Неста Вебстер, Тайные общества и Подрывные движения, глава 1б. Древняя Тайная Традиция

Dec 20, 2020 00:56

Оглавление
Пришествие Искупителя (продолжение)
Ессеи
Гностики
Манихейство

Пришествие Искупителя (продолжение)
Если не смотреть с этой точки зрения, то нельзя понять должным образом ни антагонизм, проявленный книжниками и фарисеями по отношению к нашему Господу, ни осуждения, которые Он произнес против них."Горе вам, законникам, ибо вы взяли ключ познания: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.... Горе вам, книжники и фарисеи-лицемеры, что вы закрываете царство Божие для людей. Ибо сами не входите, и входящим не позволяете войти." Что имел в виду Христос под ключом познания? Очевидно, священную традицию, как объясняет Драх, которая предвосхитила доктрины христианства [73]. Именно раввины извратили эту традицию, и, таким образом, "вина этих вероломных учителей состояла в том, что они скрыли от людей традиционное объяснение священных книг, с помощью которого они могли бы распознать Мессию в лице Иисуса Христа" [74]. Однако многие из людей узнали Его; народ приветствовал Его, расстилая перед Ним свои одежды и восклицая: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Тот, Кто приходит во имя Господа!" Авторы, которые ссылаются на выбор Вараввы вместо Христа как на пример ошибочного народного суждения, упускают из виду факт, что этот выбор не был спонтанным; именно первосвященники "побудили народ, чтобы Пилат скорее отпустил им Варавву". Тогда люди послушно закричали: "Распни Его!"

Так и раввины, утаив от людей значение священной традиции в момент её исполнения, впоследствии отравили тот же самый поток для будущих поколений. Отвратительная клевета на Христа и христианство встречается не только в каббале, но и в более ранних изданиях Талмуда. В них, как говорит Джозеф Барклай:

"Наш Господь и Спаситель - это "тот", "глупец", "прокаженный", "обманщик Израиля" и т. д. Предпринимаются усилия, чтобы доказать, что Он сын Иосифа Пандиры до его брака с Марией. Его чудеса приписываются колдовству, тайну которого Он вынес из Египта. Говорят, что его сначала побили камнями, а затем повесили накануне Пасхи. Его учеников называют еретиками и непристойными именами. Их обвиняют в аморальных поступках, а Новый Завет называют греховной книгой. Отрывки на эти темы демонстрируют самое горькое отвращение и ненависть". [75]

Тщетно искать подобные отрывки в английских и французских переводах Талмуда, по той причине, что полного перевода на этих языках не существует. Этот факт имеет большое значение. В то время как священные книги других важных религий переведены на английский язык и открыты для изучения всем желающим, книга, которая составляет основу современного иудаизма, закрыта для широкой публики. Мы можем читать английские переводы Корана, Дхаммапады, Сутты Нипаты, Зенд-Авесты, Царя Шу, Законов Ману, Бхагавадгиты, но мы не можем читать Талмуд. В длинном ряду священных книг Востока Талмуду не нашлось места. Все, что доступно обычному читателю, состоит, с одной стороны, из сокращенных версий или разумных подборок еврейских составителей, а с другой - из "антисемитских" публикаций, на которые опасно полагаться. Основной английский перевод Родкинсона очень неполон, и фолианты нигде не указаны, так что найти отрывок невозможно. [76] Французский перевод Жана де Поли претендует на то, чтобы представить весь текст венецианского Талмуда 1520 года, но в нем нет ничего подобного. [77] Переводчик в предисловии фактически признает, что он опустил "бесплодные дискуссии" и пытался смягчить "жестокость некоторых выражений, оскорбляющих наши уши". Так что все отрывки, которые могли бы оказаться неприятными для "гебраистов", которым его работа посвящена, были осторожно удалены. Однако перевод каббалы Жана де Поли, по-видимому, является полным. [78] Однако честный и правдивый перевод всего Талмуда на английский или французский все еще предстоит сделать.

