Продолжение. 2. Начало
здесь.
2. I. Пещеры Сыр-Дарьинской области
Прошлое лето 1913 года, по поручению Туркестанского Отдела Императорского Географического Общества, я предпринял поездку, имевшую скорее разведочный характер, для собирания сведений о пещерах Туркестана. Прежде всего я стал искать пещеру реки Угама (правый приток Чирчика за Ходжекентом); о существовании её я узнал из немецкой газеты (St.Petersburger Zeitung от 9 марта 1909 года, № 88) Эта корреспонденция, хотя и написанная по слухам, возбудила во мне желание её проверить. К сожалению, пещеру подходящую к описанию Петроградской немецкой газеты не удалось отыскать, зато обнаружена была другая, никем еще не описанная. Эта пещера находится на правом берегу реки Угам, вёрстах в 15 приблизительно от кишлака Хумсан. Чтобы до неё добраться, от Хумсана надо подняться вверх по реке до первого моста и, перейдя с левого берега на правый, пройти еще две версты.
По мере того, как удаляешься от Хумсана, долина все более и более суживается, скоро она делается настолько тесной, что нет места для дорожки, и только узкая тропинка извивается по карнизам ущелья, по которому Угам, бурля, мчится с головокружительной быстротой. Склоны гор Угамского хребта покрыты лесами из дикой яблони, грецкого ореха, древовидного можжевельника (арча) и пр. деревьев.
Посещенная мною пещера не имеет определенного названия, и можно было бы её назвать «Пещерой реалистов» в воспоминание о моих спутниках, нескольких Ташкентских реалистах, изъявивших желание сопровождать меня в поездке.
Пещера расположена высоко над уровнем реки, в почти отвесной горе. Вход в пещеру открывается на Угам; он имеет продолговатый вид, отчасти загроможденный глыбами известняка. Высота входа полтора метра, ширина его до 6 метров. Дневной свет пробивается внутрь и теряется скоро в огромном зале, который представляет из себя пещеру. Этот зал может иметь до 80 метров окружности и от 3-х до 5 метров максимальной высоты. От уровня почвы при входе до самого отдаленного пункта пещеры пол идет уклоном (3 метра приблиз.), так что разница между наивысшей точкой и самой низшей составляет 3 метра. На потолке пещеры, a также и на стенах заметны небольшие сталактитовые натеки, являющиеся результатом разъедания известняка. Местами вода капает с потолка, образует маленькие лужицы или медленно просачивается по стенам, что содействует образованию большой сырости. В глубоких трещинах и в норах центральной части потолка гнездится множество голубей, помет которых на полу пещеры образует толстый слой аршина в полтора. Летучих мышей в пещере не оказалось.
Из растений в пещере встречаются только гифы какого-то гриба, да и то в весьма ограниченном количестве. Из насекомых собраны были на стенах два паука, сенокосцы и одна сороконожка.
Измеренная в пещере температура оказалась:
14 июня
В 7 часов утра:
При входе снаружи - + 14,5° по Цельсию
От входа шагов 10 в пещере + 10° C
От входа шагов 15 в пещере + 9° C
От входа шагов 25 в пещере + 8,5° C
Еще несколько шагов дальше + 8° C
В 11 часов утра:
При входе снаружи + 30° по Цельсию
От входа шагов 10 в пещере + 9° C
От входа шагов 15 в пещере + 8,5° C
От входа шагов 25 в пещере + 8° C
Еще несколько шагов дальше + 8°C
В 4 часа вечера:
При входе снаружи + 11° по Цельсию
От входа шагов 10 в пещере + 9° C
От входа шагов 15 в пещере + 8,5° C
От входа шагов 25 в пещере + 8° C
Еще несколько шагов дальше + 8° C
Следовательно, на расстоянии около 30 шагов от входа температура воздуха в пещере оказалась равной восьми (8) градусам тепла независимо от температуры атмосферы вне пещеры. Эту температуру можно считать постоянной для пещеры.
