Поездка на юг-1961, ч. 7

Jan 14, 2022 11:58

Предыдущий выпуск - вот тут.

Наши герои - а идет уже второй день их поездки, 10 августа 1961 года, причем время к обеду - покидают Курск и направляются дальше на юг по Симферопольской трассе. На прощание Курск - уже на южных своих окраинах - дарит путешественникам совершенно пленительные южные пейзажи. Если едешь на поезде, то примерно в этих местах дубравы сменяются пирамидальными тополями, а избы в деревнях окончательно вытесняются мазанками...



Груз на колхозных "газонах" бережно накрыт брезентом - хозяйственное хозяйство, однако, берегут хлебушек-то!

А вот идет ремонт (или демонтаж?) трамвайной линии, на улице жирная черноземная грязищща - кто ходил, тот знает. Молодые девушки и женщины ходят в светлых легких платьицах, старухи - накидывают еще и темные кофты-куртки-жакеты (или это траур?..)


Обратите внимание, в центре кадра женщина с корзиной - тогда такие использовались далеко не только для хождения за грибами, но и вообще для переноски чего угодно. На головах - часто вполне деревенские платочки. Вместо трамвая ходят автобусы номер 1, 2 и 3.



Вот еще раз: пожилая женщина из Курска в 1961 году. Черная верхняя одежда даже жарким летним днем и платочек. Напротив - ремонт одежды (вывеска слева) и еще один модный киоск, кажется, бакалейный.

А вообще-то - вид Курска в 1961 году прямо-таки мечта урбаниста: зелень, трамваи с автобусами, велосипеды-как-транспорт...


...и никакого личного автотранспорта!

Но у наших героев автотранспорт как раз имеется - и вот "Москвич" уже устремляется вперед. Пересекаем, для начала, реку Сейм - тогда еще вовсю судоходную (сейчас, боюсь, мало что там ходит, хотя катера-яхты, может быть, вполне).




Река - дело важное, потому что в жаркий день хочется искупаться (а те, кто без комплексов, и машины моют). Вон сколько личного автотранспорта-то стоит около реки (это уже, судя по всему, Псел - он в районе трассы М2 поуже).



Помнится, на совсем другой - Горьковской - трассе 30 лет назад мы вот так вот тоже, проезжая, купались - в Клязьме. В таком купании главное - не получить удовольствие, а, скорее, освежиться, чтобы с успехом ехать дальше. Тут же, вон, и коровы ходят (и тоже купаются, а что они, дурные, что ли?), причем и сверху по течению тоже. Но это все равно, потому что вода все смывает, она холодная и вообще замечательная!

А у нас тут день начинает немного клониться к вечеру - судя по ходу машины, на часах 4 - 5 пополудни. И прямо по курсу - Обоянь с ее Троицким собором. Действующим, кстати, на тот момент. Интересно, что местная православная община, судя по всему, была очень целеустремленной: им долго удавалось удерживать приход, договариваясь "полюбовно" с сельсоветом. Утварь, разумеется, у них "национализировали", но храм все двадцатые годы стоял работающим. А вот потом его закрыли - и открыли только в декабре 1941 года, под немцами. Когда вернулись наши - собор закрывать не стали, ведь уже были другие времена с точки зрения религиозной политики.



"Москвич" догоняет "Волгу" - почти сцена из "К Черному морю"! Номера на "Волге" - местные, с буквами КУБ. А справа по курсу - похоже, автостанция, уж больно много автобусов типа ПАЗ-651.

За Обоянью - уже в Белгородской области - военный мемориал: тут наши герои снова останавливаются. Памятный комплекс посвящен, конечно же, Курской дуге. Проезжающие мимо автомобили - гудят, но если есть пять минут, обязательно остановятся, зайдут на площадку и помолчат.









А вот и площадка отдыха, которая совмещена с этим мемориалом. Всё продумано! Солнце, между тем, еще и не думает закатываться, смотрите, тени какие короткие!

И - наших героев ждет Белгород:



В этом городе - почти московские бульвары и почти южная жара. Видите - надпись на фронтоне дальнего дома говорит, что это городская гостиница. Но есть маленькая проблема: похоже, что мест нет! Поэтому путешественники едут дальше...



По еще одному совершенно курортному бульвару...



(кстати, обратите внимание на еще одну "буханку", похоже, они не такая уже и редкость!)

И вот - где-то через час езды от Белгорода - одна из ключевых точек путешествия. Смотрим и завидуем туристам начала шестидесятых: вот так выглядела непроходимая нынче для автопутешественников граница России и Украины.




Один-единственный мостик через кювет на пешеходную тропинку - с "фототочкой", конечно -




Взгляд на всю композицию как раз с этого мостика -




...и всё, автомобиль покидает РСФСР и дальше движется по братской Украине.




Пейзаж, впрочем, похожий: дороги, колхозные грузовики... Будь это в недавнем прошлом, я бы сказал, что на грузовике везут через границу в обход Нехотеевки-Гоптiвки какую-то контрабанду)) но тогда в этом нужды не было!



А вот присмотритесь лучше к следам на дороге: похоже, тут достаточно крутой спуск, и кто-то из предыдущих водителей, разогнавшись и увидев перед собой вот такой же грузовик, резко тормозил! Причем тоже на грузовике: следы-то двускатные!

И, наконец, почти сразу после границы - Харьков! Город прекрасный и, конечно, намного более масштабный, чем Белгород. Шутка ли - недавняя столица союзной республики!



Представьте: за один день 10 августа наши герои уже столько проехали, а солнце еще светит (хотя тени уже и достаточно длинные!). Будут ли они ночевать в Харькове или поедут дальше - узнаем в следующей серии))

очерк, байдарскиеворота, история, редакционное, старожитности

Previous post Next post
Up