Более того, даже знаток иврита обязан проявлять некоторую разборчивость, если он желает ознакомиться с Талмудом в его первоначальном виде. Ибо к XVI веку, когда изучение иврита стало всеобщим среди христиан, антисоциальные и антихристианские тенденции Талмуда привлекли внимание цензора, в результате были запрещены самые отвратительные отрывки Вавилонского Талмуда 1581 года и весь трактат "Авода Зара". [79]

В последующем краковском издании 1604 года эти отрывки были евреями восстановлены, что вызвало такое сильное возмущение среди студентов-христиан, изучающих еврейский язык, что евреи встревожились. Соответственно, собравшийся в Польше в 1631 году еврейский синод приказал вновь удалить оскорбительные отрывки, и, согласно Драху, заменить их кружками, которые раввины должны были заполнять устно, давая наставления еврейской молодёжи [80]. После этой даты Талмуд был тщательно переработан, поэтому, чтобы обнаружить его первоначальную форму, желательно вернуться к венецианскому Талмуду 1520 года или обратиться к современному изданию. Ибо теперь, когда евреи больше не боятся христиан, все эти отрывки, как говорят, были восстановлены, и уже не предпринимается никаких попыток, как в Средние века, доказать, что они не относятся к Основателю христианства. [81]

Еврейская энциклопедия признает, что еврейские легенды об Иисусе содержатся в Талмуде, в Мидраше и в книге "Жизнь Иисуса" (Толедот Иешу), которая написана в Средние века. Все эти источники имеют тенденцию принижать личность Иисуса, приписывая Ему незаконное рождение, магию и позорную смерть". [82]

Упомянутая работа, "Толедот Иешу", якобы написаная в Средневековье, вероятно, относится к гораздо более раннему периоду. Элифас Леви утверждает, что "Толедот Иешу, которой евреи приписывают большую древность и которую они так скрывали от христиан, что её долгое время невозможно было найти, впервые цитирует Раймонд Мартин из Ордена братьев-проповедников (Доминиканцев) в конце XIII века.... Эта книга, очевидно, была написана раввином, посвященным в тайны Каббалы". [83] Существовала ли "Толедот Йешу" в течение многих столетий до того, как впервые появилась на свет, или это была коллекция еврейских традиций, сплетенных в связное повествование раввином XIII века. Идеи, содержащиеся в ней, можно проследить, по крайней мере, до II века христианской эры. Ориген, который в середине III века написал свой ответ на нападки Цельса на христианство, ссылается на скандальную историю, очень похожую на Толедот Йешу, которую Цельс, живший в конце II века, цитировал из авторитетного еврейского источника [84]. Таким образом, очевидно, что легенда, содержащаяся в "Толедот Йешу", долгое время была распространена в еврейских кругах, но сама книга попала в руки христиан после того, как Раймонд Мартин перевел ее на латынь. Позже Лютер кратко изложил её на немецком языке под названием "Шем а-Мефораш", а Вагенсейль в 1681 году и Халдрих в 1705 году опубликовали её переводы на латынь [85]. Текст киги также можно найти на французском языке в "Апокрифических Евангелиях" Густава Брунея.

Каким бы отвратительным ни было цитирование этого кощунственного труда, здесь необходимо дать его основные очертания, чтобы проследить дальнейший ход тайной антихристианской традиции, в которой, как мы увидим, он был увековечен до наших дней. Вкратце "Толедот Йешу" сообщает с самыми непристойными подробностями, что Мириам, вифлеемская парикмахерша [86], обрученная с молодым человеком по имени Йоханан, была соблазнена развратником Иосифом Пандирой и родила сына, которого назвала Иешу. Согласно авторам талмудических трактатов Сота и Сангедрин, Иешу был взят в детстве в Египет, где был посвящен в тайные доктрины жрецов, а по возвращении в Палестину предался практике магии [87]. Далее "Толедот Йешу" сообщает, что, достигнув зрелости, Иешу узнал тайну своей незаконнорожденности, из-за чего был изгнан из синагоги и на время укрылся в Галилее. Так вот, в Храме был камень, на котором был выгравирован Тетраграмматон или "Шем а-Мефораш", то есть непроизносимое Имя Бога; этот камень был найден царем Давидом во время подготовки фундамента для Храма и был помещен им в Святая Святых. Иешу, зная об этом, проникнул в Святая Святых и прочитал непроизносимое Имя, которое переписал на кусок пергамента, спрятав его в надрезе под своей кожей. Благодаря этому он смог творить чудеса и убедить людей, что он сын Божий, предсказанный Исайей. С помощью Иуды мудрецам синагоги удалось схватить Иешу, который затем предстал перед большим и малым Синедрионом, который приговорил его к забиванию камнями и, наконец, повесил.