Дно пещеры при входе состояло из земли, перемешанной с мелкой галькой; далее дно становилось более каменистым, местами лежали большие глыбы известковых пород. Небольшие норы y входа и множество игл дикобразов, которые я подобрал здесь, указывали на недавнее присутствие этих животных в пещере. Продолжая свои поиски при помощи фонаря, я убедился вскоре, что эта пещера представляет некоторый археологический интерес. Прежде всего, поражало множество костей, разбросанных по всей пещере, особенно по её краям. Рядом с бычачьими или бараньими костями попадаются кости «кика» - горного козла (Capra Sibirica) и собаки; к сожалению, большинство костей были так измельчено, что трудно было найти цельные. Те обломки, которые я имел честь представить собранию, состоят из нескольких позвонков, челюстей и рог кийка, челюсти лошади, коровы и лошадиных зубов. Из шести черепов травоядных животных, которые мне удалось собрать, особенно интересен череп кийка-самца. Пеньки, лишенные роговой оболочки, имеют до 52 сантиметров длины, что можно считать размером выходящим из ряда вон, если еще принять во внимание и то, что они слегка отбиты. В настоящем их виде эти рога имели бы больше двух аршин. Другой череп барана или козла - отломанный, носит следы обжога. Спрашивается, как эти кости могли сюда попасть? Ответы на этот вопрос могут быть разные; но не подлежит сомнению, что тигры, которые, по словам туземцев, не так давно еще водились в Угамской долине, медведи, волки, гиены и подобные им звери, проводящие часть своей жизни в подземельях, не только сами жили в них, но и заносили в них свою добычу. Возможно даже, что, если бы немного покопать, то обнаружились бы ценные палеонтологические остатки: ведь все вышеперечисленные предметы находились на поверхности пола этой костяной пещеры.
Сверх того, и что еще ценнее, мною была найдена нижняя человеческая челюсть с зубами. Объект, по-видимому, был старый, если принять во внимание, что отверстие, оставленное после удаления зубов, заросло за счет кости челюсти, которая в этом месте сузилась и, кажется, слегка атрофировалась.
Эта ценная находка наводит на мысль, что пещера или была обитаема, или служила оссуарией.
Что она была некогда обитаема, на это указывают бесчисленные черепки битой посуды, разбросанные по пещере. Эти образцы керамики состоят из фрагментов ваз, кувшинов и прочих гончарных предметов. Некоторые из них покрыты темно-синей или зеленой глазурью с внутренней стороны; большинство фрагментов покрыты с наружной стороны простым темно-красным цветом, так что с первого взгляда они напоминают древние греко-латинския вазы,так наз. «Самьенские». На красном фоне некоторых ваз выделяются черные полосы, составляющие орнаментировку вышеупомянутых ваз. Некоторые вазы снабжены были ушками для подвешивания, другие - ручками, как указывают несколько мною найденных фрагментов в пещере.
Около этих обломков обнаружены еще две медные монеты с арабской надписью. Разобрать удалось только слово «Омар», имя одного из 4-х первых халифов; найдено eще костяное изделие и бараний рог со следами распилки.
Однако, не произведя раскопок, трудно сказать, не была ли эта пещера скорее погребальной. Намеком на подобное назначение служит человеческая челюсть и многочисленные фрагменты ваз, быть может разбитых согласно погребальному ритуалу, как принято было y древних народов.
Как бы там ни было, дальнейшее выяснение назначения пещеры требует продолжительных исследований путем раскопок; нет сомнения, что эти раскопки дали бы богатый этнографический и археологический материал.
Одновременно с нею можно было бы исследовать еще несколько других пещер, которые по слухам находятся еще в долине реки Угама. Так напр., верстах в 10 - 12 от вышеупомянутой пещеры, a от Хумсана верстах в 25 есть другая пещера, большая по размерам и никем не исследованная.
По словам туземцев, коридоры этой пещеры ведут прямо в Ташкент; в ней будто бы зарыты огромные сокровища, спрятанные каким- то племенем; туземцы говорят, что в ней теперь живут чудовища, выходящие ночью на охоту в горы. Какой-то путешественник, случайно посетивший эту пещеру в сопровождении проводника-киргиза, заметил два коридора, в которые ему не удалось проникнуть. На полу малого коридора наш путешественник увидел кучу костей, происходящих по преданию от таинственных чудовищ, живущих в пещере, отчасти от живших некогда здесь разбойников.
Об этом путешественнике, по-видимому, идет речь в статье «Хумсанская пещера», появившейся в «Туркестанскихъ Вѣдомостяхъ» ( № 16, 1902 г.).
Здесь, между прочим, говорится: «Проехав верст 25 от Хумсана, мы перебрались по мосту на правый берег и через четверть часа подъехали к узкой теснине, где Угам прорывается шумным потоком в высоких скалистых берегах. Здесь проводник предложил нам оставить лошадей и следовать за ним пешком; по узенькой тропинке, вьющейся по карнизу скалы, мы поднялись шагов на 200 вверх и остановились перед входным отверстием в таинственную пещеру; небольшая арка в рост человека зияла, как открытая пасть чудовища, и неудержимо влекла к себе. Мы свободно вошли под арку и сразу очутились в непроглядной темноте; воздух был пропитан сыростью и затхлым запахом; сверху капала талая вода, и ритмические звуки падающих капель раздавались в пустоте пещеры
[*].
