В минувшие выходные слушал
лекцию о художнике Исааке Ильиче Левитане в саратовском музее им. Радищева. Ходили сборной группой и это уже второй наш
культ-поход, после "Валентина Серова". Такие лекции, для нас - не только хорошая возможность восполнить пробелы, но и повод для последующих обсуждений услышанного. А еще я обратил внимание, что вместе с другими людьми гораздо интереснее изучать материал, чем одному за компьютером. Особенно, если слушатели внимательны и ловят каждое слово выступающего. Думаю, что и лектору так намного приятнее. Лекция была не очень большая - на час-полтора, но что-то мы все же узнали.
Нужно уточнить, что в СССР природа во многом воспринималась через картины Левитана, поэтому старшим он будет хорошо знаком по учебникам. В моей школьной памяти Левитан совсем не сохранился, а как обстоят дела у нынешних ребят мне неизвестно.
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) прожил короткую, но насыщенную жизнь. Он вырос в нищей семье и многого достиг своим трудолюбием, в том числе и некоторого достатка. Но, главное, он вывел пейзажную живопись на новую высоту, создав технику "пейзажа настроения". Однажды я
прочел, что картины Дали высасывают энергию у зрителя. Так вот, пейзажи Левитана передают и пробуждают эмоции.
Вечер на Волге
Как и всякий живой человек, Левитан соединял творчество с собственными переживаниями. Так картина "У омута" написана под впечатлением от истории об утопленнице: барин послал парня в рекруты и его возлюбенная утопилась.
У омута
Левитан, поступив в московское училище живописи, ваяния и зодчества, попадает в ученики сначала к Перову, а затем к Саврасову. Его одноклассник - Константин Коровин. Тот самый, которого мы знаем неразлучным другом Валентина Серова. К 30 годам художник приобретает уважение. В 1890 году заканчивает работу над одной из самых известных своих картин - "Тихой обителью". К этому моменту Левитан входит в "Товарищество передвижных выставок" ("передвижники"). О себе он говорит, что во всем старается видеть Бога.
Тихая обитель
В 1891 году по указу Александра 3 из Москвы надлежало выслать до 30 000 евреев. В 1892 году Левитана высылают из Москвы - как "некрещенного еврея". Честно говоря, такие новости были для меня неожиданными. Православный царь и раз - депортирует 30 000 человек только потому, что они отличной веры и национальности. Сразу вспомнил рассказ Серова о встрече с Александром 3, дескать встретился с человеком закрытым, очень подозрительным к людям ( "беседа же с царем ... запомнилась навсегда выражением недоверия, страха, холода и враждебности, которое приняло лицо императора при виде незнакомого человека",- ист.).
В. Серов "Портрет императора Александра III с рапортом в руках"
Левитан, как и многие художники, ездит по Европе, но сильно тоскует по России. Его зарубежные картины считаются менее удачными. В России он отправляется в путешествие по Волге и пишет целый ряд великих произведений. На меня самое сильно впечатление произвела картина "
Вечерний звон" (1892г). Как пояснил лектор, подтекст в ней такой: "готов ли ты отказаться от мирской жизни и переплыть эту реку". Если смотреть картину в
большом разрешении, то можно заметить одинокого монаха в лодке у берега.
Вечерний звон
Исаак Левитан был хорошо знаком с Валентином Серовым (в том числе через общего друга - Константина Коровина). Их близость ощущается и на ценностном уровне. Известно, что Серов очень болезненно переживал трагическую войну Николая 2 со своим народом (за что последний государь получил прозвище "кровавый"). Свое понимание страдающих людей Левитан передал через пейзаж "Владимирка", нарисовав владимирский тракт, по которому пешим ходом на каторгу отправлялись заключенные в кандалах. Далеко у горизонта видна церковь - символ надежды.
Владимирка
Одним из близких друзей художника был Антон Павлович Чехов. Настолько близкий, что в трех рассказах Чехова - "Попрыгунья", "Дом с мезонином" и "Чайка" - описаны сюжеты из жизни Исаака Ильича. За рассказ "Попрыгунья" - любовной истории Левитана и Софьи Кувшинниковой - Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль.
Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой - "Попрыгуньи"
Под конец жизни умирающий Левитан начинает писать картины, передающие жизнеутверждающее настроение. Если посмотреть на одну из таких - "Летний вечер", то кажется, что художник прощается и показывает как прекрасен мир, который он покидает.
Летний вечер
Особую благодарность выражаю Владимиру Александровичу Петрову, чьи статьи в газете "
Суть Времени" толкнули меня и моих товарищей обратить внимание на творчество Исаака Левитана и Валентина Серова.
Дополнительные материалы:
Исаак Левитан. Биография. Жизнь и творчество. [Владимир Петров]
Левитан и мы. Современные интерпретации творчества художника [Владимир Петров]
Присоединяйтесь к группе "
Культ-поход Саратов"!