Такова история Христа, согласно еврейским каббалистам, которую следует сравнивать не только с христианской традицией, но и с мусульманской. Возможно, мало известно, что Коран, отрицая божественность Христа, а также факт Его распятия [88], тем не менее с негодованием осуждает печально известные легенды о Нем, увековеченные евреями, и прекрасным языком подтверждает историю Благовещения и учение о Чудесном Зачатии [89]. "Вот сказали ангелы: О Мирьям (Мария)! Воистину, Бог избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. Вот сказали ангелы: О Мирьям! Воистину, Бог радует тебя вестью о слове от Него, имя которому - Мессия Иса (Иисус), сын Мирьям. Он будет почитаем в этом мире и в последней жизни и будет одним из приближенных (к Богу)."

Коран показывает, что Мать Иисуса была чиста и "сохранила свою девственность" [90], что именно евреи выступили против Марии с "тяжкой клеветой". [91] Иисус описывается как "укрепленный Святым Духом", а евреев упрекают в том, что они отвергли "Посланца Бога" [92], которому было дано "Евангелие с его руководством и светом, подтверждающим предыдущий Закон". [93]

Таким образом, в течение столетий, когда зарождалось христианство, хотя другие нехристианские силы выступили против новой веры, именно евреям было предоставлено право начать кампанию очернения личности ее Основателя, которого мусульмане по сей день почитают как одного из великих учителей мира. [94]

Ессеи
Более тонкий прием дискредитации христианства и подрыва веры в божественный характер нашего Господа был предпринят современными писателями, в основном еврейскими, которые намеревались доказать, что Иисус принадлежал к секте ессеев, общине аскетов, владевшим общим имуществом, которая существовала в Палестине до рождения Христа. Так, еврейский историк Генрих Грец заявляет, что Иисус просто присвоил основные учения ессеев, и что первобытное христианство было "не чем иным, как ессейским ответвлением". [95] Еврей-христианин доктор Гинзбург частично поддерживает эту точку зрения в брошюре [96], содержащей большинство доказательств, выдвинутых по этому поводу, и выражает мнение, что "вряд ли можно усомниться в том, что наш Спаситель принадлежал к этому святому братству". [97] Таким образом, после попыток представления Христа в качестве мага в "Йешу Толедот" и Талмуде иудейская традиция пытается объяснить Его чудесные деяния как действия простого целителя, - идея, которую мы находим в тайных обществах и по сей день. Если бы это было правдой, если бы чудеса Христа были просто следствием знания законов природы, а Его доктрины вышли из секты, то вся теория о Его божественной силе и миссии рухнула бы. Вот почему так важно разоблачить заблуждения и даже недобросовестность, на которых основана попытка отождествить Его с ессеями.

Нам нужно лишь внимательно изучить Евангелия, чтобы понять, что учения Христа полностью отличалось от учения ессеев [98]. Христос не жил в братстве [ессеев], но, как указывает сам доктор Гинзбург, общался с мытарями и грешниками. Ессеи не часто посещали Храм, а Христос часто бывал там. Ессеи не одобряли вино и брак, в то время как Христос одобрил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской и превратил там воду в вино. Еще один момент, наиболее убедительный из всех, который игнорирует доктор Гинзбург, а именно, что одной из главных черт ессеев, отличавших их от других еврейских сект того времени, было их неодобрение мази, которую они считали оскверняющей, в то время как Христос не только похвалил женщину, которая принесла сосуд с драгоценной мазью, но и упрекнул Шимона за упущение: "Ты не помазал голову Мою елеем, но она помазала Мои ноги мазью". Очевидно, что если бы Христос был ессеем, отступившим от своих обычаев из уважения к чувствам женщины, то он бы понял, почему Симон не оказал Ему такого же внимания, и, во всяком случае, Симон извинился бы на этом основании. Кроме того, если бы Его ученики были ессеями, не стали бы они протестовать против этого нарушения их принципов вместо того чтобы просто возражать, что мазь была слишком дорогой?