[*] По словам туземцев эта пещера называется «Калмакчик»; из неё китайцы добывали «аппак-таш» (белый или прозрачный камень), шедший на украшения... Насупротив этой пещеры, на левом берегу Угама, на горе находится будто бы другая пещера. называемая «Ергайлик», представляющая собою покинутый рудник, из которого добывалась, по словам рассказчика туземца, бирюза. Близ этих пещер в версте расстояния расположена зимовка киргиза Бук-Чельпека.
Мы зажгли бывшие с нами свечи; мрак понемногу рассеялся, и можно было ясно разглядеть совершенно правильный купол, раскинувшийся над нами; он покрывал собою площадь, в виде правильного круга, диаметром аршин в 60; посреди этого большого купола зиял другой, гораздо меньший, но уходивший далеко верх и там терявшийся во мраке; высота большого купола аршин 15 - 18, a камни, брошенные в малый купол, падали обратно, не стукнув об его крышу, что доказывает высоту весьма значительную. Стены этого круглого зала, равно как и самый свод, точно высечены из красивой каменной породы, напоминающей собою мрамор, но отличающейся от него своею слоистостью и блестками; стены, влажные от царившей в пещере сырости, искрились при освещении и придавали всему своду фантастический вид».
Эта часть описания довольно сходна с описанием нашей пещеры. И невольно является вопрос, не об упомянутой ли выше нами пещере здесь говорится, но дальнейшее его описание уже совсем не отвечает описанию посещенной нами пещеры.
Так напр., автор статьи пишет:
«Прямо против входа виднелось в стене другое отверстие приблизительно такой же величины. Мы вошли в него и очутились в длинном, сыром и темном коридоре; с потолка свешивались хрустально-чистые ледяные сталактиты; вода медленно скатывалась с них крупными каплями и образовывала на полу правильные ледяные конусы, которые своими вершинами тянулись вверх к острым концам соответствующих им ледяных сталактитов; стены коридора, образованные той же породой, как и в круглом зале, сверкали при зажженных свечах; лед искрился и переливал всеми цветами радуги. Всё это придавало коридору фантастический вид какого-то волшебного грота. Коридор постепенно подымался вверх и переходил в круглое отверстие, путь к которому был покрыт тонким слоем совершенно гладкого льда; пришлось сделать с помощью бывшего при нас топорика несколько ступенек, по которым мы друг за другом проникли в круглое отверстие почти ползком; здесь тянулся низкий и узкий коридор с массой разветвлений по сторонам и отверстиями наверху; пламя на свечах, до сих пор совершенно спокойное, начало сильно колебаться, a в некоторых местах и совсем гасло; проводник киргиз поспешил объяснить нам, что этот коридор и есть начало пути по направлению к Ташкенту, где он кончается якобы таким же выходным отверстием; при этом, проводник отказался сопровождать дальше и нам не советовал подвергаться участи наших предшественников. Мы принуждены были возвратиться, так как свечи наши приходили к концу, да и пускаться в дальнейший путь по такому лабиринту без особых предосторожностей было рискованно.
Про эту пещеру местные жители рассказывают много чудесного: будто бы она своими коридорами и переходами выводит, в конце концов, прямо в Ташкент, но никто из решившихся испытать этот путь не вернулся из пещеры обратно и не вышел в Ташкенте; говорят, что какой-то злой дух, живущий в глубине пещеры, ревниво оберегает её неприкосновенность и губит всякого, кто дерзает туда проникнуть; дыхание этого злого духа настолько сильно, что свечи и факелы, зажженные для освещения пути, гаснут; говорят о несметных богатствах, оставленных в этой пещере каким-то народом, бежавшим от натиска приходивших сюда китайцев; говорят о чудовищах, живущих в этой пещере и выходящих темною ночью на охоту в окрестные горы».
Другая пещера, упоминаемая проф. Н. Веселовским, который, однако, её не исследовал, находится в местности Сусингян на левом берегу сая Айгыр-Игар, впадающего в Угам.
По словам проф. Веселовского, эта местность носит название Сусингян, т. е. «вода переломилась», так как вода здесь течет в две противоположные стороны. (Н. Веселовский. Поездка в местность Сусингян в октябре 1885 года. (Зап. Вост. Отд. Имп. Русск. Арх. Общ. Т. 2. 1887 г .))
