Автобензозаправщик на шасси автомобиля ГАЗ-ААА с насосом для перекачивания, установленном в кабине управления механизмами.
![](http://s6.uploads.ru/t/FQv0Z.jpg)
![](http://s2.uploads.ru/t/AuHiL.jpg)
![](http://s6.uploads.ru/t/bI9Y7.jpg)
![](http://sf.uploads.ru/t/WZ421.jpg)
![](http://s6.uploads.ru/t/pZOkj.jpg)
![](http://s6.uploads.ru/t/bfl0a.png)
НАЗНАЧЕНИЕ
Автобензозаправщик БЗ-38 предназначен для заправки горючим сухопутной техники и летательных аппаратов.
![](http://s2.uploads.ru/t/GiYpb.jpg)
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Принят на вооружение в 1938 году.
Производители:
Завод «Ивторфмаш», г. Иваново
Завод №261, г. Новоуральск
Завод им.Воровского, г. Мелитополь
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Автобензозаправщик представляет собой автомобиль, на шасси которого смонтированы цистерна и специальное оборудование. Специальное оборудование каждого ТЗ состоит из следующих основных агрегатов и узлов:
- цистерны;
- приемно-раздаточных трубопроводов с фильтрами грубой очистки, арматуры, рукавов и раздаточных кранов;
- насоса;
- коробки отбора мощности;
- фильтра тонкой очистки;
- рычагов управления;
- контрольно-измерительных приборов;
- кабины управления и ящиков для укладки рукавов;
- противопожарного оборудования.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Шасси: ГАЗ-ААА
Габаритные размеры: 5475х2040х2200
Вес, кг:
- без загрузки: 3200
- с загрузкой: 4350
Емкость цистерны, л: 1500
Производительность раздаточной системы, л/мин: до 400 (через один рукав)
Насос, тип: СКБ (роторно-шестеренчатый)
Привод насоса: от двигателя автомобиля
Счетчик, тип: Л-300
Фильтр, марка: ТФ-1м
Рукава:
- приемные (диаметр, длина, количество): 65х10х1
- раздаточные ( - « - ): 38х7,5х2
- для перекачки (- « - ): 50х8х1
Раздаточный кран, шт: 1
А.Галицкий (г.Харьков)
Автобензозаправщик БЗ-38У выпускался перед войной на шасси автомобиля ГАЗ-ААА. От своего предшественника БЗ-38 эта модель отличалась прежде всего увеличенным объемом цистерны и отсутствием задней кабины для хранения и транспортировки шлангов. Вместо нее на боках цистерны были сделаны кронштейны. Считалось, что это было более удобно при движении по аэродрому от одного заправляемого самолета к другому.
БЗ-38У был достаточно автономным и универсальным. Кроме своих основных функций -наполнения своей цистерны, транспортировки горючего и заправки самолетов или других емкостей фильтрованным или нефильтрованным топливом - он мог также использоваться как перекачивающая станция или смеситель (перемешивание по замкнутому контуру), причем последнее можно было делать не только в своей, но и в посторонней емкости. Управление было централизованным и осуществлялось из кабины водителя. К недостаткам машины можно отнести невозможность заправки более одной емкости одновременно.
Для подачи горючего служил шестеренчатый насос СКБ производительностью до 400 л/ мин при 720 об/мин, использовавший часть мощности двигателя автомобиля. Ее отбор осуществлялся через эластичную муфту от шестерни демультипликатора.
В возимый комплект входили три шланга: для приема горючего (диаметр 65 мм, длина 10 м), для перекачки (диаметр 60 мм, длина 8 м) и раздаточный (38 мм и 7.5 м соответственно). Инструкцией запрещалось оставлять остатки бензина в шлангах - это вызывало разрушение его стенок, и как следствие, существовала опасность загрязнения баков самолета продуктами распада. Раз в год необходимо было производить очистку цистерны. На это отпускалось 40 л бензина.
