На днях выяснили в зеленоградском батальоне ДПС, какая у них существует, так сказать, правоприменительная практика по части наказания водителей, нарушения которых зафиксированы другими участниками дорожного движения (например, с помощью видеорегистратора) и были приложены к заявлению в полицию или даже просто опубликованы в средствах массовой информации. Полагаю, это может быть интересно далеко не только зеленоградским автомобилистам.
Дорожный контроль /
Инфопортал Зеленограда, 15 октября 2012 года Зеленоградские автоинспекторы объяснили, что может сделать автомобилист, заснявший на дороге грубое нарушение правил другим водителем, и заявили о готовности возбуждать дела по материалам читателей Инфопортала.
С распространением видеорегистраторов возросло количество случаев, когда участники дорожного движения не только становятся свидетелями грубых нарушений ПДД, но и фиксируют их на видео. Благодаря интернету такие видеозаписи могут видеть сотни, тысячи и десятки тысяч человек. За примером далеко ходить не надо - меньше чем за месяц на Инфопортале было опубликовано три таких видео, герои которых проносятся
по «зебре» на красный свет, едут
на запрещающий сигнал светофора по встречной полосе или совершают
обгон по встречке в то время, как другие автомобили остановились, чтобы пропустить пешеходов, - в общем, выражаясь простым языком, кладут на ПДД в самых грубых формах.
У добропорядочных участников дорожного движения, которым несложно представить себя или своих близких на месте пешеходов, по счастливой случайности избежавших наезда, возникает закономерный вопрос: можно ли наказать наглых лихачей, ведь нарушение зафиксировано на видео? Это стало бы существенным подспорьем для самих «гаишников» - ведь инспекторов ДПС не поставишь на каждом перекрестке или переходе - и, возможно, помогло бы вовремя одернуть зарвавшихся водителей, предотвратив их будущие нарушения, которые могут и не остаться без последствий.
Увы, ответ на этот вопрос не однозначен. С одной стороны, механизм привлечения виновника к ответственности существует, с другой - содержит условия, практически невыполнимые для большинства стандартных ситуаций. Дело в том, что помимо самого события нарушения (допускается как запись с видеорегистратора, так и несколько фотографий, сделанных с разных ракурсов) и государственного регистрационного знака автомобиля необходимо заснять и человека-нарушителя. В противном случае установить его будет невозможно, а привлечь к ответственности владельца автомобиля, скорее всего, не получится, сетуют в ГИБДД. Дело в том, что презумпция невиновности в отношении автовладельцев не действует только в случаях, когда нарушение фиксируют фотовидеокомплексы, работающие в автоматическом режиме, - то есть так называемые камеры ГИБДД и парконы.
Тем не менее, возбудить административное дело в Госавтоинспекции могут и без «портрета» нарушителя. Наравне с заявлением гражданина, ставшего свидетелем нарушения, в полицию, поводом для этого может стать публикация на Инфопортале, который является зарегистрированным средством массовой информации. Для этого в материале должны быть указаны дата, время, место и событие нарушения. Причем передать видеозапись или фотографии для публикации желательно в кратчайшие сроки - первые день-два после фиксации нарушения, отмечают в ГИБДД. Кроме того, автору следует указать контактный номер телефона, который Инфопортал передаст в Госавтоинспекцию, не публикуя в открытом доступе.
После этого по вызову сотрудника ГИБДД свидетелю нарушения необходимо будет явиться в зеленоградский батальон ДПС для дачи свидетельских показаний. В случае неявки свидетеля административное расследование будет прекращено за недоказанностью вины, предупреждают автоинспекторы. Дальше - работа полицейских. При наличии портрета нарушителя, они установят его личность, составят протокол и примут решение о назначении наказания либо о направлении дела «по подведомственности» - например, в мировой суд. В общем, в той или иной форме «награда» найдет «героя».
Впрочем, даже если фотокамера или видеорегистратор не зафиксировали лицо нарушителя, «гаишники» обещают вызвать для разбирательств по факту такого нарушения владельца автомобиля. Конечно, если он сам не признает свою вину, ему удастся избежать ответственности, даже если он действительно находился за рулем. Но важен уже сам факт вызова человека в полицию, которое, возможно, добавит ему понимания того, что безответственное поведение на дороге не остается незамеченным со стороны окружающих, которые видят в его персоне реальную угрозу своей безопасности.
Для того, чтобы наказание было более серьезным и неотвратимым, необходимы изменения в законодательстве. Запрос на них со стороны общества, очевидно, существует. Ждем...
Другие мои материалы по автомобильной тематике:
На четвертом рубеже. Дежурство с экипажем ДПС (апрель 2012 года) ДТП как работа. Дежурство с инспектором ДПС - оформителем аварий (ноябрь 2011 года) Рейд по детским креслам. Об участии в рейде ГИБДД «Ваш пассажир - ребенок» (октябрь 2012 года) 45 лет старейшей пожарной части Зеленограда (октябрь 2011 года) Спасатели спешат на ДТП. О работе сотрудников МЧС на месте аварий (сентябрь 2012 года) Пауки, креветки и другие санитары улиц. Парк коммунальной техники ГБУ «Автодороги Зеленограда» (май 2012 года) Зеленый перекресток, или Светофорная лихорадка (июнь 2012 года) Гуру на фурах. Конкурс Scania «Молодой водитель грузовика - 2012» (июнь 2012 года) Открытие автосалона Ford в Зеленограде (сентябрь 2011 года) Открытие автосалона Nissan в Зеленограде (июль 2011 года)