Но наиболее вводящими в заблуждение выводы доктора Гинзбурга состоят в приписывании Христу коммунистических доктрин ессеев. Это момент особо важен ввиду того, что именно на этой ложной гипотезе был построен так называемый "христианский социализм". "У ессеев", - пишет Гинзбург, - "было все общее, они назначали одного из братьев управляющим общим имуществом, подобно ранним христианам (Деяния ii. 44, 45, iv. 32-4; Иоанн xii. 6, xiii. 29)." Верно, как свидетельствует первая ссылка на Деяния, что некоторые из ранних христиан после смерти Христа образовали общину с общим имуществом, но нет ни малейшего доказательства того, что Христос и Его ученики следовали этому принципу. Отдельные отрывки в Евангелии от Иоанна, которые Гинзбург может процитировать в поддержку этого утверждения, возможно, относились к сумке для подаяния или фонду на определенные расходы, но не к общему фонду всего денежного богатства. Еще меньше существует свидетельств того, что Христос проповедовал коммунизм. Когда молодой человек, обладающий большим имуществом, спросил, что ему делать, чтобы унаследовать жизнь вечную, Христос посоветовал ему следовать заповедям, но на вопрос юноши, что еще он может сделать, ответил: "Если хочешь быть совершенным, пойди и продай то, что имеешь, и раздай бедным". Отречение от богатства, а не объединение богатства, - вот совет Христа тем немногим, кто хотел достичь совершенства, хотел посвятить жизнь Богу, то, что всегда делали монахи и монахини, и это не имело никакого отношения к коммунистической системе ессеев.

Д-р Гинзбург продолжает: "Ессеи ставили всех своих членов на один уровень, запрещая власть одного над другим и предписывая взаимное служение; подобно Христу (Мф. xx. 25-8; Марк ix. 35-7, x. 42-5). Ессеи велели своим ученикам никого на земле не называть господином; подобно Христу (Мф. xxiii. 8-10)". В действительности Христос решительно поддерживал существование [светской] власти и не только в часто цитируемом отрывке "Отдавайте Кесарю то, что принадлежит Кесарю", но и в одобрении речи Центуриона: "Я - человек, находящийся под властью военачальника и имеющий под собою воинов и рабов, и что я каждому скажу, делает это немедленно". Везде Христос хвалит верного слугу и предписывает повиноваться господам. Если мы посмотрим на цитату из Евангелия от Матфея, на которую ссылается Гинзбург, утверждая, что Христос велел Своим ученикам никого на земле не называть господином, то обнаружим, что Гинзбург не только извратил смысл отрывка, но и изменил порядок слов; отрывок звучит так: "А вы не называйтесь учителями [раввинами], ибо один у вас Учитель - Христос, и все вы братья.... И не называйтесь наставниками [господами], ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится". Поэтому апостолам не следовало называть кого-либо господином, включая самих себя. Более того, если мы обратимся к греческому тексту, то увидим, что Христос подразумевал духовный смысл, а не социальный. Данное здесь слово "господин", используется в первом стихе как "διδάσκαλος" и означает "учитель", во втором стихе используется слово "καθηγητὴς" - буквально "руководство", а для слова "слуга" используется "διακὸνοσ". Когда в Евангелиях упоминаются господа и слуги в социальном смысле, то для обозначения "господина" используется слово "κύριος", а для слуги "δοῦλος". Доктор Гинзбург должен был знать об этих различиях и о том, что рассматриваемый отрывок не имеет никакого отношения к его аргументации. На самом деле, похоже, что некоторые из апостолов держали слуг, поскольку Христос хвалит их за строгое соблюдение долга:

"Кто из вас, имея слугу пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли благодарить слугу за то, что тот исполнил приказание? Не думаю." [99]

Одного этого отрывка было бы достаточно, чтобы показать, что Христос и Его апостолы не жили в общинах, где все были равны, а следовали принятым обычаям окружающей социальной системы, хотя и придерживались определенных правил, таких как брать только одну одежду и не брать с собой денег, когда они отправлялись в путешествия. Те сходства между учением ессеев и Нагорной проповедью, на которые указывает доктор Гинзбург, относятся не к обычаям секты есеев, а к общим заповедям человеческого поведения - смирению, кротости, милосердию и так далее.

В то же время ясно, что если ессеи в целом и соответствовали некоторым принципам, заложенным Христом, то некоторые из их доктрин полностью расходились с доктринами Христа и ранних христиан, в частности, их обычай молиться на восходящее солнце и их неверие в воскрешение тела [100]. Апостол Павел осуждал аскетизм, основную доктрину ессеев, предупреждая братьев, что "в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, ... запрещая вступать в брак и повелевая воздерживаться от мяса, которое Бог сотворил, чтобы его принимали с благодарением верующие и знающие истину. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением... напомни братьям об этом, и будешь ты добрым служителем Иисуса Христа".

Это наводит на мысль, что определенные идеи ессеев проникли в христианские общины и были расценены теми, кто помнил истинное учение Христа, как опасное извращение.

Ессеи, следовательно, были не христианами, а тайным обществом, практикующим четыре степени посвящения и связанным страшными клятвами не разглашать священные тайны, доверенные им. И что это были за тайны, как не тайны еврейской тайной традиции, которую мы теперь знаем как каббалу? Доктор Гинзбург проливает важный свет на ессеев, когда в одном отрывке ссылается на обязательство ессеев "никому не разглашать тайные доктрины... тщательно хранить книги, принадлежащие секте, и имена ангелов и мистерии, связанные с Тетраграмматоном и другими именами Бога и ангелов, включенными в теософию, а также в космогонию, которая играла столь важную роль среди еврейских мистиков и каббалистов." [101]

Очевидная истина состоит в том, что ессеи были каббалистами, хотя, несомненно, каббалистами высшего сорта. Кабала, которой они владели, вполне возможно, происходила из дохристианских времен и оставалась незагрязненной антихристианским штаммом, внесенным в нее раввинами после смерти Христа. [102]

Ессеи важны для предмета этой книги как первое из тайных обществ, от которого прямая линия традиции прослеживается до наших дней. Но если в этом мирном сообществе нельзя обнаружить антихристианского влияния, то этого нельзя сказать о последующих псевдохристианских сектах, которые, исповедуя христианство, смешали с христианскими доктринами яд извращенной каббалы, главный источник заблуждений, раздирающий отныне христианскую Церковь надвое.

Гностики
Первой школой мысли, вызвавшей раскол в христианстве, было собрание сект, известных под общим названием гностицизм. В своих более чистых формах гностицизм стремился дополнить веру знанием вечных истин и придать христианству более широкий смысл, связав его с более ранними верами. "Вера в то, что Божественность была проявлена в религиозных институтах всех народов" [103] привела, таким образом, к концепции своего рода универсальной религии, содержащей божественные элементы всего.

Гностицизм, однако, как указывает Еврейская энциклопедия, "имел еврейский характер задолго до того, как стал христианским" [104]. Жак Маттер указывает на Сирию и Палестину как на колыбель, а на Александрию - как на центр гностицизма, где он оказывал влияние во время своего союза с христианством. Это влияние опять-таки было преимущественно еврейским. Филон и Аристобул, ведущие еврейские философы Александрии, "всецело преданные древней религии своих отцов, решили украсить ее трофеями других систем и открыть иудаизму путь к грандиозным завоеваниям". [105] Этот метод заимствования полезных для их целей идей у других народов и религий, всегда был обычаем евреев. Каббала, как мы видели, состояла из этих разнородных элементов. И именно здесь мы находим главного прародителя гностицизма. Масон Жан-Мари Рагон дает ключ к разгадке в следующей фразе: "Каббала - это ключ к оккультным наукам. Гностики родились от каббалистов". [106]