Для повышения безопасности было обязательно заземление машины (для отвода статического электричества). Для этого служила металлическая цепь, приваренная к цистерне и свободно соприкасающаяся с землей с запасом в 3-4 звена. Кроме того, при обслуживании производилось дополнительное заземление -металлическим тросом раму автомобиля соединяли с забитым в землю штырем длиной не менее 50 см и диаметром не менее 15 мм.
Автобензозаправщики БЗ-38У использовались на советских аэродромах перед войной и в годы Великой Отечественной войны.
Технические характеристики: длина - 5260 мм; ширина - 2040 мм; высота - 2150 мм; полный вес без нагрузки -3290 кг; вес в рабочем состоянии с полной нагрузкой - 4800 кг; емкость цистерны - 2050 л; емкость бензобака автомобиля - 40 кг; максимальное давление в нагнетающем трубопроводе - 3.5 атм.; фильтрация горючего - механическая с отделением механических примесей и воды; пропускная способность фильтра - 200 л/мин.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Учебник сержанта военно-воздушных сил, к. 8, ч. 3 (для сержанта тыла). -М.:Воениздат, 1956.
- "Автобензозаправщик БЗ-38У", журнал "АвиО" выпуск 2, 1992
Покупался вместе с остальными моделями ЛОМО (в том числе и с уже ранее показанными
АСМ типа ЦН-15,
лесовозом на ЗИС-6 и еще одним заправщиком, но на базе ЗИС-5 -
БЗ-43) по заводским ценам. Мимо заправщика,естественно, пройти никак не мог. Из множества моих моделей ЛОМО этот - единственный на базе ГАЗ 3А.
Надо отметить, что мне досталась ранняя модель Ленинградского Объединения, а они по качеству были на порядок лучше упрощенных последующих...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/876984/284510600.5c/0_18a525_16002634_orig.jpg)
По традиции, сначала - общий вид спереди:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/284510600.5d/0_18a539_6f6b8248_orig.jpg)
К модели производства "Двигатель" добавили запаски по бокам капота:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/284510600.5d/0_18a53b_7374bcfb_orig.jpg)
Все недостатки передка ГАЗ-АА/ААА ЛОМО-АВМ уже были описаны в предыдущих постах:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893194/284510600.5d/0_18a53a_fb23d112_orig.jpg)
Вид сверху:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/284510600.5d/0_18a546_4a4ba5ec_orig.jpg)
Есть у меня старая машинка от "Двигатель":
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/897139/284510600.5d/0_18a530_b5f6e6fa_orig.jpg)
Именно такого плана
ГАЗ-ААА был донором для машинки ЛОМО:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/769623/284510600.5c/0_18a52f_d5a5b94f_orig.jpg)
Общий вид слева.
Нетрудно заметить, что глушитель перед тележкой таки отвалился:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/876984/284510600.5d/0_18a535_64a2d10d_orig.jpg)
И переднее колесо. Выглядит оно получше, чем у донора:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/284510600.5d/0_18a536_fd9f752b_orig.jpg)
Дорабатывать запаску, убрав ступицу и ненужные болты крапления, не стали.
Двери открываются, но за давностью лет не рискнул, дабы не развалились.
Огнетушитель большой. Мощный и красный:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/921322/284510600.5d/0_18a538_80b978bb_orig.jpg)
В салоне всё до безобразия примитивно:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/284510600.5d/0_18a537_ada7dea7_orig.jpg)
Эта фотка дает некоторое представление о нанесении краски:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877150/284510600.5d/0_18a547_aafcf612_orig.jpg)
Самое шикарное в модели - это оформление цистерны. За покраску не поручусь (видно, что многое делалось кистью), но детализация модели прошлого века не уступает некоторым бюджетным "made in China" века нынешнего:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/284510600.5d/0_18a53d_44696ad8_orig.jpg)
Ну и задняя тележка:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/284510600.5d/0_18a534_5937820d_orig.jpg)
Разумеется, от прародителя она унаследовала такую способность:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/284510600.5d/0_18a543_23efd19b_orig.jpg)
И имеет большой ход:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/284510600.5d/0_18a544_34ea83ff_orig.jpg)
Общий вид сзади:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/897139/284510600.5d/0_18a53f_4676f0d0_orig.jpg)
Фара, горловина, приборы, рукав, рукоятка, лючки - просто изобилие отдельных деталей. Жаль, что стеклышко в фару не вставили.
