Зрительные иллюзии. Часть 6.

Apr 19, 2011 05:23

Добрый день,

(если вдруг опять что-то со шрифтами не так  - скажите)

сегодня я хочу рассмотреть еще одну группу иллюзий - иллюзии подравнивания. Их обычно рассматривают вместе с иллюзией контраста, но, поскольку материала много, мы их разделили. В отношении визуальной коррекции иллюзии подравнивания могут иметь большое поле применения.

Если близко рядом находятся предметы разной величины, то различия как бы становятся незаметнее, а предметы уподобляются друг другу. Явление это называют слиянием или подравниванием или ассимиляцией.
  • В частности, один и тот же круг, будучи вписан в бОльший, кажется сам более значительных размеров, чем если он же окружает меньший круг (внутренний круг В кажется больше внешнего А, хотя они равны):


  • Подравнивание или уподобление сказывается и на ранее приведенной иллюзии переоценки острого угла. Возьмем рассмотренную там фигуру и заполним промежуток между сторонами черным так, чтобы различение и противопоставление сторон, образующих угол, сделалось затруднительным. Теперь нижняя прямая кажется слегка изогнутой на концах уже не к низу, как это было ранее, а кверху, приближаясь к направлению верхних линий, уподобляясь им:


 


Таким образом, с помощью подравнивания мы можем ослабить негативное действие иллюзии переоценки острого угла.
  • Одно и то же расстояние, в зависимости от толщины ограничивающих полос, кажется то больше, то меньше. Так, показанное на рисунке расстояние между двумя тонкими линиями кажется меньше, чем соседнее, ограниченное линиями потолще (я специально сделала фон т.серым, т.к. мне показалось, что на менее контрастной картинке иллюзия проявляется лучше):


При этом кажущееся увеличение более светлого расстояния продолжается лишь до некоторой границы, после которой оно идет на убыль. При очень широком окаймлении светлая поверхность как бы отделяется и видится обособленно.
  • На следующем рисунке образуемая кругами левая граница кажется изогнутой, хотя на самом деле она прямая. Зависит это от стремления левой границы приравняться к линии, образуемой правой стороной кругов (это иллюзия Липпса):



Иллюзия Липпса может действовать аналогично иллюзиям Геринга и Вундта (на одном рисунке кажутся иллюзорно изогнутыми внутренние границы кругов, в другом - внешние):



  • Изменение видимой величины прямой линии от углов на ее концах может быть также отнесено к иллюзиям подравнивания. Все три горизонтальные прямые на рисунке одной длины, но чем больше угол, тем длиннее кажется линия:



В визуальной коррекции этой иллюзией хорошо "редактировать" горизонтальные особенности, например, ширину плеч. В частности, если мы сделаем ряд накидок или воротников, то чем больше будет угол, образуемый падающим краем и линией плеч, тем шире будут казаться плечи. на следующем рисунке у фигуры слева плечи кажутся уже, чем у фигуры справа, а у фигуры справа уже, чем посередине, а между тем, все они одинаковые:


  • К иллюзиям подравнивания относится иллюзия Мюллер-Ляйера. Суть ее в том, что линия, на концах которой поставлены обращенные внутрь углы, кажется гораздо меньше, чем равная ей линия, у которой стороны на концах обращены наружу:



Иллюзию эту варьировали: заменяли углы дугами, вместо прямых вставляли зигзагообразные линии, вовсе уничтожали изменяющуюся прямую  и оставляли одни угля и т.п. Иные авторы даже убирали линии на концах, а оставляли лишь тени. Есть работы, изучающие действие этой иллюзии под гипнозом.








Во всех вариантах этой иллюзии расстояние, заключенное между углами или ограничивающими линиями, имеет тенденцию сжаться, казаться меньше, когда линии на концах сближаются,и наоборот, - увеличиться, растянуться, когда указанные линии расходятся. Эта иллюзия может быть также сопоставлена с иллюзией незамкнутого контура (об этой иллюзии речь пойдет в будущем).