Эта пещера не искусственная, она находится в скале на высоте 4 сажен от сая, имеет в ширину 4½ саж., высоту при входе до 4 сажен, a длину от задней стенки до выхода 8½ саж. Вход в пещеру направляется с запада на восток. - «При входе вь нещеру,- пишет проф. Веселовский,-на правой стороне намалевано красною краскою подобие человека, по-видимому, с ружьем. Над фигурой видны простые черточки, левее напачканы лиловой краской 4 маленькие человеческие фигурки, три рядом и повыше, четвертая отдельно и пониже, возле неё (налево), надо полагать - дерево, a еще дальше какое-то животное, может быть, лошадь. Один из рисунков помещен на высоте 2 саж. от основания пещеры, другой - на высоте 1½ -х сажен.
Еще пещера небольших размеров находится за Хумсанским мостом, верстах в 8-ми вверх по реке Угам, на этом же правом берегу.
Кроме вышеописанной пещеры, мне удалось еще посетить другой тип пещер в этом же Ташкентском уезде, но в совершенно противоположной стороне от Угамской долины.
Эта лессовая пещера расположена на берегу реки Сыр-Дарьи между долинами Ангрена и Гиджигена, в урочище Шамар-Кара-Аулие (бывшей Шахрухии), в 5-ти приблизительно верстах от Яны-Кургана.
Пещера начинается горизонтальным входом, лежащим на некоторой высоте почти вертикального обрыва. Местами по ней пройти можно только ползком, затем пещера снова расширяется, хотя нигде нет возможности человеку прямо стоять, разве только при входе. Шагах в 40 - 50 от входа имеется разветвление, но узбекский проводник отказался идти дальше, ссылаясь на возможность обрушения свода, и тут действительно заметны были недавние обвалы.
Везде почва пещеры покрыта была слоем типичной лессовой пыли. Ни на стенах, ни на полу ничего не было заметно, никаких знаков, никаких предметов, a также ни растений, ни насекомых не было найдено. Одно только поражало, это - обилие летучих мышей, из вида Rhinolopus (подковоносов), от которых пришлось выдержать форменное нападение: обеспокоенные в своем сне, они массами витали над головой, мимо ушей, задевая нас своими крыльями, производя необычайный шум, напоминающий шум подземного водопада. Вдобавок, своим полетом они поднимали столбы пыли, затрудняя наше дальнейшее пребывание в подземелье.
Кроме вышеупомянутых, нет никаких точных сведений о каких-либо других пещерах в этом же уезде, хотя, по слухам, пещеры имеются и в долине реки Ангрена. Одна из них под названием «Алтын-тапкан» известна П. С. Назарову. Другая пещера, со слов туземцев, будто бы находится в окрестностях Аблыка; вход в нее в отвесной скале; говорят, что к этой пещере были устроены прежде лестницы, но теперь их нет, и вход туда невозможен.
Из пещер Аулиэ-атинского уезда, мне известных, следует указать на пещеру в ущелье Сугуты, на северном склоне Александровской цепи, в одном переходе от города Аулие-ата. Гн. Д. Л. Иванов, посетивший эту пещеру, нашел в ней высеченными тамги, видимо, как он говорит, «калмыцкого или монгольского типа» (См. Изв. Имп. Р. Геогр. Общ. т. XXI за 1885 г. в. 3.).
Другая пещера, осмотренная В. П. Панковым, находится верстах в 20 от города Аулие-ата, в урочище Бота-Мойнак. Длина подземелья 128 саж. На стенах вырезаны были знаки, вроде киргизских тамг. (См. Протоколы Турк. Круж. пюб. Арх. от 11 декабря 1896 г.)
В Чимкентском уезде известна Боролдайская пещера, которой Г. П. Комаров посвящает несколько строк. Эта таинственная пещера с деревянной лестницей и с металлическим котлом (как рассказывают киргизы) находится на восточном склоне Улькон Туры, на стороне, обращенной к реке Тутты-Узень, тоже вливающейся слева в Боролдай. Проникнуть в пещеру г. Комарову не удалось; спуститься туда можно только на веревке (Турк. Вед. 4-го сент. 1895 г. № 130 ст. П. Комарова «О Боролдайских письменах»).
В этом же уезде на отвесном берегу реки Арыси, около ж.-дор. станции того же названия виднеются какие-то углубления или пещеры, вырытые человеческой рукой. Как я мог сам убедиться во время одной из моих поездок, они представляют из себя своеобразные жилища современных киргиз.
