться у Еникале. Чуть позже было решено, что с началом военных действий в Керченской крепости будет размещена батарея 6-дм. пушек Канэ Морского ведомства.

Во рву редюита


С началом первой мировой войны на должность начальника обороны Керченского пролива был назначен капитан 1 ранга (в дальнейшем генерал-майор) Трегубов Аполлон Викторович, ему подчинялись керченская крепостная артиллерийская рота (командир - подполковник Кандратович, он же комендант Керченских укреплений), минная рота, батарея Морского ведомства, партия траления, подразделения службы связи флота и различные другие подразделения армии и флота. Оборона пролива возлагалась, в основном, на минные заграждения и батарею Морского ведомства. В связи с предполагавшимся возможным вторжением турецких войск в Закавказье часть крепостной артиллерийской роты (3 офицера и 81 нижний чин при 12 3-дм. скорострельных пушках и трех пулеметах) была направлена в Батум для усиления местного гарнизона.
Война на Черном море началась 16 октября 1914 г. около 6 часов утра. У входа в Керченский пролив был обнаружен германский легкий крейсер «Бреслау», который, как потом оказалось, выставил заграждение из 60 мин - за день на нем подорвались два парохода. В связи с угрозой нападения Керченские укрепления были объявлены на военном положении, гарнизон приступил к постановке минного заграждения.
Имевшиеся в распоряжении силы оставались весьма скромными, а угроза со стороны крейсеров противника - вполне реальной. В Керчь из Севастополя были переданы четыре 9-дм. пушки обр. 1867 г. на высоких лафетах и необходимый боезапас. Уже к маю 1915 г. орудия были установлены на морской батарее № 1 и опробованы стрельбой. В том же месяце из Батума вернулась направленная туда часть керченской крепостной артиллерийской роты.
В ходе войны Керчь и Керченский пролив оставалась важным стратегическим пунктом, через который шло снабжение войск на Кавказе и в восточной части Черного моря. Поэтому меры по его охране и обороне были вполне оправданы.

Наиболее сильно пострадала левофланговая часть фасада редюита. Следы штурмовки самолетом? На снаряд не похоже, нет веерной траектории разлета осколков


А вот здесь на фасаде сохранилась какая-то старательно забитая надпись. Это может быть какой-то лозунг дореволюционного периода, надпись 20-30-х годов прошлого века или текст на немецком периода оккупации. Вообще по количеству граффити крепость Керчь может поспорить с Бресткой крепостью - материал очень располагал. Тоже касается и следов войны. На стенах крепости в Керчи их сохранилсь намного больше, т.к. их никто старательно не замазывал, да и опять же материал.


Проход через потерну, соединяющую крепостной ров со рвом редюита, - в прошлом единственный штатный способ попасть в сооружение. Слева проход в редюит.


Потерна засыпана в послевоенный период в процессе обустройства дороги над ней - чтобы свод не обвалился при проезде техники. Со стороны крепостного рва вход скорее угадывается, чем прослеживается


Внутри редюита взору предстает пространство двух этажей одновременно. Деревянные балки межэтажного перекрытия не сохранились, видны только штрабы их крепления в стенах


Проходим в поврежденную левофланговую часть сооружения, ее отделяет поздняя перегородка. Справа что-то похожее на начало контрминной галереи и сильно разрушение кладки. Не исключено, что на втором этаже в этом месте размещалась печь


Разрушение кладки. Эти блоки над головой чудом держатся только за счет силы трения


Вид на ту часть, откуда мы пришли. Сказочные интерьеры напоминают какие-то микенские гробницы


В своде видно вентиляционное отверстие. Дальняя левая нижняя арка - начала подъема по винтовой лестнице на второй этаж. Ближайшая к ней арка второго этажа - выход с винтовой лестницы на второй этаж


Осмотрев редюит прикрытого пути через прохладу казематированного проезда в валу отправляемся во внутренню часть Ак-Бурунского укрепления


В тоннеле сухо и чисто


Изнутри портал казематированного проезда красиво оформлен


Со стороны моря он практически не заметен, спрятавшись между двумя насыпями - траверсами. На месте дальней надписи был казматированный траверс, взорванный 16 мая 1942 года. Справа на фото какая-то небольшая постройка неясного назначения и времени, возможно собранная из остатков траверса. Караулка?


Послевоенный проезд, сделанный через ров и вал Ак-Бурунского укрепления по соседству с казаематированным проездом. Видите заполненную водой яму? Когда-то здесь была казематированная казарма. 16 мая 1942 года при отступлении наших войск с Керченского полуострова находящийся в ней склад боеприпасов был подорван


Еще один вид на редюит прикрытого пути с вала Ак-Бурунского укрепления. На дальнем плане самая высокая точка крепости - редюит центрального укрепления (форта Тотлебен)


Вид на Керченский пролив и минный пирс крепости с вала Ак-Бурунского укрепления. Как раз рядом с оконечностью минного пирса пройдет мост через пролив


Коса Тузла, по которой пройдет мост через Керченский пролив и фарватер


Еще один ракурс редюита прикрытого пути. На его валу сохранились проволочные заграждения бывшей воинской части


Идем в сторону минного пирса к береговому обрыву. наше внимание привлекают остатки сооружения на обрыве


Это практически полностью разрушенный береговой абразией пороховой погреб. На его "разрезе" хорошо видна конструкция. Поверх кирпичной кладки уложен тюфяк из валунов и сверху насыпан слой грунта. Интересно, что этот пороховой погреб построен из кирпича, менее гигроскопичного в сравнении с известняком


Разрез остатков погреба с другой стороны. Видна вентиляционная галерея с распорными арками и угол порохового каземата


Виды с угла сооружения на вентиляционные галереи



На этом наше знакомство с Ак-Бурунским укреплением закончилось. Возвращаемся к машине - одинокому белому пятну на фоне выгоревшей зелени саванны эспланады и едем на другой фланг крепости


Использованы материалы статьи Владимира Андреева Керченская крепость
Другие мои репортажи о поездке в Крым можно посмотреть здесь: http://starcom68.livejournal.com/1182274.html

Крым, Керчь, Крепости, Крепость Керчь, Фортификация

Previous post Next post
Up