Значение этой иллюзии очень важно для визуальной коррекции роста. Когда линии, идущие от головы, скошены вниз, а линии, идущие от ног скошены вверх, то фигура кажется короткой. Если же линии, идущие от головы, скошены вверх и наружу, а от ног скошены к низу, мы получим впечатление высоты. Для первой цели, т.е. сокращения высоты, могут послужить шляпа с опущенными полями, обувь с круглыми носами. Увеличению роста способствует шляпа с линиями, направленными кверху, узкие туфли с длинным носом и т.д. Этот же эффект направления линий очевиден и во многих других случаях, например, манжет на рукаве, завернутый назад, укорачивает руку, спущенный к низу - удлиняет.


Вот несколько примеров иллюзии М-Л на платье:



  • Нередко имеет место подравнивание целой фигуры по части.
Если какая-нибудь часть формы особенно выдается, она может определить собой восприятие всей фигуры. Если отчетливо заметно, что какая-нибудь сторона одной фигуры больше находящейся вблизи стороны другой фигуры, то и вся первая фигура может казаться больше второй, хотя в действительности обе они равны. На следующем рисунке даны две одинаковых фигуры, однако нижняя кажется  больше и шире, потому что верхняя сторона ее шире нижней дуги верхней фигуры, а благодаря этому мы и всю фигуру воспринимаем как большую (иллюзия Ястрова):


Здесь мы можем отметить и влияние контраста. Вследствие контраста нам бросается в глаза разница между нижней дугой верхней фигуры и близлежащей стороной нижней.

Иллюзия Ястрова успешно может действовать, если надо выделить одну часть фигуры относительно другой. На рисунке верхняя линия кокетки на юбке кажется значительно меньше, чем верхняя линия ворота, хотя они равны. Длиннее обеих линий только нижняя линия ворота, но по подравниванию и верхняя кажется больше:



  • Явление подравнивания можно обнаружить и в тех случаях, когда прямая полоса, составленная из косых штрихов, выглядит смещенной в направлении этих штрихов:



Иллюзия усиливается, если к концам косых линий добавить маленькие треугольники:




  • Приведенные далее иллюзии иногда называют иллюзиями крученого шнура или  иллюзиями Фрезера. Шнур может быть скручен из двух полосок - светлой и темной.Помещая его на различные фоны, можно получить поразительные результаты. Например, если положить шнур на клетчатую ткань, параллельные прямые приобретут вид изогнутых:


На следующем рисунке мы явственно видим спираль, хотя на самом деле это концентрические круги:



Практическое значение иллюзии крученного шнура мало исследовано. Следует лишь указать, что при соответствующем расположении шнура можно получить сильнейшее искривление правильной формы фигуры.

  • Относительно общего значения иллюзий подравнивания можно сказать, что оно обнаруживается во всех случаях, когда, давая сходную форму, повторяющую и несколько преувеличивающую определенную особенность фигуры, мы оттеняем эту особенность.
Если эта особенность такого рода, что нежелательно ее подчеркивать, то подравнивание может дать отрицательный результат. Так, излишне полный человек в широком платье покажется еще толще, а худой в узком и длинном - еще  более худым и длинным. В одежде, не повторяющей линии их фигур (но, что важно, и не контрастирующих с ними), и толстый и худой будут производить более выгодное впечатление:



В заключение хотелось бы привести несколько примеров из современной жизни.

Горловина и драпировки работают на вытягивание силуэта:





А вот выпуклая вверх линия непрозрачной части верха и выпуклая вниз линия низа воланов дают обратный эффект:



А вот пример, что надо сделать, чтобы для окружающих стать шаром. Линия плеч, линия рукава и "глухая" горловина, плюс линия низа с закругленными боками делают и без того стремящийся к горизонтали силуэт намного короче:



Подобная контрастная линия плеч делает плечи значительно шире:



Слегка спущенная линия плеч в компании с горловиной-лодочкой также визуально делают плечи шире (но, заметьте, уже совсем-по-другому, деликатнее):



А вот как по-разному смотрятся два, казалось бы, похожих лука, во многом "виной" тому линия плеч:




Линия банта может образовать нежелательную выпуклость вверх, что может укоротить силуэт:



Линия воротника образует выпуклую вверх дугу, линия низа и без того укороченной куртки да еще на фоне контраста по цвету создает впечатление направленной вниз дуги, все это еще больше зрительно укорачивает эту часть фигуры, а характер воротника ее делает шире:



На этом пока все :)

Предыдущий материал:
часть1
часть2
часть3
часть4
часть5

стиль в деталях

Previous post Next post
Up