Ибо каббала была намного старше гностиков. Современные историки, которые датируют каббалу публикацией книги Зоар Моше де Леоном в XIII веке или школой каббалиста Ицхака Лурии в XVI веке, скрывают этот самый важный факт, который еврейские ученые всегда четко признавали [107]. Еврейская энциклопедия, отрицая несомненную связь между гностицизмом и каббалой, тем не менее признает, что исследования антикаббалиста Генриха Греца "должны быть возобновлены на новой основе", и далее она показывает, что "именно Александрия первого века или ранее с ее странным смешением египетской, халдейской, иудейской и греческой культуры создала почву и семена для этой мистической философии". [108] Но поскольку Александрия в тот же период была домом гностицизма, который был сформирован из тех же перечисленных здесь элементов, связь между двумя системами явно очевидна. Поэтому прав Маттер, говоря, что гностицизм был не отступлением от христианства, а комбинацией систем, в которые были внесены некоторые христианские элементы. Таким образом, результатом гностицизма была не христианизация каббалы, а каббализация христианства путем смешения его чистого и простого учения с теософией и даже магией. Еврейская энциклопедия цитирует мнение, что "центральная доктрина гностицизма, - движения, тесно связанного с еврейским мистицизмом - была не чем иным, как попыткой освободить душу и объединить ее с Богом"; но поскольку это должно было быть осуществлено "посредством использования тайн, заклинаний, имен ангелов и т.д.", очевидно, насколько сильно даже эта фаза гностицизма отличается от христианства и отождествляет себя с магической каббалой евреев.

Действительно, общепризнанный как основатель гностицизма, еврей, известный как Симон волхв, был не только мистиком-каббалистом, но и признанным магом, который с группой евреев, включая своего учителя Досифея и его учеников Менандра и Керинта, учредил священые мистерии и практиковал оккультные искусства и экзорцизм [109]. Именно об этом Симоне мы читаем в Деяниях Апостолов, что он "околдовал народ Самарии, выдав себя за кого-то великого: которому внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия Деяния", и который стремился купить власть, предложив апостолам деньги. Обезумевший от заклинаний и экстазов, Симон развил манию величия крайней формы, присвоив себе божественные почести и требуя поклонения всего мира. Согласно современной легенде, в конце концов он стал колдуном у Нерона и закончил свою жизнь в Риме. [110]

Распространенность колдовства среди евреев в первом веке Христианской эры показана и в других отрывках Деяний Апостолов. Так в городе Пафос, еврейский лжепророк по имени Бар-Иисус, известный как Елима волхв,выступил против учения святого Павла и навлек на себя проклятие: "О исполненный всякой хитрости и всякого зла. Ты, дитя диавола, враг всякой правды, не перестанешь ли извращать праведные пути Господа?"

Извращение - таков лейтмотив всех низших форм гностицизма. По словам Элифаса Леви, некоторые из гностиков внесли в свои обряды ту профанацию христианских мистерий, которая в Средние века легла в основу черной магии. [111] Прославление зла, играющее столь важную роль в современном революционном движении, составляло кредо гностиков офитов. Офиты поклонялись Змею, потому что он восстал против Бога Иеговы, которого они называли каббалистическим термином "Демиург" [112]. Прославление зла было еще большим символом веры у гностиков каинитов, последователей культа Каина, которого вместе с Дафаном и Авирамом, жителями Содома и Гоморры, и, наконец, Иудой Искариотом, они считали благородными жертвами Демиурга [113]. Воодушевленные ненавистью к социальному и моральному порядку, каиниты "призывали людей разрушать дела Божьи и совершать всякого рода бесчестия". [114]