От помощника Ходжентского уездного начальника капитана Арцишевского я узнал, что в местности Каир-Чакты-Сай, Майликентской волости имеется весьма интересная пещера.
В ней на скале высечена человеческая фигура, сильно пострадавшая от руки человека. Тут же находится колодец. Об этой пещере знают крестьяне села Антоновки. Другая пещера, по словам капитана Арцишевского, находится в верховьях реки Сары-Айгир, вблизи начала арыка Беш-баланд. Внутри пещеры заметны признаки прежнего жилья.
К северу от города Туркестана в Перовском у. топографом M. А. Кирхгофом осмотрены были три большие пещеры, расположенные в обрывах левого берега ущелья Ак-уюк, близ могилы Ак-ата в горах Кара-тау (от ж.-д. станции Биш-арык около 60 верст).
Вверх по той же речке Ак-уюк, верстах в 6 - 7 от первых пещер, на левом же берегу ущелья, имеется четвертая пещера. Входы в пещеры находятся на высоте от 10 до 20 саж. от уровня воды в речке. Все они узки, неудобны, засорены навозом и вообще труднодоступны. В одну из пещер г. Кирхгоф залезал и при входе заметил ощутительное течение воздуха, но за неимением свечей и времени исследования пещер не провзводил (См. Прот. Турк. Кружка от 11 дек. 1906 г. Сообщ. И. Т. Пославского «О находке орудий кам. века».). Об этих пещерах упоминает русский посол в Коканде Филипп Назаров в 1813 - 14 г.
В Чимкентском уезде находится еще пещера Чекпак-ата (киргизская святыня). Она лежит на очень видном месте, в 200 саженях от тракта из Ташкента в Верный, в 210 вер. от первого и в семи верстах от почтовой станции в селе Высоком, на севере от неё. По словам г. И. Ситняковского, пещера образовалась в выступе или мысе Чакпакских гор, которые тут и оканчиваются. Окружающая местность живописна и оживлена. Здесь протекает речка, берущая начало невдалеке из родников с чистой, всегда прозрачной, холодной водой; растущие по её берегам деревья дают прекрасную тень. Раздвинувшиеся в этом месте, невысокие горы образовали площадку, на которой туземцами построено несколько караван-сараев; в их находят себе приют многочисленные караваны, идущие по почтовому тракту. К сараям примкнул никогда не пустующий двор для туземцев, в котором продается охмеляющий напиток (буза). Чтобы подойти от сарая к пещере, нужно пересечь речку и взобраться на небольшой косогор до скалы, резко выступающей на скате горы и хорошо видной от сараев в восточном от них направлении. Вход в пещеру начинается y края скалы: длина пещеры до 10 арш., ширина не одинакова - от 3 до 4 арш., высота также не одинакова - от 2 с половиною до 3 с половиною аршин, и человек может ходить по ней всюду свободно, не нагибаясь. Боковые стены её отвесны, ровный каменный пол расположен горизонтально, верх полукруглый; стены и верх пещеры образованы конгломератами (плотной смесью камней и земли). В глубине пещеры выступает на полтора аршина от пола в поперечном направлении большой камень, на котором посетители укрепляют свечи; за камнем находится маленькая треугольная площадка, которая замыкается узким отверстием составляющим как бы продолжение пещеры вглубь горы. Отверстие это до того узко, что по нему человек может ползти только лежа. Посланный в него киргиз с факелом прополз аршин 6 - 7. Вернувшись назад, он сказал, что пещера разделилась на три прохода, из которых средний падает прямо в глубину, дна которой он не мог рассмотреть.
Пещера Чакпак-ата почитается киргизами за святыню. Главная специальность всех подобных святынь - исцеление больных и уничтожение бесплодия женщин - применена и к этой пещере.
Молитвы продолжаются недолго, и богомольцы в тот же день возвращаются домой, но женщины, пришедшие сюда для молитвы об исцелении от бесплодия, обязаны оставаться в пещере на всю ночь...
Не всякая из них удостоится той благодати, которая пламенно ожидается и вымаливается ею; к достойной, до словам ночевавших в пещере, выползает из скал огромный змей или белый с черной головой, или черный с белой головой, длиною больше роста человека и толщиною в верхнюю часть руки полного человека; змей обвивается вокруг шеи, не причиняя богомолке никакого вреда или боли.
-----------------------------------------
Продолжение
здесь