И надпись "ОГНЕОПАСНО" не тем шрифтом набрана, то есть без трафарета:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/284510600.5d/0_18a540_8b65dc3f_orig.jpg)
У цистерны сбоку есть ручки и кронштейны подвески шлангов:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/284510600.5d/0_18a541_b11996cb_orig.jpg)
Светотехники сзади нет. Но военным авто она вроде как и не полагалась:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/921322/284510600.5d/0_18a542_5a3bcb20_orig.jpg)
Еще один современник - Ярославский грузовик:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877150/284510600.5c/0_18a52e_176d7d7c_orig.jpg)
Герой поста рядом с
ЯГ-6 от Владимира Волчанецкого:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/769623/284510600.5c/0_18a52d_8cf44838_orig.jpg)
Общий вид справа:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/897139/284510600.5d/0_18a53e_543639e8_orig.jpg)
В салоне - печаль. Руль лежит на полу:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/921322/284510600.5d/0_18a53c_3c99d298_orig.jpg)
Траки по бокам (кстати, отдельными деталями) непонятно зачем серебрянкой подмахнули:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/284510600.5d/0_18a53d_44696ad8_orig.jpg)
Донышко - общий вид:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/212758/284510600.5d/0_18a549_1779fa27_orig.jpg)
Оно - всё то же наследие "Двигателя":
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/914565/284510600.5d/0_18a548_df2b6f63_orig.jpg)
И винтами/болтами крепится довольно бесхитростно и по-игрушечному:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/876984/284510600.5d/0_18a54a_c809171_orig.jpg)
3/4:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368754/284510600.5c/0_18a52b_f0b11127_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877150/284510600.5c/0_18a52c_31e56874_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/876984/284510600.5d/0_18a531_45ea65ae_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893753/284510600.5c/0_18a52a_6344d5fc_orig.jpg)
Такая себе вроде улица:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/876523/284510600.5d/0_18a532_59a9c30a_orig.jpg)
У моделей военной серии ранее были коробочки со своим собственным, особым "камуфляжным" дизайном:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/876984/284510600.5c/0_18a527_f7c85d4b_orig.jpg)
Пока не перешли на унифицированные серые для всех... Как у ДиП сейчас.
А вот так ее дополнительно примотал продавец. За что и спасибо - ничто, в общем-то, не отвалилось (кроме руля):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/284510600.5c/0_18a526_944bf357_orig.jpg)
Есть и пластиковая подставка пижонского белого цвета:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/284510600.5c/0_18a528_5674bc5a_orig.jpg)
Присутствует вкладыш (тоже не у всех моделей в наличии):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368754/284510600.5c/0_18a529_42dc0dc_orig.jpg)
В целом этой моделью ЛОМО более чем доволен.
Модель автомобиля: БЗ-38
Период выпуска прототипа: 1938-?
Производитель: ЛОМО-АВМ
Дата выпуска: -
Краткое мнение: замечательно без упрощений!
Оценка:
Качество: 3,5 из 5. Недостаточно хорошо, но лучше, чем могло бы быть.
Детализация: 3,75 из 6. Получше предыдущего БЗ. Чуток.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Должно быть...
Узнаваемость: 2 из 2. Да.
Харизма: 4 из 5. А как же.
Коробочка: 0,5 из 1,75. В соответствии с
градацией.
Итого: 17,75 из 24,75.
Вес: 168 граммов. Тяжел. Для модели ГАЗ-ААА - однозначно.
Цена: 2100 рублей с рук.