Эти люди были врагами не только христианства, но и ортодоксального иудаизма, поскольку именно против Бога евреев Иеговы была направлена их ненависть. Другая гностическая секта, карпократиане, почитавшие как бога своего лидера Карпократа Александрийского и его умершего от разврата сына Епифания [115], с презрением относились ко всем писаным законам христианства и иудаизма, и признавали только знание, данное великим людям каждой нации - Платону и Пифагору, Моисею и Христу, - которое "освобождает человека от всего, что вульгарно называют религией" и "делает человека равным Богу". [116]

Таким образом, уже у карпократиан II века мы видим тенденцию к тому обожествлению человека, которое составляет высшую доктрину тайных и социалистических обществ наших дней. С тех пор ведётся война между двумя противоборствующими принципами: христианским представлением о человеке, идущем к Богу, и представлением тайных обществ о человеке как о Боге, не нуждающемся ни в откровении ни в руководстве свыше, кроме закона его собственной природы. А поскольку эта природа сама по себе божественна, то все, что из нее вытекает, достойно похвалы, и действия, которые обычно считаются греховными, не подлежат осуждению. Рассуждая таким образом, карпократиане пришли к тем же выводам, что и современные коммунисты в отношении идеальной социальной системы. Так например, Эпифан считал, что, поскольку сама природа раскрывает принцип общности и единства всех вещей, то те человеческие законы, которые противоречат этому закону природы, являются преступными нарушениями законного порядка вещей. До того как эти законы были навязаны человечеству, всё было общим - земля, имущество и женщины. По словам некоторых современников, карпократиане, потворствуя своим прихотям, вернулись к этой примитивной системе с общими женщинами.

Другая гностическая секта антитактов, следуя тому же культу человеческой природы, учила бунту против всех положительных религий и законов. Члены секты адамитов Северной Африки, сделав еще один шаг к возвращению к природе, сбрасывали с себя всю одежду на своих религиозных службах, чтобы показать первобытную невинность Эдемского сада - прецедент, которому последовали адамиты Германии в XV веке. [117]

"Эти гностики", - говорит Элифас Леви, "под предлогом 'одухотворения материи' материализовали дух самыми отвратительными способами.... Восстав против иерархического порядка, они хотели заменить мудрую христианскую трезвость и послушанием законам на мистическую свободу чувственных страстей.... Враги семьи, они хотели вызвать бесплодие, увеличивая распутство." [118].

Систематически извращая доктрины христианской веры, гностики утверждали, что обладают истинными версиями Евангелий, и исповедовали веру в них, исключая все остальные. [119]. Так, например, у эвионитов была своя искаженная версия "Евангелия от Матфея", основанная на "Евангелии от евреев", известном ранее еврейским христианам. У маркосеев была своя версия "Евангелия от Луки", у каинитов - свое "Евангелие от Иуды", а у валентиниан - свое "Евангелие от Иоанна". Как мы увидим позже, именно "Евангелие от Иоанна" было специально выбрано для извращения христианства.

Конечно, в этом духе извращения не было ничего нового; много веков назад пророк Исайя осудил его словами: "Горе тем, которые называют зло добром и добро злом; которые почитают тьму светом, а свет - тьмой!" Но роль гностиков заключалась в том, чтобы превратить извращение в систему, связав людей в секты, действующие под видом просвещения, чтобы затемнить признанные идеи морали и религии. Именно это составляет их важность в истории тайных обществ.

Можно ли самих гностиков рассматривать как тайное общество или, скорее, как сеть тайных обществ, - остается открытым вопросом. Жак Маттер, цитируя ряд авторов III века, показывает возможность того, что у гностиков были свои мистерии и посвящения; отцы церкви определенно соглашались с этим. [120] Согласно Тертуллиану, валентиниане извратили Элевсинские мистерии, превратив их в "святилище проституции" [121].

Известно, что валентиниане разделяли своих членов на три класса - пневматиков (духовных), психиков (душевных) и гиликов (материалистов); говорят также, что василидяне обладали тайными доктринами, известными едва ли одному из тысячи членов секты.

Из всего этого Жак Маттер делает следующие выводы:

• Гностики утверждали, что с помощью традиции они придерживаются тайной доктрины, превосходящей ту, что содержится в публичных писаниях апостолов.
• Что они не донесли эту доктрину до всех....
• Что они передавали её друг-другу посредством эмблем и символов, как показывает Диаграмма офитов.
• Что в этих сообщениях они имитировали обряды и испытания Элевсинских мистерий. [122]

Это притязание гностиков на обладание тайной устной традицией, известной под именем Гнозис или Каббала, подтверждает концепцию гностиков как каббалистов и показывает, насколько далеко они отошли от христианского учения. Ибо ради идеи, что "одна доктрина для невежественных, а другая - для посвященных" гностики восстановили ту самую систему, которую христианство должно было разрушить. [123]

Манихейство
Рассмотрев гностические секты, действующие в более или менее подрывных целях под прикрытием эзотерических доктрин, мы находим в манихеях Персии, появившихся столетием позже, секту, воплощающую те же тенденции и находящуюся еще ближе к организации тайного общества.

Основатель манихейства Кубрик родился в Вавилонии примерно в 216 году н. э. Говорят, что еще ребенком он был продан в рабство богатой вдове из Ктесифона, которая освободила его и после своей смерти, оставив ему большое богатство. По другой версии - ибо вся история Мани зиждется на легендах - он унаследовал от богатой старухи книги сарацина по имени Скифиан о мудрости египтян. Объединив доктрины, содержащиеся в этих книгах, с идеями, заимствованными из зороастризма, гностицизма и христианства, с некоторыми собственными добавлениями, он разработал философскую систему, которую начал преподавать. Затем Кубрик изменил свое имя на Мани и провозгласил себя Параклетом, обещанным Иисусом Христом. Его последователи были делились на два класса - внешний круг слушателей или борцов и внутренний круг учителей или аскетов, которых называли избранными. В качестве доказательства их сходства с масонами было сказано, что для опознания своих манихеи использовали тайные знаки, захваты руками и пароли. Согласно легенде, Мани взялся вылечить больного сына персидского царя, но принц умер, после чего с Мани заживо содрали кожу, а его труп повесили у городских ворот. Каждый год после этого, в Страстную пятницу, манихеи проводили траурную церемонию, известную как Бема, вокруг катафалка Мани, чьи реальные страдания они обычно противопоставляли нереальным страданиям Христа.

Фундаментальным учением манихейства является дуализм - существование в мире двух противоположных начал - света и тьмы, добра и зла. Учение основано на зороастрийской концепции Ормузда и Ахримана, но настолько извращенной и смешанной с каббалистическими суевериями, что персидские священники встретили его столь же яростным осуждением, что и отцы-христиане. Согласно учению Мани, вся материя является абсолютным злом, принцип зла вечен, само человечество имеет сатанинское происхождение, а первые люди, Адам и Ева, являются отпрысками дьяволов [124]. Во многом ту же идею можно найти и в еврейской каббале, где говорится, что Адам помимо других отвратительных действий сожительствовал с дьяволицами женского пола, в то время как Ева утешала себя дьяволами мужского пола, что стало причиной рождения расы демонов. Ева также обвиняется в сожительстве со Змеем [125]. В "Ялкут Шимони" также рассказывается, что за 130 лет, которые Адам жил отдельно от Евы, "он породил поколение дьяволов, духов и гоблинов". [126] Таким образом, манихейская демонология проложила путь для умиротворения сил тьмы, практикуемых евхитами в конце IV века, а затем павликианами, богомилами и люциферианцами.

Таким образом, именно в гностицизме и манихействе мы находим свидетельства первых попыток извращения христианства. Сам факт того, что все они были осуждены церковью как ереси, имел тенденцию вызывать к ним сочувствие, но даже Элифас Леви признает, что здесь действия церкви были правильными, поскольку "чудовищный гнозис Мани" был осквернением не только христианских доктрин, но и дохристианских священных традиций.

Начало главы 1
Список литературы (1-436)
Список литературы (437-872)
К Содержанию
Previous post Next post
Up